Original size 720x1040

Lo-fi как инструмент концентрации

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
Lo-fi
3 min
big
Original size 1920x1080

Lofi Girl

Концепция

Обоснование выбора темы

Популярность lo-fi музыки стремительно растёт, особенно среди людей, ищущих фон для учебы или работы. Миллионы слушателей по всему миру ежедневно включают плейлисты «beats to relax/study to», наиболее известный пример — канал Lofi Girl на YouTube с непрерывным стримом «расслабляющих битов». Возникает закономерный вопрос: почему именно lo-fi — музыка намеренно низкого качества записи — стала столь востребованным инструментом концентрации?

Несмотря на доступность высококачественного звука, многие слушатели сознательно выбирают музыку с эффектами шума, приглушёнными частотами и минималистичными структурами.

Исследование направлено на изучение того, какие элементы этого жанра помогают сосредоточиться, почему «низкое качество» было переосмыслено как эстетическая ценность и каким образом история развития музыки подготовила почву для возникновения подобной практики.

В условиях перегрузки информацией lo-fi воспринимается как удобный, ненавязчивый и эмоционально нейтральный звуковой фон.

Original size 1606x534

Принцип отбора материала

Необходимо показать связь между развитием технологий, изменением восприятия звука и формированием особой визуально-звуковой среды lo-fi.

Поэтому используются три группы изображений: исторические материалы, демонстрирующие, как этапы совершенствования звукозаписи влияли на представление о качестве; эстетические материалы (обложки альбомов, кадры стримов, графика и иллюстрации, связанные с культурой lo-fi), позволяющие проследить визуальный код жанра; а также аналитические визуальные данные — спектрограммы, динамические кривые, сравнения структур треков разных эпох.

Принцип рубрикации

Исследовательская часть основывается на переходе от широкого исторического контекста к конкретному анализу звука и восприятия.

Сначала рассматриваются предпосылки: низкое качество ранних записей, затем — культ hi-fi, а после — появление DIY-подхода и постепенная популяризация «домашнего» звука.

Далее объектом внимания становится сама структура lo-fi: повторяемость ритма, шум, отсутствие вокала.

Последний раздел посвящён психоакустике: каким образом мягкий тембр, монотонность и контроль громкости влияют на концентрацию, каким образом шум маскирует внешние раздражители, почему предсказуемый ритм снижает уровень тревожности.

В конце — обобщение, сопоставление материала и формулировку выводов относительно воздействия lo-fi.

Original size 1080x608

Принцип выбора и анализа текстовых источников

Текстовые источники выбираются по двум направлениям: музыкально-исторические тексты дают контекст развития жанра и формирования его эстетики, а психологические и психоакустические исследования позволяют объяснить поведенческие реакции слушателей и особенности восприятия фонового звука. Приоритет отдан современным публикациям, так как феномен использования lo-fi как инструмента концентрации оформился относительно недавно.

Ключевой вопрос и гипотеза

Ключевой вопрос работы формулируется следующим образом: почему именно lo-fi, а не другие жанры, оказался наиболее удобным звуковым фоном для концентрации? Гипотеза заключается в том, что сочетание тёплого тембра, невысокой динамики, повторяемого ритма и мягких шумовых элементов создаёт акустическую среду, которая снижает напряжение и обеспечивает предсказуемый фон, не конкурирующий с основным видом деятельности.

Эволюция Hi-Fi и появление Lo-Fi

В начале XX века низкое качество записи было неизбежным. Акустические студии работали без микрофонов: музыканты буквально играли в большой рупор, который механически передавал колебания на вращающийся диск, покрытый воском или шеллаком.

Original size 1280x620

Запись акустической пластинки, около 1920 // Эдди Мортон перед рупором, 1915

Original size 812x596

Студийная сессия с рупором, 1922

С развитием электрической записи представления о норме звука резко меняются. В 1950-е годы появляется термин high fidelity — «высокая верность», «высокая точность» звучания, которым производители начинают маркировать новую технику: усилители, проигрыватели, акустические системы и виниловые пластинки.

