
Задача этого исследования — показать, почему Майнкрафт это не просто игра для детей, а полноценное художественное высказывание, которое имеет глубокую связь с искусством 20 века.
Майнкрафт — это компьютерная игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году. За 13 лет существования она успела завоевать более 500 млн. игроков. На протяжении всего этого времени Майнкрафт лидирует среди игр по поисковым запросам.
Мы проанализируем культурный контекст Майнкрафта, а после посмотрим, почему он открывает новый взгляд на то, как должен выглядеть окружающий нас мир.
Визуальный мир Майнкрафта
Визуал Майнкрафта представляет собой радикальное упрощение. Все предметы — горы, реки, деревья, дома, животные и персонажи — состоят из кубов. Этот язык идеально масштабируется, позволяя создавать миры, которые не имеют границ.
Широкая аудитория увидела Майнкрафт в 2011 году. Тогда каждый год выходили все более реалистичные игры. Однако Майнкрафт пошел по другому пути. Из-за этого ему пророчили провал, но вместо этого он стал самой популярной игрой в мире.
Как Майнкрафт так точно попал в ожидания аудитории? Ответ можно найти в искусстве модернизма. Мы пройдем путь от Сезанна к Кубизму, от Кубизма к Баухаусу, а затем рассмотрим Минимализм и увидим, как логика каждого течения находит свое отражение в Майнкрафте. После мы перейдем к тому, где Майнкрафт находит свое место в современном культурном контексте и как он помогает архитектору проектировать районы и города.
Сезанн
Очень смело утверждать, что без Сезанна не было бы Майнкрафта, однако этот живописец запустил такие механизмы в Европейском искусстве, благодаря которым он стал возможен.
Сезанн руководствовался одной простой идеей — представить мир объективно. Программное заявление его искусства — «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса» — хорошо встраивается в логику Майнкрафта.
Сезанн пытался структурировать свои ощущения вводя в живопись модуль, в его случае — особый мазок, упорядочивающий пространство картины. В Майнкрафте тоже есть этот модуль — куб. Из-за этого пейзажи Сезанна и графика Майнкрафта имеют определенное родство.
«Гора Сент-Виктуар» написанная Польем Сезанном в 1904 г. и скриншот из Майнкрафта
«Крыши. Равнина в Провансе» написанная Полем Сезанном в 1885 г. и пейзаж из Майнкрафта
Горы в Провансе, Поль Сезанн, 1890 и скриншот из Майнкрафта
Кубизм
Кубизм возник примерно в 1907 году, под воздействием геометричности африканской скульптуры и живописи Сезанна. Пикассо говорил, что кубизм это «искусство, имеющее дело прежде всего с формами, и когда форма реализуется, она начинает жить своей собственной жизнью».
Тоже самое можно сказать и про Майнкрафт, где геометризированная форма, которая на первый взгляд может показаться излишне формальной, обретает органическую силу и живет собственной жизнью, образуя законченную систему в рамках игры.
В 1907 году вдохновением Пикассо служили африканские скульптуры, поэтому стоит начать повествование о влиянии кубизма на Майнкрафт именно с них.
Подголовник, культура Балуба, Конец 19 — начало 20 века и верблюд из Майнкрафта
Скульптура девочки. Аку аба. Культура Фанти. Начало 20 века. Эндермен из Майнкрафта
Сходство африканской скульптуры с графикой Майнкрафта говорит о том, что в нем реализованы общечеловеческие принципы визуального восприятия.
Пикассо. Женщина с веером. 1907 год. Стив (базовый игровой персонаж)
В картине «Женщина с веером» видно, как Пикассо интерпретировал пластику Африканской скульптуры. Формообразование в картине Пикассо и в Майнкрафте схоже.
Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе. 1907. Деревня в Майнкрафте
Жорж Брак. Дома в Эстаке. 1908. Скриншот из Майнкрафта
Жан Метценже, Купальщицы, 1912 г. Скриншот из Майнкрафта
Портрет мужчины. Хуан Грис. 1923. Портрет Стива, Майнкрафт.
Баухаус
Многие принципы Майнкрафта согласуются с программными заявлениями Баухауса. Декоративные элементы в обоих системах решительно отвергаются (многие из них невозможно воспроизвести в Майнкрафте, в силу логики игры), зато конструктивные решения не скрываются, а выставляются напоказ.
Во всем подчеркивается красота чистых форм. Йоханнес Иттен, преподаватель Баухауса, говорил: «Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения… используя принципы квадрата, треугольника или круга». Это заявление родственно и принципу Сезанна, и конструктивной логике Майнкрафта.
Схожесть языка Майнкрафта и Баухауса доказывается тем, что методы Майнкрафта позволяют сделать практически точную копию здания школы, для которой не требуются обобщения и условности. Наверное, поэтому игроки часто воспроизводят модернистские здания в Майнкрафте.
Здание Баухауса в Дессау. Вальтер Гропиус 1928 год. Копия здания в Майнкрафте, автор неизвестен
Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, Людвиг Мис ван дер Роэ, США (1945–1951). Копия здания в Майнкрафте, Автор: Arqui Blend, 2020 г.
