
«С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории»
В. И. Вернадский, «Изучение явлений жизни и новая физика»
Данный проект описывает вымышленную институцию будущего и развивает тему ценности искусства в условиях тотального кризиса.
Что если бы сбылись самые мрачные предсказания историков, экологов, и мир стал реальностью из фантастических романов и антиутопий? В условиях дефицита жизненно-важных ресурсов, есть ли шансы у искусства? Размышляя над этими вопросами, был создан проект институции «Ковчег». За ее основу взята концепция музея будущего «Бункер».
Данное исследование делится на 2 части. В первой описывается проект музея «Бункер», от которого отталкивались авторы исследования. Вторая часть предлагает новый вариант с внесенными изменениями, которые должны сделать музей более «жизнеспособным».

Предыстория. Проект музея «Бункер»
Апокалипсис наступил и растянулся во времени. Никто не знает, когда что-то изменится в лучшую сторону. Кризис стал новой формой существования. Привычные институции утрачивают прежний смысл. Люди перемещаются в бункеры. Сколько времени им предстоит провести под землей — никто не знает. Возможно, десятилетия. Возможно, всю жизнь. Бункер становится не временным укрытием, а новой формой общественного устройства.

Арт-группа Провмыза, «Отчаяние», 2008 г., HDV29’45’’ Тираж: 5/7
На фоне этой реальности супружеская пара — чрезвычайно обеспеченные люди, сумевшие гарантировать себе место в подземном убежище, — создают подземный музей «Бункер». Даже после конца света они хотят сохранить и инвестировать в искусство.
Концепция музея
В музее представлены художественные работы, наилучших образом отражающие специфиĸу эпохи капитализма, перепроизводства и бесконечного потребления. Выбранные арт-объеĸты с необходимостью поддержания их существования максимально абсурдны на фоне апоĸалипсиса.
Коллекция «Бункера» не претендует на статус «лучшего из лучшего» и сознательно отказывается от логики канона и рейтингов «самых значимых произведений».
Коллекционеры не стремятся собрать шедевры. Их интересует другое — искусство как отражение эпохи. Здесь соседствуют знаковые работы известных художников, менее заметные произведения тех же авторов, и работы малоизвестных, локальных или маргинальных художников.
Отбор произведений носит случайный характер, чтобы снизить влияние субъективного вкуса и предвзятости.
«Мы не собираем самые знаковые произведения. Мы собираем те, которые, возможно, лучше всего говорят» — комментируют основатели.
Коллекция состоит из 20 работ, выполненных в разных медиумах. Некоторые из них требуют особых условий хранения. Например, в бунĸере оборудован загон для оленей, посĸольĸу одна из инсталляций Карстена Хеллера включает живых животных.


Карстен Хеллер «Сома», инсталляция, 2010 г. Олафур Элиассон «Ледяные часы», инсталляция, 2014 г.
Таĸже есть специальная морозильная ĸамера для подготовĸи льда в рамках проекта Олафура Элиассона «Ледяные часы».
Сам по себе проеĸт является порождением ĸапиталистичесĸого мышления.
Основатели музея и их коллекция
Основатели музея — супружеская пара, очень обеспеченные люди, у ĸоторых заготовлено место в бунĸере.
Общая логика их коллекции раскрывает капитализм и его издержки — как в социальной, так и в художественной сфере.
Юрий Альберт «В моей работе наступил кризис», 1983 г., Художественный музей Циммерли, Нью-Джерси, США.
Андреас Гурски «99 Cent», диптих, 2001 г.
Карл Карнер и Сара Чинелло, KSBrutbladd, 2021 г., алюминий, бамбук, перо, яйцо, грязь, силикон, зажигалка, фото Килиан Флич
Ключевые темы коллекции: - бесконечное стремление к росту капитала; - перепроизводство как следствие автоматизации и машинизации; - снижение качества товаров ради стимулирования потребления; - мода как механизм ускоренной замены еще функциональных вещей; - кризис утилизации и экологическая катастрофа; - превращение человека в товар — через тело, образ, идентичность; - одиночество в условиях избыточного потребления; - сравнение себя с другими как форма социальной нормы; - искусство как финансовый актив; - абсурдность многомиллионных инвестиций в дешевые в производстве объекты; - неравномерное распределение ресурсов — как в обществе, так и внутри арт-системы.
Искусство первой четверти XXI века демонстрирует все эти черты в концентрированном виде. А в условиях апокалипсиса абсурд усиливается: поддержание жизни арт-объектов становится важнее поддержания жизни как таковой.


