Original size 1140x1600

Говорящие руки в авторской анимации

PROTECT STATUS: not protected
22
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Для меня нет ничего более увлекательного в человеке, чем его руки. Они могут создавать, разрушать, хватать, указывать, держать, бить, тыкать, царапать, чувствовать, оценивать, принижать и восхвалять. Наши руки чрезвычайно выразительны: они могут рассказать историю, раскрыть наше внутреннее состояние, подать знак о помощи.

Независимо от того, говорят люди или нет, жесты рук заслуживают нашего внимания как богатый источник невербального поведения, помогающий нам понять эмоции, скрытые мысли и чувства других людей.

Пространство между пальцами и резкость движения могут рассказать о характере, микродвижения пальцев и повторы одного и того же — о внутренних проблемах, стрессе и переживаниях. То, как мы прикасаемся к предметам или к другим людям, зависит от того, как мы к ним относимся. Движение рук также указывает на наше отношение к себе, происходящему в обществе и социальным условностям. Руки на экране — это элементы недосказанности, намёков, которые оставляют место для фантазии. Без этого прямолинейный сюжет и отсутствие деталей делают композицию более простой, но от этого куда более очевидной. Разнообразие средств выразительности важно. Оно позволяют сделать образ более полным, глубоким и многогранным.

Поскольку руки могут раскрыть так много, я решила больше обращать внимание на изображения жестикуляции в современной авторской анимации.

В данном исследовании речь пойдёт о потенциале изображения движения рук как смыслового элемента анимации. Через жестикуляцию героя и его окружения авторы могут передавать нам особенную чувственность сцены, настроение и идеи произведения.

Исследование разбито на равные разделы, в каждом из которых я рассматриваю разные, наиболее распространённые в авторской анимации способы изображения кистей рук в качестве выражения идеи, исходя из функций, которые они несут в произведениях.

Для исследования я использую анимационные фильмы, лауреаты и призёры фестивалей, а также студенческие работы знаменитых анимационных школ разных стран, созданные в период с 1996 года по настоящее время. Я опираюсь на эти работы, поскольку в моём понимании они в полной мере соответствуют понятию «авторского». Стоит также отметить, что я буду исследовать преимущественно короткометражную двухмерную анимацию.

Цель данного исследования — выяснить, используют ли авторы современной анимации руки как средство выразительности и если используют, то какие идеи они вкладывают в их изображение, работают ли кадры с руками на сюжет, делают ли они образ персонажей более полным и понятным.

Характер

Quest

Original size 2880x1616

Thomas Stellmach. Quest. 1996

Большие кисти рук персонажа точно описывают его как героя, готового идти к цели до конца. Он достаточно решителен, чтобы взять судьбу в свои большие руки и делать всё, ради спасения.

Original size 3500x974

Thomas Stellmach. Quest. 1996

Original size 3500x974

Thomas Stellmach. Quest. 1996

La Maison en Petits Cubes

Original size 2880x1609

Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008

Автор изображает руки персонажа сильно уменьшенными, что подчёркивает его одиночество бессилие перед всепоглощающей стихией, течением времени и неизбежностью смерти.

Original size 3500x973

Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008

Постоянная потребность старика построить своими маленькими ручками дом повыше, чтобы его не поглотило море, демонстрирует стремление человечества к выживанию. Однако, несмотря на эти попытки, природа неизбежно берет своё.

БЕЛОСНЕЖЬЕ

Отношения человека с миром и восприятия себя, можно проследить через руки. В самом начале персонаж предстаёт перед нами осторожным, но любопытным. Об этом говорят аккуратные движения рук, но с расставленными широко пальцами, словно готовые чего-то коснуться и что-то взять.

Original size 3500x973

БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018

Персонаж не просто так в начале внимательно смотрит на свои руки — он пытается осознать и понять себя. Он послушно надевает перчатки на руки, что можно считать за надевание маски, которая впоследствии будет разрушать героя.

