Original size 1270x1801

Роль перформанса на показе Maison Margiela Artisanal 2024

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАЦИЯ

• Концепция • Контекст • Части показа • Герои • Пространство • Производительность • Заключение

КОНЦЕПЦИЯ

big
Original size 756x354

25-го января 2024 года показ Maison Margiela Artisanal 2024 закрыл кутюрную неделю моды в Париже. Это событие взбудоражило не только мир моды, но и стало широко известным за его пределами, охватив внимание большого количества зрителей и создав новые тренды в социальных сетях. Фото- и видео-отрывки заполонили интернет. Показ назвали предвестником «золотой эры кутюра», которая изменит социальное веяние неразумного потребления и fast fashion. Что же так удивило публику и какова роль перформанса в данном событии?

Разобраться с данными вопросами поможет текст Ричарда Шехнера «Теория перформанса», через призму суждений автора рассмотрим составляющие показа.

Ключевой аспект дома Maison Margiela — идея лиминальности, которая описывает состояние между реальностью и искусством. Зритель, взаимодействуя с перформансом, образами, оказывается в переходной зоне. Показ Maison Margiela Artisanal 2024 идеально подходит для изучения этих элементов. Представляя собой единое музыкально-театральное произведение, он способен вызывать глубокие эмоциональные реакции у зрителя и погружать его в мир художественного опыта. Это позволяет нам проследить динамику переходного состояния, выделяя его различные черты в контексте всего произведения.

Взаимодействие с перформансом Artisanal 2024 становится трансформационным опытом. Зритель не просто наблюдает за показом, он вступает в диалог с ним, переосмысливает свои представления о моде и искусстве. Это состояние «перехода» между реальностью и творческим миром дизайнера, создает уникальное и глубокое впечатление.

Ритуал — это событие, на котором его участники от него зависят; театр — это событие, которое зависит от его участников.

Нельзя не отметить, что модный показ в определенной степени можно рассматривать как ритуал, который повторяется с определенной регулярностью. В мире моды показы коллекций проходят по определенному графику и обычно имеют определенную структуру, которая включает в себя показ моделей в новых коллекциях дизайнеров. Подготовка к показу, сам показ и последующее обсуждение и анализ модных трендов могут рассматриваться как часть общего модного ритуала. Ричард Шехнер в своей работе подчеркивает роль совместных ритуалов как средства объединения общества. Внедрение ритуальных элементов в творческий процесс, как отмечает Шехнер, способствует созданию единого пространства для исполнителей и зрителей, улучшая коммуникацию между ними. Согласно его концепции перформанса, активное взаимодействие зрителя с представлением, позволяющее увидеть привычные явления в новом виде, является ключевым фактором.

Говоря о тексте Шехнера, нельзя не отметить понятия «эффективности» и «развлекательности». ​ С одной стороны, мы видим яркую театральность: иммерсивную постановку, в которой модели в замысловатых образах взаимодействуют с публикой. Красивые костюмы, профессиональные движения создают яркое зрелище, превращая показ в развлекательное событие, на котором можно отдохнуть и получить удовольствие. ​ С другой стороны, определенные действия на подиуме, контекст шоу и последующие события погружают зрителя в состояние глубокой рефлексии. Аудитория начинает замечать тонкие детали, задумываться о более глубоком смысле, проявляя активное участие и причастность. В этом моменте показ превращается в ритуал, который делает выступление эффективным, заставляя зрителя задуматься и пережить нечто более значимое, чем просто развлечение. Также об эффективности говорит высокая производительность, о которой пишет Шехнер: «Обмен товарами и деньгами, захват территорий, бегство побежденных. Стороны намерены добиться того, чтобы встреча была эффективной…».

Театр — срединный мир, где группы взаимодействуют не только благодаря участию зрителей, но и посредством более тонких приемов: включению публики в действие и пространственному оформлению.

Исходя из вышесказанного, можно понять, что показ представляется неким театральным произведением, а Шехнер считал, что театр — смесь или сплетение развлекательного и ритуального.