Вилла E-1027, Эйлин Грей, 1930. Вольная копия в Майнкрафте, автор неизвестен
Шахматы Джозефа Хартвига, 1923—1924. Шахматы в Майнкрафте, автор неизвестен
Шахматы Хартвига имеют четко выявленную конструкцию. Шахматы в Майнкрафте хоть и не являются их копией, но по ним видно, что в процессе их строительства Майнкрафт подталкивал игрока к структурному мышлению.
Чарльз и Рэй Имзы, стеллаж, 1946-1950. Блоки полок в Майнкрафте
В стеллаже конструкция четко выявлена. Полки в Майнкрафте тоже представляют собой конструктор. Из отдельных блоков можно собрать любую конфигурацию.
Минимализм
Минимализм логически вытекает из поисков конструктивистов и продолжает эту линию искусства. Отказ от всего напускного и сосредоточение на сути произведения высвободили художественную смелость. Теперь несколько кубов могли являться произведением искусства, а значит приобретали большую значимость.
Самодостаточность геометрических форм можно обнаружить и в Майнкрафте, где они определяют порядок игрового мира.
Дэвид Смит, Cubi XX, 1964. Стив, Майнкрафт
Хотя Дэвид Смит и не являтся минималистом, есть мнение, что его творчество является предтечей этого направления. Скульптуры из серии «Cubi» обладают интересным свойством: они балансируют на грани фигуративного и абстрактного.
Дэвид Смитт, 1965, Cubi XXVI. Стив бежит, Майнкрафт
Скульптуры Дэвида Смита доказывают самодостаточность геометрических форм не только в конструктивной, но и в экспрессивной эстетике, что тоже важно для Майнкрафта.
По словам Джадда его работы это «простое выражение сложной мысли». Фиксация этого художника на простых формах и придание им значимости повлияло на Майнкрафт, авторы которого решили сделать из них целый мир.
Дональд Джадд, Оцинкованное железо, 1973 г. Майнкрафт, 4 блока
21 век
В 21-м веке крупные культурные институции разглядели художественную значимость Майнкрафта. У музея Тейт и Центра Помпиду появились программы с использованием игры, а MOMA включил её в свою коллекцию. Архитекторы повсеместно вдохновляются Майнкрафтом.
Шведское Бюро «Equator» в 2013 году даже объявило конкурс на проектирование улицы в Майнкрафте. На сервере можно было предложить варианты того, какой игроки хотели бы видеть улицу в 2023 году. Это открыло новые возможности использования игры, как инструмента для контакта архитектора с пользователем. Такой подход к проектированию может изменить облик наших городов.
Архитектор Бьярке Ингельс строит жилые комплексы с ярко выраженной конструкцией. Каждый куб в здании — одна квартира. Их распределение очень схоже с логикой Майнкрафта.
VIA 57 West, Нью-Йорк, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Логика расположения блоков в Майнкрафте
Временный павильон галереи «Serpentine» сложен из полых кубиков. Их распределение также вписывается в логику Майнкрафта. Это обсуждалось в прессе, а сам архитектор выложил пост с павильоном с хештегом #minecraft.
Павильон галереи Serpentine, Бюро BIG (Bjarke Ingels Group), 2016 г. Вольная копия павильона в Майнкрафте
Галерея «Tate» вступила в коллаборацию со студией «Mojand», чтобы создать локации, вдохновленные картинами из коллекции музея. Игроки до сих пор могут «побывать» в знаменитых произведениях.
Лондонская гавань, 1906 г., Андре Дерен. Пространство в Майнкрафте по картине.
Кристофер Р. В. Невинсон, 1920, «Душа бездушного города». Пространство по картине в Майнкрафте
Кунгсброплан — это открытое пространство в Стокгольме. Архитектурное бюро «Equator» в 2013 году запустило соревнование, которое проводилось в Майнкрафте. В ходе него каждый игрок мог предложить свой вариант перепланировки этой улицы, который мог быть рассмотрен к 2023 году в рамках архитектурного проекта.
Фото Кунгсброплана. Копия улицы в Майнкрафте
Заключение
В этом исследовании мы рассмотрели то, как Майнкрафт соотносится с течениями искусства 20-го века. Думаю, мне удалось продемонстрировать родство принципов, которые перекочевали из высокого искусства в Майнкрафт, продукт поп-культуры. Есть мнение, что такие заимствования опошляют настоящее искусство, однако мне кажется, что это не так. Напротив, в культуре происходит процесс взаимообмена и обогащения.
В 20-м веке Вальтер Гропиус мечтал о создании Gesamtkunstwerk — «великого универсального произведения искусства», в котором бы сочетались конструктивное мышление, живопись, скульптура, архитектура и социальные дисциплины.
В каком-то смысле Майнкрафт удовлетворяет этим требованиям. Он соединяет людей, учит их мыслить конструктивно и подталкивает к созиданию. Инициативы некоторых архитектурных агентств дают надежду, что Майнкрафт станет ступенью на пути к плодотворному сотрудничеству профессионалов и пользователей, которое позволит сделать наш мир комфортнее, удобнее и демократичнее.