Original size 1536x2048

Костюм в перформативных практиках Поп-Артистов

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

(1). Концепция (2). Музыка и костюмы (3). Леди Гага и её костюмы (4). Театральный концерт (5). Вывод

(1). Концепция

Костюм является неотъемлемой частью любого перформанса, ведь он не просто дополняет повествование, но и выступает как отдельный элемент искусства. Для творца костюм становится не просто визуальным сопровождением, но и важным инструментом выразительности, что несет в себе определенную метафору и задает общее настроение всего действа.

big
Original size 1664x382

Lady Gaga, Las Vegas тур «MAYHEM» 2025

Для театральных постановок характерны выразительные костюмы, передающие характер, социальную роль и эпоху в которой живет персонаж. Зритель должен считывать образ, даже без визуального сопровождения. Однако, с течением прогресса и расширением понятия перформанса, художники стали все чаще эксперементировать с формой подачи костюма, искажая его форму, цвет, материал и другие визуальные аспекты, расширяя рамки возможного. Такой подход позволил придавать костюмам все более глубокое и не всегда понятное, с первого взгляда, значение.

В современном мире, костюм больше не является простым дополнением персонажа, он становится его продолжением, играет свою собственную роль в любом перформансе. Позволяет автору говорить о сложных, тонких и болезненных темах со своим зрителем, не только словами или движением, но даже материалом и формой, а иногда полным отсутсвием костюма.

Одним из примеров использования костюмов может послужить, то, как различные музыкальные исполнители стараются выразить свои мысли не только музыкой, но и креативным перформансом на сцене. Не каждый музыкант стремится к добавлению смысла в свои сценические образы, но есть исключения, в которых художники придают новое значение своему творчеству через использование костюмов и добавления театральных элементов в свои выступления. Одним из таких артистов является — Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта, так же известная под псевдонимом «Lady Gaga».

Original size 1622x309

Lady Gaga, Las Vegas тур «MAYHEM» 2025

В данном визуальном исследовании я хотела бы изучить сценические перформансы разных музыкальных артистов, кто вкладывал в свои костюмы различный смысл. Для примера общей тенденции были выбраны несколько испольнителей, которые в той или иной степени стремяться донести мысль с помощью своего образа. Однако главным предметом исследования послужат образы Леди Гаги на её концертах, и других проявлениях перформативных практик.

Все примеры отбирались по принципу соответсвия теме и наличия визуальной и смысловой нагрузки в них. Такой подход способствует получению релевантных выводов на осонове анализа всего, отобранного мною, материала. Структура исследования выстроена так, чтобы каждый мог ознакомиться с небольшими примерами из творчества музыкальных артистов, а затем изучить перформансы Леди Гаги, и составить полное впечатление об использовании костюмов в перформансе.

(2). Музыка и костюмы

Во время написания композиций, музыкант вкладывает в них свои эмоции, переживаний, мысли и чувства. Зачастую музыка самобытна, её можно созерцать без визуального сопровождения, наслаждаться лишь чистым звуком. Однако с распространением телевещания и других цифровых носителей, все чаще стали появляться музыканты, дополняющие свою музыку сценическим образом. Костюм же стал неотъемлемой частью саморепрезентации творца перед публикой. Некоторые исполнители не просто носят дорогую одежду, а вкладывают в свои образы различные метафоры.

Дэвид Боуи имел несколько альтер-эго, он часто менял их, и понять кто сейчас находится на сцене можно было по его костюму.

Зигги Стардаст- Инопланетянин, андрогинное существо, которое стало звездой на Земле. Самовлюбленным и эпотажным- именно таким Зигги запомнили фанаты.

Во время изображений Зигги, Боуи, надевал платья, делал яркие макияжи и вел себя экстравогантно. Все его костюмы имели необычную форму, либо же были достаточно женственными. Макияж и огенное-красные волосы дополняли его образ.

Original size 1282x856

David Bowie, 1973

David Bowie, 1973

Далее последовала следующая эра музыканта- Аладдин Сейн. Образ, созданный как отсылка к сводному брату Боуи, который болен шизофринией. Кроме того, данное альтер-эго является своеобразным продолжением образа Зигги Стардаста, внешний вид на концертах также похож на предыдущие выходы музыканта.

Одним из последних образов Дэвида стал Halloween Jack. Данный персонаж отличался от предшествинников своим более натуральным цветом волос, а также повязкой на глаз.

Слева: David Bowie, 1975 LP «Young Americans.» Справа: David Bowie, 1974

Дальнейшие образы певца выглядят совсем иначе. Измождённый Белый Герцог появился во время наркотической зависимости Дэвида Боуи из-за чего получился достаточно неоднозначным. В своих песнях он пел о любви, но это было лишь прекрытие для депрессивных, мрачных и безумных музыкальных сюжетах с добавлением оккультизма. Костюмы, как и характер, притерпели огромные изменения: больше никаких ярких и кричащих образов, лишь строгий брючный костюм и зачёсанная назад прическа. После, артист больше не создавал бунтарских и необычных образов, все его персонажи стали выглядить намного сдержаннее, чем это было в начале карьеры Дэвида Боуи.