Original size 1280x620

Реклама «стерео-шкафов» в интерьерах

Маленькие стереосистемы 1950-х годов

Рекламные плакаты и журнальные объявления того времени продают не просто устройства, а образ жизни: они обещают перенести живой концерт в гостиную.

Само понятие «качественного звука» всё сильнее связывается с измеримыми параметрами: широким частотным диапазоном и низкими искажениями.

Журнальные объявления

Реклама

Именно на фоне этого идеала звука постепенно появляется контркультурная линия, где низкое качество перестаёт восприниматься как дефект.

Уже в 1950–60-е годы возникает феномен гаражных групп: подростки записываются не в дорогих студиях, а в подвалах и гаражах на примитивные магнитофоны и дешёвые микрофоны. Их фотографии — тесные комнаты с облезлыми усилителями, самодельные барабанные установки, стены, обклеенные плакатами — резко контрастируют с глянцевыми картинками Hi-Fi-рекламы.

Разрисованный подвал и самодельные рекламные материалы

Такие изображения хорошо передают сдвиг в ценностях: от потребления идеального звука в гостиной к «поту и пыли» репетиционной, где качество измеряется подлинностью эмоций, а не отсутствием искажений в записи.

0

Гаражные группы 60-х и 70-х годов

post

К концу 1960-х эта логика постепенно проникает и в профессиональную поп-культуру.

Показательный пример — альбом Smiley Smile группы The Beach Boys (1967), записанный после краха грандиозного студийного проекта Smile. Музыковеды и критики описывают Smiley Smile как «домашний», «самодельный», с подчеркнуто lo-fi-звучанием, намеренно упрощающей и размывающей прежний студийный перфекционизм Брайана Уилсона.

The Beach Boys - Good Vibrations
4 min

Релиз 1967 года с обложкой винила

Original size 1024x672

Вокалист и лидер рок-группы «The Beach Boys» Брайан Уилсон руководит из аппаратной во время записи альбома «Pet Sounds» в 1966 году в Лос-Анджелесе, Калифорния

На фотографиях этого периода — не только «серьезные» помещения для записи, но и более камерные пространства, загородные дома, импровизированные «домашние студии». Визуально это показывает поворот от идеи «безупречного шедевра», созданного в дорогой студии, к более расслабленному, почти «комнатному» звучанию, допускающему шероховатость и случайность как часть эстетики.

0

Брайан Уилсон дома в Бель-Эйр, играющий на печально известном пианино в песочнице, 1967

Original size 1918x1260

Брайан Уилсон

В 1970–80-е годы эта тенденция радикализируется в феномене домашней записи и кассетного андерграунда. Одной из ключевых фигур становится американский музыкант R. Stevie Moore, которого не случайно называют «крёстным отцом домашнего рекординга» и пионером lo-fi/DIY-музыки.

Original size 2709x1702

R. Stevie Moore с гитарой и Yamaha-клавишами на фоне стеллажей с дисками

0

Крестный отец домашней звукозаписи R. Stevie Moore

На фотографиях и в интервью он предстает буквально утонувшим в своей комнате-студии: вокруг стеллажи с кассетами, провода, инструменты — визуальный хаос, который воплощает принцип do it yourself и демонстрирует, что профессиональная студия больше не является обязательным условием для создания и распространения музыки.

Lo-fi предстаёт отказом от чистого звука в пользу атмосферы, от стандартизированной глянцевости — в пользу индивидуального, «шумного» присутствия автора.

Связь жанра с концентрацией

post

Прежде всего, lo-fi, о котором идёт речь в контексте учебы и работы, в большинстве случаев — это lo-fi hip-hop или близкие к нему инструментальные биты. Их общая черта — умеренно медленный темп. В отличие от энергичных жанров, построенных на 130–150 BPM, lo-fi-треки обычно держатся в диапазоне примерно 60–90 ударов в минуту. Такой темп совпадает с ритмом расслабленного сердцебиения.

На спектрограммах и пианино-роллах (редактор в программе для создания музыки, например, FL Studio) таких композиций видны короткие, регулярно повторяющиеся барабанные циклы: ровная бочка, приглушённый снейр, щёлкающий хай-хэт. Ритмический рисунок почти не меняется на протяжении всего трека, что создаёт стабильность.

