
25 апреля 2025 года мы встретились в пространстве HSE CREATIVE HUB, чтобы обсудить, как технологии раскрывают творческий потенциал ребёнка и помогают сохранить детские рисунки и поделки.
Модератором ивента стал Евгений Рубан — заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ, руководитель отдела дополнительного образования
Вкратце рассказываем, о чем говорилось на дискуссии и предлагаем посмотреть полную версию ивента в видеозаписях в HSE DESIGN LAB.

«CREATIVE HUB» — промокод на скидку 5% на все курсы ДПО
Перед дискуссией директор HSE ART GALLERY, продюсер и куратор выставочных проектов, арт-консультант, выпускница бакалавриата «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ Васса Пыркова представила новую цифровую платформу EXISTING_LINK_1_1761461579167_t54s6o5×8. Это пространство было создано для бережного хранения детского искусства.
kiiids.art выросла из экосистемы цифровых платформ Школы дизайна. Чтобы рисунок ребенка остался на долгие годы в цифровом альбоме, родителю достаточно зарегистрироваться, загрузить фото или скан рисунка, подписать его и выбрать подходящие теги. Также можно дополнить иллюстрацию рассказом о том, как создавался рисунок или что там изображено.
После цифровизации детские работы могут обрести физическое воплощение и стать напечатанными реальными картинами, календарями, постерами и другими вещами. Платформа выходит также в офлайн пространство и впервые в 2025 году участвует в ярмарке АРТ МОСКВА. На kiiids.art будут также запускаться различные конкурсы, чтобы детские рисунки становились частью живого процесса и продолжали свою выставочную историю.

Васса Пыркова: «Помещенные в правильный контекст детские работы могут составлять конкуренцию взрослому искусству».

Как хранят детское творчество родители сейчас?
Создатель проекта «Город для детей», мама и блогер Ирина Энговатова назвала стадии хранения, которые проходят у нее детские поделки и рисунки: - Картинная галерея дома - Коробки - Файлы, альбомы - Чат в мессенджере с заметками
Автор книги «Мама, я поела и в шапке», журналист, сценарист, специалист по финансовой грамотности подростков, автор ТГ-канала «Планше и Бланманже» Зинаида Лобанова добавила, что про дачу, куда отвозится всё ненужное, а часть детских работ постепенно выбрасывается с течением времени. Родителям стоит адекватно относиться к творчеству детей, возможно, необязательно хранить абсолютно все работы.
Зинаида Лобанова: «У родителей часто нет времени и сил, чтобы придумать, как сохранить рисунки своего ребенка. Поэтому такой сервис, как kiiids.art очень важен и нужен».


Заслуживает ли детская работа находиться в культурном диалоге со взрослыми произведениями?
Васса считает, что все зависит от контекста. В детском возрасте бывает трудно определить, вырастет ли из этого ребенка великий художник. Часто благодаря набранным знаниям и опыту, человек может стать востребованным мастером, хотя в детстве ничто не предвещало успеха. Вассе тоже интересно, почему выставочный процесс в основном игнорирует детское творчество и хотелось бы изменить эту тенденцию.
Ирина Энговатова заметила, что многие бренды делают спецпроекты с детским творчеством, выпуская лимитированные коллекции. Ольга добавила, что в пространствах для детей очень органично смотрелось бы детское искусство. К тому же это воодушевляло бы других детей творить.
Ольга Тарандовская: «На товарах для детей детское творчество будет смотреться органично. Дети через свое творчество учат нас не следовать шаблонам. У взрослых уже много стереотипных рамок в жизни, а у детей их еще нет».
Евгений Рубан предложил обсудить популярную тему взаимодействия детей с гаджетами. Какие плюсы и минусы видят гости дискуссии в цифровизации?
Знакомство с диджиталом у всех начинается с мультиков, которые не рекомендуют показывать до 3 лет. Потому что до этого возраста это неосознанное потребление контента. Ольга поделилась, что ее ребенок в 4 года уже знает такой термин, как «погуглить». К некоторым ресурсам они в семье обращаются, чтобы расширить кругозор ребенка. Например, посмотреть видео с какой-то экзотической птицей или каким-то природным явлением.
Дочке Ирины 5 с половиной лет, и из гаджетов у нее пока есть только часы, благодаря которым стало понятно, что девочке нравится фотографировать. Поэтому родители стали искать компактный недорогой фотоаппарат, чтобы развивать новое хобби.
Зинаида добавила, что сейчас много онлайн-обучений и сервисов для творчества, которые особенно важны для закрытых подростков. Благодаря таким цифровым инструментам они могут самовыражаться и развиваться. Для родителей полезно было бы сделать приложение-переводчик с современного сленга на понятный язык, чтобы взрослые могли «держать руку на пульсе».
Васса Пыркова: «Нужно разрешать двигаться маленькому человеку туда, куда ему хочется».


Как сейчас дети проводят время?
Маленькие дети по-прежнему включены больше в офлайн пространство. Но уже в 5 лет дочка Ирины созванивается по электронным часам с подружками и переписывается смайликами, так как писать еще не умеет.
Ольга считает, что видеозвонки — очень классная возможность пообщаться с родственниками, находящимися далеко. В 4 года сейчас ребенок уже понимает разницу между офлайн магазинами и маркетплейсами.
Зинаида рассказала историю, как ее дочки познакомились за границей с девочками и благодаря гаджетам продолжили общаться онлайн после отпуска. Но детям нужно объяснять, как важно живое общение. Зинаида сталкивалась с подростками, которые не могут выразить свою мысль на родном языке.
Курсы по раннему развитию в основном бессмысленны и больше нужны родителям. Дети же пока ходят по бесконечным кружкам упускают моменты общения со своими сверстниками. В будущем они чаще всего ничем не отличаются от тех, кого с 3 лет не водили на математику. Важно развивать мелкую моторику — это факт. Сейчас в тренде все активности, которые были раньше: классики, игра «резиночка», походы.
Мероприятие прошло 25 апреля с 18:30 до 21:30 в пространстве HSE CREATIVE HUB.
Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке HSE CREATIVE HUB, можно узнать на сайте https://creative.hse.ru/hub.