Original size 3500x973

БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018

Original size 3500x647

БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018

Original size 3500x973

БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018

Герой встречает другого персонажа, который решил использовать свою особенность, как дар. Он уверенно творит руками, что даёт нам понимание о его проработанном восприятии к себе, что приносит ему плоды творения, а не саморазрушение.

Взаимоотношения между персонажами

DUO

Original size 3500x973

Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014

С помощью рук авторы показывают, насколько характеры двух героинь различаются. Жёсткие, тяжёлые и резкие движения у одной. Мягкие, лёгкие и плавные у второй.

Original size 3500x645

Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014

Original size 3500x973

Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014

Разногласия главных героинь в закулисье прерываются сценами с выступлением, где они вынуждены довериться друг другу в сложном номере. Кадры с руками раскрывают сцену, как сложную и интимную, раскачивая зрителя от чувственных соприкосновений до отстранённого и резкого, что добавляет эмоционального напряжения.

Original size 3500x973

Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014

My Hand, Her Hand

Original size 2880x1613

KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019

По мягким рукам матери и уведённого в сторону мизинцу мы сразу замечаем, с какой нежностью мама относиться к своему ребёнку.

Original size 3500x973

KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019

Их лица не похожи, но руки похожи. Девочка очень дорожит этим сходством, что позволяет с той же нежностью ей в более старшем возрасте относиться к самой себе.

Original size 3500x647

KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019

Original size 3500x973

KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019

LA NEIGE INCERTAINE

Original size 3500x739

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

История о потерянной связи с партнёром чётко отображается в кадрах с руками. Героиня тянется к руке любимого, но не успевает, ведь он уже тянется к своему алкоголю.

Original size 2880x1222

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

Можно было предположить, что разлад произошёл из-за чрезмерной сосредоточенности девушки на работе, однако контраст предметов вокруг кистей рук персонажей поразителен: на стороне героини лежит журнал National Geographic, лист бумаги с графиком и расчётами, тарелка с недоеденной едой и пустой стакан. На стороне парня на столе довольно пусто и грустно — пачка сигарет, окурки и бутылка пива.

Original size 3500x739

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

Даже микродвижение пальцев передаёт всю напряжённость и поддавленность состояния.

Original size 3500x739

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

Original size 3500x739

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

Через прикосновения со снежной равниной и на контрасте с простынёй в тепле отношений из воспоминаний авторы подают сигналы о невозможности возвратить упущенное, и мы чувствуем только лёд, как и героиня.

Внутреннее состояние

CONTRETEMPS

Original size 2880x1192

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

В анимации показана жизнь девушки с обсессивно-компульсивным расстройством с постоянным желанием поправить неровное и отказом прикасаться к небезопасному. Заметить мы это можем по точечным и крайне осторожным движениям главного героини, ведь не зря авторы начинают своё произведение с кадров рук.

Original size 3500x723

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

Original size 3500x725

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

Original size 2880x1197

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

Вся её тревожность и весь страх сосредоточены в пальцах рук. Однако мы также замечаем собранность героини каждый раз, когда она пользуется техниками осознанности, помогающие при расстройстве.

Original size 3500x726

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

Original size 3500x739

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

Руки героини выглядят уже уверенными — она намерена побороть свои страхи и идти вперёд.

Representation of Light

Original size 2880x1522

KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020

Пунктирное и дрожащее изображение рук сообщает о нахождении героини не в настоящем времени. Рассуждения о быстротечности времени перенаправляют её в мир вечных вопросов без ответов, на более чувственный уровень.

Original size 3500x973

KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020

Рука как персонаж

Ручной

Гиперопекающий персонаж изображается здесь в виде руки. Она может делать с главным персонажем, что угодно — ткнуть, прижать, не выпускать, висеть над ним или на нём.

Original size 3500x973

Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018

Original size 3500x973

Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018

Original size 2880x1602

Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018

Иронично, в конце персонаж влюбляется, но всё в те же манипулятивные руки.

