Original size 1278x1826

Эволюция технологий создания T-1000 во франшизе «Терминатор»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

- Концепция - Терминатор 2: Судный день (1991) - Терминатор: Генезис (2015) - Терминатор: Тёмные судьбы (2019) - Заключение - Библиография и источники

Концепция

Образ жидкометаллического Терминатора Т-1000 — один из ключевых примеров применения компьютерной графики в массовом кино с уникальной художественной задачей: изобразить живой металл, способный принимать любую форму, отражать окружение и свободно трансформироваться. Для достижения такого эффекта применялись как цифровые технологии, так и практические элементы, что сделало Т-1000 знаковым этапом в истории визуальных эффектов.

big
Original size 1890x438

Концепт-арты Т-1000. Художники — Стив Берг и Иэн МакКэйг

В своем визуальном исследовании я проанализирую эволюцию технологий создания культового персонажа Т-1000 на примере двух фильмов с его участием. Оставшаяся часть работы будет посвящена герою Rev-9, демонстрирующему дальнейшее развитие технологий визуализации жидкого металла, логически продолжающих принципы, заложенные в образе T-1000. Его включение позволяет проследить, как развитие технологий изменило подходы к решению одних и тех же визуальных задач, что напрямую соответствует цели моего исследования.

Терминатор 2: Судный день (1991)

big
Original size 1600x800

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день» (1991)

Первый фильм, в котором был воплощен легендарный образ Т-1000 — «Терминатор 2: Судный день». Он определил визуальный язык жидкого металла в кино. Именно здесь были реализованы творческие задачи с использованием технологий, ранее недоступных кинематографу. Режиссером фильма выступил Джеймс Кэмерон, а роль главного антагониста исполнил Роберт Патрик.

Именно работа студии Industrial Light & Magic под руководством супервайзера визуальных эффектов Денниса Мерена, в сочетании с практическими разработками студии Стэна Уинстона подарили зрителям технически сложного и уникального Т-1000.

Проход через решетку

Original size 1464x610

Проход сквозь решетку Т-1000. Терминатор 2: Судный день (1991)

Одним из первых и наиболее узнаваемых эпизодов с Т-1000 стала сцена, в которой персонаж проходит сквозь металлические прутья решетки, не открывая их. Для достижения желаемого результата сначала был отснят кадр с решёткой без актера, затем с Робертом Патриком, совершающим переход в ту же точку кадра, но без реальной решетки. После ILM под руководством Денниса Мерена использовали цифровую модель Т-1000, покадрово подстраивая ее движения под игру Роберта методом match-move. Модель использовалась в моментах прохождения через решетку.

Original size 480x320

Создание 3D-скана Роберта Патрика для сцены с решеткой

Изготовленную 3D-модель буквально «проталкивали» через CGI решетку, имитируя взаимодействие с препятствием. Для более точного и убедительного отображения структуры жидкого металла применялся инструмент Make Sticky, позволявший прикреплять точки поверхности Т-1000 к решетке.

Original size 480x326

Тестовый рендер прохождения головы сквозь решетку

Во времена создания фильма возникли трудности с визуализацией жидкометаллической поверхности из-за отсутствия физически корректного рендеринга, поэтому приходилось вручную воссоздавать блики и отражения с помощью ручной дорисовки, благодаря чему Т-1000 и приобрел целостный и убедительный визуал.

Выход из пола

Original size 0x0

Кадр фильма «Терминатор 2: Судный день» из журнала Cinefex (1991) № 047

В сцене появляющегося лица из пола ключевым инструментом стал вышеупомянутый Make Sticky, позволявший плоскости прилипать к деформирующейся геометрии и принимать убедительную форму.

«Выход из пола» — не менее значимая и технически насыщенная сцена с Т-1000. ILM создали цифровой пол и коридор для дальнейших деформаций, связанных с героем. Для формирования плавного перехода между плоским полом и выпуклой геометрией лица применялась технология Ray Samp. Она позволяла создавать единый виртуальный слой для нескольких объектов сразу — пола и головы. Благодаря ей команда добилась мягкого и плавного эффекта появляющейся объемной фигуры из плоскости.

Original size 1464x610

Выход из пола Т-1000. Терминатор 2: Судный день

Восстановление головы

Original size 2000x1326

Накладка для сцены с рассечением головы Т-1000, изготовленная Stan Winston Studio

Сцена восстановления головы Т-1000 после выстрела совмещает как практические элементы, так и цифровые. Студия Стена Уинстона (SWS) создала накладку «рассеченной головы», которая в дальнейшем использовалась для создания цифрового эффекта художниками ILM.

