
Концепция
Сороковые годы 20 века олицетворяют эпоху пессимизма и разочарования, царившие в то время в американском обществе, поэтому неудивительно что главным жанром голливудского кино 1940-х является жанр нуар (то есть, темный или черный). Фильмы нуар это чаще всего криминальные драмы, где главный герой (обычно честный детектив) соглашается выполнить работу и становится частью запутанной истории. Стилистике жанра нуар присущи большое количество темных сцен с контрастным освещением, планомерное нагнетение саспенса через диалоги и мрачная атмосфера.
Согласно предисловию к «Справочнику по американскому нуару» Роберта Оттосона, одним из факторов зарождения нуара является влиение поэтического реализма французского кино 1930-х годов. В стилистической основе этого направления лежит эстетическое отображение жизни «маленького» человека, который обречен.
В данном исследовании на основе культовых фильмов французского поэтического реализма и американского нуара я постараюсь определить элементы стилистики поэтического реализма, которые повлияли на становление жанра нуар.
Роковые женщины
Роковая женщина — неотъемлемый сюжетообразующий персонаж фильмов нуар. Она невероятно красива, соблазнительна и коварна, но важнее всего, что главный герой (в фильмах нуар это почти всегда частный детектив) никогда не может противостоять ее чарам. Он всегда становится частью «игры», которую ведет роковая красотка, и пытается спасти ее и себя.
Однако еще до появления жанра нуар в кино, образ обольстительной и опасной женщины нередко встречался в французском поэтическом реализме. Не всегда такая героиня сама затягивала героя в передряги, но почти всегда любовь к ней приносила ему беды и опасности.
Габи, обворожительная парижанка, покоряет сердце главного героя Пепе, и в конце концов любовь к ней приводит его к гибели, когда он, несмотря на опасность быть схваченным, пытается догнать возлюбленную на корабле

1. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937
Инес, любовница Пепе, нельзя назвать роковой красоткой, однако ее любовь также вредит главному герою, ведь, не желая расставаться с возлюбленным, она сдает его полиции
2. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937
Мадлен манипулирует чувствами Люсьена с самого знакомства, то сближается с ним, то расстается, в конце концов герой не выдерживает бесчувственности роковой красотки и убивает ее
3. Кадр из х/ф «Серцеед», реж. Жан Гремийон, 1937
Нелли, хоть и невероятна красива, отнюдь не коварна, тем не менее, когда главный герой солдат Жан влюбляется в нее, он лишает себя возможности спастись, рискуя своим побегом, он спасает героиню от злобного опекуна, и сам погибает
4. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938
Северина влюбляет в себя машиниста Жака Лантье, чтобы тот убил ее мужа, однако герой, страдающий приступами ярости, убивает ее и себя, когда осознает, что красавица использовала его
5. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938
Бриджит манипулирует частным детективом Сэмом Спейдом и влюбляет его в себя, чтобы спастись от своих сообщников и избежать наказания за убийство, однако Сэм разгадывает замысел девушки и, несмотря на свои чувства к ней, сдает ее полиции
6. Кадр из х/ф «Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941
Филлис, обворожительная, холодная и расчетливая красотка, которая соблазняет страхового агента Уолтера и уговаривает его убить ее мужа, но в конце концов Уолтер осознает истинные намерения обольстительницы, и они оба получают по заслугам
7. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944
Лора является роковой красоткой лишь частично, она становится возлюбленной детектива Эндрюса, но до раскрытия преступления, она не раз врет ему и мешает расследованию
8. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944
Кэти становится возлюбленной детектива Джеффа Бейли, который должен был разыскать ее для бывшего любовника, девушка манипулирует Бейли, убивает двух людей и настаивает на том, чтобы они бежали вместе, однако детектив сдает ее полиции, и в погоне она убивает его, а сама погибает, когда машина переворачивается
9. Кадр из х/ф «Из прошлого», реж. Жак Турнёр, 1947
Эльза очаровывает Майкла О’Хара и уговаривает его работать на яхте, пока они с мужем путешествуют, на самом деле она планирует убийство мужа и хочет сделать Майкла виновным, однако в итоге сама погибает, а герою удается спастись
10. Кадр из х/ф «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947
Туман и дождь
Дождь и туман являются важной частью визуального повествования в фильмах нуар. Они нагнетают тревожную атмосферу саспенса, символизируют безысходность ситуации и нередко отражают внутреннее подавленное состояние героев.
Все эти функции дождь и туман также выполняют в фильмах поэтического реализма, это позволяет предположить, что такой стилистический прием нуар подчерпнул в том числе и из французского кино.
