Исходный размер 1141x1600

Анализ технологий визуальных эффектов в фильмах «Чужой» и «Чужой: Ромул»

12
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

Рубрикатор

— Концепция — «Чужой» 1979 г. — «Чужой: Ромул» 2024 г. — Заключение

Концепция

«Чужой» — франшиза фильмов о борьбе людей с внеземными формами жизни (Ксеноморфами). Первая часть добилась невероятного успеха, что не удивительно. Съемочная группа отлично поработала над тем, чтобы убедительно и реалистично изобразить артефакты, окружающую среду и инопланетные формы жизни. Одной из ключевых составляющих успеха франшизы является впечатляющая работа со специальными и визуальными эффектами, эволюционировавшая вместе с технологиями на протяжении всей серии. В 1980 году «Чужой» (1979 года) получил премию Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Посмотрев на последнюю вышедшую часть франшизы «Чужой: Ромул», можно задаться вопросом: где и как здесь используются спецэффекты, и насколько они отличаются от тех, что были использованы в первом фильме. Как баланс между традиционными методами (грим, механические костюмы) и современными CGI эффектами позволил добиться такой впечатляющей визуальной картиной, сохраняя при этом аутентичность и связь с предыдущими фильмами франшизы. Цель данного исследования: проанализировать сцены, в которых спецэффекты играют ключевую роль, и выяснить, какие технологии были задействованы в процессе производства.

Гипотеза заключается в том, что успешное создание кинокартин франшизы достигается за счет удачного сочетания практических эффектов и современных цифровых технологий. Несмотря на значительные достижения в области CGI, практические эффекты, использованные в фильмах про «Чужого», продолжают оставаться актуальными.

«‎Чужой»‎, 1979

Режиссер: Ридли Скотт Сценарист: Дэн О’Бэннон Супервайзеры по специальным эффектам: Ник Оллдер, Брайан Джонсон Дизайн «Чужого»: Ханс Руди Гигер Художник концептов (Концепции внешнего вида земного корабля): Крис Фосс Художник концептов (Земной корабль и его различные системы, интерьеры): Рон Кобб Эффекты головы «Чужого»: Карло Рамбальди Дополнительная механика «Чужого»: Дэвид Уотлинг Малые формы «Чужого»: Роджер Дикен Ведущий специалист по моделированию: Питер Войси

При создании фильма, сценарист хотел изображать три разных культуры — культуру Земли, культуру инопланетных космических путешественников и культуры инопланетных жителей планетоида. Для воплощения этой идеи, сценарист намеревался нанять три дизайнера для каждой концепции. Для одной из таких, он обратился к Х.Р Гигеру — швейцарскому художнику сюрреалисту, который непревзойденно создает образы кошмаров.

Художник Х. Р. Гигер является создателем монстров на экране «Чужого». Заброшенный корабль пришельцев — это также его творение, как и все инопланетные ландшафты.

После долгих просмотров чертежей в поисках формы инопланетного зверя, Дэн О’Бэннон пришел к Риддли Скоту с экземпляром «Некрономика» с вопросом «Что вы думаете об этом?». Листая страницы, Режиссер наткнулся на этот рисунок, и понял, что это — то, что им нужно.

Исходный размер 1920x1080

«Некроном IV», Ганс Рудольф Гигер, 1976

Была мысль о создании полностью механизированного инопланетянина, но это было очень дорого и времязатратно. Анимация модели стоп кадром была рассмотрена и отклонена по тем же причинам. Смирившись с использованием человека в костюме, Ридли Скот задумывался с идеей использования акробатов. Поэтому они решили сшить костюм для высокого и очень худого мужчины.

Исходный размер 1920x1081

Ханс Руди Гигер лично присутствовал на этапе создания костюма

Самые яркие и пугающие черты чужого во многом основываются на объединении физиологии человека, змеи и насекомого с неестественной органикой, схожей с металлом. Образ ксеноморфа можно разделить на две составляющие черты — его тело, которое напоминает человеческий организм с неестественными пропорциями и измененным строением, а также его голова, которая нарушает привычное представление человеческого мозга о голове животного. Два этих элемента неразделимы и создают единый образ монстра.

post

Продюсер обратился к Карло Рамбальди, для того чтобы инопланетянин функционировал так, как задумывал Гигер, и он согласился.

Так как актеру приходилось носить голову, было очень важно сделать ее как можно более легкой. Рамбальди использовал стекловолокно для черепа и подвижных частей, а алюминий — для поддержки. Язык был изготовлен из стекловолокна, который был установлен на металлических направляющих с зубчатым зацеплением и мог выдвигаться примерно на 20 см. Каждая движущаяся часть тела была соединена специальным кабелем в оболочке, который проходил через отверстие в основании головки.

