Original size 1140x1600

Майнкрафт — наследие модернизма и будущее архитектуры

PROTECT STATUS: not protected
1586
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Задача этого исследования — показать, почему Майнкрафт это не просто игра для детей, а полноценное художественное высказывание, которое имеет глубокую связь с искусством 20 века.

Майнкрафт — это компьютерная игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году. За 13 лет существования она успела завоевать более 500 млн. игроков. На протяжении всего этого времени Майнкрафт лидирует среди игр по поисковым запросам.

Мы проанализируем культурный контекст Майнкрафта, а после посмотрим, почему он открывает новый взгляд на то, как должен выглядеть окружающий нас мир.

Визуальный мир Майнкрафта

Визуал Майнкрафта представляет собой радикальное упрощение. Все предметы — горы, реки, деревья, дома, животные и персонажи — состоят из кубов. Этот язык идеально масштабируется, позволяя создавать миры, которые не имеют границ.

Широкая аудитория увидела Майнкрафт в 2011 году. Тогда каждый год выходили все более реалистичные игры. Однако Майнкрафт пошел по другому пути. Из-за этого ему пророчили провал, но вместо этого он стал самой популярной игрой в мире.

Как Майнкрафт так точно попал в ожидания аудитории? Ответ можно найти в искусстве модернизма. Мы пройдем путь от Сезанна к Кубизму, от Кубизма к Баухаусу, а затем рассмотрим Минимализм и увидим, как логика каждого течения находит свое отражение в Майнкрафте. После мы перейдем к тому, где Майнкрафт находит свое место в современном культурном контексте и как он помогает архитектору проектировать районы и города.

Сезанн

Очень смело утверждать, что без Сезанна не было бы Майнкрафта, однако этот живописец запустил такие механизмы в Европейском искусстве, благодаря которым он стал возможен.

Сезанн руководствовался одной простой идеей — представить мир объективно. Программное заявление его искусства — «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса» — хорошо встраивается в логику Майнкрафта.

Сезанн пытался структурировать свои ощущения вводя в живопись модуль, в его случае — особый мазок, упорядочивающий пространство картины. В Майнкрафте тоже есть этот модуль — куб. Из-за этого пейзажи Сезанна и графика Майнкрафта имеют определенное родство.

Original size 2133x833

«Гора Сент-Виктуар» написанная Польем Сезанном в 1904 г. и скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x785

«Крыши. Равнина в Провансе» написанная Полем Сезанном в 1885 г. и пейзаж из Майнкрафта

Original size 2133x839

Горы в Провансе, Поль Сезанн, 1890 и скриншот из Майнкрафта

Кубизм

Кубизм возник примерно в 1907 году, под воздействием геометричности африканской скульптуры и живописи Сезанна. Пикассо говорил, что кубизм это «искусство, имеющее дело прежде всего с формами, и когда форма реализуется, она начинает жить своей собственной жизнью».

Тоже самое можно сказать и про Майнкрафт, где геометризированная форма, которая на первый взгляд может показаться излишне формальной, обретает органическую силу и живет собственной жизнью, образуя законченную систему в рамках игры.

В 1907 году вдохновением Пикассо служили африканские скульптуры, поэтому стоит начать повествование о влиянии кубизма на Майнкрафт именно с них.

Original size 2127x917

Подголовник, культура Балуба, Конец 19 — начало 20 века и верблюд из Майнкрафта

Original size 1749x983

Скульптура девочки. Аку аба. Культура Фанти. Начало 20 века. Эндермен из Майнкрафта

Сходство африканской скульптуры с графикой Майнкрафта говорит о том, что в нем реализованы общечеловеческие принципы визуального восприятия.

Original size 2130x989

Пикассо. Женщина с веером. 1907 год. Стив (базовый игровой персонаж)

В картине «Женщина с веером» видно, как Пикассо интерпретировал пластику Африканской скульптуры. Формообразование в картине Пикассо и в Майнкрафте схоже.

Original size 2133x785

Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе. 1907. Деревня в Майнкрафте

Original size 2133x972

Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1908. Скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x980

Жан Метценже, Купальщицы, 1912 г. Скриншот из Майнкрафта

Original size 2133x1067

Портрет мужчины. Хуан Грис. 1923. Портрет Стива, Майнкрафт.

Баухаус

Многие принципы Майнкрафта согласуются с программными заявлениями Баухауса. Декоративные элементы в обоих системах решительно отвергаются (многие из них невозможно воспроизвести в Майнкрафте, в силу логики игры), зато конструктивные решения не скрываются, а выставляются напоказ.

Во всем подчеркивается красота чистых форм. Йоханнес Иттен, преподаватель Баухауса, говорил: «Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения… используя принципы квадрата, треугольника или круга». Это заявление родственно и принципу Сезанна, и конструктивной логике Майнкрафта.

Схожесть языка Майнкрафта и Баухауса доказывается тем, что методы Майнкрафта позволяют сделать практически точную копию здания школы, для которой не требуются обобщения и условности. Наверное, поэтому игроки часто воспроизводят модернистские здания в Майнкрафте.

Original size 2133x703

Здание Баухауса в Дессау. Вальтер Гропиус 1928 год. Копия здания в Майнкрафте, автор неизвестен

Original size 2133x897

Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, Людвиг Мис ван дер Роэ, США (1945–1951). Копия здания в Майнкрафте, Автор: Arqui Blend, 2020 г.

