Цели модуля В ходе работы над зином студенты проходят ключевые этапы от разработки макета, сбора материала, до верстки и презентации издания. В ходе модуля студенты изучают дизайнерского подхода к формату зина, принципы создания макета и верстки.
Итоговый проект Авторский зин в 12-36 разворотов. Проект собран в аккуратную презентацию и загружен на сайт студенческого портфолио Школы Дизайн.
Лекции
— Многостраничное издание — Поля в многостраничном издании — Сетка и темпоритмика в зине — Предпечатная подготовка

Сбор контента: Поиск и структурирование материалов
Что это будет? Выбор формата издания
Всегда думайте о формате вашего медиа и как он будет связан с вашим проектом. Это может быть книга, зин, каталог, буклет, газета, брошюра, меню, расписание, инструкция, подарочное издание и т. д.
Выбор размера и затем формата листа
Определившись с темой и примерно понимая контент (материал), мы должны подумать над размером: Это большая / маленькая / средняя вещь? Обратите внимание на содержимое и механику вашего проекта. Они часто сами подсказывают нам размер будущего издания.
Например: карманная вещь Издание должно быть удобным, компактным, помещаться в большой карман куртки или сумки. Небольшой размер помогает содержимому внутри, контент будет удобно рассматривать, а важные детали не будут утеряны. Сценарий: люди могут просматривать эту вещь находясь в дороге, в метро или брать с собой в путешествия… Возможно это личные заметки, они создавались в небольшом блокноте, поэтому большой формат просто не сможет передать атмосферу.
Например: выставочное / подарочное издание
Издание должно быть «просторным», в нем не должно быть «тесно». Оно может быть метафорой большой галереи, о которой пойдет речь внутри. Большой размер позволит углубиться в детали, более подробно рассмотреть их.
Сценарий: подарочное издание. Книга будет жить на полке, а для её изучения потребуется стол, чтобы удобно расположиться и рассмотреть всё.
Еще немного примеров разных форматов…
Сборников текстов о работах художницы Джесси Булливант, Tuukka Kaila формат: 119 × 178 мм
Понятие полосы и зеркала набора
Проектирование разворота чаще всего начинается с определения пропорций полей, потому что именно поля определяют границы главного элемента книги — блока основного текста, или полосы набора. Именно она часто является точкой отсчёта для всей композиции разворота и, как следствие, формирует вид издания.
Полоса набора может включать в себя заголовки, абзацы, цитаты, таблицы и другие элементы, если они входят в основной поток текста; Зеркало набора включает в себя все элементы на странице: полосу набора, а также, сноски, примечания, колонэлементы и т. д.
Полоса набора
Пропорции полей
Поля в книге обладают технической и эстетической функцией. Во-первых, при обрезке стопки страниц теряется от 3 до 5 мм, поэтому текст в край может быть обрезан. Кроме того важно учитывать место под расположение пальцев читателя и сгиб корешка. Во-вторых, смысловой выбор параметров полей может сделать ваш зин более выразительным.
Узкие внешние поля вынуждают читателя менять положение пальцев, чтобы прочесть текст. Это неудобство дизайнер может превратить в приём, однако в остальных случаях лучше избегать такого построения полей.
Средневековый канон
Европейская традиция книжных полей зародилась во времена Средневековья. При построении полей средневековые монахи использовали принцип золотого сечения.
Пример канона Виллара де Оннекура в средневековых книгах
Схема построения гармонического делительного канона Виллара де Оннекура
Канон Виллара де Оннекура можно построить на любом формате:
Пропорция страниц 1:1
Современные поля
В современной типографике поля стали более экспрессивными и динамичными. Их пропорции далеко не всегда подчиняются правилу золотого сечения.
Плохая пропорция полей
Хорошей можно назвать такую пропорцию полей, при которой каждое поле имеет свой, четко отличимый от других, размер.
Статика и динамика
Существуют две основные схемы композиционного построения разворота:
Примеры статики
Примеры динамики
Impact 1.0: Design magazines, journals and periodicals Tony Brook & Adrian Shaughnessy
Модульная сетка
Модульная сетка — сетка из нескольких горизонтальных и вертикальных колонок, образующих модули. Используя модульные группы дизайнер последовательно организует текстовый и визуальный контент.
Еще примеры модульной сетки
Примеры верстки оглавления
Примеры верстки разворотов
Темпоритмика в организации зина
Компоновка зина по своей сути похожа на раскадровку фильма. Нужно воспринимать зин не отдельными страницами, а единым объектом.
