Исходный размер 600x839
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

С незапамятных времен люди поднимали свои глаза к небу. Они следили за сменой дня и ночи, пытались по длительности светового дня отследить закономерность в сменяемости времен года, наблюдали за фазами луны, чтобы посадить урожай, ориентировались по звездам и пытались прочесть в них знаки судьбы. Небо всегда присутствовало в жизни человека и, как это ни странно, оно всегда находило свое отражение в искусстве.

В религиозном сознании небо занимает особое место. Оно означает не только небесный свод, где располагаются Солнце, Луна, звезды и другие светила, но и мир духовный, незримый для человека. В Христианстве небо играет особенно важную роль, ведь Бог создал его и свет, то есть Солнце, в первый день, раньше, чем создал Землю. В Библии сказано, что существует три неба. Первое — воздушное, второе, в котором находится Вселенная или космос. Также существует третье небо, в котором обитает Господь. Именно на третьем небе находится Бог после своего воскрешения и туда стремятся праведные души, чтобы провести вечность подле него, в царствии небесном. Там они ожидают того момента, когда будут воссоединены со своими обновленными телами на земле, то-есть воскреснут, чтобы встретиться с богом на небесах.

Однако небо является важным символом не только для Христиан. Авангардисты стремились все пересмотреть и переосмыслить, создать что-то такое, с помощью чего можно было бы постичь новый мир, его законы, которые подчинены только принципам нашего восприятия. Поэтому и небесный купол они понимали по-своему. Так уважаемый в те времена философ Николай Федоров говорил, что ширь русских просторов способствует образованию особого характера и это позволит нам победить космос. И авангардисты хотели его победить, для них это означало возможность вырваться за грани реальности.

Они жили в эпоху, когда пошатнулась Ньютоно-Картезианская модель мира, которая гласила, что все состоит из атомов, которые движутся по определенным неменяющимся законам, что означает, что если понять эти законы, можно просчитать бушующее. Поэтому художники-авангардисты придумывали новые символы, вместо символов классической культуры, в которой, например, Солнце есть Бог. Художники стремились создать современную Вселенную, в которой каждое их творческое высказывание и есть новый мир.

В этом визуальном исследовании приведено сравнение двух, копалось бы совершенно не похожих друг на друга мировоззрений, с помощью сопоставление изображения неба древними иконописцами и авангардистами.В этом визуальном исследовании приведено сравнение двух, копалось бы совершенно не похожих друг на друга мировоззрений, с помощью сопоставление изображения неба древними иконописцами и авангардистами.

Солнце, луна и звезды

Исходный размер 2480x871

Мозаики Сан-Марко, сотворение света, XIII в., фрагмент/ В. Баранов-Россине, Адам и Ева, 1912 г.

В восточно христианском искусстве солнце является олицетворением Бога и широко используется. Авангардисты также прибегали к его изображению на картинах с религиозным сюжетом и не только.

Исходный размер 2480x1133

Мозаика Сан-Марко в Венеции. Сцена: Чудо во время Исхода, византийский мозаист, 13 в./ Любовь Попова, Архитектоника, 1917 г.

Исходный размер 2480x1414

Чудо Георгия о змие, XVIII в./ Марк Шагал, Этюд к «Волшебной флейте», 1965 г.

На этой картине Марка Шагала присутствует антропоморфное солнце. Этот элемент широко распространен в иконописи. С помощью этого простого знака изображается присутствие Бога.

Исходный размер 2480x1204

Мозаика собора Монреале, Сицилия, XII в./ С. Судейкин, эскиз занавеса к спектаклю «Торжество державы», 1913 г.

Нередко на иконах встречается одновременное изображение луны и солнца. Это символизирует рай или вечное спасение.

Исходный размер 2480x1208

Всех скорбящих Радость, накладные элементы, XVI в./ Марк Шагал, «Пшеничное поле

Исходный размер 2480x1305

Фрагмент мозаики Палатинской капеллы, XII в./ В. Кандинский, «Все святые», 1911 г.

Исходный размер 2480x647

София Премудрость Божия, XVII в., фрагмент/ Александра Александровна Экстер, Нарцисс: триптих, XX в.

Звезды и другие небесные тела Бог создал на четвертый день творения. Их изображения в соответствующих сюжетах гармонично сплетены с историей христианства.