Эллиот Хадли «Вещь, истерзанная морем», 2009 г., Музей современного искусства, Лос-Анджелес Эндрю Коутс «Загадочный Баджи», галерея RBSA, Бирмингем
Эль Анацуи «Намек», 2014 г.
Проект «Бункер» сознательно не дистанцируется от критики капиталистического мышления. Напротив — он является его прямым порождением. Для хранения и воспроизведения работ в бункере создаются специальные условия (загон для живых оленей, морозильная камера). Расходуются ресурсы, энергия, пространство, человеческий труд. Институция продолжает функционировать по логике избыточности даже после конца света. Это не попытка «спасти культуру», а фиксация того, как именно культура продолжает существовать, когда мир уже разрушен
Отношение «Бункера» к другим институциям
В момент катастрофы привычный мир разрушен, и крупные музеи по инерции прежних ценностей пытаются спасти свои коллекции, продолжая воспроизводить знакомые институциональные модели. «Бункер» сознательно не соотносит себя с ними. Это частная, автономная институция, предлагающая собственный взгляд на историю искусства, не претендующая на универсальность и не стремящаяся стать новым центром. «Бункер» — музей будущего, созданный людьми прошлого. Основатели проекта исходят из мысли, что работы, наиболее точно описывающие эпоху, не всегда совпадают с признанными шедеврами. Поэтому коллекция формируется частично случайно и включает как знаковые произведения известных художников, так и менее заметные работы и произведения малоизвестных авторов. Это намеренно «серая» коллекция, лишенная очевидных икон, но именно благодаря этому более показательная. Коллекция создается как фонд: работы не временно экспонируются, а предназначены для длительного, неопределенного существования в замкнутом пространстве бункера.
Что на самом деле показывает проект «Бункер»
Арт-группа «Провмыза», «Весь мир вверх тормашками», галерея «9Б», фрагмент
«Бункер» — это социальный эксперимент. Он не столько о конце света, сколько о настоящем. Проект демонстрирует, чем является искусство сегодня, какие функции оно выполняет помимо эстетических, как искусство встроено в экономику.
Абсурдность современного искусства проявляется, например, в ситуации, когда государства тратят миллионы на покупку произведений западных художников, в то время как собственные граждане — пенсионеры, учителя, врачи — живут в бедности. Но этот абсурд можно рассматривать и как бизнес-стратегию: покупка искусства становится инструментом мягкой силы, способом налаживания международных отношений, инвестицией в будущее экономическое и политическое сотрудничество. Искусство оказывается не бесполезным — а полезным, но не напрямую. «Бункер» фиксирует этот парадокс, не предлагая моральной оценки.
Музей «Ковчег» как новое кураторское высказывание
Если смотреть на «Бункер» с точки зрения не гипотетического, а реального апокалипсиса, то по пирамиде Маслоу ценность искусства в новых реалиях смогут видеть только люди с удовлетворенными базовыми потребностями, т. е. скорее всего это тот небольшой процент, у кого есть доступ к личным бункерам — элита. Искусство с этой точки зрения становится максимально закрытым, продуктом для избранных. Доступ к нему получают единицы.
В этой связи встают вопросы о функции искусства, и становится очевиден кризис музея как институции.
Кураторы музея переименовывают «Бункер» в «Ковчег». В новом названии заложена ирония, ведь нет никакой гарантии, что хоть что-то из коллекции музея выживет в будущем, как и нет понимания в необходимости сохранения.
Кураторы музея «Ковчег» создают 3 последовательных высказывания:
— Выставка «Искусство, которое мы не можем отпустить», куда входят произведения искусства, требующие максимальных ресурсов для своего сохранения — «Абсурд как экономика», выставка-симуляция — Заключительный этап — отказ институции от привычных функций музея.
Выставка «Искусство, которое мы не можем отпустить»
Первый этап кураторской программы представляет собой выставку-архив, посвящённую фиксации тех форм искусства, от которых общество не готово отказаться даже в условиях катастрофы.
В центре экспозиции — произведения, требующие максимальных ресурсов для своего существования и воспроизведения: объекты, зависящие от постоянного энергоснабжения, контроля климата, участия живых существ и непрерывного человеческого труда.
Например, работа Пьера Юига «Невозделанное», требующая постоянного ухода и контроля экосистемы живых организмов (пчел и растений) или инсталляция «Novecento» Маурицио Каттелана, в которой подвешенное чучело лошади — это объект, нуждающийся в специфических условиях хранения и консервации.
Пьер Юиг «Невозделанное», 2012 г., фрагмент инсталляции, Кассель. Marian Goodman Gallery, Нью-Йорк — Париж и Esther Schipper, Берлин. Фото: Ахим Друкс
Пьер Юиг «Путь в невозделанном», 2012 г., кадр из фильма, Marian Goodman Gallery, Нью-Йорк — Париж, Anna Lena Films, Париж
Каждая работа сопровождается развернутой документацией, в которой подробно отражены реальные затраты на её поддержание внутри бункера: объемы потребляемой энергии и воды, количество корма, часы человеческого труда. Эти данные представлены наравне с самими произведениями и становятся полноценной частью экспозиции.
Параллельно в пространстве выставки демонстрируется информация о состоянии мира за пределами бункера: экологические показатели, уровень разрушений, дефицит ресурсов. Таким образом создается контраст между усилиями, направленными на сохранение художественных объектов, и невозможностью сохранить привычные формы жизни.
Маурицио Каттелан Novecento («Девятьсот»), инсталляция, таксидермированная лошадь, кожаное седло, веревка, 201,2×271×68,6 см., 1997 г.
Цель выставки — зафиксировать и сделать видимым разрыв между ценностью искусства и ценностью человеческого существования, поставив под вопрос саму необходимость удерживать искусство любой ценой.
Иммерсивная выставка «Абсурд как экономика»
Второй этап кураторской программы представляет собой выставку-симуляцию, в которой искусство рассматривается не как автономная культурная ценность, а как экономический инструмент.
Каждое произведение в экспозиции сопровождается подробной информацией о его рыночной стоимости, себестоимости производства, затратах на хранение и воспроизведение в условиях бункера. Таким образом подчеркивается разрыв между символической ценностью искусства и реальными ресурсами, необходимыми для его существования.