Сердцебиение
1 min
Original size 1596x819

MIDI-паттерн лоуфай-ударных в пианино-ролле: подписаны Kick, Snare, Closed HH, Open HH

post

Гармонический слой lo-fi, как правило, заимствует лексику джаза и соула. Часто это фрагменты старых джазовых записей, переработанные и зацикленные; иногда — оригинальные партии синтезаторов и электрического пианино, стилизованные под винтажные инструменты вроде Fender Rhodes. Важно, что один–два аккордовых оборота повторяются десятки раз, совсем немного меняясь по окраске. Такая предсказуемость снимает ощущение «сюжетности»: слушатель не ждёт кульминации, а погружается в устойчивое, почти медитативное состояние.

Cmaj9-Fmaj13
1 min
Original size 991x471

Пример зацикленной джазовой аккордовой прогрессии в стиле lo-fi

Отдельная, ключевая черта — отсутствие вокала. В большинстве lo-fi-треков нет текста, а если и появляются голосовые фрагменты, то это короткие сэмплы — одинокие слова, шёпот, реплики из старых фильмов или аниме, с фильтрами и унесённые на задний план. Такой приём важен именно для концентрации: человеческая речь почти неизбежно захватывает внимание, особенно при чтении или письме, тогда как немой фон легче «отпустить на фон».

Original size 680x382
post

Ещё один компонент — текстуры и шумы, то самое «грязное» звучание, которое отличает lo-fi от стерильной цифровой музыки. Потрескивание винила, лёгкий гул, шум дождя за окном — всё это намеренно оставляют в записи или добавляют поверх уже чистого звука.

Психологически такой фон действует как разновидность белого шума: он маскирует случайные внешние звуки (шорохи в комнате, разговоры за стеной), при этом не содержит в себе «сюжета», который мог бы сильно отвлекать.

Если сравнить wave-form lo-fi-трека и, например, энергичного дабстеп-фрагмента, различие становится буквально видимым. У дабстепа амплитуда постоянно «рваная»: плотная компрессия, отчётливые блоки «тихо-громко». Lo-fi же выглядит как более ровная лента с умеренными колебаниями, без экстремальных всплесков громкости. На слух это ощущается как отсутствие сюрпризов: фон не требует от мозга быть готовым к неожиданным поворотам в звучании.

Волновая форма аудиосигнала // Война громкости: чрезмерная компрессия в музыке

Каждый из элементов — медленный темп, повторяющийся ритм, джазовые аккорды, отсутствие вокала, нарочитые шумы и мягкая динамика — работает вместе, формируя особый тип звуковой среды.

Психологический и психоакустический аспект

Если историко-музыковедческие тексты объясняют, как появилось lo-fi и почему «низкое качество» стало эстетическим выбором, то психологические и нейробиологические работы отвечают на вопрос, что именно происходит с мозгом, когда человек учится или работает под такую музыку.

Original size 1920x1080

Часть этих работ напрямую исследует влияние фоновой музыки на когнитивные функции.

Статья в Open Journal of Medical Psychology анализирует, как меняется результат тестов при прослушивании lo-fi по сравнению с классической музыкой и тишиной: 26 участников выполняли задания на концентрацию, и авторы показали, что lo-fi не уступает, а местами и сопоставим с традиционно «рекомендуемой» классикой как фон для умственной работы.

Original size 1504x831

Сравнение оценок разных звуковых условий (расслабляющая/стимулирующая музыка, шум, тишина) по данным Nadon et al., 2021

Параллельно обзорные статьи и научно-популярные тексты подчёркивают, что общая картина неоднозначна: фоновая музыка может как улучшать, так и ухудшать внимание в зависимости от громкости, темпа, наличия вокала и типа задачи.

Original size 1653x1025

По данным систематического обзора Cheah et al. было проанализировано 95 статей (154 эксперимента), и результаты по влиянию фоновой музыки на когнитивные задачи сильно расходятся

post

Нейронаучные исследования показывают, что когда человек получает удовольствие от музыки, в системе вознаграждения мозга выделяется дофамин (Blood & Zatorre, 2001; Salimpoor et al., 2011; Ferreri et al., 2019; Ferreri & Rodriguez-Fornells, 2017), что повышает мотивацию и устойчивость внимания при выполнении монотонных задач.