КОНТЕКСТ

Джон Гальяно — культовая личность в модной индустрии, он прославился как поклонник историзма, создатель театрализованных показов и ярких образов. Когда Гальяно руководил домом Диор, каждый его показ сопровождался особенным шоу, предполагающим полное погружение в тот или иной исторический период.

Original size 1152x589

Dior Spring-Summer 2010 Haute Couture show

Традиционно все показы Maison Margiela, когда во главе дома стоял его основатель Мартин Маржела, проходили в виде концептуальных шоу. Локация, музыка, кастинг, сами образы — всё несло особую задумку дизайнера. Основатель не старался передать идею роскоши, блеска, чего-то идеального, это показывало, что высокая мода может искать вдохновение не только в блеске софитов, но и в полумраке, ведь в нем таиться множество загадок. Так манит Париж 30-х годов глазами Брассая.

Original size 2560x1300

Работы Брассая

Брассаи был скульптором, писателем и фотографом. Его снимки вдохновили Джона Гальяно поставить данное Шоу, это было именно шоу с заглавной буквы. В конце гости поднялись со своих мест, кричали «Браво», такое впечатление можно было произвести, если погружаешь зрителя в атмосферу, где всё воспринимается как правда. Так воспринимаются снимки Брассая. При документальной съёмке фотограф двигается, пытается поймать момент, который будет репрезентовать реальность, а вот снимки Брассая не были документальными, при этом он утверждал, что они имеют тесную связь с реальностью, они правдивы. Брассаи режиссировал все свои снимки, кадрировал, менял картинку для большего восприятия. Он работал с тяжелой камерой, которая требовала установку на треногу, а ночная съёмка нуждалась в магниевой вспышке, которая давала резкий хлопок, а выдержка предполагала, что объекты съёмки должны находиться в неподвижном состоянии несколько минут. То есть сцены побега, погони, грабежей, страстных встреч в борделе были срежессированы, хоть и были похожи на правду.

Original size 1019x545

Фотографии Брассая стали источником впечатлений, которыми Джон Гальяно хотел поделиться со своей публикой, погрузив их в нереалистичаный Париж 30-х годов.

ЧАСТИ ПОКАЗА

Шоу условно состояло из трёх частей: акустическое выступление музыканта Lucky Love, короткометражный фильм База Лурмана и сам показ.

Трек певца Lucky Love Masculinity уже звучал на одном из показов дома Margiela, что говорит о ритуальности выступления. Всё началось с композиции Now I don’t need your love, где музыкант обращается с такими словами: «Сегодня вечером достаточно ли меня для тебя? Достоин ли я твоего драгоценного времени? Не могу поверить, через что ты заставил меня пройти». Данная часть будто бы ведет диалог со зрителем, погружая его глубже в предстоящую историю.

Original size 696x386

Выступление Lucky Love

Далее зрителю показывают короткометражный фильм, режиссёром которого выступил Баз Лурман. Фильм представляет собой абстрактные зарисовки, зритель путешествует по Парижу, знакомиться с его ночными обитателями. В картине раскрываются типажи, которые будто бы сошли с фотографий Брассая. Местами Баз Лурман стремился к сильному совпадению между фотографиями и видеорядом, а иногда его картина намеком отсылает к источнику вдохновения. Здесь мы видим двух героев, один из них помогает другому затянуть шнуры корсета. Действие напоминает управление кукловодом марионетки. Затем зритель видит машину, на заднем сидении которой расположено большое количество кукол, это аллюзия на гостей, которых везут на сам показ. Главный герой фильма совершает ограбление и в панике срывает с себя одежду, он перемещается в туннель под мостом, то есть в реальную локацию показа. ​

Original size 652x412

Отрывок из короткометражного фильма

Original size 2560x1440

Отрывки из короткометражного фильма

Original size 688x390

Отрывок из короткометражного фильма

Этот же герой выходит на импровизированный подиум, соединяя происходящее в фильме и реальность. Образ марионетки не случаен, ведь модель шагает, двигаясь как кукла, которая потеряла управление.