A Break in the Clouds

Родители здесь предстают руками. С помощью понятных жестов автор показывает сцены ссоры, в которых лишь по рукам мы считываем такие эмоции родителей, как злость, закипание, желание наказать, боль, сожаление, примирение, извинение и любовь.

Original size 3500x973

TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021

Original size 3500x647

TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021

Original size 2880x1602

TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021

Original size 3500x973

TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021

I Lost My Body

Original size 3500x724

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

Отрезанная рука отправляется в дерзкое, но опасное путешествие, чтобы воссоединиться со своим владельцем. Рука может обладать самосознанием и способностью передвигаться так, как она это делает. Её сюжет вызывает неподдельное удивление, пропитанное душевной искренностью и эмоциональной вовлеченностью.

Original size 3500x724

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

Original size 3500x724

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

Если фильм заставляет нас сопереживать тяжелой судьбе главного героя, который пытается обрести уверенность в жизни, то мир Руки ничем не отличается от него. Насыщаясь опасностями на уровне крыс в метро, рука становится персонажем внутри себя, со всеми своими отличительными чертами страха и храбрости.

Original size 2880x1175

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

Original size 2880x1198

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

До зрителя доносится поэтический смысл, показывающий, насколько неразрывно мы связаны со своим телом. По мере того как фильм размышляет о путешествии главного персонажа, возникает сознательная параллель, в которой мы можем на мгновение обратить внимание на собственные руки и на то, как самые обыденные, простые или сложные задачи часто воспринимаются как должное.

Заключение

Действительно, авторы часто используют руки, как выразительный приём, применяя в разных направлениях — чтобы показать особенности характера, показать напряжённые взаимоотношения между двумя персонажами или, наоборот, искренне нежные, чтобы раскрыть внутреннее состояние персонажа, связанное с психическим заболеванием, потерей, нахождением в другой реальности или чтобы представить саму руку, как отдельного персонажа, используя понятные жесты.

Руки являются источником невербального и помогают нам понять эмоции, скрытые мысли и чувства других людей, если за ними наблюдать и служат отлично дополняющими образ деталями в анимации.

Bibliography
1.

Матюхина Елена Геннадиевна «Изображение руки в искусстве» / / Методическая разработка. — Санкт-Петербург, 2018

2.

Joe Navarro M.A. Body Language of the Hands // https://www.psychologytoday.com/us/blog/spycatcher/201001/body-language-the-hands (дата обращения: 25.11.2023)

3.

Юрий Михайлин «Высшие формы — „Белоснежье“ Ирины Эльшанской» / / Журнал «Сеанс», 10.04.2020 URL: https://seance.ru/articles/whiteland/ (дата обращения: 25.11.2023)

Image sources
Show
1.

Катя Михеева и Настя Панина. Ручной. 2018

2.

TAKAGI Anna. A Break in the Clouds. 2021

3.

Jérémy Clapin. I Lost My Body. 2019

4.

Janis AUSSEL, Elsa BOYER, Marie-Pierre DEMESSANT, Dorian LEE, Laurent MOING, Guitty MOJABI, Aron BOTHMAN. DUO. GOBELINS. 2014

5.

KOBAYASHI Mayo. My Hand, Her Hand. 2019

6.

Marion BOISROND, Marie-Liesse COUMAU, Ada HERNAEZ, Gwendoline LEGENDRE, Romane TISSEAU. LA NEIGE INCERTAINE. GOBELINS. 2021

7.

Thomas Stellmach. Quest. 1996

8.

Kunio Kato. La Maison en Petits Cubes (The House of Small Cubes). 2008

9.

БЕЛОСНЕЖЬЕ. Ира Эльшанская. Союзмультфиль. 2018

10.

Laurine BAILLE, Gabriel GÉRARD, Lise LÉGIER, Chloé MAINGÉ, Claire SUN. CONTRETEMPS. GOBELINS. 2021

11.

KUROSAWA Sachiyo. Representation of Light. 2020

12.

Kei Oyama. HAND SOAP. 2008

Говорящие руки в авторской анимации
22
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more