Original size 1168x1659

Предпроектный анализ реновации здания школы

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1403x108
big
Original size 1403x154

ВВЕДЕНИЕ

«ДУХ МЕСТА»

История района Перловка Карта времени возникновения здания История смены функций здания

«ДУХ ВРЕМЕНИ»

Градостроительное положение здания Наличие зданий с подобной функцией Архитектура близлежащих зданий Анализ здания Фотофиксация Функциональные и конструктивные особенности здания

АРХЕТИПЫ И ПРОТОТИПЫ

Архетип Прототипы

ВЫВОДЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Вывод из предпроектного анализа Выводы из анализа прототипов Техническое задание на проектирование

БИБЛИОГРАФИЯ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЗОБРАЖЕНИЙ

big
Original size 1403x108
big
Original size 1403x154

Актуальность темы В условиях роста урбанизации и дефицита доступного жилья в больших городах проблема наделения заброшенных зданий новыми функциями является одной из наиболее острых. Предпроектный анализ базируется на концепции адаптивного повторного использования заброшенного здания школы, расположенного по адресу: г. Мытищи, ул. Фрунзе, 11. При реализации проекта здания, этот подход позволяет не только учесть современные потребности в жилье, но и сохранить уникальную атмосферу и структурную идентичность места. Более того, повторное использование здания обеспечивает экономию как бюджета, так и природных ресурсов.

Целью является функциональная трансформация объекта в современный, энергоэффективный и социально ориентированный комплекс коливинга, где существующие объемы и конструктивные решения школы будут максимально адаптированы под новые функции проживания и социального взаимодействия.

В качестве гипотезы я выражаю следующую мысль: реновация существующего здания с использованием принципов адаптивного повторного использования позволит создать востребованный жилой фонд, удовлетворяющий спрос на современное жилье в районе. Проект предполагает сохранение капитальных конструкций и идентичности места при внедрении новых функций и технологий.

На данный момент здание находится в заброшенном состоянии, поэтому текущая ситуация предполагает комплексное обследование и реконструкцию, как внешнего облика, так и внутреннего. Заброшенная школа, хотя и не обладает высокой исторической ценностью, так как является реализацией типового проекта СССР, но представляет собой интересный объект для переосмысления и адаптации под новые функции.

Ключевые задачи анализа:

  1. Проанализировать исторический и культурный контексты местности

  2. Изучить градостроительное положение района, уделяя повышенное внимание транспортной доступности.

  3. Отметить особенности здания.

  4. Выбрать мировые примеры лучших реноваций школ с приспособлением в коливинг и отели и сделать вывод о схожих решениях, повлиявших на успех.

  5. На основе всех выводов грамотно составить техническое задание на проектирование.

Original size 1403x154
Original size 2555x154
Original size 1733x1005

Перловка. Станция Перловская 1900–1914

Перловка является уникальным примером дачной культуры конца XIX — начала XX века, возникшего как элитный посёлок для московской интеллигенции и купечества.

Original size 1200x731

Бывший летний театр в черте города Мытищи, существовавший с 1883 по 1915 г., шедевр дачной архитектуры. Находился на месте современного торгового комплекса «Перловский» около железнодорожной станции

Район Перловка, в котором располагается здание школы, стал особенно популярен во второй половине 19 века. Этому способствовало неожиданное стремление жителей Москвы обзавестись дачами.

«Красивая природа, реки, лес, хороший климат, близость к столице и хорошая транспортная доступность делали Перловку весьма привлекательной для москвичей, и в конце 1880-х годов она превратилась в оживленный дачный поселок.»

Original size 1200x705

Перловская платформа 1900–1911. Фото М.Клычникова, Г.Мелентьев — Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX–XX веков

Поселок, в наше время называемый районом, состоял из 80 дач и был назван именем купца Василия Семеновича Перлова. Именно ему досталась земля в период популярности дачного образа жизни.

Original size 1728x1296

Расписание поездов. 1787 г.

Перловка был очень престижным подмосковным местом, где быстро купить участок было практически невозможно.

