Original size 516x715

Российский видеоарт в глобальном контексте

349
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

14-го октября в рамках образовательной программы выставки «Экранные искусства. Перекличка» прошла лекция Александры Першеевой, посвященная осмыслению отечественного видеоарта в глобальном контексте. Перед нами стояла задача выявить связи между творческими поисками, не знающими границ, на примере нескольких пар российских-иностранных художников, выбирающих похожие темы и стратегии высказывания в поле видеоарта.

Loading...

Началом истории отечественного видеоарта принято называть середину 1980-х, когда на магнитную пленку был снят перформанс Андрея Монастырского, казанские ученые переизобрели светомузыку Скрябина, а художники начали работать с движущимся изображением. В 90-е и камеры, кассеты, техника для обработки видео и звука — становятся более доступными, ставятся все более смелые эксперименты. В 2000-е российский видеоарт уже полностью включен в мировой контекст, в 2010-е годы художники показывают свои работы на крупнейших фестивалях, расширяя возможности экрана, вскоре в России открываются образовательные программы для видеоартистов, молодых мастеров эксперимента в поле экранных искусств.

big
Original size 1280x720

Виктор Алимпиев. Слабый Рот Фронт. 2010

Лекция построена на визуально-семантических аналогий:

Вито Аккончи. Песня на тему. 1971 — Андрей Монастырский. Разговор с лампой. 1984

Нам Джун Пайк. Доброе утро мистер Оруэлл. 1984 — Пиратское телевидение. 1991

Джоан Джонас. Вертикальный сдвиг. 1972 — Гия Ригвава. Не верьте им, они все врут! 1993

Мэтью Барни. Кремастер. 1994-2002 — АЕС+Ф. Inverso mundus. 2015

Эйя-Лииса Ахтила. Где есть где? 2009 — Кирилл Преображенский и группа Vidiot. Курск: Всплытие. 2009

Билл Виола. Мученики.2014 — Виктор Алимпиев. Слабый Рот-Фронт. 2010

Рейчел Роуз. Lake valley. 2016 — Саша Пирогова. Сад. 2017

Original size 1300x346

Группа АЕС+Ф. Inverso mundus. 2015. Скриншот

При погружении в историю видео легко заметить, что российские художники начали использовать этот медиум примерно на 20 лет позже, чем это произошло на Западе, однако, концептуальные решения и методы анализа больших визуальных нарративов (например, транслируемых телевидением) оказываются схожими. Временная дистанция постепенно сокращается, и к началу нулевых можно говорить о полной синхронизации отечественного и мирового видеоарта как в технническом отношении, так и в плане художественных задач.

Original size 1200x502

Саша Пирогова. Сад. 2017

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more