
осень 2025. практика. Ясная Поляна. звуковая инсталляция. Лев Толстой. «цикорий».

#1. домик где-то на территории Ясной Поляны
одним обычным учебным днем Евгений Скуковский рассказал нам о предстоящем мероприятии в Ясной Поляне. требовалось сделать тематическую звуковую инсталляцию прямо в теплице Льва Толстого. я согласилась сразу, остальные, подумав пару дней, согласились тоже. мы взяли все и поехали в дивное путешествие в Тульскую область.

#2. лошади, судя по всему, были хозяевами территории.
как большой фанат групповых поездок и лагерей, я была в восторге от атмосферы, что царила в фургончике и первые часы после приезда.
и мы знали, что нам предстоит много работы, что нам предстоит выкручиваться из самых запутанных технических проблем и концептуальных заковырок, но в воздухе стоял концентрат некого цифрового детокса, единства творческой целью и желания забрать с собой воздух Ясной Поляны, ведь он настолько чистый и свободный.
#3. объемы поляны полностью не захватила ни одна из взятых нами камер.
сразу после приезда нам рассказали всю необходимую информацию по дальнейшей работе, провели экскурсию по Ясной Поляне и заселили в гостиницу. после долгой дороги, новых видов и свежего воздуха мы приступили к выполнению важного задания — отдыху в номерах.
#4. все-таки было довольно холодно, а мы легко оделись.
когда мы осознали, что наступило время придумывать концепт нашей инсталляции, среди нас родилась мысль рассказать о цикории.
казалось бы, причем тут цикорий?
а мы просто вспомнили экскурсию первого дня: нам поведали, что в теплице, в которой мы делаем наш проект, Лев Николаевич пытался выращивать кофе, но по разным причинам он толком не рос, и тогда Толстой решил попробовать выращивать цикорий — и это сработало. он прижился, распространился среди постояльцев усадьбы и радовал гостей.
#5. вот и сама теплица, с которой за это время мы уже даже как-то породнились.
вот и получилась история о том, как важно уметь отходить от навязанных современниками прожектов и находить смысл в простом, но действительно нужном для мира деле. работа представляла собой шестиканальную партисипаторную инсталляцию.
#6. сочетание электронного мира с естеством природного всегда невероятно красиво.
в первом зале теплицы предполагалось создать звуковое пространство, наполненное суетой: множеством голосов и шумов, отражающих моду на амбициозные проекты, вроде выращивания тогда популярного кофе.
попав во второй зал, зритель оказывался в ином звучании — там слышались естественные и спокойные тембры: шум травы, плеск воды, шаги пасущегося коня. эти звуки символизировали простые, но по-настоящему важные вещи, которые часто оказываются полезнее как для дела, так и для внутреннего состояния человека.
#7. несмотря на иногда смешные технические костыли, инсталляция все равно ощущалась и выглядела солидно.
в саду и самой теплице были установлены микрофоны, позволяющие посетителям стать частью звучащей среды первой комнаты: их голоса и шаги смешивались с общей акустической суетой, создавая живой и постоянно меняющийся звуковой ландшафт.
#8. полевая запись дает уникальную возможность остановиться и сфокусироваться на том, что обычно впопыхах не замечаешь.
большую часть работы составляли полевые записи, сделанные прямо на территории Ясной Поляны. мы ходили с звукозаписывающими устройствами — рекордерами — и как художники делают моментальные наброски карандашом, так и мы записывали единомоментные уникальные звуковые события: птиц, ветер, воду, лошадей, листву и так далее.
#9. как будто в городе среди высоток, только высотки здесь с листьями и ветками.
самые технически подкованные из нас помимо записей создавали патч в Max MSP. именно он отвечал за всю обработку звука и его преобразование. корпотливая и сложная работа, но ребята как минимум отлично справились, как максимум синтезировали контакт природного и электронного в области звука, что придало теплице и Ясной Поляне в целом более модерновый и молодежный облик, а это ведь и была цель фестиваля, в рамках которого мы делали инсталляцию.
#10. уставшие, голодные, замерзшие, но действительно счастливые.
это был уникальный и медитативный опыт.
произошли невероятные энергетические и материальные обмены: мы привнесли в Ясную Поляну что-то свое, что-то новое и молодое, а она в свою очередь поделилась с нами красивыми видами, звуками, ощущениями и громадой своего спокойствия. мы порадовали гостей своей выставкой, а они порадовали нас своей вовлеченностью и интересом к звуковому современному искусству. а также внутри нашей рабочей группы, мы друг с другом обменялись знаниями и опытом работы с различными аспектами звука.
#11. в последний день, мы, хорошенько поев и попрощавшись со всеми, собрали все оборудование в фургончик и отправились назад в Москву.