Original size 1032x649

Мытищи. 1914 г.

Original size 1266x832

Парк. 1950-е г.

Original size 2555x154
Original size 2863x964

В ходе работы над анализом времени, я пришла к доказательству того, что архитектура была прямым отражением политической идеологии и социальных потребностей времени.

Социальный контекст был не менее важен. В условиях бурного роста мытищинского завода «Метровагонмаш» и общей индустриализации, район столкнулся с массовым притоком рабочих. Это создало острую необходимость в быстром развитии социальной инфраструктуры, в том числе школ. Самым быстрым и простым путем было типовое строительство, оно обеспечивало и масштаб распространения проектов и скорость реализации. Коридорная планировка и большая площадь школы как раз демонстрирует достижение цели вместить как можно больше учащихся.

Здание школы построено в 1938 году. Как я уже упомянула выше, по типовому проекту, применяемому для школ Московской области периода 1936–1940 гг. Конкретную серию и ФИО автора определить не удалось, так как информация об этом нигде не была зафиксирована.

Original size 1728x1296

Фасад школы № 11

1. Негатив черно-белый. Ученики 11-й Мытищинской школы учатся дезактивации (1942). 2. Негатив черно-белый. Ученики 11-й Мытищинской школы работают на строительстве дороги к госпиталю (1941).

В период с 1937 года по 1938, когда школа строилась, государство требовало отражения стабильности, силы и стойкости как от архитектуры, так и от других глобальных частей жизни. По причине идеологического контроля можно наблюдать соблюдение симметрии, упрощенные формы, монументальную строгость в пропорциях и элементах здания школы.

Original size 3333x1938

Таким образом, в самом облике и планировке школы отражаются ключевые устремления того времени, а именно идеологическая репрезентативность и экономическая эффективность для удовлетворения социальных нужд.

Original size 2555x154

Бывшая школа № 11, расположенная на улице Фрунзе 11 была основана в 1938 году, однако в то время ее адрес был: ул. Трудовая 33, но название поселка не изменилось. Перловский дачный поселок продолжает свое существование и в наши дни.

На протяжении 22 лет школа функционировала как начальная, затем, в 1960 году стала оформлена как средняя. Последующие 15 лет хоть и были успешными в развитии, школа все-таки закрылась и в 1975 году перешла в собственность Мытищинского Машиностроительного завода.

Здание по-прежнему принадлежит крупнейшему заводу.

Original size 1403x154
Original size 2555x154
Original size 3575x3346

Заброшенное здание школы располагается в г. Мытищи, на ул. Фрунзе. Объект находится на Ярославском шоссе, в 4,8 км от МКАД. Путь до Москвы займет 23 км по трассе или 19 км по прямой.

Original size 1898x1236

Объект находится в крайне хорошей пешеходной и транспортной доступности, так как расположен в максимальном приближении к крупному шоссе и близкому выезду на множество дорог. Для пешеходов локация удобна благодаря доступу к сразу нескольким железнодорожным станциям: Тайнинской, Перловской, Лось, Мытищи. Пешая прогулка до железнодорожных путей займет немного времени, тем не менее, по маршруту ходят и автобусы.

Original size 4881x2467

Всего в 35 минутах от объекта находится международный аэропорт «Шереметьево» им. А. С. Пушкина, что допускает возможность спроса на жилье и у работников авиации.

Original size 1895x1419

Выше представлены основные районы и улицы. Проектируемый объект расположен на границе Тайнинского и Перловского микрорайонов.

Original size 3600x2700

Объект не обделен «зеленой» средой, вокруг находится несколько парков и национальный парк «Лосиный остров». Как я упомянула в истории района, люди приезжали сюда ради природы.

Наличие вокруг коливинга Пироговского и Хлебниковского лесопарков, парка Мира, Джамгаровского парка, Тайнинского и «Лосиного острова» несомненно делает локацию не только транспортно доступной, но и приятной для прогулок в выходные, но и для работы, например, фрилансеров, на свежем воздухе.

Original size 2863x964

1. Национальный парк «Лосиный остров» 2. Тайнинский парк 3. Парк Мира

Выше изображены самые приближенные к зданию школы зеленые зоны.

Original size 2287x1396

Транспортная логистика объекта отличается высокой эффективностью, так как прилегающая дорога без затруднений выводит транспортный поток на крупное шоссе, обеспечивая быстрый выезд в сторону Москвы.

Original size 2288x1396

Что касается наличия парковок, в радиусе пешей доступности располагаются 6 разных по площади парковочных зон. Несмотря на то, что одна из крупнейших зон принадлежит заводу, наличие других пяти позволяет без затруднения организовывать процесс размещения своего автомобиля.

Original size 1495x846
Original size 2555x154

В ходе проводимого мною исследования наличия зданий подобной функции в окружении здания школы, выяснилось, что количество гостиниц и отелей достаточно низкое, кроме того, достаточно высокая стоимость за ночь превышает пожелания работников и студентов, которые ищут временное жилье.

Original size 4822x2480

В условно обозначенном мною радиусе отмечены гостиницы: «Зона комфорта», «Второй ярус», «Лекко», «Герда» и «Ghotel», а также общежитие. Все гостиницы стоят около 3-4 тысяч рублей за ночь, что делает проживание для рабочих или студентов затруднительным, более того представленные варианты не обладают современными функциями и не предполагают постоянного проживания.

Общежитий и хостелов практически нет. Это еще раз подтверждает необходимость наличия коливинга в этой локации.

Original size 2555x154

Проведя анализ визуальной составляющей архитектурных объектов, расположенных вокруг моего здания, я пришла к выводу о том, что окружение объекта не наделено особой эстетической ролью, так как делится на два вида: промышленная архитектура и частная застройка.

Машиностроительный завод занимает значительную площадь, но крупные типовые корпуса спроектированы классически и лишены каких-либо декоративных и выразительных элементов. Это абсолютно логично и целесообразно, так как основной целью промышленного предприятия является достижение эффективности и слаженности в работе.

Original size 2863x964

Вблизи объекта располагается крупный частный сектор, застройка которого хаотична и индивидуальна. Дачные строения выполнены из абсолютно разных материалов, относятся к множеству стилей, что говорит об архитектурной разрозненности, что так же, как и в случае рассмотрения дизайна промышленного предприятия, не является негативным аспектом.

Вышеперечисленные факты и наблюдения, дают понять, что невысокий уровень эстетической конкуренции открывает возможность представить данный проект как новый и акцентный элемент территории.

Original size 2555x154
Original size 2000x1200

Ниже представлены планы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го этажей.

Original size 1602x967

Обмерный план 1-го этажа

Original size 1728x1031

Обмерный план 2-го этажа

Original size 1602x960

Обмерный план 3-го этажа

Original size 1605x963

Обмерный план 4-го этажа

Original size 2959x3737

Разрез 1-1

Original size 4272x1728

Фасад 1-12

Original size 2555x154
Original size 2863x964

Текущий вид интерьеров здания

Original size 2863x964

Текущий вид фасада здания

Original size 2555x154

Здание имеет массивные кирпичные стены, снаружи отделанные штукатуркой, которая требует либо восстановления, либо демонтажа. Основной объем школы опирается именно на кирпичные стены, что образует коридорную систему.

Исходя из информации об актуальных перекрытиях в 1938 году, могу предположить, что здание имеет перекрытия из железобетонных плит. Наличие высоких потолков является большим преимуществом и позволяет реализовать комфортные комнаты для проживания. Скатную крышу необходимо полностью заменить, а чердак отремонтировать. Лестницы здания соответствуют атмосфере времени постройки, широкие и массивные.

Original size 1403x154
Original size 2555x154

Дом-коммуна в Ростокино, построенная по проекту знаменитого архитектора Моисея Гинзбурга.

Original size 3508x1724

Архетипом проекта коливинга стал Дом-комунна, архитекторами которого выступили М.Гинзбург и И.Милинис. Проект известен и как дом Наркомфина, построенный в 1930 году.

Original size 5120x2324

Как таковых коливингов раньше не было, но когда в СССР встал вопрос о массовом жилье нового формата, началось проектирование здания, напоминающего именно тот вид жилья, который меня интересует в моем предпроектном анализе. Здание строилось экспериментально, создавались отдельные небольшие комнаты для проживания и за пределы жилых границ выносились общие зоны.

Original size 3280x1724
Original size 2863x964
Original size 5120x2872
Original size 1100x622

План организации здания

Original size 4627x2603
Original size 4560x2636
Original size 2944x2584
Original size 1100x777

Поперечный разрез

Original size 2555x154
Original size 2555x154

Первым проектом реновации, который я бы хотела рассмотреть станет работа, проделанная над заброшенной начальной школой Юаньмэнь в Чунцине. Данный китайский проект бутик-отеля отражает очень бережное отношение к окружающей среде. Архитекторы и дизайнеры деликатно внедрили новую идею в уже существующий ландшафт, не разрушая его. Такой вывод можно сделать обратив внимание на разницу в уровнях здания.

После перепланировки была полностью заменена крыша, что позволило создать уникальный вид пространства и наполнить место той атмосферой, которой в нем еще никогда не было. Бывшие учебные классы были переделаны в уютные номера, габариты которых в точности такие же, как были у прежних кабинетов. Здание не было глобально переделано, поэтому и общественные пространства отеля спроектированы на местах крупных школьных помещений.

Original size 2863x964
Original size 2863x964

Одним из самых эффектных решений стала замена окон, которая позволила открыть для гостей вид на невероятные виды. Такое действие подтверждает важность наличия света в помещении и большую роль работы дизайна с природными данными. Интерьер наполнен деревом, бамбуком, что позволяет подчеркнуть природную часть проекта, но в то же время, можно увидеть использование бетона, демонстрирующего современность.

0

Мне кажется, что успех этого проекта и заключается в гармоничном сочетании материалов и стремлении не разрушить, а дополнить имеющееся положение здания и среды.

Original size 3992x2994
Original size 3992x2994
Original size 3992x2994
Original size 2555x154
Original size 3600x2400

Проект реконструкции еще одной школы в Китае, который тоже стоит включить в исследование мирового опыта. Здесь основной идеей было оставить каменную кладку, которая не позволяла архитекторам вносить коррективы в здание из-за невозможности ее сверлить и проводить прочие манипуляции, однако, было найдено решение. Была спроектирована деревянная платформа, позволяющая прокладывать недостающие коммуникации и экспериментировать с планировками.

Как и в проекте выше, мы можем видеть большое использование дерева, но здесь оно применено более свободно и хаотично. А в некоторых комнатах оставили даже школьные доски.

Original size 3135x2090
Original size 3135x2090
Original size 3135x2090
Original size 1500x1000
Original size 3520x2232
Original size 4245x2830
Original size 4245x2830
Original size 2555x154

В проекте реновации школы в Нидерландах ключевым решением стало разделение здания не просто на отдельные комнаты, а на самостоятельные жилые блоки. Применение различных вариантов подъемов позволили проекту стать уникальным и современным. Двухуровневые квартиры, образованные в заброшенной школе, сконструированы таким образом, что не наносят ущерб исторической постройке, так как в проект заложена концепция самоопирающихся вставок.

Original size 4250x2829
Original size 4006x2999
Original size 4058x2954

Этот пример реновации интересен и тем, как дизайнеры сформировали различные виды планировок и принципов использования жилых блоков. Пространства готовы к наполнению акцентами. Интерьер выполнен в светлых тонах, но несмотря на активный минимализм внутри здания, само оно построено из темного и монументального кирпича, что является сильным и привлекающим внимание контрастом.