*Схема дофаминовой системы вознаграждения (VTA — nucleus accumbens — префронтальная кора), через которую музыка запускает выброс дофамина и усиливает мотивацию и внимание.

Исследования «альфа-музыки» и треков, нацеленных на диапазон 8–12 Гц, показывают, что мягкие, повторяющиеся звуковые паттерны могут способствовать переходу мозга в расслабленное состояние, улучшая показатели фокусировки внимания и запоминания информации.

В популярной интерпретации эти данные связывают с опытом пользователей: музыка умеренного темпа и низкой сложности как бы «синхронизирует» внутренний ритм, снижая уровень тревожности и облегчая вход в состояние потока.

Original size 720x144

Чистый альфа-ритм 8–12 Гц, связанный с расслабленной бдительностью

Отдельный пласт литературы — это работы по психоакустике и селективному вниманию, где музыка рассматривается уже не как «песня целиком», а как набор физических параметров: громкость, спектральный состав, наличие шума, степень предсказуемости шаблонов.

Эксперименты с расслабляющей и стимулирующей фоновой музыкой, а также с шумовыми условиями (розовый/белый шум) показывают, что уровень возбуждения и спектральные характеристики фона могут как облегчать выполнение задач на выборочное внимание, так и мешать им. В ряде обзоров подчёркивается, что умеренная громкость и отсутствие резких высокочастотных всплесков снижают риск отвлечений, а широкополосные шумы и мягкие текстуры (дождь, шорох) эффективно маскируют внезапные внешние звуки, помогая поддерживать устойчивое фокусирование.

Original size 1024x691

Разные «цвета» шума и их типичные звуковые аналоги (дождь, волны, телевизионный шум)

Вывод

Original size 498x305

Lo-fi действительно может быть эффективным инструментом концентрации, благодаря сочетанию темпа, фактуры, динамики и эмоционального фона.

На фоне исторической эволюции звука это выглядит как логичная реакция на перенасыщенность идеальным качеством: выбор в пользу комфортной несовершенности, которая одновременно даёт чувство уюта и помогает мозгу работать.

Lo-fi направление выигрывает за счёт сочетания нескольких факторов: снижает тревожность, поддерживает умеренный уровень возбуждения, не перегружает рабочую память и не конкурирует с текстовой информацией.

Bibliography
Show
1.

Library of Congress. Acoustical Recording [Электронный ресурс]. — URL: https://www.loc.gov/collections/national-jukebox/articles-and-essays/acoustical-recording/ (дата обращения: 15.11.2025).

2.

Audio Engineering Society. Electrical Recording (Victor & Western Electric, 1925) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.aes-media.org/historical/html/recording.technology.history/ortho.html (дата обращения: 15.11.2025).

3.

Keightley K. ‘Turn it down! ’ She Shrieked: Gender, Domestic Space, and High Fidelity, 1948–59 // Popular Music. 1996. Vol. 15, № 2. P. 149–177. — URL: https://www.cambridge.org/core/journals/popular-music/article/abs/turn-it-down-she-shrieked-gender-domestic-space-and-high-fidelity-1948591/663FB59E3E2BE46CBC6E5960EC52887D (дата обращения: 15.11.2025).

4.

Neal A. S. Lo-fi Today // Organised Sound. 2022. Vol. 27, № 1. P. 32–40. DOI: 10.1017/S1355771822000188. — URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/73B4DDB240C2B2DC0A0E64249AB44325/S1355771822000188a.pdf/lofi_today.pdf (дата обращения: 16.11.2025).

5.

Kranitz J. Cassette Culture: Homemade Music and the Creative Spirit in the Pre-Internet Age. — Portland: Soleilmoon, 2025. — URL: https://www.soleilmoon.com/shop/jerry-kranitz-cassette-culture-homemade-music-and-the-creative-spirit-in-the-pre-internet-age/ (дата обращения: 16.11.2025).