Для всех движущихся частей было 9 тросов. Кабели были длиной семь метров и соединялись с ручными рычагами, установленными на деревянной панели. Управляя рычагами, можно было сделать много разных движений

Первый набросок Гигера для космического жокея всем понравился. Он смоделировал ее в миниатюре с Питером Войси и выполнил большую часть скульптурных работ. Сначала Питер вылепил основную форму из гипса и различных кусков ребристых трубок, постепенно наращивая ее, чтобы добиться богатой детализации, присутствующей на картине Гигера. Космический жокей был примерно 7 метров в высоту (без основания), а вся декорация на сцене была высотой 13 метров.

Исходный размер 1920x1576

Набросок / Миниатюрная модель / Основная форма Космического Жокея

Для съемок были изготовлены три основные модели «Ностромо»‎: версия для средних и дальних планов (30 см), версии для задних планов (1,2 и 3,7 метров) и 7 тонная установка для сцен расстыковки и поверхности планетоида. Основные контуры меньших моделей были сделаны из дерева и пластика, в то время как большая имела сварную металлическую раму. Отдельная модель длиной около 12 метров была создана для нижней части Ностромо, которая должна отсоединяться от спасательного шаттла, и вдоль которой было запущено тело Кейна во время сцены похорон. Кадры снаружи корабля, в которых персонажи перемещаются внутри через окна, были сняты с использованием более крупных модельных секций, которые содержали проекционные экраны, показывающие заранее отснятый материал.

Исходный размер 692x388

Заброшенный корабль в натуральную величину около 365 см в диаметре был изготовлен Питером Войси. Он был сделан из полистирола с пропущенной через него металлической трубчатой арматурой для опоры. Также, он покрыт сеткой из стекловолокна, пропитанной черным веществом типа эпоксидный смолы, затем поверх него была нанесена тонкая пленка из пластилина с нанесенными на нее деталями.

Объект был помещен в характерную для Гигера обстановку из покрытых гипсом костей и технических артефактов и сфотографирован командой спецэффектов при приглушенном освещении и рассеивающемся дыме.

Исходный размер 1920x1080

Набросок / Макет корабля Жокеев

Посадка была снята с использованием миниатюр. В качестве дополнительного усиления масштаба, трое маленьких детей, одетых в миниатюрные скафандры, заменяли главных героев во время дальних шотов.

Исходный размер 426x240

Шот с посадкой на корабль Космического Жокея

post

Чтобы имитировать слепящую пыльную бурю, сцена была заполнена низкосортный дизельным топливом, испаряющимся в воздухе. В это же время гигантские ветряные машины засыпали миниатюрную площадку песком.

Они использовали много вермикулита — около двухсот или трехсот мешков в день. Он выглядел скорее как мелкая галька, хотя на самом деле очень легкий. В дополнение к вермикулиту и дыму, они использовали много пара для создания атмосферы.

Исходный размер 426x240

Сцена с пыльной бурей

Роджер Дикен сконструировал устройство для лицехвата таким образом, чтоб на одном из пальцев был специальный сустав, где его можно было разжать и снять. Для сцены с кислотой он сделал около шести сменных пальцев с трубочками внутри, чтобы они могли разрезать их лазером, и кислота бы вытекла.

Исходный размер 1920x1081

Съемка сцены с лицехватом

Перед отделом спецэффектов стояла задача по созданию вещества, которое почти мгновенно проедает себе путь через палубу. У них были секции палубы, сделанные из пенополистирола и выкрашенные в серебристый цвет. Затем была произведена смесь химических веществ которая была довольно едкой. В основном это были хлороформ и ацетон с добавлением циклогексиламина, уксусной кислоты и других химических веществ. Эта смесь просто проела пенопласт насквозь.

Исходный размер 692x388

Смесь из химических веществ проедает пенопласт

post

Для сцены с грудоломом, команде по спецэффектам нужен был какой-то гидравлический механизм, чтобы получить первоначальный сильный толчок в грудь. Для этой задачи связались с Роджером Дикеном, и попросили подготовить жесткую версию шарнирного нагрудника. Ник Олдер в свою очередь смастерил консольное устройством предназначенное для того, чтобы поднимать гипсовую грудную клетку вверх со значительной силой.