0
Original size 2555x154
Original size 3000x2000

Следующий проект демонстрирует преобразование бывшей школы в городе Вильнёв-Сен-Жорж в 47 жилых зон. Бывшие учебные классы превращены в камерные студии и квартиры с 1-2 спальнями. Главным решением стало сохранение оригинальных высоких потолков и больших окон учебных кабинетов, что значительно отличает данные жилые пространства от стандартных квартир, в которых часто сложно добиться изобилия дневного света и такой высоты потолков.

Проект не фокусируется на внутренних общественных пространствах, но решает вопрос общественного взаимодействия через работу с прилегающей территорией. Архитекторы создали новый внутренний двор, который является точкой притяжения для всех жильцов, компенсируя отсутствие больших приватных балконов.

Использование ржавой стали для новых элементов символизирует связь прошлого и настоящего, так как данные элементы со временем темнеют, но не перестают быть заметными.

Original size 2624x1968
Original size 2555x154
Original size 2624x1744

Перейдем к французскому проекту реновации, в котором воплотилась необычная идея знакомства жителей коливинга и создания дружелюбной коммуникации благодаря продуманному дизайну. Общие зоны здания расположены в приближении к центру, чтобы провоцировать и случайно организовывать спонтанные встречи.

Original size 2624x1744

Но личное пространство так же, как и общее, хорошо спроектировано. Для достижения полной приватности вдоль стен между комнатами расставлены шкафы, которые могут снижать уровень шума соседей, как мне кажется. И у каждого жителя есть личный санузел.

Original size 2624x1776

А зеленый яркий коридор организует возможность расслабиться, полюбоваться небольшим садом и пообщаться.

Original size 2624x2616
Original size 2768x1906
Original size 1483x770
Original size 2400x1440
Original size 2555x154
Original size 2624x1744

Показанный выше проект является реновацией заброшенного здания больницы 1920-х годов, ставшей и школой и коливингом одновременно. Главная идея Franz & Sue заключалась не в масштабной перестройке, а в аккуратном внедрении современного дизайна в аутентичную структуру здания. Архитекторы стремились сохранить исходные дух и планировку, сделав из здания многофункциональный общественный центр, где сосуществуют образование, работа и жизнь района. Максимальное сохранение оригинальной планировки здания с его длинными коридорами позволило подчеркнуть историческую структуру.

Original size 2400x1608
Original size 2400x1600

Большую часть времени здание несет в себе функцию школы, а вечером и в выходные существует как коливинг и общественный центр. Гибкость функций места активно объединяет множество людей, а двор доступен для всех желающих.

Original size 4096x2736
Original size 2624x1472
Original size 2624x1472
Original size 1403x154
Original size 2555x154

Проведенный предпроектный анализ обеспечил мне понимание истории проектируемого объекта, факты о его местоположении и преимущества локации: прекрасная транспортная и пешеходная доступность, наличие зеленых зон, которые будут создавать комфортные условия проживающим. Была проанализирована архитектура школы, в функциональные особенности которой вошло наличие больших окон и высоких потолков.

В результате проведенного исследования была выработана стратегия, которая акцентирует внимание на создании коливинга, являющегося новым форматом совместного жилья. Это решение обусловлено рядом факторов: во-первых, близость к крупному заводу в этом районе создает необходимость в дополнительном жилье для работников, а во-вторых, недостаток общежитий и гостиниц делает проект особенно актуальным. Важно будет сосредоточиться на создании функциональных зон, которые будут способствовать социальной активности и взаимодействию между жильцами.

Одним из ключевых аспектов проектирования станет создание гармоничного сочетания бытовых и общественных зон, что позволит создать комфортные условия для проживания и разнообразного досуга. А использование современных материалов и технологий в интерьере обеспечит удобство, долговечность, а также повысит энергетическую эффективность здания.

Выводы, сделанные в процессе анализа мирового опыта:

  1. Важность сохранения истории. Лучшие проекты минимально вмешиваются в историческую структуру, сохраняя «память места».

  2. Эффектное сочетание старых материалов и новых способно контрастно подчеркнуть ценность сохранения исторического подтекста проекта.