Original size 2133x594

Вилла E-1027, Эйлин Грей, 1930. Вольная копия в Майнкрафте, автор неизвестен

Original size 6047x2022

Шахматы Джозефа Хартвига, 1923—1924. Шахматы в Майнкрафте, автор неизвестен

Шахматы Хартвига имеют четко выявленную конструкцию. Шахматы в Майнкрафте хоть и не являются их копией, но по ним видно, что в процессе их строительства Майнкрафт подталкивал игрока к структурному мышлению.

Original size 2133x890

Чарльз и Рэй Имзы, стеллаж, 1946-1950. Блоки полок в Майнкрафте

В стеллаже конструкция четко выявлена. Полки в Майнкрафте тоже представляют собой конструктор. Из отдельных блоков можно собрать любую конфигурацию.

Минимализм

Минимализм логически вытекает из поисков конструктивистов и продолжает эту линию искусства. Отказ от всего напускного и сосредоточение на сути произведения высвободили художественную смелость. Теперь несколько кубов могли являться произведением искусства, а значит приобретали большую значимость.

Самодостаточность геометрических форм можно обнаружить и в Майнкрафте, где они определяют порядок игрового мира.

Original size 2133x1067

Дэвид Смит, Cubi XX, 1964. Стив, Майнкрафт

Хотя Дэвид Смит и не являтся минималистом, есть мнение, что его творчество является предтечей этого направления. Скульптуры из серии «Cubi» обладают интересным свойством: они балансируют на грани фигуративного и абстрактного.

Original size 2133x766

Дэвид Смитт, 1965, Cubi XXVI. Стив бежит, Майнкрафт

Скульптуры Дэвида Смита доказывают самодостаточность геометрических форм не только в конструктивной, но и в экспрессивной эстетике, что тоже важно для Майнкрафта.

По словам Джадда его работы это «простое выражение сложной мысли». Фиксация этого художника на простых формах и придание им значимости повлияло на Майнкрафт, авторы которого решили сделать из них целый мир.

Original size 2133x700

Дональд Джадд, Оцинкованное железо, 1973 г. Майнкрафт, 4 блока

21 век

В 21-м веке крупные культурные институции разглядели художественную значимость Майнкрафта. У музея Тейт и Центра Помпиду появились программы с использованием игры, а MOMA включил её в свою коллекцию. Архитекторы повсеместно вдохновляются Майнкрафтом.

Шведское Бюро «Equator» в 2013 году даже объявило конкурс на проектирование улицы в Майнкрафте. На сервере можно было предложить варианты того, какой игроки хотели бы видеть улицу в 2023 году. Это открыло новые возможности использования игры, как инструмента для контакта архитектора с пользователем. Такой подход к проектированию может изменить облик наших городов.

Архитектор Бьярке Ингельс строит жилые комплексы с ярко выраженной конструкцией. Каждый куб в здании — одна квартира. Их распределение очень схоже с логикой Майнкрафта.

Original size 2133x692

VIA 57 West, Нью-Йорк, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Логика расположения блоков в Майнкрафте

Временный павильон галереи «Serpentine» сложен из полых кубиков. Их распределение также вписывается в логику Майнкрафта. Это обсуждалось в прессе, а сам архитектор выложил пост с павильоном с хештегом #minecraft.

Original size 2133x695

Павильон галереи Serpentine, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Вольная копия павильона в Майнкрафте

Галерея «Tate» вступила в коллаборацию со студией «Mojand», чтобы создать локации, вдохновленные картинами из коллекции музея. Игроки до сих пор могут «побывать» в знаменитых произведениях.

Original size 2133x698

Лондонская гавань, 1906 г., Андре Дерен. Пространство в Майнкрафте по картине.

Original size 2133x1067

Кристофер Р. В. Невинсон, 1920, «Душа бездушного города». Пространство по картине в Майнкрафте

Кунгсброплан — это открытое пространство в Стокгольме. Архитектурное бюро «Equator» в 2013 году запустило соревнование, которое проводилось в Майнкрафте. В ходе него каждый игрок мог предложить свой вариант перепланировки этой улицы, который мог быть рассмотрен к 2023 году в рамках архитектурного проекта.

Original size 2133x698

Фото Кунгсброплана. Копия улицы в Майнкрафте

Заключение

В этом исследовании мы рассмотрели то, как Майнкрафт соотносится с течениями искусства 20-го века. Думаю, мне удалось продемонстрировать родство принципов, которые перекочевали из высокого искусства в Майнкрафт, продукт поп-культуры. Есть мнение, что такие заимствования опошляют настоящее искусство, однако мне кажется, что это не так. Напротив, в культуре происходит процесс взаимообмена и обогащения.

В 20-м веке Вальтер Гропиус мечтал о создании Gesamtkunstwerk — «великого универсального произведения искусства», в котором бы сочетались конструктивное мышление, живопись, скульптура, архитектура и социальные дисциплины.

В каком-то смысле Майнкрафт удовлетворяет этим требованиям. Он соединяет людей, учит их мыслить конструктивно и подталкивает к созиданию. Инициативы некоторых архитектурных агентств дают надежду, что Майнкрафт станет ступенью на пути к плодотворному сотрудничеству профессионалов и пользователей, которое позволит сделать наш мир комфортнее, удобнее и демократичнее.

Майнкрафт — наследие модернизма и будущее архитектуры
1586
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more