Original size 1272x810

David Bowie, 1976

Рок-группа Kiss также является примером созданий образов персонажей с помощью запоминающихся костюмов.

Пол Стэнли — вокалист и гитарист. Звезда на правом глазу была его главным атрибутом. В своем образе он сочетал различные аттрибуты Глэм-рока.

Джин Симмонс — вокалист и бассист. Его образ — демонический. Два черных крыла летучей мыши, огромные сапоги и грубое поведение, все создает такой пугающий, но в то же время притягательный образ исполнителя.

Справа: Джинни Симмонс, 1976 Слева: Пол Стенли, 1979

Эйс Фрейлин — Вокалист и гитарист Футуристичные костюмы с металлическими вставками, все в образе музыканта отсылало на связь космоса и музыки, которую ощущал Эйс во время написания композиций.

Питер Крисс — Вокал и ударник. При создании своего образа, артист вдохновился сочетанием человеческого лица с кошачьим. В своем образе он использовал гримм, для создания усов и носа. Все чтобы стать похожим на кота.

Справа: Питер Крисс, 2010 Слева: Эйс Фрейлин, 2012

Каждый из участников Kiss имеет уникальный костюм, который не выбивается из общего образа группы, а наоборот дополняет его.

Original size 1272x466

Все члены группы «Kiss»

Также, набирающая популярность Сабрина Карпентер создает себе противоречивый сценический образ. Все её концерты сопровождаются комедийным шоу, где она ведет себя как меркантильная, порой слишком откровенная, девушка, идеальная жена из журналов прошлго. При детальном рассмотрении её образа становиться ясно, что сверкающие костюмы ярких цветов противопоставлены песням, в которых она высмеивает объективизацию женщин со стороны мужчин. Одежда и макияж прекрасно дополняют эту идею, отсылая к поп-культуре прошлого столетия.

Сабрина Карпентер на премии Grammy 2025

Каким бы противоречивым не был образ Сабрины Карпентер, нельзя отрицать, что её карьера отлично демонстрирует как простой, с первого взгляда, имидж, может менять восприятие песен и личности исполнителя, чем привлечь много внимания.

Original size 1200x764

Сабрина Карпентер на своем туре «Snort`n Sweet» 2024

(3). Леди Гага и её костюмы

Несомненно, одной из самых известных селебрити, кто часто надевает концептуальные и необычные костюмы, является Lady Gaga. Каждый её концерт был креативнее предыдущего, каждый выход в свет сопровождался новым высказыванием, которое она выражала не только строками в песнях, но и её восхитительными костюмами. Гага не носит простую одежду, отдавая предпочтение таким нарядам, которые заставят людей вокруг задуматься о тех смыслах, что она вкладывает в свою одежду, прическу, макияж и другим аттрибутам внешнего вида. Далее мне бы хотелось рассмотреть одни из самых необычных костюмов Леди Гаги.

В 2009-м, во время исполенения песни «Paparazzi», исполнительница начала истекать кровью. В костюме распологался сосуд с багровой жидкостью, который лопнул во время исполенения песни про цену популярности. Подобным перформансом, певица хотела показать насколько может быть опасна популярность.

Lady Gaga исполняет хит «Paparazzi» на MTV Music Awards 2009

Одним из самых известных появлений Исполнительницы можно считать выход в «Мясном платье» в 2010-м году на церемонию вручения музыкальной награды MTV.

Данный образ стал высказыванием Леди Гаги, что она не просто «кусок мяса», а такая же личность, которая имеет свои эмоции, чувства и право на ошибки.

MTV Music Awards 2010, Выступление Lady Gaga

После релиза альбома «Born this way», во время концертов, певица выезжала на сцену в виде Женщины-мотоцикла. О своем образе Леди Гага рассуждала, как о машине, что несёт голоса её фанатов и собственное творчество вперед. Благодаря этому костюму она проводит параллель между собой и транспортом: Леди Гага показывает, что она и является этим транспортом.

Слева: обложка альбома «Born this way» Справа: Lady Gaga исполняет песню «Heavy metal lover»

Original size 1080x652

(4).Театральный концерт

Наивысшей точкой нынешнего творчества Леди Гаги можно считать тур «MAYHEM». В нем певица решила рассказать о чувствах, что она испытывает на протяжении всего своего творчества, через Театрализованный концерт с множеством отсылок на свою жизнь. Большинство из которых кроется в её детально продуманных костюмах.

Выступление состоит из 4 актов, в котором постепенно раскрывается внутренний конфликт Леди Гаги.

Original size 1200x842

Lady Gaga, представление на Coachella 2025

Начиная с первого акта, перед зрителем восстает «злая» сторона певицы. Открывающая сцена поражает: огромное платье- клетка, на вершине которого восседает злая Леди, а под юбкой заключены девушки, своими костюмами напоминающие ведьм из средневековия. Сам костюм отсылает к платьям викторианской эпохи: пышное, с множеством мелких складок и деталей. Конструкция в целом, демонстрирует величие и пафосность злой Леди в красном.

