
Рубрикатор
1. Введение 2. Исследование 3. Вывод 4. Источники
Введение
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. - 4 Цар. 2:11
Пророк Илия, герой ветхого завета, считается одним из самых почитаемых святых православной церкви. На Руси образ пророка Илии сливается с образом богатыря Ильи Муромца или языческого бога грома Перуна. Самый яркий эпизод его жизни — огненное восхождение, когда пылающая колесница, при жизни забрала его на небо.
История Илии
Особое положение Илии среди библейских пророков объяснялось чудесными событиями его жизни. Они описаны в Третьей и Четвертой книгах царств Ветхого Завета. Стремясь вернуть царя и народ Израиля к Богу, Илия обрек страну на трехлетнюю засуху. Первый год засухи он прожил в пустыне у потока Хораф, куда еду ему приносили вороны. Еще два года он провел в Сарепте Сидонской у вдовы, и по молитве Илии был воскрешен ее сын. Чтобы прекратить засуху и доказать истинность Бога Израилева, Илия убедил неправедного царя Ахава устроить состязание со жрецами Ваала. Победив, Илия убил жрецов и вновь был вынужден бежать. На дороге отчаявшемуся и голодному Илие во сне явился ангел и дал ему еды на 40 дней пути к горе Хорив. Там Господь повелел Илие передать его ученику Елисею пророческий дар, и Елисей стал свидетелем того, как Илия заставил расступиться воды реки Иордан, и как за ним явилась огненная колесница и вознесла его на небо. Елисей же получил от Илии его милоть (верхнюю одежду из звериной шкуры) и способность пророчествовать. Этот заключительный сюжет жития пророка Илии был особенно любим в иконописи.
Исследование
Пророк Илия в иконографии чаще всего изображается как высокий седой старец с длинными волосами. В поздней традиции одет он как правило бедно. Одним из его атрибутов является милоть -грубый шерстяной плащ из овечьей шерсти, одеяние пустынника, так как Илия был известен своим суровым аскетизмом и долгое время жил в пустыне, питаемый воронами. Кроме того, обычно у Илии на шее повязан белый головной платок, еще один элемент одежды присущий людям, которые переходили пустыню. Однако в ранней традиции можно встретить изображения Илии облачённого одеждами, подобными апостольским — в хитоне, гиматии.
Существуют два наиболее распространенных способов изображения пророка Илии. Сюжет пророк Илия в пустыне и Огненное вознесение. Огненное вознесение пророка Илии повествует о прижизненном вознесении Илии на небо: согласно библейскому тексту, за ним явилась пламенная колесница, запряженная огненными конями.
Огненное восхождение Ильи Пророка, 15 век, Карелия. Дерево, темпера. 118,8*101,8 см.
В 1647 году изограф Игнатий Пантелеев создал житийную икону под названием «Огненное Восхождение пророка Ильи» в селе Тубозеро на Восточном берегу Онежского озера. На иконе изображён конец земной жизни пророка Ильи и его восхождение на огненной колеснице в центре композиции. В нижней части присутствует ученик пророка Ильи — Елисей, который перенимает у Илии плащ (милоть), символизирующий наместничество и преемственность пророческой миссии. Изображение восхождения Ильи на огненной колеснице является центральным и ключевым элементом, подчёркивающим духовное вознесение и божественную силу пророка
Не всегда на иконах этого сюжета присутствуют сопровождающий Илию ангел, однако здесь мы видим его фигуру в верхнем левом углу. Там же, чуть выше, можно заметить и руку Бога, принимающего к себе Илию.
Икона отличается яркостью и праздничностью колорита, что подчёркивает мастерство и талант северного мастера, способного создавать выразительные и декоративные произведения искусства. Это одно из редких подписных произведений местной иконописи, что свидетельствует о высокой квалификации и известности Игнатия Пантелеева. В своё время икона имела храмовое назначение, что подчёркивает её важность и значимость для религиозной жизни региона.
Огненное вознесение Илии, вторая половина 19 века, Невьянск. Дерево, темпера.
Огненное вознесение пророка Илии, середина 19 века, Урал. Дерево, темпера.
Огненное вознесение пророка Илии, третья четверть 19 века, Урал. Дерево, темпера.

Огненное вознесение пророка Илии, середина 19 века, Невьянск. Дерево, темпера.