Original size 0x0

Отрывок из короткометражного фильма

ГЕРОИ

Ещё одним источником вдохновения для Гальяно послужили картины Анри де Тулуз-Лотрека, который изображал поднаготную Парижа начала 20-го века. На полотнах светились жители ночного города, основными героями сюжетов стали грабители, проститутки, бездомные и гуляки.

Открыл показ Леон Дам, муза Гальяно. Он выпрыгивает в толпу зрителей и складывается, изображая голод и панику. Невозможно не отметить движения и пластику манекенщика. Тема движения моделей, тема их образности — тоже неотъемлемая часть творчества Джона Гальяно. Его герои не должны статично идти, показывая одежду, они отыгрывают полноценные актерские этюды. Автором этих движений является хореограф Пэт Богуславски, именно он поставил походку Леона Дама с показа Maison Margiela Spring-Summer 2020, которая отличилась яркой виральностью в социальных сетях.

Original size 2560x1440

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Герои показа с помощью своих движений интегрируются в пространстве, взаимодействуют с публикой, превращая зрителя в полноценного участника происходящего. Леон Дам подсаживается к гостям, шепчет различные фразы, облокачивается о бильярдный стол, наливает себе бокал вина. Показ превращается в иммерсивную постановку. Всё происходящее обретает лиминальное состояние, состояние перехода между миром искусства и реальностью.

Original size 0x0

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 688x390

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 2560x1440

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Женские образы плавно входят сквозь туман, с помощью покачивающихся движений они делают акцент на своих формах. Затянутый корсет и накладки на бедрах создают знаменитый силуэт девушек Гибсона. Еще один значимый герой — это грабитель. Модель ломанными движениями проходит основную сцену, вынимая изо рта спичку.

Original size 686x390

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 688x390

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 688x390

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Важной деталью также являются скрещенные руки у моделей, это отсылает не только к образу замерзших в ночи девушек, но и к фирменному образу с показа 1989-го года, что говорит о репитативности и ритуальности. Провокационность образам добавили накладки, имитирующие растительность в паховой зоне. При выходе данной модели можно увидеть удивлённые взгляды гостей, пытающихся понять реальные ли это волосы или элемент кутюрного образа.

Статистика говорит, что кастинг состоял из 23% инклюзивных моделей, представляющих нестандартные параметры индустрии. Они не просто дополняют основных героев, а показывают ключевые для показа образы. Данный факт тоже заставляет публику реагировать, это то, что не входит в принятые каноны. Кульминацией показа стал финальный образ, в котором вышла актриса Гвендолин Кристи, исполняя полноценный театральный этюд.

Original size 2560x1440

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 688x390

Отрывки показа Maison Margiela Artisanal 2024

ПРОСТРАНСТВО

Шоу началось в 3 часа ночи, шёл дождь, всё напоминало фотографии Брассая. Даже бар, который был сконструирован под мостом, содержал в себе элементы того старого Парижа. Большие зеркала, на которых происходила трансляция фильма, бильярдный стол — всё погружало зрителей в атмосферу работ фотографа.

Original size 2560x1300
Original size 2560x1300

Вид через мост Руаяль на мост Сольферино, 1933, Брассаи/Кадр с показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 2560x1300

Первая часть показа проходила под мостом Александра III. Организаторы мероприятия рассчитали, что действие будет сопровождаться первым полнолунием 2024-го года, что придаст большей таинственности показу. Зритель, попадая в заданную атмосферу, теряет связь между реальностью и выдуманным миром.

Модный редактор Хэмиш Блулз вспоминает о показе так: «Слабая дрожь рикошетом прокатилась по моему телу — и затем они пришли: мужчины в корсетах… Это был момент. Маржела, под изящной рукой Джона, всё было доведено до совершенства, всё говорило о старом Париже.»