Original size 1200x800

К коцу второго акта, появляется девушка в белом: отражение «светлой» стороны Гаги. Конфликт между злом и добром происходит на шахматной доске, из-за чего герои одеты в черно-белые образы. Девушка в белом напоминает фигуру белой Королевы из-за своего головного убора. Весь её образ является отсылкой на один из старых клипов певицы, в котором она предстает в похожем костюме. В конце акта зло побеждает добро и белая фигура падает замертво.

Поединок на шахматной доске

В следующем акте, становится ясно, что «добрая» Гага жива, и дальше мы уже наблюдаем за путем после возрождения.

Костюм певицы теперь — полностью белый. Неждый, почти воздушный, символизирует чистоту и невинность белой стороны души Гаги. Персонаж как бы попадает в сон, где все воздушно и просто.

Original size 1165x377

Белая девушка очнулась рядом со скелетом

Original size 2048x1412

Металлические костыли становятся не только отсылкой на прошлое выступление Леди Гаги в этом же образе от Alexander McQueen, но и своебразной отсылкой на жизнь певицы и её реабилитацию после тяжелой травмы, которую она получила во время одного из концертов.

Original size 1200x799

Lady Gaga в металлической броне и костылях от Alexander McQueen

Original size 1165x377

Далее Лирическая героиня попадает в пространство, расположенное между мирами. Там она принимает достаточно интересный облик. На голове у нее расположена конструкция из рогов, отдаленно напоминающая рога. Её яркий костюм противопоставлен скелетам и мраку вокруг, так можно понять, что она все еще находиться во сне. В своих мечтах.

В последнем же акте, «светлая» сторона встречается с «темной», однако они уже не враждуют друг с другом, а пытаются очнуться ото сна вместе. Героиняя в красном повторяет образ Леди из начала представления. Светлая же сторона притерпела изменения: в её костюм стал постепенно добавляться черный цвет. Такое измнение в костюме отображает то, как Исполнительница начинает принмать себя полностью и перестает отрицать свою «светлую» «темную» сторону.

Original size 2048x1360

Финальный костюм демонстрирует полное принятие. Две стороны слились воедино: белые костюм с длинными когтями, как у зверя, рваными краями и большим красным шрамом. В этом образе все детали слились воедино, как и внутренний конфликт исполнительницы, что закончился примирением двух аспектов личности Леди Гаги. С помощью разнообразных костюмов, певица делает отсылки на собственную карьеру и переосмысляет все свое творчество.

Original size 1440x959

(5). Вывод

Данное визуальное исследование позволило убедиться в том, что костюм может быть самостоятельным источником выразительности в различных музыкальных перформансах. Оно не только дополяет музыкальный нарратив, но и несет в себе свою собственную мысль, не всегда схожую со строками композиции. Для разных артистов образ значит разное: кто-то использует его как способ создания антуража, а кто-то как отдельный художественный прием. Подводя итоги, можно сказать, что костюм в музыкальном перформансе выполняет множество ролей: от создания атмосферы, альтернативных личностей и антитезы, до повествования различных историй из жизни творца.

Bibliography
Show
1.

Зигги-Старадст // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зигги_Стардаст (дата обращения: 16.11.2025).

2.

Q. and A. With Lady Gaga on Her ‘Freedom Ride’ // THENEWYORKTIMES URL: https://archive.nytimes.com/artsbeat.blogs.nytimes.com/2011/05/20/q-and-a-with-lady-gaga-on-her-freedom-ride/index.html (дата обращения: 16.11.2025).

3.

Watch Lady Gaga headline first night of Coachella 2025 with theatrical five-act set // NME URL: https://www.nme.com/news/music/watch-lady-gaga-headline-first-night-of-coachella-2025-with-theatrical-five-act-set-3854259 (дата обращения: 16.11.2025).

4.

Remember when Lady Gaga ‘bled’ onstage during her shocking performance at the 2009 VMAs? // CNN URL: https://edition.cnn.com/2024/09/10/style/lady-gaga-blood-performance-2009-vmas (дата обращения: 16.11.2025).

5.

Lady Gaga: ‘I’m on a Freedom Ride to Myself’ // VULTURE URL: https://www.vulture.com/2011/05/lady_gaga_im_on_a_freedom_ride.html (дата обращения: 16.11.2025).

6.

Kiss (Band) // Википедия URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kiss_(band) (дата обращения: 16.11.2025).

7.

Concert review: Lady Gaga swathed MAYHEM and theatrics over Singapore // Prestige URL: https://www.prestigeonline.com/sg/lifestyle/culture-plus-entertainment/lady-gaga-perfect-theatrical-dose-of-mayhem-over-singapore-concert-review/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 16.11.2025).

8.

Леди Гага // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_Гага (дата обращения: 16.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.
Костюм в перформативных практиках Поп-Артистов
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more