Здесь мы видим в центре иконы мы видим крупную фигуру пророка Ильи в пустыне, окруженную маленькими клеймами, изображающими моменты его жития, включая сцену огненного восхождения. Такая иконография сформировалась в первой половине — середине XVII века в Центральной России. Вместе с изображением огненного восхождения в клейма обычно включались сцены явления Ангела спящему Илье, перехода через Иордан, жертвоприношения, а также момент, когда пророк Елисей ловит милоть Ильи. Уральские иконописцы привнесли в традиционную схему новый сюжет. Вместо сцены жертвоприношения тельца на горе Кармил в верхнем левом углу иконы они начали чаще изображать встречу Ильи с вдовой у стен города Сарепты. Илья обычно изображается сидящим на пне, а вдовица, собирающая дрова, полуповоротом обращается к пророку. Наличие данного клейма отличает эти иконы от произведений других старообрядческих центров и является характерной чертой уральской иконографии.
Огненное вознесение пророка Илии, середина 19 века, Ветка. Дерево, темпера.
Огненная колесница как правило изображалась с облаке или шаре огня. Однако ее внешний вид зависел от трактовки иконописца. здесь она скорее напоминает огненный путь, по которому возносится пророк в царство небесное.
Огненное восхождение пророка Илии с избранными святыми, вторая половина 19 века, Складень. Медный сплав, литье. 6,4*9,5 см.
Пророк Илия особо почитался старообрядцами за бесстрашное обличение отступивших от истинной веры. Образ его огненного восхождения напоминал о тех, кто ради спасения души сохранил веру отцов и погиб в массовых самосожжениях конца XVII — начала XVIII века. Этот сюжет был широко распространен в предметах медного литья.
Композиция в центре небольшого складня повторяет древние новгородские медные иконки XVI века. Ее бóльшую часть занимает сцена восхождения пророка в колеснице. Слева снизу за руку его удерживает Елисей, однако Ангел, находящийся рядом, как будто пытается остановить его, позволить Илие взойти. Сам пророк стремится в право вверх, указывая в ту сторону свободной рукой. В том углу мы видим проявление Бога, его длань, принимающую пророка. Там же справа внизу размещена фигура сидящего в пустыне Илии. Складень создан в крупнейшем старообрядческом центре поповского согласия — Гуслицах Богородского уезда Московской губернии.
Огненное восхождение пророка Илии, конец 19 — начало 20 века, Москва. Медный сплав, литье, эмаль. 14,5*12,1 см.
Украшенная разноцветными эмалями икона была отлита в одной из старообрядческих мастерских Москвы. Подобные произведения имели широкое распространение среди старообрядцев-беспоповцев — поморского, федосеевского и филипповского согласий. Их устойчивая иконография восходила к живописным иконам, созданным в Выге (Выговском общежительстве — центре старообрядческой иконописи в XVII веке).
В отличие от предыдущего примера, тут Елисей уже не удерживает учителя, и принимает от него милоть. Также тут отсутствует ангел, сопровождающий колесницу, Илия сам держит поводья. В левом верхнем углу неизменно присутствует рука Бога, а внизу мы видим другой сюжет жизни Илии — его странствия в пустыне и явление ему ангела.
Огненное восхождение пророка Илии, вторая половина 19 века, Ростов Ярославкой губернии. Медь, живописная эмаль, 4,5*3,3 см.
Изображения огненного восхождения пророка Илии в иконах, созданных в технике финифти, встречаются чрезвычайно редко. При этом эмалевая иконка из собрания музея относится к серийной продукции, о чем говорят небольшой размер пластины и схематичный рисунок. Черная контурная обводка фигур святых сочетается в ней с живописной моделировкой фигуры коня и драпировок одежд, что позволяет датировать икону второй половиной XIX столетия.
Огненное восхождение пророка Илии, середина/вторая половина 17 века, Поволжье. Дерево, темпера. 32*27,5 см.
На иконе, относящейся к середине-второй половине XVII века, повествование начинается в левом нижнем углу, где спящему Илие является ангел. Справа он вместе с учеником Елисеем чудесным образом переправляется через Иордан. В правой части изображения пророк Елисей получает благословение от Илии, который возносится на огненной колеснице, запряженной крылатыми конями. Образ Илии во всех трех сценах легко узнаваем: это старец с длинными, распущенными волосами, одетый в хитон и с белым платком на шее.
Огненное вознесение, как самый яркий заключительный этап жизни пророка находится в центре композиции. Мы видим как Илия передаёт свой плащ Елисею, передавая с ним свою мудрость. Также тут присутствует ангел, сопровождающий колесницу и руку Бога в левом верхнем углу.
Пророк Илия в пустыне, 17 век, Кострома. Дерево, темпера. 32*27 см
Это очень интересный пример совмещающий сюжет в пусныне и вознесения. Вместо пустыни знаменитый царский мастер Федор Зубов поместил пророка в лес, что можно считать крайне специфической трактовкой в православной традиции. В верхнем левом углу изображен сюжет восхождения. Мы видим как пророка уносит огненная колесница, а Елисей тянется к его милоти. На данной иконе Илия самостоятельно, без сопровождения ангела устремляется ввысь. Также мы не видим руку Бога.