Beeple (Майк Винкельманн) «Человек-одиночка», кинетическая видео-скульптура 2021 г.
На выставке представлена кинетическая видео-скульптура Beeple «Человек-одиночка» (Human One) — работа с NFT-токеном. Скульптура состоит из четырехугольной монолитной LED-структуры с видеоэкранами, управляемыми компьютером. Экраны показывают эволюционирующий антиутопический ландшафт, по которому шагает герой, похожий на космонавта. Основное видео из цепочки одноминутных клипов бесконечно обновляется по команде художника.
Скульптура демонстрирует NFT как чистую финансовую абстракцию, лишённую материального носителя, но обладающая колоссальной стоимостью.
Маурицио Каттелан «Комедиант» («Comedian»), инсталляция, 2019 г., Art Basel Miami Beach
«Comedian» или «Комик» — произведение итальянского художника Маурицио Каттелана, созданное в 2019, приобретенное музеем Соломона Гуггенхейма. Позднее одна из версий «Комика» была куплена на аукционе Sotheby’s за 6 240 000 долларов. Это произведение — яркий пример искусства, существующего исключительно за счёт рынка и институционального соглашения.
Дэмьен Херст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991 г.
Посетителям предлагается принять участие в интерактивной модели управления бункером. В их распоряжении находятся ограниченные ресурсы — энергия, еда, рабочее время, — которые они могут распределять между поддержанием жизни и поддержанием искусства. Инвестиции в художественные объекты автоматически уменьшают объем доступных жизненно важных ресурсов, делая выбор наглядным и неизбежным. Например, они могут решить дальнейшую судьбу инсталляции «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) Дэмьена Херста, которая представляет собой пример ресурсоёмкой, токсичной и дорого поддерживаемой работы в условиях «Ковчега».
В рамках этой симуляции институция демонстрирует, что искусство никогда не является «бесплатным»: его существование всегда предполагает отказ от других возможностей.
«После искусства». Финал
«Забвение столь многих событий и фигур вызвано не желанием забыть их, не антипатией, отвращением или безразличием, а исчезновением тех групп, которые хранили память о них». Морис Хальбвакс [3]
Арт-группа «Провмыза», кадр из видео-работы «Вечность», 2011 г.
Заключительный этап проекта — отказ институции от привычных функций музея. «Бункер» прекращает приобретение новых произведений, фиксируя момент, в котором дальнейшее накопление искусства теряет смысл. Коллекция больше не расширяется и не обновляется, а начинает постепенно сокращаться: одни работы утрачиваются из-за невозможности их поддержания, другие сознательно демонтируются, перерабатываются или остаются без условий для дальнейшего существования.
Йоко Оно «Дерево желаний», Лондон, неизвестный фотограф, 2012 год, фотография Wikimedia Commons.
Так постепенно исчезает работа Йоко Оно «Дерево желаний» — посаженное дерево, к веткам которого можно привязать бумажный листок с желанием. По мере роста дерева, листочков становится больше, превращая инсталляцию в символ надежды. Но данная работа требует больших затрат воды, что нецелесообразно в бункере.
Отключается от системы освещения и фильтрации воды в аквариуме в инсталляции Пьера Юига «Кембрийский взрыв».
Пьер Юиг «Кембрийский взрыв», аквариум, живая морская экосистема, лавовая порода, песок, 2016 г., Marian Goodman Gallery