Туман символизирует растерянное и угнетенное состояние новоиспеченной жены Жюли, которая чувствует себя чужой на барже мужа, с которым они постоянно ссорятся
11. Кадр из х/ф «Аталанта», реж. Жан Виго, 1934
С самого начала фильма туман почти не рассеивается в городе, в который приезжает главный герой, беглый солдат Жан, это становится предзнаменованием неизбежного рока Жана — ему не суждено бежать и спастись
12. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938
Когда главный герой Жак Лантье соглашается убить мужа Северины, идет дождь, предвещающий несчастный конец для обоих возлюбленных
13. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938
В этой сцене дождь отражает внутренне состояние главного героя Рика, который испытывает боль от того, что его возлюбленная сбежала
14. Кадр из х/ф «Касабланка», реж. Майкл Кёртис, 1942
Фильм начинается с кадров затуманенного Лос-Анджелеса, это с самого начало держит зрителя в напряжении и ощущении преступления
15. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944
Когда Уолтер Нефф переступает через себя и соглашается организовать убийство мужа Филлис Дитрихсон, его внутренний конфликт и переживания символизирует дождь
16. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944
Детектив Макфёрсон находится в замешательстве и предчувствует неожиданное развитие событий, а дождь на улице усиливает эти ощущения
17. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944
Милдред, пораженная убийством мужа, идет по пирсу в тумане, который символизирует безысходность и отчаяние героини
18. Кадр из х/ф «Милдред Пирс», реж. Майкл Кёртис, 1945
Туман предвещает опасность, в которую попадет детектив Марлоу
19. Кадр из х/ф «Глубокий сон», реж. Говард Хоукс, 1946
Свет и тень
Важную роль, как в поэтическом реализме, так и в нуаре играют свет и тень, которые усиливают напряжение сцен и отражают отчаяние и боль героев.
Пепе выводит на чистую воду предавшего его Реджиса, часы которого уже сочтены
20. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937
Инес с болью наблюдает за тем, как ее возлюбленный Пепе страдает от любви к другой женщине
21. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937
Люсьен Бурраш впадает в бешеное отчаяние и бросается на возлюбленную, чтобы убить ее
22. Кадр из х/ф «Серцеед», реж. Жан Гремийон, 1937
Когда гаснет свет, в хижине, где прячутся герои, начинается перестрелка
23. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938
Франсуа прячется с своей квартире после убийства и осознает безвыходность своего положения
24. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939
Бриджид ведут в полицейский участок, тень от решетки лифта символизирует будущее девушки за решеткой
25. Кадр из х/ф «Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941
Рик страдает от своих чувств к Ильзе, которая вновь появилась в его жизни после того, как сбежала, не объяснившись
26. Кадр из х/ф «Касабланка», реж. Майкл Кёртис, 1942
Филлис возвращается с Уолтером после убийства мужа, на ее лице ни тени сомнения, она не жалеет о своем деянии
27. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944
Уолдо решает спрятаться на кухне Лоры и завершить начатое — убить возлюбленную, чтобы она никому не досталась
28. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944
Милдред в участке полиции осознает безвыходность своего положения и решает взять всю вину себя
29. Кадр из х/ф «Милдред Пирс», реж. Майкл Кёртис, 1945
Герои едут в полной темноте, когда Кэти видит огни полицейских машин и понимает, что Джефф сдал ее полиции
30. Кадр из х/ф «Из прошлого», реж. Жак Турнёр, 1947
Детали
В поэтическом реализме и нуаре почти всегда показаны детали, которые как влияют на сюжет и помогают герою осознать правду, так и раскрывают его состояние и передают общее настроение сцены.
Нелли находит запонки своего возлюбленного Мориса в погребе, в этот момент она понимает, что ее опекун убил молодого человека
31. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938
Когда Клара показывает Франсуа такую же брошку, как и у его возлюбленной Франсуазы, герой понимает, что Франсуаза состояла в любовных отношениях с другим героем, что ранит его
32. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939
Франсуа видит фотографии Франсуазы во время перестрелки полиции и осознает, что у него больше нету надежды на счастливое будщее
33. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939
Разбившиеся часы символизируют кончину Уолдо
34. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944
Кэрол замечает пропажу шляпы и понимает, что Марлоу хочет убить ее, как еще одну лишнюю свидетельницу
35. Кадр из х/ф «Леди-призрак», реж. Роберт Сиодмак, 1944
Одной из самых ярких деталей в фильмах является зеркало, которое раскрывает, героям (и зрителям) их подноготную и усиливает напряжение.
Жак Лантье смотрит на себя в зеркало и понимает, что не сможет совладать со своей яростью и убьет Северину
36. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938
Когда Франсуа видит свое отражение, то вспоминает, как Франсуаза говорила ему нежные слова, боль от потери будущего разбивает сердце герою, и он не может больше выносить свое отражение
37. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939
Марлоу видит свое безумие в отражении и это пугает его
38. Кадр из х/ф «Леди-призрак», реж. Роберт Сиодмак, 1944
В кульминационный момент фильма Майкл, Эльза и ее муж оказываются в зеркальном лабиринте, отражения множатся, и вместе с ними множится и ненависть супругов друг к другу, так начинается перестрелка, в которой Эльза и ее муж погибают, а кошмар Майкла заканчивается
39. Кадр из х/ф «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947
Выводы
В ходе проделанного визуального анализа удалось выявить основные элементы стилистики французского поэтического реализма, которые сыграли важную роль в становлении жанра нуар.
Самым главным элементом стоит выделить образ «роковой женщины», которая изначально появилась в поэтическом реализме, а затем стала неотъемлемым атрибутом в мире нуара.
Также важно отметить, что мотив тумана и дождя, игра света и тени и обилие деталей являются важными выразительными средствами повествования в фильмах поэтического реализма. И в стилистике фильмов нуар они также заняли значительное место как в нарративной, так и в визуальной канве жанра.
Таким образом, можно утверждать, что поэтический реализм в действительности повлиял на появление нуарного кино.
Использованные источники