Original size 2560x1300

Сет-дизайн показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 2560x1300

Сет-дизайн показа Maison Margiela Artisanal 2024

Original size 2560x1300

Сет-дизайн показа Maison Margiela Artisanal 2024

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Если же говорить о производительности шоу, то оно превзошло все ожидания. «Производительность — это не пассивное зеркало этих социальных изменений, а часть сложного процесса обратной связи, который создает изменения.» (Ричард Шехнер 2020).

Походка моделей, поставленная хореографом Пэтом Богуславски, молниеносно стала трендом в социальных сетях. Люди стали снимать себя в различных локациях, повторяя ломаные движения манекенщиков.

Original size 2560x1300

Отрывки пародий из социальных сетей

Original size 2560x1300

Отрывки пародий из социальных сетей

Другой яркий пример обратной связи — это тренд на повторение макияжа моделей шоу. Секрет фарфоровой, как у куклы, кожи заставил пользователей интернета снимать видео с экспериментами, которые помогали добиться схожего эффекта. Спрос зрителей был настолько большим, что главный визажист показа Пэт Макграт раскрыла таинственный метод нанесения маски-пленки. Она записала прямой эфир, где повторила образ, ставший уже культовым в сфере красоты. Теперь образ фирменной куклы Margiela может повторить каждый желающий. Это повлекло большее размещение роликов, где люди при помощи косметики становятся частью визуальной составляющей шоу. Пэт Макграт обрела популярность среди молодого поколения, а критики ознаменовали её лучшим визажистом всех времён.

Original size 692x388
Original size 2560x1440

Макияж с показа Maison Margiela Artisanal 2024

Интерес специалистов индустрии и прессы повлиял на то, что модный дом открыл выставку с объектами кутюрной коллекции, где можно было подробно ознакомиться с источниками вдохновения и процессом создания изделий.

Original size 2560x1300

Выставка, посвящённая коллекции Maison Margiela Artisanal 2024

Помимо виральности, шоу значительно увеличило продажи бренда, последующие коллаборации были проданы за считанные часы, а архивные образы стали объектом охоты на платформах перепродаж. Появление мировых звёзд в образах из коллекции стало нередким явлением. Представители киноиндустрии и инфлюенсеры примеряют изделия дома для различных красных дорожек, а прошедший в Нью-Йорке бал Met Gala был впоследствии ознаменован как Galliano Ball.

Такая резонансная обратная связь свидетельствует о том, что показ имеет большую производительность, что является доказательством эффективности перформанса.

Original size 2560x1300

Грета Гервиг/Ким Кардашьян/Джордан Рот

Original size 2560x1300

Хантер Шафер/Кендалл Дженнер/Аня Тейлор-Джой

Original size 2560x1300

Звёзды на дорожке Met Gala: Бэд Банни/Ким Кардашьян/Гвендолин Кристи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Original size 818x328

Показ Maison Margiela Artisanal 2024, закрывший кутюрную неделю моды в Париже, стал ярким событием, вызвав волну интереса как в мире моды, так и за его пределами. Используя концепцию перформанса, этот показ представил зрителям не просто коллекцию одежды, но и цельное театральное произведение.

Ключевым аспектом шоу стала идея лиминальности, описывающая состояние между реальностью и «искусством». Ритуальные элементы, внедренные в процесс показа, способствовали объединению между моделями-актёрами и зрителями. Взаимодействие публики с представлением в контексте перформанса позволило увидеть привычные явления в новом свете. А эффективность шоу доказала бурную обратную связь со стороны аудитории.

Таким образом, показ стал не только громким событием в модной индустрии, но и предложил зрителям трансформационный опыт, погружая их в диалог с происходящим, следуя канонам перформанса, описанным Ричардом Шехнером.

Bibliography
Show
1.

Шехнер Р. Теория перформанса. — М.: V-A-C Press, 2020. — 486 с.

2.

«Перформанс как способ изучения мира» по книге Ричарда Шехнера «Теория Перформанса», Дом культуры «ГЭС-2» // You.Tube URL: https://www.youtube.com/watch?v=WMCpgyj6laI (дата обращения: 19.05.2024).

3.