Сначала был отснят кадр с Робертом, затем без него. На их основе была создана и покадрово выровнена методом match-move 3D-модель головы Т-1000, повторяющая движения живого актера. После чего, опираясь на референс, художники разрезали цифровую модель пополам, воспроизводя структуру, и анимировали движение половин при закрытии с Make Sticky.

Original size 480x296

Тестовый рендер сшивания головы Т-1000 / Готовый кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день (1991)»

Industrial Light and Magic разработали инструмент Chan Math, позволявший автоматически сшивать около 200 вершин модели, формируя единую металлическую поверхность без разлома и видимых швов. Кэмерон отклонил изначальную гладкую версию сшивания, и художники добавили микродефекты и неровности для большей убедительности.

Терминатор: Генезис (2015)

Original size 1148x1482

Официальный постер Т-1000 в исполнении Ли Бёнхона. «Терминатор: Генезис» (2015)

«Терминатор: Генезис» (2015) стал первым фильмом франшизы после «Терминатора 2: Судный день» (1991), в котором зрители вновь увидели Т-1000. Визуальные эффекты не только опирались на принципы, заложенные в ранней работе с Т-1000, но и показали то, как цифровые технологии позволяют по-новому подходить к решению задач изображения жидкого металла в современном кинематографе. Фильм был снят режиссером Аланом Тейлором. Роль обновленного Т-1000 исполнил Ли Бёнхон.

Над созданием визуальных эффектов трудилась команда Double Negative (Dneg) во главе супервайзера визуальных эффектов Янека Сиррса. В отличие от фильма 1991 года, где структура жидкого металла создавалась с помощью раннего CGI и ручной дорисовки, в «Генезисе» применялись полностью цифровые инструменты и усовершенствованный рендеринг.

Пулевые ранения

Одна из значимых сцен нового проекта франшизы — обновленная сцена попадания пуль в Т-1000. Для съемки крупных планов использовался настоящий актер на реальной локации, а затем проводилась работа по «восстановлению тела и лица» в CGI командой Dneg. На самого актера не наносили грим, а уже сразу создавали цифровую рану в 3D.

Original size 732x305

Сцена восстановления тела Т-1000 после пулевых ранений. Терминатор: Генезис (2015)

Вместо классического морфинга, как в «Терминатор 2: Судный день» (1991) использовали сложный многослойный шейдер с системой color-variation map, создававший «эффект каракатицы» (cuttlefish effect). Его суть заключалась в том, чтобы поверхность затягивающейся раны не просто закрывалась внутрь, а так же плавно подстраивалась под оттенок кожи, как каракатица, меняющая свой пигмент. Шейдер состоял из базового металлического слоя и верхнего кожного. При попадании пули верхний слой кожи «разъезжался», открывая нижний металлический.

Вместо ручной дорисовки металлической текстуры использовали HDRI с панорамами мест съемки. Это позволило создать корректные отражения тела Т-1000. Раскрытие и закрытие ран создавалось с помощью процедурной анимации, чтобы ранение выглядело хаотичным и убедительным.

Формирование клинка

Original size 732x305

Сцена формирования металлической руки-клинка Т-1000. Терминатор: Генезис (2015)

Формирование металлического клинка из руки Т-1000 также было полностью выполнено с помощью цифровых технологий CGI. Здесь снова использовали HDRI окружения для металлической текстуры. В момент трансформации Dneg создавали пластичную деформацию, чтобы поверхность равномерно растекалась и собиралась в клинок, не создавая жестких переходов как при старом морфинге. Движения руки отслеживались с помощью matchmove, затем аниматоры вручную добавляли характерные сдвиги и колебания жидкого металла.

Original size 2048x858

Ли Бёнхон в роли Т-1000 в фильме «Терминатор: Генезис (2015)»

Кислотная смерть

Original size 732x305

VFX breakdown сцены кислотного разрушения Т-1000 с канала FilmIsNow Epic Movie Zone. Терминатор: Генезис (2015)

Сцена смерти Т-1000 — одна из самых сложных и технологически насыщенных в фильме «Терминатор: Генезис» (2015). На антагониста обрушивается кислотный поток сверху, разъедая тело героя. На съемочной площадке Ли Бёнхона снимали в реальной декорации, но само разрушение было создано с помощью компьютерной графики. Dneg во главе Янека Сиррса сделали 3D-модель Т-1000 и запустили ряд сложных симуляций. Команда потратила около 9 месяцев на разработку корректного физического поведения материала. Художники хотели добиться многоступенчатого эффекта деградации структуры. Впервые в «Терминаторе» морфинг использовали для разрушения, не для регенерации.

