Original size 564x786

Влияние стилистики поэтического реализма на кино Голливуда 1940-х

PROTECT STATUS: not protected
202
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Сороковые годы 20 века олицетворяют эпоху пессимизма и разочарования, царившие в то время в американском обществе, поэтому неудивительно что главным жанром голливудского кино 1940-х является жанр нуар (то есть, темный или черный). Фильмы нуар это чаще всего криминальные драмы, где главный герой (обычно честный детектив) соглашается выполнить работу и становится частью запутанной истории. Стилистике жанра нуар присущи большое количество темных сцен с контрастным освещением, планомерное нагнетение саспенса через диалоги и мрачная атмосфера.

Согласно предисловию к «Справочнику по американскому нуару» Роберта Оттосона, одним из факторов зарождения нуара является влиение поэтического реализма французского кино 1930-х годов. В стилистической основе этого направления лежит эстетическое отображение жизни «маленького» человека, который обречен.

В данном исследовании на основе культовых фильмов французского поэтического реализма и американского нуара я постараюсь определить элементы стилистики поэтического реализма, которые повлияли на становление жанра нуар.

Роковые женщины

Роковая женщина — неотъемлемый сюжетообразующий персонаж фильмов нуар. Она невероятно красива, соблазнительна и коварна, но важнее всего, что главный герой (в фильмах нуар это почти всегда частный детектив) никогда не может противостоять ее чарам. Он всегда становится частью «игры», которую ведет роковая красотка, и пытается спасти ее и себя.

Однако еще до появления жанра нуар в кино, образ обольстительной и опасной женщины нередко встречался в французском поэтическом реализме. Не всегда такая героиня сама затягивала героя в передряги, но почти всегда любовь к ней приносила ему беды и опасности.

Габи, обворожительная парижанка, покоряет сердце главного героя Пепе, и в конце концов любовь к ней приводит его к гибели, когда он, несмотря на опасность быть схваченным, пытается догнать возлюбленную на корабле

big
Original size 1179x812

1. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937

Инес, любовница Пепе, нельзя назвать роковой красоткой, однако ее любовь также вредит главному герою, ведь, не желая расставаться с возлюбленным, она сдает его полиции

Original size 1177x812

2. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937

Мадлен манипулирует чувствами Люсьена с самого знакомства, то сближается с ним, то расстается, в конце концов герой не выдерживает бесчувственности роковой красотки и убивает ее

Original size 1146x885

3. Кадр из х/ф «Серцеед», реж. Жан Гремийон, 1937

Нелли, хоть и невероятна красива, отнюдь не коварна, тем не менее, когда главный герой солдат Жан влюбляется в нее, он лишает себя возможности спастись, рискуя своим побегом, он спасает героиню от злобного опекуна, и сам погибает

Original size 1226x889

4. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938

Северина влюбляет в себя машиниста Жака Лантье, чтобы тот убил ее мужа, однако герой, страдающий приступами ярости, убивает ее и себя, когда осознает, что красавица использовала его

Original size 1189x886

5. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938

Бриджит манипулирует частным детективом Сэмом Спейдом и влюбляет его в себя, чтобы спастись от своих сообщников и избежать наказания за убийство, однако Сэм разгадывает замысел девушки и, несмотря на свои чувства к ней, сдает ее полиции

Original size 1217x880

6. Кадр из х/ф «Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941

Филлис, обворожительная, холодная и расчетливая красотка, которая соблазняет страхового агента Уолтера и уговаривает его убить ее мужа, но в конце концов Уолтер осознает истинные намерения обольстительницы, и они оба получают по заслугам

Original size 1058x796

7. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944

Лора является роковой красоткой лишь частично, она становится возлюбленной детектива Эндрюса, но до раскрытия преступления, она не раз врет ему и мешает расследованию

Original size 1186x884

8. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944

Кэти становится возлюбленной детектива Джеффа Бейли, который должен был разыскать ее для бывшего любовника, девушка манипулирует Бейли, убивает двух людей и настаивает на том, чтобы они бежали вместе, однако детектив сдает ее полиции, и в погоне она убивает его, а сама погибает, когда машина переворачивается