Пьер Юиг «Кембрийский взрыв», аквариум, живая морская экосистема, лавовая порода, песок, 2016 г., Marian Goodman Gallery
На месте исчезающих объектов сохраняются лишь архивные следы — инструкции по воспроизведению, технические описания, финансовые расчёты, фотографии и свидетельства их прежнего присутствия. Материальное произведение уступает место документации, а искусство превращается в знание о самом себе и о системе, в которой оно существовало.
Этот этап во многом напоминает идею куратора Люси Липпард, которая зафиксировала объекты концептуального искусства в своей книге «Шесть лет: дематериализация арт-объекта» (Six Years: dematerialization of the Art-Objeft), 1973 г. «С концептуальным искусством нельзя было прийти в музей и все обозреть, а я как историк и архивист не хотела, чтобы это искусство исчезало у меня на глазах. В книге собраны даже не выставки, а произведения искусства, проекты, публикации, в общем, все, что мне нравилось из происходящего вокруг». [2] Книга Липпард стала архивным памятником, но в отличие от нее очевидно, что документальный архив Бункера скоро исчезнет.


Люси Липпард «Шесть лет: дематериализация арт-объекта» (Six Years: dematerialization of the Art-Objeft), 1973 г.
В этой фазе «Бункер» перестает быть музеем в традиционном смысле и трансформируется в памятник самой идее искусства — как избыточной, парадоксальной, но неизбежной человеческой практики. Институция больше не демонстрирует объекты, а фиксирует исчезновение искусства как симптом эпохи и как финальную форму своего высказывания.
Вернадский В. И. «Изучение явлений жизни и новая физика», Издательство «Известия академии наук СССР», 1930 г., с. 35
Обрист Ханс Ульрих «Краткая история кураторства», издательство «Ad Marginem Press», Москва, 2012, с. 256
Хальбвакс Морис «Коллективная и историческая память», опубликовано в журнале «Неприкосновенный запас», № 2, 2005 г. (40-41)
https://www.sobaka.ru/entertainment/art/194074 (дата обращения: 20.12.2025)
https://mythgallery.art/artists/art-gruppa-provmyiza/works/video-art (дата обращения: 20.12.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Thomas_hirschhorn,break-thorugh(I)_(II), _2016, 01(cr_prato).jpg (дата обращения: 20.12.2025)
https://uralbiennial.aicodes.team/about/ (дата обращения: 20.12.2025)
https://otdelnov.com/ru/gallery-shitty-sea (дата обращения: 20.12.2025)
https://otdelnov.com/ru/gallery-psychozoic-era (дата обращения: 20.12.2025)
https://www.abitare.it/en/archive/2011/01/14/soma-carsten-holler-2/(дата обращения: 20.12.2025)
https://www.sothebys.com/en/artists/sarah-lucas(дата обращения: 20.12.2025)
https://www.stirworld.com/inspire-people-yuri-albert-on-the-conflicted-and-evolved-relation-between-artist-and-audience?t=art (дата обращения: 20.12.2025)
https://34travel.me/post/londone-installyacia-ice (дата обращения: 20.12.2025)
htt https://www.kasmingallery.com/artists/75-elliott-hundley/ps://www.andreasgursky.com/en/works/2001/cent-ii-diptychon/zoom:1 (дата обращения: 20.12.2025)
https://www.munchiesart.club/9-new-and-most-promising-sculpture-and-installation-artists-you-should-know-for-2024/ (дата обращения: 20.12.2025)
https://www.moca.org/collection/work/a-sea-thrashed-thing#: ~:text=Medium, %C3%97%20147.32%20%C3%97%20119.38%20cm (дата обращения: 20.12.2025)
https://rbsa.org.uk/members/andrew-coates/ (дата обращения: 20.12.2025)
Andrew Coates — Artist — RBSA (дата обращения: 20.12.2025)
https://mostmag.ru/jekologija-i-pamjat-pokolenij-top-3-raboty-ganskogo-skulptora-jelja-anacui/ (дата обращения: 21.12.2025)
https://www.perrotin.com/artists/Maurizio_Cattelan/2/novecento/5482 (дата обращения: 21.12.2025)
https://artguide.com/posts/899 (дата обращения: 21.12.2025)
https://www.interior.ru/art/12873-beeple-vistavil-na-torgi-svoyu-pervuyu-skulipturu.html (дата обращения: 21.12.2025)
https://artflashmagazine.ru/skulptura-mauriczio-kattelana-snova-postradala/ (дата обращения: 21.12.2025)
https://smarthistory.org/damien-hirst-the-physical-impossibility-of-death-in-the-mind-of-someone-living/ (дата обращения: 21.12.2025)
https://www.thecollector.com/yoko-ono-artworks-you-should-know/ (дата обращения: 21.12.2025)
https://www.mariangoodman.com/artists/46-pierre-huyghe/ (дата обращения: 21.12.2025)