
Для меня нет ничего более увлекательного в человеке, чем его руки. Они могут создавать, разрушать, хватать, указывать, держать, бить, тыкать, царапать, чувствовать, оценивать, принижать и восхвалять. Наши руки чрезвычайно выразительны: они могут рассказать историю, раскрыть наше внутреннее состояние, подать знак о помощи.
Независимо от того, говорят люди или нет, жесты рук заслуживают нашего внимания как богатый источник невербального поведения, помогающий нам понять эмоции, скрытые мысли и чувства других людей.
Пространство между пальцами и резкость движения могут рассказать о характере, микродвижения пальцев и повторы одного и того же — о внутренних проблемах, стрессе и переживаниях. То, как мы прикасаемся к предметам или к другим людям, зависит от того, как мы к ним относимся. Движение рук также указывает на наше отношение к себе, происходящему в обществе и социальным условностям. Руки на экране — это элементы недосказанности, намёков, которые оставляют место для фантазии. Без этого прямолинейный сюжет и отсутствие деталей делают композицию более простой, но от этого куда более очевидной. Разнообразие средств выразительности важно. Оно позволяют сделать образ более полным, глубоким и многогранным.
Поскольку руки могут раскрыть так много, я решила больше обращать внимание на изображения жестикуляции в современной авторской анимации.
В данном исследовании речь пойдёт о потенциале изображения движения рук как смыслового элемента анимации. Через жестикуляцию героя и его окружения авторы могут передавать нам особенную чувственность сцены, настроение и идеи произведения.
Исследование разбито на равные разделы, в каждом из которых я рассматриваю разные, наиболее распространённые в авторской анимации способы изображения кистей рук в качестве выражения идеи, исходя из функций, которые они несут в произведениях.
Для исследования я использую анимационные фильмы, лауреаты и призёры фестивалей, а также студенческие работы знаменитых анимационных школ разных стран, созданные в период с 1996 года по настоящее время. Я опираюсь на эти работы, поскольку в моём понимании они в полной мере соответствуют понятию «авторского». Стоит также отметить, что я буду исследовать преимущественно короткометражную двухмерную анимацию.
Цель данного исследования — выяснить, используют ли авторы современной анимации руки как средство выразительности и если используют, то какие идеи они вкладывают в их изображение, работают ли кадры с руками на сюжет, делают ли они образ персонажей более полным и понятным.
Характер
Quest
Thomas Stellmach. Quest. 1996
Большие кисти рук персонажа точно описывают его как героя, готового идти к цели до конца. Он достаточно решителен, чтобы взять судьбу в свои большие руки и делать всё, ради спасения.
Thomas Stellmach. Quest. 1996
Thomas Stellmach. Quest. 1996
La Maison en Petits Cubes
Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008
Автор изображает руки персонажа сильно уменьшенными, что подчёркивает его одиночество бессилие перед всепоглощающей стихией, течением времени и неизбежностью смерти.
Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008
Постоянная потребность старика построить своими маленькими ручками дом повыше, чтобы его не поглотило море, демонстрирует стремление человечества к выживанию. Однако, несмотря на эти попытки, природа неизбежно берет своё.
БЕЛОСНЕЖЬЕ
Отношения человека с миром и восприятия себя, можно проследить через руки. В самом начале персонаж предстаёт перед нами осторожным, но любопытным. Об этом говорят аккуратные движения рук, но с расставленными широко пальцами, словно готовые чего-то коснуться и что-то взять.
БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018
Персонаж не просто так в начале внимательно смотрит на свои руки — он пытается осознать и понять себя. Он послушно надевает перчатки на руки, что можно считать за надевание маски, которая впоследствии будет разрушать героя.
БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018
БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018
БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018
Герой встречает другого персонажа, который решил использовать свою особенность, как дар. Он уверенно творит руками, что даёт нам понимание о его проработанном восприятии к себе, что приносит ему плоды творения, а не саморазрушение.
Взаимоотношения между персонажами
DUO
Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014
С помощью рук авторы показывают, насколько характеры двух героинь различаются. Жёсткие, тяжёлые и резкие движения у одной. Мягкие, лёгкие и плавные у второй.
Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014
Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014
Разногласия главных героинь в закулисье прерываются сценами с выступлением, где они вынуждены довериться друг другу в сложном номере. Кадры с руками раскрывают сцену, как сложную и интимную, раскачивая зрителя от чувственных соприкосновений до отстранённого и резкого, что добавляет эмоционального напряжения.
Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014
My Hand, Her Hand
KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019
По мягким рукам матери и уведённого в сторону мизинцу мы сразу замечаем, с какой нежностью мама относиться к своему ребёнку.
KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019
Их лица не похожи, но руки похожи. Девочка очень дорожит этим сходством, что позволяет с той же нежностью ей в более старшем возрасте относиться к самой себе.
KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019
KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019
LA NEIGE INCERTAINE
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
История о потерянной связи с партнёром чётко отображается в кадрах с руками. Героиня тянется к руке любимого, но не успевает, ведь он уже тянется к своему алкоголю.
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
Можно было предположить, что разлад произошёл из-за чрезмерной сосредоточенности девушки на работе, однако контраст предметов вокруг кистей рук персонажей поразителен: на стороне героини лежит журнал National Geographic, лист бумаги с графиком и расчётами, тарелка с недоеденной едой и пустой стакан. На стороне парня на столе довольно пусто и грустно — пачка сигарет, окурки и бутылка пива.
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
Даже микродвижение пальцев передаёт всю напряжённость и поддавленность состояния.
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
Через прикосновения со снежной равниной и на контрасте с простынёй в тепле отношений из воспоминаний авторы подают сигналы о невозможности возвратить упущенное, и мы чувствуем только лёд, как и героиня.
Внутреннее состояние
CONTRETEMPS
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
В анимации показана жизнь девушки с обсессивно-компульсивным расстройством с постоянным желанием поправить неровное и отказом прикасаться к небезопасному. Заметить мы это можем по точечным и крайне осторожным движениям главного героини, ведь не зря авторы начинают своё произведение с кадров рук.
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
Вся её тревожность и весь страх сосредоточены в пальцах рук. Однако мы также замечаем собранность героини каждый раз, когда она пользуется техниками осознанности, помогающие при расстройстве.
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
Руки героини выглядят уже уверенными — она намерена побороть свои страхи и идти вперёд.
Representation of Light
KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020
Пунктирное и дрожащее изображение рук сообщает о нахождении героини не в настоящем времени. Рассуждения о быстротечности времени перенаправляют её в мир вечных вопросов без ответов, на более чувственный уровень.
KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020
Рука как персонаж
Ручной
Гиперопекающий персонаж изображается здесь в виде руки. Она может делать с главным персонажем, что угодно — ткнуть, прижать, не выпускать, висеть над ним или на нём.
Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018
Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018
Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018
Иронично, в конце персонаж влюбляется, но всё в те же манипулятивные руки.
A Break in the Clouds
Родители здесь предстают руками. С помощью понятных жестов автор показывает сцены ссоры, в которых лишь по рукам мы считываем такие эмоции родителей, как злость, закипание, желание наказать, боль, сожаление, примирение, извинение и любовь.
TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021
TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021
TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021
TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021
I Lost My Body
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
Отрезанная рука отправляется в дерзкое, но опасное путешествие, чтобы воссоединиться со своим владельцем. Рука может обладать самосознанием и способностью передвигаться так, как она это делает. Её сюжет вызывает неподдельное удивление, пропитанное душевной искренностью и эмоциональной вовлеченностью.
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
Если фильм заставляет нас сопереживать тяжелой судьбе главного героя, который пытается обрести уверенность в жизни, то мир Руки ничем не отличается от него. Насыщаясь опасностями на уровне крыс в метро, рука становится персонажем внутри себя, со всеми своими отличительными чертами страха и храбрости.
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
До зрителя доносится поэтический смысл, показывающий, насколько неразрывно мы связаны со своим телом. По мере того как фильм размышляет о путешествии главного персонажа, возникает сознательная параллель, в которой мы можем на мгновение обратить внимание на собственные руки и на то, как самые обыденные, простые или сложные задачи часто воспринимаются как должное.
Заключение
Действительно, авторы часто используют руки, как выразительный приём, применяя в разных направлениях — чтобы показать особенности характера, показать напряжённые взаимоотношения между двумя персонажами или, наоборот, искренне нежные, чтобы раскрыть внутреннее состояние персонажа, связанное с психическим заболеванием, потерей, нахождением в другой реальности или чтобы представить саму руку, как отдельного персонажа, используя понятные жесты.
Руки являются источником невербального и помогают нам понять эмоции, скрытые мысли и чувства других людей, если за ними наблюдать и служат отлично дополняющими образ деталями в анимации.
Матюхина Елена Геннадиевна «Изображение руки в искусстве» / / Методическая разработка. — Санкт-Петербург, 2018
Joe Navarro M.A. Body Language of the Hands // https://www.psychologytoday.com/us/blog/spycatcher/201001/body-language-the-hands (дата обращения: 25.11.2023)
Юрий Михайлин «Высшие формы — „Белоснежье“ Ирины Эльшанской» / / Журнал «Сеанс», 10.04.2020 URL: https://seance.ru/articles/whiteland/ (дата обращения: 25.11.2023)
Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018
TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021
Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019
Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014
KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019
Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021
Thomas Stellmach. Quest. 1996
Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008
БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018
Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021
KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020
Kei Oyama. HAND SOAP. 2008