Изобразительные приемы

Исходный размер 2480x1823

Икона «Богоматерь всех скорбящих», XVII в./ Казимир Малевич, «Красная Фигура», 1930 г.

Исходный размер 2480x946

Вознесение Ильи пророка на огненной колеснице, XVIII в. /Н. Кульбин, «Мимоза», 1910 г.

Декоративные полосы присутствуют на всех этих изображения и являются характерным изобразительным элементом, который привлекает внимание зрителя.

Исходный размер 2480x789

Византийская мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе, VI в./ Франц Марк, Большая желтая лошадь, 1913 г., фрагмент

Исходный размер 2469x1073

Благовещение, XVII в./ Казимир Малевич, Городок, 1910 г.

Исходный размер 2480x1097

Спас в Силах, XV в., фрагмент/ К. Петров-Водкин, Богоматерь с младенцем, 1922 г.

На Восточно-Христианских иконах можно часто встретить изображения множества ангелов, которые заполоняют небо. Похожими приемами пользуются авангардисты, умещая на заднем плане множество фигур.

Исходный размер 2480x642

Ангел Апокалипсиса. Русский Север. Рубеж XVII–XVIII вв./ С. Судейкин, «Морская идиллия», 1914 г.

Исходный размер 2480x1235

Преображение Господне, XVI в./ П. Мартынюк, Свержение самодержавия, 1930-е гг.

Исходный размер 2480x1373

Воскресение — Сошествие в ад, XVI в./ Казимир Малевич, «Торжество неба», 1907 г.

Композиция и логика изображения

Исходный размер 2480x1120

Икона «Хвалите Господа с небес» XVI в./ Марк Шагал, «Ной и радуга», 1966 г.

Исходный размер 2480x1145

Клеймо иконы «Апостол Петр, со сценами жития апостолов Петра и Павла» конец XVII в./ Василий Кандинский, «Пейзаж с красными пятнам», 1913 г.

Исходный размер 2480x1585

Икона «Видение пономаря Тарасия», XVIII в./ Марк Шагал, «Полет художника», 1979 г.

Исходный размер 2480x976

Огненное восхождение пророка Ильи, XV век/ Нататья Гончарова. Соляные столпы, 1909–1910 гг

Исходный размер 2480x1137

Вознесение, Польша, конец XVI в./ Марк Шагал, «Исход», 1952-66 гг.

Исходный размер 2480x1503

Икона Архангел Михаил, конец XVIII в./ Д. Моор, Плакат «Слава победителю-красноармейцу!», 1920 г.

В иконописи и духовной традиции радуга означает связь человека и Бога. Однако на этом плакате Д. Моора ее можно расценивать как символ новой светлой жизни.

Исходный размер 2480x1653

Огненное восхождение пророка Илии, Новгород, Вторая четверть XVI в./ Марк Шагал. Карусель Лувра, 1954 г.

Исходный размер 2480x1434

Моисей принимает скрижали завета, Византия, XI в./ Марк Шагал, «Моисей получает Скрижали Завета», 1966 г.

Исходный размер 2480x1676

Евангелист Марк, XVI в., фрагмент /М. Ларионов офицерский парикмахер 1909 г.

Красное полотно, которое на иконах зачастую располагается в самом верху, на фоне неба, называется велум и отсылает к античной традиции, в которой подобной тканью занавешивались двери и портики. В иконе этот символ используется для ограничения внутреннего пространства.

Исходный размер 2480x1038

Огненное восхождение пророка Илии с житиём, XVIII в./ М. Шагал, Авраам и три ангела, 1958 г.

Исходный размер 2480x878

Византийская мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе, VI в./ С. Судейкин, «Влюбленные в поле», 1912 г.

Исходный размер 2480x1040

Мозаики Сан-Марко, сотворение света, XIII в. /Марк Шагал, Роспись потолочного плафона Парижской оперы, 1964 г.

Заключение

Таким образом, в восточно христианском и авангардном принципах изображения неба прослеживается яркое сходство. Художники-авангардисты, безусловно, черпали вдохновение в религиозных изображения прошлого. Однако использовали старые, всем известные и понятные знаки и приемы, чтобы говорить об актуальных им проблемах.

Творческий проект

Идея моего творческого проекта состоит в том, что бы совместить космическую тему и стилистику древнерусского лубка и сделать серию иллюстраций.

Исходный размер 2166x1620
Исходный размер 4106x3546
Исходный размер 1533x2166
Исходный размер 1919x720
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше