
Рубрикатор
1. Концепция 2. Звуковая идентичность • Единство звука и пространства • Непрерывное движение • Глубина пространства • Звуковые пустоты 3. Детализация 4. Жители вселенной 5. Серия зарисовок 6. Видеоэссе 7. Заключение 8. Библиография 9. Источники изображений
1. Концепция
Привычно думать, что реальность — это окружающие нас объекты и звуки. Ввиду различных факторов, мы выстроили грань, разделив фантастику и реальность. Однако что, если фантастика — продолжение реальности, то, что находится за пределами принятых обществом условностей? Именно такой вопрос возникает при просмотре мультфильмов Хаяо Миядзаки: герои наделены теми же чувствами, что и люди в трехмерном пространстве: слышать, видеть, осязать и обонять, испытывать бескрайний спектр эмоций, природа издает дыхание жизни: скрежет ветвей, шум волн и моросящий летний дождь напоминают самые обыденные звуки. А ведь герои родились в этих фильмах, для персонажей созданный анимационный мир — такая же реальность, как для нас Земля. Разумеется, наполнение вселенной отличается по многим аспектам, но связующее звено, живость природы во всех ее проявлениях, эмоциональный и чувствительный диапазон жителей созданного мира можно причислить к вселенным двух пространств.
Стоит упомянуть характерную для Studio Ghibli мультяшность: представим, что все анимационные мультфильмы стали фильмами с использованием имитирующей нашу реальность цифровой графикой, актерами и приближенной к существующим законам физики сюжетом — это было бы продолжением нашей действительности, обыденная цепочка «смотреть — воспринимать, как должное», в отличии от ныне существующей доли воображения, с помощью которой мультфильмы оживают и приобретают статус «вселенной», в которой мультяшность персонажей — такой же внешний вид, как для нас окружающие люди.
Можно ли утверждать, что анимация Хаяо Миядзаки — убедительный физический мир?
Хаяо Миядзаки / Унесённые призраками / 2001 год
Для обоснования данной теории обратимся к аргументации, смысловой и визуальной составляющей, фильмов.
В моем арсенале просмотренных мультфильмов Studio Ghibli имеются горячо любимые картины, причина тому — время ознакомления. С детства внимая красочность анимации и интенсивно развивающийся сюжет, некоторые фильмы просмотрены не один десяток раз, насмотренность позволяет наиболее точно вычленить необходимые для исследования аргументы. Список фильмов: «Мой сосед Тоторо» 1988 года, «Ведьмина служба доставки» 1989 года, «Принцесса Мононоке» 1997 года, «Унесенные призраками» 2001 года, «Ходячий замок» 2004 года, «Рыбка Поньо на утесе» 2008 года. Структура исследования напоминает принцип айсберга — от наиболее очевидных приемов достижения реализма до скрытой информации, с помощью которой аргументация идеи не оставляет сомнений. Такое решение напоминает структуру фильмов: завязка (поверхностные данные), кульминация (неочевидная аргументация), развязка (вывод, основа которого — выявленные методы). Специфика визуального исследования обусловлена целью предмета — создать финальное видеоэссе, учитывая такие заданные критерии, как прием монтажа и повествование, логичнее всего выбрать для анализа видеоэссе других авторов.
2. Звуковая идентичность
• Единство звука и пространства
Пространство вселенной Хаяо Миядзаки неразрывно связано со звуками, создающими уникальную атмосферу каждого фильма. Многое о месте можно узнать по тому, как оно звучит, это язык коммуникации со зрителем. Использование одной неизменной единицы в мультфильмах — природы, может трактоваться по-разному: в экспрессивном и жестоком фильме «Принцесса Мононоке» природа — поле боя, звук придает импульс и силу изображениям, в отличие от безмятежного мультфильма «Мой сосед Тоторо», природа здесь — главенствующий персонаж, без которого не мыслится сюжет, шум леса и стридуляция составляют передний план композиции — во всех случаях звук определяет пространство.
Хаяо Миядзаки / Мой сосед Тоторо / 1988 год
Хаяо Миядзаки / Мой сосед Тоторо / 1988 год
Хаяо Миядзаки / Принцесса Мононоке / 1997 год
Хаяо Миядзаки / Принцесса Мононоке / 1997 год
• Непрерывное движение
Добиться реалистичности при создании покадровой анимации помогает звук, соединяющий воедино поэтапную конструкцию рисунка. Нам кажется, что мы видим больше, чем есть на самом деле: статичные изображения в сочетании с непрерывным потоком звука, заполняющим пробелы между кадрами, создают иллюзию продолжающегося движения, как если бы оно совершалось в жизни.