Хорошая динамика возникает тогда, когда иллюстрированные материалы чередуются с текстовыми блоками, маленькие элементы чередуются с большими, т. д. Так возникает контраст, который не дает читателю скучать. Существует несколько важных параметров таких как: Цвет и тон. Изменение цвета позволяет с акцентировать внимание читателя на каком-то важном разделе или сделать отбивку между двумя разделами. Размер. Чередование объектов разной крупности создает динамику. Повторение.Частота повторения элементов может указывать на ускорение или замедление.
Препресс (допечатная подготовка) — это процесс, подготовки своего макета к отправке в типографию. Начинается он не после получения последних замечаний от клиента, а уже на старте проекта.
Виды печати
Цифровая печать. Подходит для небольших тиражей, например, например, можно напечатать 100 визиток или десять книг. Такая печать аналогична простому выводу готового файла на цветной принтер. Главное достоинство этого вида печати ― скорость и возможность в любой момент изменить готовый макет.
Офсетная печать. Используется для больших тиражей. Кроме того, чем больше тираж, тем дешевле один экземпляр готового продукта. Главный недостаток офсетной печати — сложность подготовки оборудования и многоступенчатость процесса.
Другие виды печати:
Флексография— часто используется для печати этикеток; Литография — для репродукции или афиши; Шелкография — для печати на стекле, латексе, синтетике и керамических изделиях; Тампопечать — для сувениров вроде ручек или брелоков; Сублимация — для печати на ткани; УФ-печать — здесь материал не важен, но требуются специальные краски; Широкоформатная печать — для наружной печати.
Литография
Препресс
Количество ppi (dpi)
Оптимальное разрешение растровых картинок в полиграфии ― не меньше 300 ppi. Если разрешение будет больше, то машина всё равно скорректирует его до 300. Если меньше — напечатанная картинка может быть размытой.
CMYK
При печати в цветовой модели CMYK триада C + M + Y + K (голубой + пурпурный + жёлтый + кроющий чёрный) накладываются друг на друга в таком порядке ― С, M, Y, K. Перед печатью изображение растрируется — программа автоматически разбивает на маленькие точки под разными углами каждым из четырёх цветов CMYK. Эти точки и расстояния между ними очень малы, поэтому человеческий глаз их не видит.
Максимальный и минимальный процент наложения красок
При офсетной печати краска накладывается на бумагу в несколько слоёв. В светлых областях краски меньше всего, а в тёмных ― больше всего.
Если краски будет слишком много, она может просочиться сквозь поры бумаги и будет видна с обратной стороны страницы. Поэтому при офсетной печати наложение ограничивают настройкой Total Ink Limit. Суммарный процент зависит от большого количества параметров — обычно они указываются в требованиях конкретной типографии. Для офсетной печати на мелованной бумаге суммарный процент равен 320% (для более рыхлой немелованной ― 300%).
Виды черного в препрессе
100% черный Чистый черный, или 100% чёрный — только чёрная краска без примесей. Ее следует использовать для наборного текста и линий, для максимальной четкости. Однако в больших плашках этот черный становиться темно-серым.
Супер-чёрный (Rich black) Смешение трех цветов — 50% циана, 50% мадженты и 40% жёлтого со 100% черного может создать эффект наиболее глубокого и приятного чёрного цвета. Супер-чёрный стоит использовать когда все края печатаемого объекта окружены другими цветами или для крупных текстов или плашек.
Grayscale
При работе с черно-белыми фотографиями необходимо переводить их в режим Grayscale. Даже если вам кажется, что фотография черно-белая в ней могут содержаться примеси других цветов, что может привести к непредсказуемому результату в печати. При переводе цветного фото необходимо сначала перевести его в ч/б, настроить контрастность и только потом переключить режим Grayscale.
Overprint
Обычно краску на лист бумаги наносят поэтапно. Но у этого способа печати есть недостаток — на границе между цветами может появиться тонкая белая линия в результате несовмещения цветов. Эту проблему можно решить при помощи метода наложения Overprint. Кроме того, можно присвоить Overprint и любому другому цвету, но в этом случае при печати можно получить неожиданный эффект. Если Overprint будет присвоен белым элементам на цветном фоне, то на печати они не будут видны совсем.
Вылеты
Листы бумаги режутся большими стопками, в которых листы могут немного сместиться, и тогда нож не всегда точно попадает на линию обреза. Для того чтобы не появились белые края у фотографий или плашек в край или же не были обрезаны важные элементы, во время работы нужно настроить вылеты.