Original size 1192x896

9. Кадр из х/ф «Из прошлого», реж. Жак Турнёр, 1947

Эльза очаровывает Майкла О’Хара и уговаривает его работать на яхте, пока они с мужем путешествуют, на самом деле она планирует убийство мужа и хочет сделать Майкла виновным, однако в итоге сама погибает, а герою удается спастись

Original size 1198x887

10. Кадр из х/ф «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947

Туман и дождь

Дождь и туман являются важной частью визуального повествования в фильмах нуар. Они нагнетают тревожную атмосферу саспенса, символизируют безысходность ситуации и нередко отражают внутреннее подавленное состояние героев.

Все эти функции дождь и туман также выполняют в фильмах поэтического реализма, это позволяет предположить, что такой стилистический прием нуар подчерпнул в том числе и из французского кино.

Туман символизирует растерянное и угнетенное состояние новоиспеченной жены Жюли, которая чувствует себя чужой на барже мужа, с которым они постоянно ссорятся

Original size 1189x883

11. Кадр из х/ф «Аталанта», реж. Жан Виго, 1934

С самого начала фильма туман почти не рассеивается в городе, в который приезжает главный герой, беглый солдат Жан, это становится предзнаменованием неизбежного рока Жана — ему не суждено бежать и спастись

Original size 1229x887

12. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938

Когда главный герой Жак Лантье соглашается убить мужа Северины, идет дождь, предвещающий несчастный конец для обоих возлюбленных

Original size 1185x841

13. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938

В этой сцене дождь отражает внутренне состояние главного героя Рика, который испытывает боль от того, что его возлюбленная сбежала

Original size 1211x885

14. Кадр из х/ф «Касабланка», реж. Майкл Кёртис, 1942

Фильм начинается с кадров затуманенного Лос-Анджелеса, это с самого начало держит зрителя в напряжении и ощущении преступления

Original size 1055x802

15. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944

Когда Уолтер Нефф переступает через себя и соглашается организовать убийство мужа Филлис Дитрихсон, его внутренний конфликт и переживания символизирует дождь

Original size 1059x806

16. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944

Детектив Макфёрсон находится в замешательстве и предчувствует неожиданное развитие событий, а дождь на улице усиливает эти ощущения

Original size 1181x883

17. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944

Милдред, пораженная убийством мужа, идет по пирсу в тумане, который символизирует безысходность и отчаяние героини

Original size 1190x884

18. Кадр из х/ф «Милдред Пирс», реж. Майкл Кёртис, 1945

Туман предвещает опасность, в которую попадет детектив Марлоу

Original size 1200x880

19. Кадр из х/ф «Глубокий сон», реж. Говард Хоукс, 1946

Свет и тень

Важную роль, как в поэтическом реализме, так и в нуаре играют свет и тень, которые усиливают напряжение сцен и отражают отчаяние и боль героев.

Пепе выводит на чистую воду предавшего его Реджиса, часы которого уже сочтены

Original size 1186x822

20. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937

Инес с болью наблюдает за тем, как ее возлюбленный Пепе страдает от любви к другой женщине

Original size 1138x788

21. Кадр из х/ф «Пепе ле Моко», реж. Жюльен Дювивье, 1937

Люсьен Бурраш впадает в бешеное отчаяние и бросается на возлюбленную, чтобы убить ее

Original size 1157x888

22. Кадр из х/ф «Серцеед», реж. Жан Гремийон, 1937

Когда гаснет свет, в хижине, где прячутся герои, начинается перестрелка

Original size 1227x888

23. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938

Франсуа прячется с своей квартире после убийства и осознает безвыходность своего положения

Original size 1101x801

24. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939

Бриджид ведут в полицейский участок, тень от решетки лифта символизирует будущее девушки за решеткой

Original size 1208x834

25. Кадр из х/ф «Мальтийский сокол», реж. Джон Хьюстон, 1941

Рик страдает от своих чувств к Ильзе, которая вновь появилась в его жизни после того, как сбежала, не объяснившись