John Galliano’s Maison Margiela Artisanal Triumph Was Just One of His Many Unforgettable Shows // vogue.com URL: https://www.vogue.com/article/john-galliano-maison-margiela-couture-hamish-bowles (дата обращения: 16.05.2024).

4.

What makes the Maison Margiela Artisanal show spectacular? // numero.com URL: https://www.numero.com/en/fashion-week/pourquoi-le-defile-maison-margiela-artisanal-est-il-spectaculaire (дата обращения: 17.05.2024).

5.

МУЖЧИНЫ И ДЕВУШКИ ПОД МОСТОМ // theblueprint.ru URL: https://theblueprint.ru/fashion/fashion/christian-dior-haute-couture-spring-2000 (дата обращения: 17.05.2024).

6.

Why are we all talking about Galliano’s latest Maison Margiela Artisanal show? // institutomarangoni.com URL: https://www.istitutomarangoni.com/en/maze35/game-changers/why-are-we-all-talking-about-gallianos-latest-maison-margiela-artisanal-show (дата обращения: 18.05.2024).

Image sources
Show
1.

Artisanal Collection 2024 // maisonmargiela.com URL: https://www.maisonmargiela.com/wx/mm-artisanal-spring-summer-2024.html (дата обращения: 16.05.2024).

2.

What makes the Maison Margiela Artisanal show spectacular? // numero.com URL: https://www.numero.com/en/fashion-week/pourquoi-le-defile-maison-margiela-artisanal-est-il-spectaculaire (дата обращения: 17.05.2024).

3.

MAISON MARGIELA — ARTISANAL 2024 // mazarine.com URL: https://www.mazarine.com/en/projects/maison-margiela-artisanal-2024 (дата обращения: 19.05.2024).

4.

HUNTER SCHAFER IS THE FIRST TO WEAR THAT MAISON MARGIELA COUTURE COLLECTION ON THE RED CARPET // fashionista.com URL: https://fashionista.com/2024/02/hunter-schafer-maison-margiela-artisanal-couture-2024-berlinale-film-festival (дата обращения: 21.05.2024).

5.

Корсеты, винтаж и максимум вырезов: лучшие образы вечеринки Vanity Fair // thesymbol.ru URL: https://www.thesymbol.ru/heroes/parties/korsety-vintaj-i-maksimum-vyrezov-luchshie-obrazy-vecherinki-vanity-faihttps://www.redcarpet-fashionawards.com/2024/02/27/anya-taylor-joy-wore-maison-margiela-haute-couture-to-the-dune-part-two-new-york-premiere/r/ (дата обращения: 21.05.2024).

6.

Anya Taylor-Joy Wore Maison Margiela Haute Couture To The ‘Dune: Part Two’ New York Premiere // redcarpet-fashionawards.com URL: https://www.redcarpet-fashionawards.com/2024/02/27/anya-taylor-joy-wore-maison-margiela-haute-couture-to-the-dune-part-two-new-york-premiere/ (дата обращения: 21.05.2024).

7.

Met Gala 2024: Celebrities, Red Carpet, Theme & More // vogue.com URL: https://www.vogue.com/tag/event/met-gala (дата обращения: 21.05.2024).

8.

Kim Kardashian Is a Broken Margiela Doll // wmagazine.com URL: https://www.wmagazine.com/fashion/kim-kardashian-black-corset-nude-bodysuit-met-gala-2024 (дата обращения: 21.05.2024).

9.

Greta Gerwig Wore Maison Margiela Haute Couture To The 2024 Cannes Film Festival Jury Photocall // redcarpet-fashionawards.com URL: Greta Gerwig Wore Maison Margiela Haute Couture To The 2024 Cannes Film Festival Jury Photocall (дата обращения: 21.05.2024).

10.

Maison Margiela Artisanal Collection 2024 // youtube.com URL: https://youtu.be/DgMJq67ZOwE?si=Ya53e8y9MGrQLwmQ (дата обращения: 22.05.2024).

Роль перформанса на показе Maison Margiela Artisanal 2024
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more