Хаяо Миядзаки / Ходячий замок / 2004 год
• Глубина пространства
Звучание текстуры определяет глубину пространства, это контекст анимации: без шелеста травы под ногами, свиста ветра и ударов дождя о поверхность земли не было бы ощущения нахождения в пространстве фильма. Искусное построение анимационной вселенной с вниманием к деталям обращено к биографии самого автора: вдохновение природой рождает понимание того, из чего складывается ощущение мира.
Хаяо Миядзаки / Ведьмина служба доставки / 1989 год
Хаяо Миядзаки / Ходячий замок / 2004 год
• Звуковые пустоты
Даже если в кадре отсутствуют диалоги или монологи персонажей, пустоты не заполоняет музыка, отсутствует «пластырь» тишины, напротив, на передний план выходит естественный шум локации, как если бы зритель находился в переполненном людьми городе или пристанище среди леса. Звуковое оформление пространства настолько же характеризует реалистичность фильма, как детализация бэкграунда.
Хаяо Миядзаки / Мой сосед Тоторо / 1988 год
3. Детализация
В фильмах бэкграунд равносилен переднему плану композиции, об этом свидетельствует степень детализации: десятки персонажей в кадре полностью реализованы, каждый из них индивидуален и, кажется, про каждого можно снять отдельный фильм, ввиду занятости собственным делом даже в мимолетном кадре. Персонажи не используются бездумно, это всегда маркер реалистичности гобелена, сплетенного из звука, пространства и движения, в результате чего создается ощущение жизни.
Хаяо Миядзаки / Принцесса Мононоке / 1997 год
Хаяо Миядзаки / Унесённые призраками / 2001 год
Прорисовка стихийных сил важнейший аспект в построении мироздания мультфильмов. В фильме «Рыбка Поньо на утесе» 2008 года бушующий океан устраивает переполох, адское пламя съедает город в «Ходячем замке» 2004 года, ревущий ветер взмывает Кики к небу в мультфильме «Ведьмина служба доставки» 1989 года — персонификация уместна в рамках созданной Хаяо Миядзаки вселенной: тенденция очеловечения сохраняется от фильма к фильму, что напоминает некий основополагающий аспект.
Хаяо Миядзаки / Ведьмина служба доставки / 1989 год
Хаяо Миядзаки / Ходячий замок / 2004 год
Хаяо Миядзаки / Рыбка Поньо на утёсе / 2008 год
4. Жители вселенной
Причудливые существа возникают в каждом фильме автора, получается, стабильность? Действительно так. Несуществующие в нашей картине мира творения появляются в каждом рассматриваемом фильме как минимум, это такая же обыденность, как для нас любой другой человек. Герои-люди зачастую пугаются такому раскладу, однако на удивление быстро мирятся с происходящим и взаимодействуют с отличными по всем параметрам персонажами. Любая вселенная состоит из нескольких основополагающих неизменных аспектов, в данном случае один из таких пунктов — мифические существа.
Хаяо Миядзаки: Мой сосед Тоторо/1988 год; Ведьмина служба доставки/1989 год; Принцесса Мононоке/1997 год; Унесённые призраками/2001 год; Ходячий замок/2004 год; Рыбка Поньо на утёсе/2008 год
Повадки, биологические потребности персонажей соответствует окружающей действительности, место обитания является причинно-следственной связью их внешнего вида: к примеру, Поньо — волшебная рыбка, ее мать морская богиня, а отец колдун, для нее ественно сочетать в себе силы человеческого и волшебного, к тому же, о способностях рыбки знают и жители, это подтверждает пожилая женщина, утверждая, что Поньо — русалка. Для каждого персонажа есть свое объяснение, стоит лишь единожды посмотреть фильм.
Хаяо Миядзаки / Рыбка Поньо на утёсе / 2008 год
5. Серия зарисовок
Не новость, что автор рассматриваемых мультфильмов рушит принятые законы создания фильмов — он начинает с серии зарисовок. Как это часто бывает, внезапно пришедшие в голову идеи нового мультфильма сначала реализуются в эскизном формате, после чего, базируясь на идеи в набросках, создается полноценный сюжет с учетом потребностей персонажей и условий окружающего их мира. Подобное решение натолкнуло на мысль, а ведь воспоминания так же отрывочны, как и зарисовки Хаяо Миядзаки: вспоминая события из жизни годичной и более давности, трудно припомнить мельчайшие подробности, долговечны лишь яркие моменты, вокруг которых при возникновении флешбэков вырисовывается сюжет, порой частично выдуманный.