  3. Продуманное благоустройство прилегающей территории. В ходе просмотра проектов я неоднократно обнаружила рассуждения архитекторов о важности территории вокруг здания и о том, как она влияет на взаимодействие людей и их состояние.

  4. Роль гибкости пространств. Использование перегородок, мобильной и многофункциональной мебели влияет на интерес потенциальных жильцов, так как обеспечивает свободу передвижения, перестановок и любых действий исходя из желания жителя комнаты.

  5. Только при соблюдении баланса общественных и личных зон может быть спроектирован качественный проект коливинга.

Original size 2555x154

Коливинг (г.Мытищи, ул. Фрунзе 11)

Основные технические задачи проекта:

Планировочные и функциональные:

  1. Сохранить коридорную систему как основу

  2. На основе анализа существующей планировочной структуры и конструкций здания разработать рациональное функционально-планировочное решение, обеспечивающее гармоничный баланс приватных жилых зон (25% — общественных зон и 75% — жилых).

  3. Разработать типы жилых ячеек (от компактных, предусмотренных на одного человека, до семейных). Интегрировать уникальные дизайн-решения, создав спокойную и наполняющую атмосферу.

  4. Спроектировать общественные зоны: кухня-столовая общего пользования, лаунж-зона, спортзал/йога-зал, прачечная, небольшой магазин, технические помещения.

  5. Продумать гибкость пространств.

Архитектурные и конструктивные:

  1. Разработать план реставрации фасада.
  2. Спроектировать пристройку для общения и проведения досуга.
  3. Полностью заменить кровлю.

Благоустройство и организация прилегающей территории:

  1. Рассчитать правильное количество парковочных мест и спроектировать паркинг.
  2. Продумать функциональное зонирование территории: выделить зоны для тихого отдыха, активного досуга.
  3. Использовать современные системы наружного освещения для безопасности в вечернее время.
Bibliography
Show
1.

Дом Наркомфина // arazamas.academy URL: https://arzamas.academy/materials/2362 (дата обращения: 04.11.2025).

2.

Gersthof Model School Renovation and Conversion / Franz& Sue // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/1034672/gersthof-model-school-renovation-and-conversion-franz-and-sue (дата обращения: 01.10.2025).

3.

Monumental School Renovation / BYTR Architects // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/136495/monumental-school-renovation-bytr-architects (дата обращения: 01.10.2025).

4.

Yuanmen Primary School Renovation / JiuQiHuaXia Atelier KAI + SILOxDESIGN // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/963361/yuanmen-primary-school-renovation-jiuqihuaxia-atelier-kai-plus-siloxdesign (дата обращения: 01.10.2025).

5.

Lostvilla Qinyong Primary School Hotel / Atelier XÜK // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/943706/lostvilla-qinyong-primary-school-hotel-atelier-xuk (дата обращения: 01.10.2025).

6.

School Group and Student Housing / Atelier Phileas // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/463780/school-group-and-student-housing-atelier-phileas (дата обращения: 01.10.2025).

7.

School Conversion into Housing Units / ACBS Architectes // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/891922/school-conversion-into-housing-units-acbs-architectes (дата обращения: 01.10.2025).

8.

Teresa Wadzinski Why School Buildings Must Change With the Times // eua. — 2024. — С. https://eua.com/insights/why-school-buildings-must-change-with-the-times/.(дата обращения: 01.10.2025).

9.

From Hospital to Model School // Franz& Sue URL: https://www.franzundsue.at/en/projects/renovation-and-conversion-of-the-monument-listed-hospital-in-gersthof-vienna/ (дата обращения: 01.10.2025).

10.

Стародачная Перловка: главные достопримечательности поселка // РИАМО в Мытищах URL: https://mytischiriamo.ru/articles/turizm/starodachnaya-perlovka-glavnye-dostoprimechatelnosti-poselka/?from=inf_cards (дата обращения: 25.10.2025).

11.

Немного об истории ПЕРЛОВКИ // LIVEJOURNAL URL: https://sergeyurich.livejournal.com/56700.html (дата обращения: 25.10.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.
Предпроектный анализ реновации здания школы
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more