6.

Bottomley A. J. ‘Home taping is killing music’: the recording industries’ 1980s anti-home taping campaigns [Электронный ресурс]. 2015. — URL: https://static1.squarespace.com/static/5ceecca870293e000102ee6c/t/5ed6dd6b4ab33c4a5a4710d9/1591139691574/Bottomley_HomeTapingIsKillingMusic_2015.pdf (дата обращения: 16.11.2025).

7.

R. Stevie Moore Cassette Club (карточка лейбла) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.discogs.com/label/310576 (дата обращения: 16.11.2025).

8.

The Beach Boys — Smiley Smile (1967) [Электронный ресурс]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Smiley_Smile (дата обращения: 16.11.2025).

9.

AllMusic. Smiley Smile — The Beach Boys [Электронный ресурс]. — URL: https://www.allmusic.com/album/smiley-smile-mw0000312167 (дата обращения: 16.11.2025).

10.

Pitchfork. Smiley Smile / Wild Honey (review) [Электронный ресурс]. — URL: https://pitchfork.com/reviews/albums/11667-smiley-smilewild-honey (дата обращения: 17.11.2025).

11.

The Verge. ChilledCow rebrands to ‘Lofi Girl’ [Электронный ресурс]. 19.03.2021. — URL: https://www.theverge.com/2021/3/19/22340142/chilledcow-lofi-girl-rebrand-lo-fi-beats-youtube (дата обращения: 17.11.2025).

12.

MusicTech. Lofi Girl streams pulled after false copyright claims [Электронный ресурс]. 2022. — URL: https://musictech.com/news/industry/lo-fi-hip-hops-iconic-youtube-stream-lofi-girl-pulled-after-false-and-abusive-copyright-claims/ (дата обращения: 17.11.2025).

13.

Native Instruments. Making lo-fi hip hop beats [Электронный ресурс]. — URL: https://blog.native-instruments.com/lo-fi-hip-hop-beats/ (дата обращения: 17.11.2025).

14.

Soundation. How to make lo-fi hip hop [Электронный ресурс]. — URL: https://soundation.com/music-genres/how-to-make-lo-fi-hip-hop (дата обращения: 17.11.2025).

15.

Kämpfe J., Sedlmeier P., Renkewitz F. The impact of background music on adult listeners: A meta-analysis // Psychology of Music. 2011. Vol. 39, № 4. P. 424–448. — URL: https://gwern.net/doc/psychology/music/distraction/2010-kampfe.pdf (дата обращения: 18.11.2025).

16.

Frontiers in Psychology. Impact of background music on reading comprehension: influence of lyrics language and study habits [Электронный ресурс]. 2024. — URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2024.1363562/full (дата обращения: 18.11.2025).

17.

Perham N., Currie H. Does listening to preferred music improve reading comprehension performance? // Applied Cognitive Psychology. 2014. Vol. 28, № 2. P. 279–284. — URL: https://pure.cardiffmet.ac.uk/en/publications/does-listening-to-preferred-music-improve-reading-comprehension-p (дата обращения: 18.11.2025).

18.

Frontiers in Psychology. The Influence of Background Music on Learning in the Light of Different Theoretical Perspectives [Электронный ресурс]. 2017. — URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2017.01902/full (дата обращения: 18.11.2025).

19.

Blood A. J., Zatorre R. J. Intensely pleasurable responses to music correlate with activity in reward and emotion systems // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2001. Vol. 98, № 20. P. 11818–11823. — URL: https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.191355898 (дата обращения: 19.11.2025).

20.

Salimpoor V. N. et al. Anatomically distinct dopamine release during anticipation and experience of peak emotion to music // Nature Neuroscience. 2011. Vol. 14. P. 257–262. — URL: https://www.nature.com/articles/nn.2726 (дата обращения: 19.11.2025).

21.

Open Journal of Medical Psychology. Lofi: The Modern Remedy for Concentration and Productivity [Электронный ресурс]. — URL: https://www.scirp.org/journal/paperinforcitation?paperid=128453 (дата обращения: 19.11.2025).

