Original size 1140x1600

Дизайн заставок телепередач времен СССР

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Визуальные оформления заставок советского телевидения — это не просто заставка перед программой, а настоящий культурный артефакт, позволяющий разгадать тайны медиакультуры и её трансформации в переломные моменты истории.

Наше исследование сосредоточено на дизайне заставок ключевых советских телепередач с 1970 по 1991 год. Этот период охватывает время относительной стабильности, переход к цветному вещанию и, что самое важное, кардинальные политические перемены, приведшие к закату СССР. Заставки в те годы были мощным инструментом влияния, формируя у зрителя идеологическое и эмоциональное состояние. Анализ их эволюции наглядно показывает, как официальный медиаязык адаптировался к меняющейся реальности, эволюционируя от строгого государственного символизма к более динамичным, ориентированным на массового зрителя формам.

Для обеспечения всестороннего и контрастного анализа материал был отобран по принципу жанровой полярности. В фокусе нашего исследования — заставки трех знаковых программ, представляющих разные грани советского телевидения:

«Время» Образец официальной, идеологически окрашенной информации. Эта программа транслировала стабильность, государственные амбиции и служила рупором официальной точки зрения.

«Утренняя почта» Зеркало массовой культуры и досуга. Анализ её заставок позволит проследить, как элементы популярной эстетики проникали в телевизионный эфир и адаптировались.

«Что? Где? Когда?» Пример камерной, интеллектуальной культуры. Заставки этой программы использовали сложную метафорическую символику, создавая уникальный стиль, дистанцирующийся от прямолинейной пропаганды и эстрадной поп-культуры.

«В мире животных» Эта программа, посвященная дикой природе, часто использовала эффектные кадры, демонстрирующие мощь и красоту естественного мира. Ее заставки могли сочетать элементы познавательности с торжественным, иногда даже эпическим настроением, отражая интерес к окружающему миру и научным открытиям.

«Клуб Весёлых и Находчивых» (КВН) В отличие от серьёзных программ, КВН с его зарождающейся иронией и юмором, стал отражением более свободолюбивой, молодой и динамичной части общества. Анализ заставок КВН позволит проследить, как в формально одобренном развлекательном контенте пробивались зачатки новаторства и самоиронии, предвосхищая изменения в общественном сознании.

Original size 720x405

Телевидение в СССР

Анализ всех доступных версий заставок этих программ в указанный период раскроет общие и специфические тенденции в использовании цветовой палитры, типографики, темпоритма монтажа и технологических приёмов, позволяя увидеть, как менялся визуальный язык телевидения.

Исследование будет структурировано по гибридному принципу, сочетающему хронологический обзор с углублённым тематическим кейс-анализом.

Сначала разберем контекст: обзор технологических возможностей Центрального телевидения и идеологических требований к оформлению эфира в 1970–1990-е годы.

Затем последует детальный анализ каждой из выбранных программ: «Время» — с акцентом на отражение государственных амбиций и политических периодов; «Утренняя почта» — с фокусом на эстетике развлечения и клиповости; «Что? Где? Когда?» — с изучением использования интеллектуальной символики; «В мире животных» — с анализом интеграции природных мотивов и научного познания; и, наконец, КВН — с рассмотрением зарождающегося юмора и игровой эстетики.

Завершающая часть исследования будет посвящена сравнительному синтезу. Мы сопоставим темпоритмы, цветовые решения и общие тенденции в дизайне, чтобы оценить, как технологические ограничения и политическая цензура влияли на конечный визуальный продукт в разных жанрах, а также как эти программы отражали противоречия эпохи.

Принцип выбора и анализа текстовых источников подчинен цели интерпретации визуального материала. Основу составят научные работы по истории советского телевидения и медиаанализу для установления исторического и политического контекста. Анализ источников будет проводиться с целью извлечения фактов, объясняющих визуальные решения. Текстовые данные служат опорой для интерпретации, а не заменой авторского анализа.

Original size 1977x405

Выборка телепередач для анализа

Ключевой вопрос исследования:

Каким образом дизайн заставок советских телепередач в период 1970–1991 годов, включая программы вроде «Время», «Утренняя почта», «Что? Где? Когда?», «В мире животных» и КВН, отражал нарастающее противоречие между официальной государственной идеологией и эстетикой массовой культуры, вызванное технологическим развитием и социальными изменениями?

В ответ на этот вопрос выдвигается гипотеза: Эволюция дизайна заставок Центрального телевидения СССР демонстрирует неизбежный отход от жёстких, символических и идеологически нагруженных визуальных форм к более динамичным, сложным и ориентированным на зрителя эстетическим решениям. Этот переход, особенно заметный при сравнительном анализе официальной программы «Время» с развлекательными форматами, является прямым визуальным доказательством постепенной децентрализации медиаязыка и культурной либерализации, предшествовавшей системному кризису Советского Союза.

Содержание

1. Выборка телепередач для анализа 2. Общие тенденции и технологический контекст 3. Комплексный разбор заставок 4. Обобщение выявленных тенденций

Выборка телепередач для анализа

Выборка из пяти программ — это сжатый, но выразительный портрет жанровой палитры Центрального телевидения СССР: каждая передача — типовой образец своего жанра, и вместе они показывают, как графика, шрифт и звук выстраивали в эфире иерархию смысла и настроения.

1. «Время» — новостная, информационная; 2. «Утренняя почта» — развлекательная, музыкальная; 3. «Что? Где? Когда?» — интеллектуальная, игровая; 4. «В мире животных» — познавательная, природа; 5. «КВН» — развлекательная, игровая, молодежная.

Original size 699x437

Телепередачи СССР

Общие тенденции и технологический контекст

Период 1970–1980-х годов на Центральном телевидении СССР определялся взаимодействием между технологическим прогрессом и строгими идеологическими требованиями.

Технологический контекст: Это было время перехода к цветному вещанию, что расширило палитру, но не сняло ограничений. Создание заставок опиралось преимущественно на аналоговые технологии: студийная оптическая графика, использование мультипликационных станков и видеомикшеров. Сложная компьютерная графика, характерная для Запада, была недоступна. Это обусловило преобладание геометрических форм, лаконичной анимации и символизма в дизайне.

Идеологический контекст: Оформление эфира было жёстко регламентировано. Заставки должны были транслировать государственную мощь, стабильность и научно-технический прогресс. Визуальные решения, особенно в информационных программах, были сдержанными и официальными (красный, синий). Любые эксперименты проходили цензуру. Однако к середине 1980-х, с началом перестройки, рамки ослабли, позволяя внедрять более динамичный монтаж и элементы массовой культуры, особенно в развлекательных форматах. Дизайн этого периода отражает компромисс между техническим дефицитом, идеологическим контролем и необходимостью визуального обновления.

Original size 1920x1080

Переход к цветному телевидению

Комплексный разбор заставок

«Время» (1970-е — 1991 г.)

Loading...

Первая заставка программы «Время» в 1968 году отличалась сдержанностью, характерной для раннего этапа развития телевещания.

Её визуальный ряд включал статичное изображение спутниковой антенны, из которой исходили геометрически стилизованные радиоволны. Этот образ символизировал технологический прогресс, стремление к глобальной связи и своевременности информации.

Музыкальное сопровождение — спокойная, размеренная фортепианная мелодия — создавало атмосферу доверия, подготавливая аудиторию к официальной новостной повестке

Original size 1024x812

Заставка телепрограммы «Время» начала 1970-х годов

Loading...

С начала 1970-х годов произошёл первый заметный сдвиг. Визуальный образ сменился на Останкинскую телебашню — символ централизованной мощи советского телевидения.

Главным же изменением стало музыкальное оформление: знаменитая сюита Георгия Свиридова «Время, вперёд!». Эта композиция не просто задавала темп, но и передавала идею неудержимого движения, стремительности и силы молодого государства. По словам режиссёра Михаила Швейцера, эта музыка несла в себе «пульс свободной от политической суеты жизни», символизируя время, которое «продолжается вечно» [4]. Использование такой динамичной и узнаваемой мелодии усиливало ощущение прогресса и устойчивости системы.

Loading...

В 1974 году заставка программы вновь трансформировалась, откликаясь на значимые события в советской космонавтике — вывод первого отечественного спутника «Молния-1С» на геостационарную орбиту.

Новая визуальная концепция строилась на идее кругового движения времени: в заставке появилось изображение вращающейся планеты на сине-фиолетовом фоне. Этот образ подчёркивал глобальный масштаб новостей и амбиции СССР в освоении космоса.

Loading...

Уже год спустя, в 1975-м, произошёл частичный возврат к ранним мотивам: программа вновь начиналась с изображения спутниковой антенны, но теперь она была динамичной, вращающейся вокруг своей оси. Это подчёркивало непрерывную связь с миром и актуальность передаваемой информации, сохраняя при этом элемент преемственности

Loading...

В начале 1980-х годов заставка программы «Время» вновь сместила акценты в сторону традиционных государственных символов. В визуальном ряду доминировал вид на Кремль, а перед заставкой впервые был показан циферблат, приближающийся к 21:00 — времени выхода программы. Этот циферблат стал узнаваемым элементом, символизирующим пунктуальность и незыблемость официальных новостей.

Музыкальное сопровождение по-прежнему включало сюиту Свиридова, однако в 1984 году её ненадолго сменила «Патриотическая песня» Михаила Глинки, что могло отражать усиление патриотической риторики того периода

Loading...
Loading...

С 1986 года, в эпоху перестройки и гласности, заставка вновь изменилась. Это время реформ, демократизации и усиления роли средств массовой информации.

Визуальная концепция сохранила идею кругового движения времени, но обогатилась новыми элементами: сначала появлялся циферблат, затем на синем фоне вращалась Земля, вокруг которой, словно спутник, двигалась по орбите красная кремлёвская звезда. Этот образ совмещал символ незыблемости (Кремлёвская звезда) с динамикой глобальных процессов.

Возвращение сюиты Свиридова в качестве основной мелодии вновь подчеркивало стремление к стабильности и преемственности в период стремительных преобразований.

Loading...

Новая заставка 1991 года графически и стилистически сильно отличалась от предшественниц.

В её основу была положена идея технического прогресса и однонаправленного, линейного времени. На тёмном фоне было статичное изображение космической станции, к которой стремился сиреневый луч из Земли. На переднем плане располагался экран телевизора, демонстрирующий быструю смену кадров: восходящее солнце, Кремль, падающий самолёт, дельфины, солдаты, врач, пожар, пловец на финише. Этот калейдоскоп образов символизировал хаотичность и многообразие событий нового времени, отход от единой идеологической линии к демонстрации широкого спектра явлений жизни.

«Утренняя почта» (1970-е — 1980-е)

Заставка телепередачи появилась только в 1984 году. В ней использовалась быстрая анимация, создающая ощущение скорости и потока информации, каждый кадр показывает разные сферы жизни — от культурной до домашней, чтобы объединить людей. При этом используется совершенно разная типографика — от строгой и монументальной до рисованных витиеватых букв, чтобы показать разнообразный характер телепередачи.

Первая заставка более жизнерадостная и неформальная, что отображается в динамичной веселой музыке и ярких рукописных буквах, вызывает приподнятое настроение и желания отложить дела, развлечься. Вторая более спокойная, в ней используются строгие шрифты и больше образов природы, главных символов страны (например, Останкинская телебашня), что вызывает у зрителя сосредоточенность и готовность приятному времяпрепровождению.

«Что? Где? Когда?» (1975 — 1991)

Loading...

В каждом кадре заставки «Что? Где? Когда?» 1 заметен фирменный символ — филин: он визуально акцентирует интеллектуальность, наблюдательность и торжественность формата, служит персонификацией мудрости и игры. Взяты разные планы филина (глаз крупным планом и в полный рост с разворотом шеи), чтобы захватить внимание зрителя и вызвать фокус.

Все кадры преимущественно тёмные, сине‑чёрный фон с тёплыми золотисто‑оранжевыми акцентами, за исключением первых кадров: там оранжевый цвет занимает полный экран, возможно он подобран под цвет глаз филина и вызывает у зрителей ощущение торжественности, тягу к новому, любознательность. Шрифты заголовков строгие, официально‑деловые. Темп монтажа умеренно размеренный, текст появляется вместе с акцентами в музыке, используется мелодия из симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», таким образом создается эффект интеллектуальной интриги и театральности.

«КВН» (1965-1896)

Loading...

Заставка раннего периода выглядит как ч/б, театрализованная и «пленочная» — простые бумажные анимации часов и смешных человечков отражают технические возможности и тренды раннего телевидения.

На контрасте огромные книги и карандаш (интеллектуальные образы) с этими человечками создают комический эффект, а так же нестандартное использование этих атрибутов показывает находчивость и тягу к развлечениям.

Буквы также вырезаны из бумаги, подкрепляют анимационную стилистику. Анимация напрямую отражает слова из музыки — все действия дублируют текст. Мелодия дружелюбная с джазовым ритмом подчёркивает юмористический, импровизационный характер передачи.

Loading...

Заставка конца 80‑х цветная, графически более отточенная и «шоу»-ориентированная: яркие контрастные цвета, печатная типографика, которая часто использовалась на плакатах того времени и шаржированные образы игроков, динамичный монтаж с частыми градиентными переходами, активное использование геометрических форм —технологически заметен переход к цветной плёнке. Звуковая дорожка чаще содержит синтезаторные или электронно обработанные музыкальные фрагменты, общий визуальный язык нацелен на энергетику, командность и развлекательность шоу.

Лица с буквами «КВН» показывают большой объем заинтересованных зрителей, а парное размещение этих лиц с лучиками — командное противостояние. Динамические градиентные переходы символизируют новые идеи и свежий взгляд участников.

«В мире животных» (1970-е — 1991 г.)

Loading...

В заставке доминируют природные, тёплые зелёно‑коричневые и охристые тона с акцентами свечения, что показывает смену дня и ночи, времён года. В визуальной композиции сочетаются динамичные графические вставки — силуэты разных животных и птиц, показывающих беззаботность, счастье и единение с миром природы.

Название программы подаётся простым, чётким шрифтом, обернутым вокруг компаса с изображениями животных, показывает разнообразие и при этом общность. Монтаж спокойный с плавными переходами, темп подчёркивает просветительский, наблюдательный характер передачи. В конце используется обзорный кадр на поле и реку, чтобы обратить внимание зрителя, что этот чудесный мир рядом с нами, главное его замечать. Золотые ворота с формами животных закрываются, создавая ощущение, что мы приглашены в мир животных, можем стать его частью, сохранять баланс.

Общий визуальный язык направлен на документальность, близость к природе и доверительный тон.

Обобщение выявленных тенденций

1. Сравнительный анализ типографики

Original size 1920x1080

Примеры заставок телепередач с различными типографическими и цветовыми решениями

Контраст между «авторитетными» и «развлекательными» шрифтами проявляется через форму, плотность и «вес» букв: новостные и интеллектуальные программы используют строгие, крупные, чётко читаемые шрифты — плотные капительные или компактные гротески без лишней декоративности — для передачи официальности и доверия. Развлекательные передачи предпочитают закруглённые, динамичные, иногда курсивные или декоративные гарнитуры, которые усиливают игривость и эмоциональную близость к зрителю.

Роль цвета и контура в выделении заголовка: для «Время» часто использовались монохромные, строгие комбинации и минимальным свечением, чтобы сохранить «официальный» вид. Для развлекательных заставок применяли яркие заливки, градиенты, световые блики и контурные обводки  — это создаёт эффект объёма и узнаваемости телепередачи на экране.

2. Роль музыки и звука

Классическая оркестровая или торжественная музыка служит маркером высокого статуса и серьёзности: новостные и интеллектуальные передачи используют симфоническое звучание и медленные темы, что конструирует ощущение авторитета, времени и важности информации.

Специально написанные мелодии выполняют функцию брендинга: развлекательные и утренние программы применяли короткие, легко запоминающиеся темы или мотивы с характерными инструментами: синтезатор, духовой секция, живой ансамбль, которые формировали эмоциональную привязанность публики

3. Визуальные метафоры и идеология

Original size 1920x1080

Примеры визуальных метафор и символов в заставках телепередач

Абстрактные идеи, такие как: знание, время, власть, природа, переводились в конкретные визуальные образы через символы и метафоры: глобус, лучи и часы — для новостей и времени; филин, книга, вопросительный знак — для интеллекта и игры; животные, силуэты и природная текстура — для познавательных передач; динамичные эмблемы и карикатурные образцы — для развлечений. Эти метафоры работали в условиях ограниченных технических средств за счёт лаконичных форм, силуэтов, света и кинопереходов.

Государственная символика и её интеграция Присутствие официальных эстетик визуально подкрепляло общественную роль телевидения. Использовали симметрия, монументальность, ограниченная палитра с добавлением красного и золотого, эпический оркестровый звук.

Заключение

Сравнительный анализ заставок подтверждает, что формальные элементы дизайна: типографика, темпоритм анимации и звуковое сопровождение  служили ключевым инструментом для создания чёткой жанровой иерархии. Строгие, блочные шрифты, монументальный оркестровый звук и медленный монтаж были закреплены за программами высокого статуса и авторитета, тогда как динамичная, яркая графика, декоративные шрифты и запоминающиеся мелодия отражали развлекательный и молодёжный контент.

Таким образом, дизайн заставки не просто идентифицировал программу, но и формировал мгновенные ожидания зрителя

Визуальная строгость, тёмная палитра и эпическая музыкальная тема настраивали на серьёзность, официальность и необходимость сосредоточения.

Использование ярких цветов, быстрого монтажа и легкомысленных мелодий сигнализировало о переходе к легкости, лиричности и отдыху.

В условиях стандартизированного вещания, каждый элемент заставки — от символических метафор до технологических приёмов — выполнял функцию «карточки», мгновенно сообщающей зрителю о жанре, тоне и эмоциональном регистре предстоящей передачи.

Bibliography
Show
1.

Егоров В. В. История отечественного телевидения: от первых опытов до начала новой эпохи. Москва: Аспект Пресс, 2004. 264 с.

2.

Фомин В. И. Кино и власть: советское кино, 1965–1991 годы. Документы, свидетельства, размышления. Москва: Материк, 1996. 460 с.

3.

Землянухина Н. С. Эволюция телевизионной графики в России: от аналоговых технологий к цифровым // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 6. С. 102–115.

4.5.6.7.8.
Дизайн заставок телепередач времен СССР
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more