Original size 1024x1536

Куда сходить зимой: выставки о моде в Москве и Туле

PROTECT STATUS: not protected

Длинные зимние каникулы — редкая возможность смотреть на выставки без спешки, связывая между собой разные сюжеты моды и материальной культуры.

Кроме нашумевшей выставки «Сны Алены» в ГИМ, о которой мы писали в ноябрьской подборке, этой зимой можно посетить сразу несколько крупных проектов, посвящённых текстилю, костюму, дизайну и аксессуарам — от влияния Индии на западную моду до еврейских свадебных ритуалов и наследия дизайна женщин-авангардисток.

А если хочется выехать из столицы, стоит съездить в Тулу: выставка о Тульском Доме моделей показывает, как в региональном контексте формировались собственные представления о стиле, профессии и моде как системе. Вместе эти проекты складываются в цельный зимний маршрут для тех, кто интересуется одеждой не только как вещью, но и как культурным процессом.

Индия. Ткань времени

Место: Музей-заповедник Царицыно Дата: 23 декабря 2025 — 12 апреля 2026

Выставка «Индия. Ткань времени» — масштабный международный проект, посвящённый влиянию индийского текстиля на мировую моду и визуальную культуру. В экспозиции представлено более трёхсот образцов тканей и костюмов из музейных собраний, частных коллекций и домов моды.

Семь залов выстроены как последовательный рассказ о хлопке, шелке, шерсти, вышивке, техниках окрашивания, орнаментах и сари. Кураторы предлагают взглянуть на индийские ткани как на активного участника глобальных модных процессов — от колониальной торговли до prêt-à-porter XX–XXI веков.

«На выставке мы сознательно идём на провокационные сопоставления, выявляем индийские следы в самых неожиданных контекстах, выстраиваем нарративы, которые причудливым образом связывают индийскую текстильную традицию с явлениями западноевропейской и российской моды»

Людмила Алябьева, сокуратор выставки

Между строчками. Швейное мастерство и модная индустрия в Туле 1970–1990-х

Место: Дом Крафта, филиал Тульского историко-архитектурного музея, Тула Дата: 28 ноября 2025 — 24 мая 2026

Выставка посвящена истории Тульского Дома моделей — регионального центра моды, который в 1970–1990-е годы формировал представления о стиле далеко за пределами Тулы. Через архивы, сохранившиеся вопреки закрытию предприятия в начале 1990-х: фотографии, эскизы, документы, видеоматериалы и профессиональные инструменты экспозиция показывает, как в советской системе создавался оригинальный дизайн, а работа художников-модельеров, закройщиков и портных превращалась в пространство эксперимента.

Возникший по инициативе Галины Супрун, в 1980-е работавшей в Тульском Доме моделей художником-модельером, проект выстроен как открытое исследование, приглашающее зрителя дополнить историю личными свидетельствами и взглянуть на советскую моду как на живой, еще не до конца осмысленный опыт.

Светлана Тегин. Кино/театр Светы Т.

Место: Галерея Тотибадзе Дата: 10 декабря 2025 — 14 января 2026

Выставка в Галерее Тотибадзе посвящена театральным и кинематографическим работам Светланы Тегин — области ее практики, менее известной широкой публике, чем создание одежды. В экспозиции представлены эскизы костюмов к фильмам и спектаклям, созданные за последние годы, и раскрывающие Светлану как художника, работающего на стыке моды, сценографии и визуального искусства.

Проект продолжает линию бренда Tegin, для которого подиум всегда был площадкой для художественного высказывания, и показывает, как язык моды трансформируется в костюм, подчиненный драматургии, характеру и движению актера.

Original size 1066x533

Фото: Светлана Тегин

«Отрезы» художницы Ани Гросицкой

Место: ДК Исток Дата: 7 декабря 2025 — 18 января 2026

Аня Гросицкая — художница, работающая с текстилем как с медиумом, в котором ткань выступает носителем памяти, времени и телесного опыта. В этом смысле ее практика органично вписывается в общий разговор, который сегодня ведут выставки о моде, — о материальности, наследии и невидимых историях, скрытых в одежде и текстиле.