Original size 1210x867

26. Кадр из х/ф «Касабланка», реж. Майкл Кёртис, 1942

Филлис возвращается с Уолтером после убийства мужа, на ее лице ни тени сомнения, она не жалеет о своем деянии

Original size 1056x801

27. Кадр из х/ф «Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер, 1944

Уолдо решает спрятаться на кухне Лоры и завершить начатое — убить возлюбленную, чтобы она никому не досталась

Original size 1191x892

28. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944

Милдред в участке полиции осознает безвыходность своего положения и решает взять всю вину себя

Original size 1191x847

29. Кадр из х/ф «Милдред Пирс», реж. Майкл Кёртис, 1945

Герои едут в полной темноте, когда Кэти видит огни полицейских машин и понимает, что Джефф сдал ее полиции

Original size 1195x841

30. Кадр из х/ф «Из прошлого», реж. Жак Турнёр, 1947

Детали

В поэтическом реализме и нуаре почти всегда показаны детали, которые как влияют на сюжет и помогают герою осознать правду, так и раскрывают его состояние и передают общее настроение сцены.

Нелли находит запонки своего возлюбленного Мориса в погребе, в этот момент она понимает, что ее опекун убил молодого человека

Original size 1219x826

31. Кадр из х/ф «Набережная туманов», реж. Марсель Карне, 1938

Когда Клара показывает Франсуа такую же брошку, как и у его возлюбленной Франсуазы, герой понимает, что Франсуаза состояла в любовных отношениях с другим героем, что ранит его

Original size 1103x799

32. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939

Франсуа видит фотографии Франсуазы во время перестрелки полиции и осознает, что у него больше нету надежды на счастливое будщее

Original size 1099x799

33. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939

Разбившиеся часы символизируют кончину Уолдо

Original size 1192x891

34. Кадр из х/ф «Лора», реж. Отто Премингер, 1944

Кэрол замечает пропажу шляпы и понимает, что Марлоу хочет убить ее, как еще одну лишнюю свидетельницу

Original size 2480x1350

35. Кадр из х/ф «Леди-призрак», реж. Роберт Сиодмак, 1944

Одной из самых ярких деталей в фильмах является зеркало, которое раскрывает, героям (и зрителям) их подноготную и усиливает напряжение.

Жак Лантье смотрит на себя в зеркало и понимает, что не сможет совладать со своей яростью и убьет Северину

Original size 1198x892

36. Кадр из х/ф «Человек-зверь», реж. Жан Ренуар, 1938

Когда Франсуа видит свое отражение, то вспоминает, как Франсуаза говорила ему нежные слова, боль от потери будущего разбивает сердце герою, и он не может больше выносить свое отражение

Original size 2480x1350

37. Кадр из х/ф «День начинается», реж. Марсель Карне, 1939

Марлоу видит свое безумие в отражении и это пугает его

Original size 1076x761

38. Кадр из х/ф «Леди-призрак», реж. Роберт Сиодмак, 1944

В кульминационный момент фильма Майкл, Эльза и ее муж оказываются в зеркальном лабиринте, отражения множатся, и вместе с ними множится и ненависть супругов друг к другу, так начинается перестрелка, в которой Эльза и ее муж погибают, а кошмар Майкла заканчивается

Original size 1195x840

39. Кадр из х/ф «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947

Выводы

В ходе проделанного визуального анализа удалось выявить основные элементы стилистики французского поэтического реализма, которые сыграли важную роль в становлении жанра нуар.

Самым главным элементом стоит выделить образ «роковой женщины», которая изначально появилась в поэтическом реализме, а затем стала неотъемлемым атрибутом в мире нуара.

Также важно отметить, что мотив тумана и дождя, игра света и тени и обилие деталей являются важными выразительными средствами повествования в фильмах поэтического реализма. И в стилистике фильмов нуар они также заняли значительное место как в нарративной, так и в визуальной канве жанра.

Таким образом, можно утверждать, что поэтический реализм в действительности повлиял на появление нуарного кино.

Использованные источники

Влияние стилистики поэтического реализма на кино Голливуда 1940-х
202
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more