Огненное восхождение пророка Илии, 19 век. Дерево, темпера. 114*93,7.
Центром композиции является крупная фигура пророка, который удалился в пустыню во время засухи, насланной им за идолопоклонство на царство Ахава (3 Цар. 17: 1-7). Пророка кормит воробей, приносящий ему хлеб (символ просфоры). В библейском рассказе о вороне, доставляющем пророку пищу, видели особый чудесный смысл: по средневековым взглядам, вороны не заботятся даже о своих птенцах, которые выживают только благодаря Божьей помощи. В верхнем левом углу изображен Илия, приносящий жертву Единому Богу; в богослужебных текстах его называют «истинным иереем» и провозвестником новозаветного священства.
В верхнем правом углу мы видим сюжет огненного восхождения, где Илию уже унесла колесница, а чуть ниже мы видим Елисея, который прощается со своим учителем. Он протягивает к нему руку, а вногах у него лежит милоть. И тут же рядом мы видим как он уходит с с этой милотью, держа её в высоко поднятых руках.
В левом нижнем углу иконы представлен еще один эпизод из жизни пророка — явление ему в пустыне ангела с лепешкой и кувшином воды (3 Цар. 19: 4-8). Напротив показано, как Илия ударом своего плаща разделяет воды Иордана, чтобы перейти через реку со своим учеником Елисеем (4 Цар. 2: 8). В правом верхнем углу иконы изображено огненное восхождение Илии — пророк возносится на небо на огненной колеснице, оставляя своего ученика с милостью как символ пророческого служения. Красный хитон, вишнево-красная милость и золотой нимб выделяют фигуру Илии, мастерски вписанную в черный проем пещеры. Яркая киноварь подчеркивает главный сюжет, давший название иконе — огненную колесницу с пророком. Однако удачное композиционное и колористическое решение не совсем сочетается с суховатой, детализированной моделировкой форм и сложным построением пространства, характерными для иконописи XIX века.
Пророк Илия с эпизодами жития, 19 век, Старица. Дерево, темпера. 192,6*89,4
Во многих иконах изображающих огненное восхождение кроме колесницы присутствуют и ангелы, посланники Бога и изъявители его воли. От самого же Бога мы видим только руку. Однако здесь присутствует и изображение самого божества в виде ангела великого совета и царства небесного.
Описание восхождение пророка Илии с житием, 1647 год, Русский север. Игнатий Пантелеев Дерево, темпера.
Уникальными считаются те иконы, у которых можно хотя бы приблизительно обозначить автора, потому что по традиции иконы никогда не подписывали. Принадлежность произведений автору определяется, как правило, по дополнительным источникам. В Музее изобразительных искусств Республики Карелия есть одна уникальная икона, где автор подписал свое произведение. Причем, не подписью, а криптограммой на нижнем краю доски. Зашифрованная надпись гласит, что икону написал некий дьяк Игнатий Пантелеев из села Тубозерье в 1647 году.
Тут мы видим житие пророка Илии, с описанием его огненного восхождения в центре. Как обычно, мы видим руку Бога и Ангела, сопровождающего пророка. Сам же Илия стремится ввысь, не обращая внимания на своего ученика Елисея, который хватается за его плащ.
Вывод
В раввинистической традиции образ Илии строгого обвинителя и непримиримого борца с пороками. Однако в правлславии он становится защитником страждущих и заступником народа. Илия рассматривается как предвестник Мессии, возвещающий о неминуемом приходе истинного Царя Иудеев. Он ассоциируется с Иоанном Крестителем в Новом Завете, символизируя роль защитника и адвоката для страдающих, а также воплощая завет между Богом и Его народом. Однако в устной традиции он сливается с языческой персонификацией грома и молний — Перуном. Трактовка его образа оказывается двоякой. С одной стороны он сохранил суровые черты ветхозаветного пророка, он суров, строг и страшен в гневе на неправедников. С другой стороны, он защитник и покровитель.
Источники
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82, декабрь 2010, стр. 4.
Задорожный, Н. В., Шалина, И. А., & Евсеева, Л. М. (сост.). (2009). Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний: Каталог (науч. ред. И. А. Шалина). Москва: Мин. культуры РФ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Благотворительный фонд «Частный музей Русской иконы».
Зуйков, В. В. (год). Пророк Илия: во плоти [Лекция]. Цикл лекций «Образ и слово». Музей Русской иконы, Москва.