Original size 2896x1182

Сложная жидкометаллическая текстура Т-1000, разъеденного кислотой. Терминатор: Генезис (2015)

Разрушение кислотой было разбито на несколько фаз — от первоначальной химической реакции до полного разложения. В шейдере Т-1000 происходили важные изменения — поверхность постепенно теряла отражающие свойства, становясь тусклой. Все этапы создавались в Houdini с помощью процедурных симуляций частиц и жидкости.

Loading...

Терминатор: Тёмные судьбы (2019)

Фильм «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019) стал следующим этапом технологического развития франшизы и вновь вернулся к образу жидкометаллического героя, но теперь в воплощении гибридного терминатора Rev-9. В отличие от знакомого Т-1000, Rev-9 состоит из двух структур одновременно — робо-скелет и слой из жидкого металла. Создатели фильма развили и расширили визуальные образы и задачи, появившиеся при Т-1000. Режиссер последнего «Терминатора» — Тим Миллер. Роль Rev-9 исполнил Габриель Луна.

Original size 1060x437

Габриель Луна в роли Rev-9 в фильме «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019)

Визуальные эффекты были распределены между несколькими студиями, но за большее количество шотов с Rev-9 отвечала студия Industrial Light and Magic под руководством супервайзера визуальных эффектов Эрика Барба. В новом фильме франшизы были применены усовершенствованные технологии волюметрических симуляций, шейдеров, а также риггинга и анимации сложного строения Терминатора.

Врастающие конечности

Original size 732x305

Сцена сбора данных Rev-9 c помощью жидкометаллических конечностей в фильме Терминатор: Тёмные судьбы (2019)

Сцена врастающих в провода конечностей для создания большей реалистичности выполнена полностью в CGI. Аниматоры использовали motion-capture движения Габриеля и полностью заменили его руки цифровой моделью. Затем были добавлены процедурные деформации металла и более плавные переходы в провода для создания убедительного проникновения жидкого металла в технику. Провода и дата-центр также сделаны в компьютерной графике.

Разделение формы

Loading...

В сцене разделения Rev-9 на твердый металлический эндоскелет и жидкую деформирующуюся оболочку перед художниками стояло сразу несколько визуальных задач — показать как металл растекается по поверхности скелета, как отделяется от него и как формирует новую сущность. Для их выполнения команда использовала процедурный рост для более точного контроля траектории движения металла, симуляции и алгоритмы.

Для создания корректной анимации металлической структуры применялась процедурная анимация по кривым, симуляции и ручные деформации при столкновении.

Original size 1524x839

Сцена разделения оболочки и эндоскелета Rev-9 в фильме «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019)

Во время попадания арматуры в Rev-9 актер был полностью заменен на CGI. В моменте просачивания металла через пробитую область использовался процедурный рост и алгоритм short-path для более физически корректного течения жидкости по скелету.

Original size 732x305

Сцена разделения оболочки и эндоскелета Rev-9 в фильме «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019)

Сцена с фургоном — снова вся выполнена в 3D, так как тело Rev-9 должно было расщепиться прямо в движении и активно взаимодействовать с несущимся фургоном. Именно поэтому matchmove применялось и к грузовику, и к герою. ILM создали цифрового двойника фургона, повторявшего движения настоящего, а раздвоенного Rev-9 полностью привязали к нему, добавив анимацию и симуляции.

Original size 1524x839

Сцена разделения оболочки и эндоскелета Rev-9 в фильме «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019)

Заключение

Исследование истории технологий создания персонажа позволяет понять, какой был технический прогресс в компьютерной графике. В «Терминаторе 2» были впервые реализованы цифровые приемы визуализации жидкого металла с помощью раннего CGI и практических элементов. В «Генезисе» и «Темных судьбах» были воссозданы те же идеи, но с помощью технологий нового поколения. Вместо морфинга — процедурные симуляции, вместо простого шейдера с ручной дорисовкой — сложный многослойный, вместо ручной анимации — процедурные с различными алгоритмами и вместо накладок — полная цифровизация сцены.

Bibliography
1.

Terminator 2: Judgment Day // Cinefex. 1991. № 47.

2.

Terminator Genisys // Cinefex. 2015. № 143.

3.

Terminator: Dark Fate // Cinefex. 2019. № 168.

4.

Stan Winston School. T2: Judgement Day — T-1000 FX [Электронный ресурс]. URL: https://www.stanwinstonschool.com/blog/t2-judgement-day-t1000-fx (дата обращения: 22.11.2025).

5.

О’Брайен И. The tech of Terminator 2: an oral history [Электронный ресурс]. URL: https://vfxblog.com/2017/08/23/the-tech-of-terminator-2-an-oral-history/ (дата обращения: 22.11.2025).

Эволюция технологий создания T-1000 во франшизе «Терминатор»
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more