22.

Алдошина И. А. Основы психоакустики: сборник статей [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: https://soundmain.ru/resources/aldoshina-i-a-osnovy-psikhoakustiki.351/ (дата обращения: 19.11.2025).

23.

Раков А. Психоакустика: наука о том, что мы слышим [Электронный ресурс] // Soundmain: библиотека для звукорежиссёров и любителей. 05.03.2025. — URL: https://soundmain.ru/articles/psikhoakustika-nauka-o-tom-chto-my-slyshim.245/ (дата обращения: 19.11.2025).

24.

Лоу-фай хип-хоп [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лоу-фай_хип-хоп (дата обращения: 19.11.2025).

25.

Lo-Fi [Электронный ресурс] // Эстетика Вики. Fandom. — URL: https://aesthetics.fandom.com/ru/wiki/Lo-Fi (дата обращения: 19.11.2025).

26.

Музыка для работы и концентрации: Lo-fi хип-хоп от Spotify Premium (дождливый chillhop) — что слушать, чтобы не отвлекаться [Электронный ресурс] // Karnavalbelya.ru. — URL: https://karnavalbelya.ru/blog/muzyka-dlya-raboty-i-kontsentratsii-lo-fi-hip-hop-ot-spotify-premium-dozhdlivyy-chillhop-chto-slushat-chtoby-ne-otvlekatsya/ (дата обращения: 19.11.2025).

27.

Кротовская А. Влияние музыки на концентрацию внимания и работу мозга [Электронный ресурс] // Foxford. Медиацентр. 11.11.2025. — URL: https://media.foxford.ru/articles/vliyanie-muzyki-na-konczentracziyu (дата обращения: 19.11.2025).

28.

Музыка для учебы: какая музыка помогает школьнику концентрироваться и запоминать? [Электронный ресурс] // Радиоточка Плюс: Умные родители. — URL: https://www.radiotochki.net/blog/smart-parents/muzyka-dlya-ucheby-kakaya-muzyka-pomogaet-shkolniku-koncentrirovatsya-i-zapominat.html (дата обращения: 19.11.2025).

29.

Как фоновая музыка влияет на учебу или работу? Помогает ли она учиться? [Электронный ресурс] // Smapse: образование за рубежом. — URL: https://smapse.ru/kak-fonovaya-muzyka-vliyaet-na-uchebu-ili-rabotu-pomogaet-li-ona-uchitsya/ (дата обращения: 19.11.2025).

Image sources
Show
1.

Обложка [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/926826798330704291/ (дата обращения: 15.11.2025).

2.

Иллюстрация к статье о lo-fi-музыке [Электронный ресурс] // Pond5 Blog. — URL: https://blog.pond5.com/80483-what_is-lo-fi-music/ (дата обращения: 15.11.2025).

3.

Иллюстрация в стиле lo-fi [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/31877109857979748/ (дата обращения: 15.11.2025).

4.

Музыка Lo-Fi [Электронный ресурс] // Zvukipro. — URL: https://zvukipro.com/music/1425-muzyka-v-stile-lo-fi-bez-avtorskih-prav.html (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Иллюстрация [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/violines-3-in-2025--46865652368389535/ (дата обращения: 15.11.2025).

6.

Иллюстрация в стиле lo-fi [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/677791812678521700/ (дата обращения: 16.11.2025).

7.

Иллюстрация с котом [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/8725793022867154/ (дата обращения: 16.11.2025).

8.

Иллюстрация в стиле «study girl» (изображение) [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/1055599907786689/ (дата обращения: 16.11.2025).

9.

Фотография студии звукозаписи (историческое фото) [Электронный ресурс] // Shorpy. — URL: https://www.shorpy.com/node/21141 (дата обращения: 16.11.2025).

10.

Акустическая запись: исторические иллюстрации [Электронный ресурс] // Library of Congress. National Jukebox. — URL: https://www.loc.gov/collections/national-jukebox/articles-and-essays/acoustical-recording/ (дата обращения: 16.11.2025).

11.

Винтажные стереосистемы и мебель для hi-fi [Электронный ресурс] // ClickAmericana. — URL: https://clickamericana.com/topics/science-technology/vintage-stereo-cabinets-furniture-technology (дата обращения: 17.11.2025).

12.

Рекламные плакаты hi-fi-аппаратуры 1960–1980-х [Электронный ресурс] // Flashbak. — URL: https://flashbak.com/hi-fi-heaven-stereo-record-player-advertising-1960s-1980s-371214/ (дата обращения: 17.11.2025).

13.

Фотографии гаражных групп 1960–1970-х [Электронный ресурс] // eBaum’s World. — URL: https://www.ebaumsworld.com/pictures/21-photos-of-60s-70s-garage-bands-rocking-out/87704150/ (дата обращения: 17.11.2025).

14.

Фотографии гаражных групп 1960–1970-х (подборка) [Электронный ресурс] // Retro Rewind Hub. — URL: https://retrorewindhub.com/photos-of-what-it-looked-like-to-be-in-a-garage-band-during-the-sixties-and-seventies/ (дата обращения: 17.11.2025).

15.

Обложка альбома The Beach Boys «Smiley Smile» [Электронный ресурс] // Discogs. — URL: https://www.discogs.com/release/3076384-The-Beach-Boys-Smiley-Smile (дата обращения: 17.11.2025).

16.

Фотография Брайана Уилсона / иллюстрации к статье о любимых песнях Beach Boys [Электронный ресурс] // InsideHook. — URL: https://www.insidehook.com/music/brian-wilson-favorite-beach-boys-songs (дата обращения: 17.11.2025).

17.

Фотографии Брайана Уилсона и студийного процесса 1967–1969 [Электронный ресурс] // BrianWilson.com. — URL: https://www.brianwilson.com/1967-1969 (дата обращения: 18.11.2025).

18.

Иллюстрация домашней студии / творчества (изображение) [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.pinterest.com/pin/344173596499556608/ (дата обращения: 18.11.2025).

19.

Фотография R. Stevie Moore в домашней студии [Электронный ресурс] // Tape Op. — URL: https://tapeop.com/interviews/84/r-stevie-moore (дата обращения: 18.11.2025).

20.

Фотография R. Stevie Moore / пресс-фото [Электронный ресурс] // R. Stevie Moore Merchandise. — URL: https://www.rsteviemoorechandise.com/about-r-stevie-moore (дата обращения: 18.11.2025).

21.

Диаграмма аккордовых прогрессий lo-fi [Электронный ресурс] // RichardPryn.com. — URL: https://richardpryn.com/13-lofi-chord-progressions/#1-cmaj9fmaj13-iiv (дата обращения: 18.11.2025).

22.

Фотография клавишного инструмента Fender Rhodes [Электронный ресурс] // Touch Loops Blog. — URL: https://touchloops.com/blogs/news/gear-spotlight-fender-rhodes (дата обращения: 18.11.2025).

23.

Обложка/иллюстрация к набору бесплатных lo-fi-сэмплов [Электронный ресурс] // Hiphopmakers.com. — URL: https://hiphopmakers.com/free-lo-fi-samples (дата обращения: 19.11.2025).

24.

Пример спектрограммы (изображение) [Электронный ресурс] // Logicalyze. — URL: https://logicalyze.com/understanding-spectrograms/ (дата обращения: 19.11.2025).

25.

Иллюстрации к теме «Loudness War» (waveform-сравнения) [Электронный ресурс] // Pradeep’s Blog. — URL: https://blog.pradeepd.com/2011/09/loudness-war-over-compression-in-music.html (дата обращения: 19.11.2025).

26.

Схема дофаминовой системы вознаграждения (VTA–NAc–PFC) [Электронный ресурс] // Penn State University. PSYCH 425. — URL: https://psu.pb.unizin.org/psych425/chapter/reward-circuit/ (дата обращения: 19.11.2025).

27.

Иллюстрация к статье о розовом шуме и сне [Электронный ресурс] // Sleep Foundation. — URL: https://www.sleepfoundation.org/noise-and-sleep/pink-noise-sleep (дата обращения: 19.11.2025).

Lo-fi как инструмент концентрации
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more