Original size 901x1200

Советский монтаж и его наследие

162
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Лекторий НИУ ВШЭ на выставке-форуме «Россия» представил ряд докладов, среди которых был рассказ о языке и наследии советского кинематографа.

big
Original size 1712x656

Развитие кинематографа начинается в России одновременно со всем миром. Первый кинопоказ состоялся в Петербурге 4 мая 1896-го года, вскоре открылись первые кинотеатры (точнее: электротеатры).

Уже в 1900-м году в России появляется первая фирма по организации киносъемок, к 1910-м годам рост кинематографической промышленности становился все более заметным, меняются очертания культурной индустрии, где театр постепенно уступает место кино.

Легендарная актриса немного кино Вера холодная и Иван Мозжухин в роли Германа их фильма Я. Протазанова «Пиковая дама»

Первые отечественные кинокартины заимствовали сюжеты у романов и песен, а мизансцену — у классического театра, но уже скоро рядом с этим «зрительским» кино начинает формироваться новый тип авангардного кинематографа: авангардный. Здесь режиссеры активно экспериментировали с новыми языками и техниками, в том числе с биомеханикой Мейерхольда и концепцией «аттракциона».

big
Original size 2818x1076

Бурное развитие отечественного кинематографа начинается после Революции.

27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации отечественного кинопроизводства.

1 сентября 1919 года в Москве была создана (первая в мире) Государственная школа кинематографии, она находилась в двух комнатах бывшей частной квартиры. С этого начиналась история ВГИКа.

Original size 1599x899

Сергей Эйзенштейн за монтажным столом

В 1920-е годы переживает свой расцвет не только практика, но и теория советского кинематографа.

Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов и их последователи развивают принципы монтажа, который в дальнейшем будет называться советским.

Это динамичный, остро-выразительный монтаж, благодаря которому не только рассказываются истории, но и вершится История.

Original size 1280x853

Плакат и кадры из фильма Эйзенштейна «Стачка» (1924)

Кинорежиссер в таком кино понимается не как суверенный творец, представляющий зрителю плод своего воображения, но как проводник общественно значимых смыслов и «инженер человеческих душ». Он создает художественный образ, который призван не просто рассказывать о чем-то, но убеждать своего зрителя. Так фильм «Октябрь» или «Броненосец Потемкин» является не рассказом о революции, а одним из ее действующих механизмов, художественной «машиной», работающей с сознанием зрителя с тем, чтобы удержать достигнутые революцией результаты, поддержать энтузиазм, продолжить движение по заданному революцией пути.

Original size 544x306

Кадры из фильм С. Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925)

Original size 1200x800

Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925)

Кадры из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925)

Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потемкин“» (1925) и из картины В. Пудовкина «Мать» (1926)

Советские режиссеры вырабатывают целый ряд приемов и методов создания экранного образа, которые в арсенале кинематографистов по сей день. Например, можно вспомнить «эффект Кулешова», «ритмический монтаж» Эйзенштейна, рассуждения Дзиги Вертова о «расшифровке действительности» в кино и так далее.

Original size 500x360

Кадр из фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929)

Советский остро-выразительный монтаж стал важной страницей в истории кино, однако, это отнюдь не означает, что все отечественные фильмы снимались в таком духе. Все-таки это очень напряженное и непростое повествование, на которое массовый зритель не всегда настроен.

Original size 2000x1496

Сергей Эйзенштейн. Кадр из фильма «Иван Грозный» (1944)

После 1920-х годов экспериментальных фильмов становится меньше, они уступают место более простым и понятным кинематографическим конструкциям (повлиял на этот процесс и переход к звуковому кино). И все же наследие режиссеров-авангардистов не было забыто. Элементы стиля 1920-х встречаются и в картинах периода Оттепели, а концепция «интеллектуального монтажа» Эйзенштейна остается востребованной в современном авторском кино и видеоарте.

Кадр из фильма М. Калатозова «Летят журавли» (1957} и афиша картины «Девять дней одного года» М. Ромма (1961)

Когда кадры не плавно перетекают друг в друга, а сталкиваются, высекая искру нового смысла, когда режиссера ставит перед собой задачи перестройки сознания зрителя с помощью художественного высказывания, когда экранный образ оказывается не отражением зрительского представления о жизни, а пространством поиска новых форм восприятия действительности — опыт советского монтажа оказывается наиболее востребован.

Видеоинсталляция Питера Гринуэя «Золотой век русского авангарда» (2014)

Полную версию лекции можно увидеть в записи Лектория по этой ссылке (начиная с 04:44:00)

Original size 1280x960
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more