Проект «Отрезы» представляет собой тотальную инсталляцию из советских тканей 1970–1980-х годов, где фрагменты перетекают друг в друга, восстанавливая утраченные связи. Куратор Наталья Масталерж (архитектурное бюро Nowadays) выстраивает пространство как сундук с приданым — архив женских судеб и надежд. Ткань здесь работает не как материал для создания одежды, а как способ разговора с прошлым.

От ткани до космоса. Авангардистки дизайна

Место: Всероссийский музей декоративного искусства Дата: 19 декабря 2025 — 29 марта 2026

Масштабный проект Всероссийского музея декоративного искусства посвящён вкладу женщин в развитие российского декоративно-прикладного искусства и дизайна на протяжении более чем ста лет. В экспозиции — свыше 200 экспонатов: от авторского текстиля и фарфора до экспериментального стекла, тканей с инновационными техниками печати и работ модельеров Общесоюзного дома моделей.

Выставка объединяет художниц Абрамцевского круга, авангардисток и советских дизайнеров, показывая, как текстиль, орнамент и форма становились инструментами художественного и социального преобразования. Особое место занимают эскизы интерьеров космических кораблей Галины Балашовой — редкий пример того, как дизайн буквально выходил за пределы земного быта. Центральная инсталляция «В разрезе времени» связывает эпохи, подчеркивая преемственность идей и масштаб женского авторства.

«Мы представляем историю длиною более века и её героинь, которые не просто создавали предметы быта, а формировали пространство жизни, воплощали в нём новые идеи — от ткани до космоса. Их проекты — это наследие поразительной силы, смелости и архитектурного масштаба мысли.»

Татьяна Рыбкина, директор Всероссийского музея декоративного искусства

Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времён

Место: Еврейский музей и центр толерантности Дата: 26 ноября 2025 — 1 февраля 2026

Выставка посвящена еврейской свадьбе как сложному культурному ритуалу, в котором одежда, украшения и визуальные образы играют ключевую роль. Экспозиция из пяти залов и более 200 экспонатов последовательно рассказывает о пяти этапах свадебного обряда. Здесь представлены костюмы, ювелирные украшения, фотографии, документы и произведения искусства, позволяющие увидеть, как формировался образ еврейской свадьбы в разных регионах — от европейских до бухарских и грузинских общин.

Важной частью проекта становится диалог с изобразительным искусством: работы Шагала, Тышлера, Гончаровой и современных художников раскрывают свадьбу как устойчивый визуальный и культурный код, сохраняющий традицию и впитывающий влияния других культур.

Original size 1162x610

Очарование красоты. Из истории ювелирных украшений в России

Место: Государственный исторический музей Дата: С 3 декабря 2025 года по 11 мая 2026 года

Если предыдущие выставки этой зимы говорят о народном и современном костюме, текстиле и швейном производстве, то проект в Государственном историческом музее продолжает разговор, смещая фокус к украшениям как неотъемлемой части модного образа.

Выставка представляет ювелирные изделия из собрания Особой кладовой ГИМ и охватывает период со второй половины XVII до начала XX века. Через серьги, броши, ожерелья, тиары и гребни раскрывается история вкуса, статуса, представлений о красоте и меняющейся моды.

«Драгоценности этого периода ярко демонстрируют своё главное предназначение — быть эффектными аксессуарами в облике человека, чуткого к постоянным переменам стилей в искусстве и художественной моде.»

ГИМ

В продолжение выставочного сезона стоит обратить внимание на ДПО «История моды и современного искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — интенсивный профиль внутри программы «История искусства и дизайна», разработанный совместно с редакцией издания ART. Курс предлагает системный взгляд на моду и современное искусство через анализ визуальных кодов и культурных контекстов разных эпох.

Программа включает два направления — историю моды и историю современного искусства, каждое длится по четыре месяца. Зимой слушатели изучают историю моды вместе с Людмилой Алябьевой, осенью — историю современного искусства с Марией Москвичевой. Обучение дополняется лекциями экспертов, занятиями в культурных институциях Москвы и работой над собственным исследовательским проектом на цифровых платформах Школы дизайна.

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more