6. Видеоэссе
7. Заключение
Вселенная, созданная Хаяо Миядзаки, имеет собственный свод правил, граничащих с логикой: звуки соответствует визуальному сопровождению, детализация второстепенных персонажей проработана, а, казалось бы, необъяснимые существа объясняются местом жительства. Разумеется, утверждать, что этот мир — существующая реальность, глупо, однако с уверенностью можно сказать: это вселенная воображения и сбывающихся мечт, способ морального отдыха от ежедневной суеты и проблем, думаю, именно это и заставляет поверить в убедительность сюжета и придает уверенности, что где-то существует другая реальность.
Хаяо Миядзаки / Унесённые призраками / 2001 год
How the Films of Hayao Miyazaki Work Their Animated Magic, Explained in 4 Video Essays // Open Culture URL: https://www.openculture.com/2016/12/how-the-films-of-hayao-miyazaki-work-their-animated-magic-explained-in-4-video-essays.html (дата обращения: 24.05.2024).
Хаяо Миядзаки от а до я // Правила жизни URL: https://www.pravilamag.ru/entertainment/712929-hayao-miyadzaki-ot-a-do-ya-gid-po-jizni-i-tvorchestvu-velikogo-multiplikatora/ (дата обращения: 25.05.2024).
Hayao Miyazaki | The Mind of a Master // Any-mation URL: https://youtu.be/1zi7jIZkS68?si=mOFjwBDQUrJSmvzD (дата обращения: 25.05.2024).
https://www.imdb.com/title/tt0245429/ (дата обращения 25.05.2024)
Обзор аниме Mononoke Hime («Принцесса Мононокэ», «Princess Mononoke») | AwesomeReviews.ru (дата обращения 25.05.2024)
В Краснодаре в кино покажут аниме «Ходячий замок» 2004 года (дата обращения 25.05.2024)
Justice for Ponyo, one of Miyazaki and Studio Ghibli’s «bad» movies — Polygon (дата обращения 26.05.2024)
Ведьмина служба доставки (Majo no takkyûbi) (аниме, 0 сезонов) — Канобу (дата обращения 26.05.2024)
https://youtu.be/Guxx_KTm_6M (дата обращения 26.05.2024)
https://youtu.be/nqAxRJhUT3k (дата обращения 26.05.2024)
鱗 (дата обращения 26.05.2024)
100 Howl’s Moving Castle Pictures (дата обращения 26.05.2024)
Studio Ghibli#4: Kiki’s Delivery Service (1989) — A Fistful of Film (дата обращения 26.05.2024)
Tread softly, stranger — Kiki’s Delivery Service (1989) Opening scene and… (дата обращения 26.05.2024)
Living With Miyazaki, Part 5— KIKI’S DELIVERY SERVICE — Cinapse (дата обращения 26.05.2024)
МОНОНОКЕ, ЛЮБОВЬ МОЯ: КУЛЬТОВЫЙ ФИЛЬМ ХАЯО МИЯДЗАКИ (дата обращения 27.05.2024)
Принцесса Мононоке (Mononoke-hime) (аниме, 0 сезонов) — Канобу (дата обращения 27.05.2024)
Почему «Принцесса Мононоке» хороша и сегодня? Послание Хаяо Миядзаки всему миру (дата обращения 27.05.2024)
Мультфильм Мой сосед Тоторо (Япония, 1988) смотреть онлайн — Афиша-Кино (дата обращения 27.05.2024)
Продолжение аниме-фильма «Мой сосед Тоторо» | туры в Японию от Neotour (дата обращения 27.05.2024)
Тоторо на самом деле бог смерти? — fant-fan (дата обращения 27.05.2024)
Hayao Miyazaki GIF by Princess Mononoke (дата обращения 27.05.2024)
Princess Mononoke (1997) — IMDb (дата обращения 27.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0096283/?ref_=fn_al_tt_1 (дата обращения 27.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0876563/?ref_=fn_al_tt_1 (дата обращения 28.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0097814/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_2_nm_0_q_%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B4%25D1%258C%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2520 (дата обращения 28.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0245429/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_1_nm_0_q_%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0 (дата обращения 28.05.2024)
https://www.imdb.com/title/tt0347149/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_1_nm_0_q_%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%258F%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B7 (дата обращения 28.05.2024)
https://gowo.su/films/15318-vedymina-slughba-dostavki.html (дата обращения 28.05.2024)
https://gowo.su/films/29983-moy-sosed-totoro.html (дата обращения 28.05.2024)
https://gowo.su/films/10703-hodyachiy-zamok.html (дата обращения 29.05.2024)
https://gowo.su/films/10678-unesennye-prizrakami.html (дата обращения 29.05.2024)
https://gowo.su/films/10552-princessa-mononoke.html (дата обращения 29.05.2024)
https://gowo.su/films/39726-rybka-ponyo-na-utese.html (дата обращения 29.05.2024)