
В разных странах сообщество смотрит на комикс по-разному. Чаще всего перед каким бы то ни было принятием всерьез комикс проходит через огромное количество проблем, связанных с видимостью несерьезности.
Мощнейшим двигателем на пути развитию какой угодно индустрии является возможность ее коммерционализации. И Американская поп-культура (в том числе и комикс) это наглядно демонстрирует. Нам очевидны плюсы, которые дает «денежный» вектор развития, такие как, например, массовость, активное привлечение авторов, создание среды, благоприятной для творческих процессов. Однако если взглянуть на ситуацию шире, то становится понятно, что капитализм всегда диктует свои правила автору о том, что, когда и как он будет производить, если хочет дольше существовать как автор.
Одним из интересных моментов этих сложных отношений автора и рынка является целый спектр услуг, который общо называется «франшиза». С юридической точки зрения, отношения в рамках франшизы предусматривают факт передачи автором прав на использование созданного им контента.
В современном мире слово «франшиза» используется в гораздо более широком смысле. Франшизой можно назвать цикл объектов, историй, концептов, объединенных одной вселенной/персонажами.
После этой мысли возникае вопрос, который сильно влияет на значение комикса в массовой культуре: в какой момент появляется франшиза? Можно ли утверждать, что франшиза появляется только после того, как создается комикс? Отнюдь не всегда. Однако для многих комиксов появление франшизы на их основе стало поворотным, и отчасти спасительным сюжетом, потому что это побудило интерес широкой аудитории к индустрии комикса.
Не стоит думать, что это может достаться легко. С приходом больших денег в сферу комикса, капитализм (и не только он, на самом деле) начал диктовать, что хочет видеть рынок. Иногда это означало появление фильмов, сериалов и мерча на основе какого-либо сюжета, но иногда это приводило к тому, что комикс становился побочным или сопроводительным материалом.
В своем исследовании я собрала американские комиксы, поделив их на три категории по принципу первенства появления: — «Сначала комикс, потом франшиза»; — «Сначала франшиза, потом комикс»; — «Нетипичное развитие»
Несомненно, первенство появления не всегда гарантирует приоритетность и высокую важность продукту, также как и комикс в качестве дополнительного продукта не говорит о том, насколько сам комикс качественный и интересный. Однако, это отчасти раскрывает роль комикса в американской капиталистической системе поп-культуры: подпитывая интерес, производитель контента стремится капитализировать любой продукт по максимуму.
Сначала комикс, потом франшиза
В эту категорию входят те комиксы, которые появились раньше, чем сериалы и фильмы, снятые по ним. Чаще всего эти комиксы имеют широкую и хорошо сформулированную вселенную со множеством ответвлений
Обложки комикса Арчи, издающегося с 1940 года по настоящий день
Кадр из сериала «Ривердейл», снятого по мотивам комикса «Арчи»
Комиксы издательства «Арчи"(издательство получило свое название благодаря главному персонажу своих комиксов) получили широкое распостранение. В процессе переработки серий комиксов, получили жизнь такие сериалы как «Сабрина маленькая ведьма», «Ривердейл» и «Леденящие душу приключения Сабрины».
Коллекционная обложка выпуска комикса «Сабрина маленькая ведьма»
«Телевизионная» Сабрина, которую знает большинство
Отдельно стоит выделить супергеройские и суперзлодейские комиксы.
Здесь существует целый спектр персонажей, начиная Суперменом и Бетменом, заканчивая Капитаном Америкой и Человеком-пауком.
Супергеройские комиксы получают популярность в 60ые, и с тех пор они извесны по всему миру.
Первый выпуск комикса про Супермена, 1938 год
Кадр из фильма «Супермен», 1978
Нельзя не отметить «Трансформеров».
Получив огромную популярность при первом издании, они утратили ее в процессе. Таким образом, Marvel (которым принадлежали права на издательство комикса в первые годы) начали перепродавать права на франшизу другим компаниям.
Благодаря этому «Трансформеры» получили множество разных ответвлений сюжетов. Помимо этого, на основе франшизы позже были сняты мультсериалы и фильмы.
Некоторые из обложек комикса про трансформеров
Кадр из фильма «Трансформеры. Последний рыцарь»
Кадр из мультфильма «Трансформеры
Сначала франшиза, потом комикс
В эту категорию я отнесла комиксы, которые появились на основе уже существующих франшиз.
Создание комикса на основе другого продукта позволяет студиям охватить как можно больший круг потребителей, а также поддержать лояльность у фанатов франшизы.
Такие комиксы зачастую делаются на основе детских продуктов, и продуктов для подростков.
Обложки комикса про Микки Мауса, выпускаемого в конце 90х
Disney подарил миру много ярких и современных образов. Многие из них, несмотря на свою актуальность, существуют уже почти столетие.
Отдельное место в истории Disney занимает Микки Маус. Мультфильмы про маленького мышонка впервые увидели свет в 1928 году.
Комикс, который начали издается с 1989 года, являясь дополнением франшизы.
Одно из первых превью к мультфильму про Микки Мауса
«Три мушкетера: Микки, Дональд, Гуфи», 2004
«Микки Маус: Большой балет», 2016
«Том и Джерри» — еще одна горячо любимая франшиза, получившая продолжение в виде комикса.
Разворот комикса «Том и Джерри. Друзья на веки»
Кадр из мультфильма «Том и Джерри. Бравые ковбои!»
Кадр из мультфильма «Том и Джерри в Нью-Йорке»
Нетипичное развитие
В эту категорию я добавила франшизу, коротая использует функционал комикса каким-то интересным образом.
Каст сериала «Баффи истребительница вампиров»
Одним из интересных способов использования комикса мне кажется случай, произошедший с сериалом «Баффи, истребительница вампиров».
В свое время фанатам не понравилась концовка сериала, она показалась им жестокой и несправедливой по отношению к одному из персонажей, Спайку.
Поэтому вскоре после начала сериала, у него появилось не только воплощение, но и продолжение в виде комикса, в котором события развиваются дальше.
Впоследствии Спайк получит «еще одну жизнь» в другом сериале этой вселенной, который называется «Ангел».
Страницы первого выпуска комикса «Баффи, истребительница вампиров»
Страницы из выпусков восьмого сезона, основанного на сериале. Здесь Баффи уже не борется с вампирами; ее враги имеют инопланетную природу
Заключение
Комикс может занимать очень разные позиции в сфере поп-культуры.
При помощи комикса можно подогревать интерес; комикс может выступать оригинальным произведением; может быть маркетинговым инструментом.
Источники
https://shazoo.ru/2021/06/19/111530/bezumnye-priklyucheniya-lyubimyh-geroev-v-trejlere-animacionnogo-seriala-tom-i-dzherri-v-nyu-jorke https://unicomics.ru/comics/issue/amazing-spider-man-001 https://pikabu.ru/story/chto_sluchilos_v_yetot_den___vyishel_pervyiy_komiks_supermen_6736907 https://best90.ru/devyanostye/komiksy-90-x-godov-chto-my-chitali-v-detstve.html https://www.kinopoisk.ru/media/article/4000765/ https://com-x.life/reader/5572/136543#page-4 https://adme.media/tvorchestvo-kino/14-faktov-o-legendarnom-multfilme-radi-kotorogo-my-v-detstve-vstavali-v-nesusvetnuyu-ran-2331065/ (дата обращения 05.12.22)