Исходный размер 692x388

Сцена с шарнирным нагрудником

post

Во время съемки этого шота было около пяти или шести оперативников по спецэффектам: один управлял самим механизмом, который проталкивал грудную клетку; пара других удерживали актера в правильном положении и приводили в действие один из насосов; затем были другие люди, которые ритмично управляли клапанами, чтобы кровь вытекала наружу. Механизм представлял собой пневматический поршень, который выпускал сжатый воздух — давление около 45 или 68 килограмм, который был установлен так, чтобы он поднимал грудную клетку под нужным углом, но при этом оставлял достаточно места для насосов, крови и различных деталей из субпродуктов и прочего.

Исходный размер 692x388

Грудолом вырывается наружу

Сцену первого столкновения зрелого чужого и человека сделали с помощью трубок с кровью, которые находились в кепке актера и пропустили через его волосы. Когда инопланетянин начал сдавливать его голову, съемочная команда начинала откачивать кровь, и она текла по его лицу.

Исходный размер 692x388

«Чужой: Ромул», 2024

Режиссер, исполнительный продюсер: Феде Альварес Продюсер: Ридли Скотт Оператор-постановщик: Гало Оливарес Дизайн производства: Наман Маршалл Супервайзер спецэффектов: Алек Гиллис Супервайзеры спецэффектов: Алан Скотт, Шейн Махан, Линдси МакГоуэн (Legacy Effects) Супервайзер визуальных эффектов: Дэниел Макарин (Weta Effects) Продюсер визуальных эффектов: Кевин Шервуд (Weta Effects) Креативный руководитель: Ричард Тейлор (Weta Effects) Арт-директор: Джо Данкли (Weta Workshop) Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл (Image Engine) Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс (Image Engine) Супервайзер миниатюрных эффектов: Ян Хантер Руководитель производства визуальных эффектов: Эрик Барба Концепт-художник: Мэтью Сэвидж

Созданием чужих занимались супервайзеры спецэффектов Алан Скотт, Шейн Махан и Линдси МакГоуэн. Для того, чтобы оживить ксеноморфа, в фильме использовали и аниматронику и актера. В большинстве крупных планов с лицевой анимацией, которые можно увидеть в последней части франшизы — это аниматроника. Также они создали аниматронику ксеноморфа в натуральную величину. В сценах с движением инопланетянина, например когда они ползают, был задействован актер в костюме.

Исходный размер 0x0

Студия Legacy Effects создавала аниматронику ксеноморфа в натуральную величину. Супервайзеры спецэффектов: Алан Скотт, Шейн Махан, Линдси МакГоуэн.

Исходный размер 1920x1842

Процесс создания костюма ксеноморфа и его головы.

Команда по спецэффектам стремилась оживить «Потомка» с помощью практических методов. Студия Legacy Effects создала протезы и грим для гибрида человека и ксеноморфа. Это был костюм на все тело, дополненный гримом. Но он не был на 100% практическим изобретением, также потребовались некоторые эффекты CG: хвост пришлось добавить с помощью компьютерной графики; рот, похоже, также был улучшен тем же способом. Для улучшения ухмылки оффспринга, (название этого монстра) также использовали CGI, что помогает ей выглядеть слегла нечеловеческой, и это отлично передает ужас всей сцены. Улыбка через маску-протез, возможно, выглядела бы не так органично.

Исходный размер 692x388

Актер Роберт Боброцкий в костюме оффспринга на съемке фильма

Исходный размер 1920x1617

Студия Legacy Effects занималась созданием гибрида ксеноморфа и человека.

Супервайзером миниатюрных эффектов Яном Хантером и компанией Pro Machina в миниатюре были построены зонд и космический корабль, дизайн судна разработал художник Мэтью Сэвидж. Эти две модели были отсканированы и использованы в качестве основы для цифровых моделей.

Исходный размер 1920x1004

Модель космического корабля «Corbelan IV». Супервайзер миниатюрных эффектов: Ян Хантер.

Исходный размер 0x0

Космического корабль в фильме

Для данной части франшизы было создано несколько видов лицехватов: те, которые бегают по полам и стенам; те, которые могли проникать в человека-носителя через рот; те, которые были машинами на дистанционном управлении и так далее. Все они были созданы студией Weta Workshop под руководством Ричарда Тейлора.

Исходный размер 0x0

Создание лицехватов студией Weta Workshop под руководством Ричарда Тейлора.

Грудолом в последней части «Чужого» был практическим эффектом. Актриса лежала на земле с поддельным полом. Также был рычаг, прикрепленный к гидронасос. Маленькая кукла-грудолом выходила через поддельную полую грудь.

Исходный размер 692x388

Супервайзер спецэффектов: Алек Гиллис.

Также, студия Image Engine занималась созданием визуальных эффектов для фильма «Чужой: Ромул», студия обработала всего около 20 кадров компьютерной графики.

