
Рецензия на выставку «Игра без слов. Художественные миры Юлдус Бахтиозиной».
Галерея Heritage, 27.06.2025–27.08.2025 Куратор: Иван Антонов
Виды экспозиции
Юлдус Бахтиозина наиболее известна своими фильмами и сериями фотографий, в которых часто затрагивается и затем переосмысляется особыми визуальными уловками тема загадочной и подлинной русской культуры. Такие фильмы, как «Дочь рыбака» (2019), «Один день лета» (2018), «Цирк 17» (2017), исследуют разные стороны так называемой «русскости» применительно к современности, где многовековой культурный код растворяется, стирается и исчезает под влиянием технологий и модных веяний со всего света. Подвергнутый детурнементу, гиперболизации и иронии, культурный код в произведениях художницы предстает мутировавшей сущностью — где-то глянцевито-попсовой, где-то жесточайше-жуткой, но всегда притягательной своей убедительностью и актуальностью.
Бахтиозина, как летописец, пишет новые хроники, в которых переплетаются сказка и быль XXI века, метафора и гротеск, личная память и коллективное воображаемое. В многочисленных фотопроектах и видео художница ставит ребром проблему культурной диффузии, вопрошает о поиске культурных и философских основ и пытается нащупать границы времени, социальных ролей и исторических слоев.

Слева: «Зевающие красавицы» (фрагмент), 2016. C-print, дибонд / Справа: «Дивный мир» (фрагмент), 2021. Пластификация
©Галерея Heritage
Выставка «Игра без слов. Художественные миры Юлдус Бахтиозиной», организованная галереей Heritage совместно с петербургской галереей Anna Nova — одно из нечастых сольных представлений художницы во всей своей мощи. Экспозиция являет собой, скорее не ретроспективу, но некий срез авторских принципов, концепций и визуальных методологий, взращенных Бахтиозиной. Лаконичная архитектура и дизайн пространства, выполненные Иваном Репкиным, становятся плацдармом для многочасовых размышлений о пути движения русской культуры: через сказки и поверья, религию и политику, искусство и другие формы социальной экспрессии. Репкин создает барочные паттерны для тумб в виде маленьких ангелочков, выстраивает отдельные зоны с псевдорусскими арками для тематических разделов, усиливающие впечатления от встречи с экспонатами.
Виды экспозиции. Входная точка. На втором изображении: фрагмент видеоинсталляции «Начало травмы» (2025)
Экспозиция — маршрут по трем разделам: «Неутвержденные царевны», «Загадочная русская душа» и «Сказочные персонажи». Эта структура — действенный способ постепенного и точного чтения смыслов, как если бы зрителю предлагалось пересобрать миф из фрагментов рефлексий художницы и своего житейского опыта и личной памяти.
Ключевой для Бахтиозиной образ — царевна. Это не столько архетип, сколько рабочая модель. Царевна — не просто принцесса, дочь короля и королевы, а персонаж в стадии становления, отражающий процессы идентичности и утверждения. Бахтиозина вводит понятие «царевности», подразумевающее собой свод правил и этикета, паттерны поведения в современном обществе, борьбу за право быть «принятой». Сама художница в разделе «Неутвержденные царевны» становится участником и режиссером превращений из обычной девушки в царевну и наоборот. В серии работ показаны конкурсные сцены, перевоплощения, странные ритуалы, в которых миф о сказочной героине становится способом анализа современной женской субъектности.
Виды экспозиции
Слева: «Маша и медведь» (фрагмент), 2015. Пигментная печать, бэклит, лайтбокс (экспонирование на выставке) / Справа: «Все хотят лебедем», 2020. Пластификация
©Галерея Heritage
Самый завораживающий, но резонансный зал, продолжающий тему царевен, представлен фильмом «Рискуя собственной шубой» (2022) в форме интервью с разнообразными царевнами и их нестандартными историями. Это, пожалуй, центральная метафора всей выставки: шуба как точка социальной напряженности, как костюм, образ, символ власти или жертвы. Проигрывание женской идентичности через риск, отказ, иронию.
«Рискуя собственной шубой», 2022. Видеоинсталляция, проекция, телевизоры, звук
Раздел «Загадочная русская душа» — живой калейдоскоп образов: здесь и наивная барочная повседневность, и агрессивно-политический парад, и гротеск с превращением в кентавра. Все это — в попытке поймать неуловимую глубину русского культурного кода, выразить невыразимое. Бахтиозина работает на грани между паттернами узнаваемости и их переосмыслением: всадники, кони, кокошники, козлики — не просто символы, а поворотные точки воображаемой истории.
Изображение 1: Вид экспозиции / Изображение 2: «Архангельская миссия», 2017. C-print, дибонд
Слева: «Русская классика», 2021. C-print, дибонд / Справа: «Загадочная русская душа», 2015. Пластификация
©Галерея Heritage
«Сказочные персонажи» — завершающая часть. Мифологические и сказочные фигуры (животные, красавицы, баба-яга) здесь не статичны — они, как у Проппа, теряют и обретают функции, превращаются в инструмент исследования повседневности. Повтор есть форма рефлексии. Метафора — способ удержать противоречие.
Изображение 1: Вид экспозиции / Изображение 2: «Драконья природа», 2015. Пигментная печать, бумага, авторская рама
Слева: «Распад невинности», 2025. Керамика, ручная лепка, роспись / Справа: «Генетическая память», 2025. Керамика, ручная лепка, роспись
Выставка «Игра без слов. Художественные миры Юлдус Бахтиозиной» построена как медленная игра в шарады: без слов, но с множеством намеков, символов и шифров. Экспозиция не требует знания биографии художницы, но предлагает опыт соучастия в чужой памяти, в культурных кодах, в борьбе за форму и ее распад. В пространстве выставки зритель становится и археологом, и сказочником, и персонажем. Оригинальность Бахтиозиной состоит в том, что она, хоть и работает с актуальной темой мифов, русской культуры, народных сказок, не уходит в так называемую «клюкву». Для Бахтиозиной «русскость» — не пресловутые водка, балалайка и медведь, но глубочайшее пространство знаков, эмоций, травм и надежд, изысканных одежд и мудрого сторителлинга, и эта выставка — подтверждение обстоятельного и уважительного исследования границ культуры через фантазию и деконструкцию.
Ряд изображений предоставлен галереей Heritage
Автор текста: Майкл Арутюнян