0

Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс

Кадры с попаданием кислоты на кожу актеров в этой части фильмов были сняты с помощью CG. На месте ожогов у актеров была загримирована кожа, а уже с помощью компьютерной графики сцены были доработаны.

0

Супервайзер визуальных эффектов: Робин Хэкл Продюсеры визуальных эффектов: Тайлер Вайс, Аннемари Григгс

Заключение

Проанализировав специальные и визуальные эффекты в фильмах «Чужой» 1979 года и «Чужой: Ромул» 2024 года, можно прийти к выводу, что баланс между практическими эффектами и CGI стал ключевым фактором в достижении впечатляющей визуальной картины. Использование практических эффектов наряду с компьютерной графикой не только усиливает реалистичность происходящего на экране, но и сохраняет аутентичность и дух оригинальной франшизы. Это сочетание технологий позволяет создать более глубокую связь между новыми и старыми фильмами. Несмотря на прогресс в области CGI, практические эффекты остаются актуальными и важными для создания реалистичных сцен. Это подтверждает, что современные технологии не заменяют традиционные методы, а дополняют их.

Библиография
Показать полностью
1.

CineFex Magazine 1980, No.001: [журнал], (дата обращения: 18.11.2024).

2.

ALIEN Behind The Scenes (1979) Sci-Fi [интервью], https://clck.ru/3Enpzo, (дата обращения: 22.11.2024).

3.

IMDb, Alien, Full Cast & Crew, https://clck.ru/3EntKT, (дата обращения: 22.11.2024).

4.

IMDb, Alien: Romulus, Full Cast & Crew, https://clck.ru/3EntHU, (дата обращения: 23.11.2024).

5.

Variety, How ‘Alien: Romulus’ DP Galo Olivares Captured That Gruesome Chestbursting Scene, [статья], https://clck.ru/3EntQ3, (дата обращения: 23.11.2024).

6.

Trapped in a Hole for Days and Covered in Blood and Lube, ‘Alien: Romulus’ Star Aileen Wu Breaks Down What It’s Like to Battle Facehuggers and Chestbursters, [статья], https://clck.ru/3Entba, (дата обращения: 23.11.2024).

7.

How miniatures were made on ‘Alien: Romulus’, [статья], https://clck.ru/3Enu8X, (дата обращения: 23.11.2024).

8.

The Beast Within: Making Alien (2003), [DVD], (дата обращения: 23.11.2024).

9.

How the Alien: Romulus Xenomorph was made, [статья], https://clck.ru/3EoUim, (дата обращения: 23.11.2024).

10.

How The Offspring In Alien: Romulus Was Done: How Much Was Practical & How Much Was CGI, [статья], https://clck.ru/3EoaFW, (дата обращения: 24.11.2024).

11.

Fede Alvarez Shares Multiple Alien: Romulus Behind-the-Scenes Pictures! , [статья], https://clck.ru/3EocVw, (дата обращения: 24.11.2024).

12.

Alien: Romulus takes the phenomenally successful «Alien» franchise back to its roots, [статья], https://goo.su/CZhXETu, (дата обращения: 24.11.2024).

13.

Issue #22 of befores & afters magazine — Alien: Romulus, [журнал], https://clck.ru/3EomuE, (дата обращения: 24.11.2024).

Источники изображений
Показать полностью
1.

CineFex Magazine 1980, No.001: [журнал], (дата обращения: 18.11.2024).

2.

Original Space Jockey Model by H.R. Giger. https://clck.ru/3Em7ZV, [статья], (дата обращения: 22.11.2024).

3.

Practical effects, creatures, animatronics and miniatures in Alien: Romulus. https://clck.ru/3EntE7, [видео], (дата обращения: 22.11.2024).

4.

Alien: Romulus | Breakdown Reel | Image Engine VFX. https://clck.ru/3EntfE, [видео], (дата обращения: 22.11.2024).

5.

Legacy effects. CREATURE FX + ANIMATRONICS + MAKEUP FX. https://clck.ru/3EoStp. (дата обращения: 22.11.2024).

6.

Чужой (фильм, 1979), https://clck.ru/3EobDa, [фильм], (дата обращения: 23.11.2024).

7.

Чужой: Ромул (фильм, 2024), https://clck.ru/3EobEt, [фильм], (дата обращения: 24.11.2024).

Анализ технологий визуальных эффектов в фильмах «Чужой» и «Чужой: Ромул»
12
Подтвердите возрастПроект содержит информацию, предназначенную только для лиц старше 18 лет
Мне уже исполнилось 18 лет
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше