


ВВЕДЕНИЕ
«ДУХ МЕСТА»
История района Перловка Карта времени возникновения здания История смены функций здания
«ДУХ ВРЕМЕНИ»
Градостроительное положение здания Наличие зданий с подобной функцией Архитектура близлежащих зданий Анализ здания Фотофиксация Функциональные и конструктивные особенности здания
АРХЕТИПЫ И ПРОТОТИПЫ
Архетип Прототипы
ВЫВОДЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Вывод из предпроектного анализа Выводы из анализа прототипов Техническое задание на проектирование
БИБЛИОГРАФИЯ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Актуальность темы В условиях роста урбанизации и дефицита доступного жилья в больших городах проблема наделения заброшенных зданий новыми функциями является одной из наиболее острых. Предпроектный анализ базируется на концепции адаптивного повторного использования заброшенного здания школы, расположенного по адресу: г. Мытищи, ул. Фрунзе, 11. При реализации проекта здания, этот подход позволяет не только учесть современные потребности в жилье, но и сохранить уникальную атмосферу и структурную идентичность места. Более того, повторное использование здания обеспечивает экономию как бюджета, так и природных ресурсов.
Целью является функциональная трансформация объекта в современный, энергоэффективный и социально ориентированный комплекс коливинга, где существующие объемы и конструктивные решения школы будут максимально адаптированы под новые функции проживания и социального взаимодействия.
В качестве гипотезы я выражаю следующую мысль: реновация существующего здания с использованием принципов адаптивного повторного использования позволит создать востребованный жилой фонд, удовлетворяющий спрос на современное жилье в районе. Проект предполагает сохранение капитальных конструкций и идентичности места при внедрении новых функций и технологий.
На данный момент здание находится в заброшенном состоянии, поэтому текущая ситуация предполагает комплексное обследование и реконструкцию, как внешнего облика, так и внутреннего. Заброшенная школа, хотя и не обладает высокой исторической ценностью, так как является реализацией типового проекта СССР, но представляет собой интересный объект для переосмысления и адаптации под новые функции.
Ключевые задачи анализа:
Проанализировать исторический и культурный контексты местности
Изучить градостроительное положение района, уделяя повышенное внимание транспортной доступности.
Отметить особенности здания.
Выбрать мировые примеры лучших реноваций школ с приспособлением в коливинг и отели и сделать вывод о схожих решениях, повлиявших на успех.
На основе всех выводов грамотно составить техническое задание на проектирование.
Перловка. Станция Перловская 1900–1914
Перловка является уникальным примером дачной культуры конца XIX — начала XX века, возникшего как элитный посёлок для московской интеллигенции и купечества.
Бывший летний театр в черте города Мытищи, существовавший с 1883 по 1915 г., шедевр дачной архитектуры. Находился на месте современного торгового комплекса «Перловский» около железнодорожной станции
Район Перловка, в котором располагается здание школы, стал особенно популярен во второй половине 19 века. Этому способствовало неожиданное стремление жителей Москвы обзавестись дачами.
«Красивая природа, реки, лес, хороший климат, близость к столице и хорошая транспортная доступность делали Перловку весьма привлекательной для москвичей, и в конце 1880-х годов она превратилась в оживленный дачный поселок.»
Перловская платформа 1900–1911. Фото М.Клычникова, Г.Мелентьев — Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX–XX веков
Поселок, в наше время называемый районом, состоял из 80 дач и был назван именем купца Василия Семеновича Перлова. Именно ему досталась земля в период популярности дачного образа жизни.
Расписание поездов. 1787 г.
Перловка был очень престижным подмосковным местом, где быстро купить участок было практически невозможно.
Мытищи. 1914 г.
Парк. 1950-е г.
В ходе работы над анализом времени, я пришла к доказательству того, что архитектура была прямым отражением политической идеологии и социальных потребностей времени.
Социальный контекст был не менее важен. В условиях бурного роста мытищинского завода «Метровагонмаш» и общей индустриализации, район столкнулся с массовым притоком рабочих. Это создало острую необходимость в быстром развитии социальной инфраструктуры, в том числе школ. Самым быстрым и простым путем было типовое строительство, оно обеспечивало и масштаб распространения проектов и скорость реализации. Коридорная планировка и большая площадь школы как раз демонстрирует достижение цели вместить как можно больше учащихся.
Здание школы построено в 1938 году. Как я уже упомянула выше, по типовому проекту, применяемому для школ Московской области периода 1936–1940 гг. Конкретную серию и ФИО автора определить не удалось, так как информация об этом нигде не была зафиксирована.
Фасад школы № 11


1. Негатив черно-белый. Ученики 11-й Мытищинской школы учатся дезактивации (1942). 2. Негатив черно-белый. Ученики 11-й Мытищинской школы работают на строительстве дороги к госпиталю (1941).
В период с 1937 года по 1938, когда школа строилась, государство требовало отражения стабильности, силы и стойкости как от архитектуры, так и от других глобальных частей жизни. По причине идеологического контроля можно наблюдать соблюдение симметрии, упрощенные формы, монументальную строгость в пропорциях и элементах здания школы.
Таким образом, в самом облике и планировке школы отражаются ключевые устремления того времени, а именно идеологическая репрезентативность и экономическая эффективность для удовлетворения социальных нужд.
Бывшая школа № 11, расположенная на улице Фрунзе 11 была основана в 1938 году, однако в то время ее адрес был: ул. Трудовая 33, но название поселка не изменилось. Перловский дачный поселок продолжает свое существование и в наши дни.
На протяжении 22 лет школа функционировала как начальная, затем, в 1960 году стала оформлена как средняя. Последующие 15 лет хоть и были успешными в развитии, школа все-таки закрылась и в 1975 году перешла в собственность Мытищинского Машиностроительного завода.
Здание по-прежнему принадлежит крупнейшему заводу.
Заброшенное здание школы располагается в г. Мытищи, на ул. Фрунзе. Объект находится на Ярославском шоссе, в 4,8 км от МКАД. Путь до Москвы займет 23 км по трассе или 19 км по прямой.
Объект находится в крайне хорошей пешеходной и транспортной доступности, так как расположен в максимальном приближении к крупному шоссе и близкому выезду на множество дорог. Для пешеходов локация удобна благодаря доступу к сразу нескольким железнодорожным станциям: Тайнинской, Перловской, Лось, Мытищи. Пешая прогулка до железнодорожных путей займет немного времени, тем не менее, по маршруту ходят и автобусы.
Всего в 35 минутах от объекта находится международный аэропорт «Шереметьево» им. А. С. Пушкина, что допускает возможность спроса на жилье и у работников авиации.
Выше представлены основные районы и улицы. Проектируемый объект расположен на границе Тайнинского и Перловского микрорайонов.
Объект не обделен «зеленой» средой, вокруг находится несколько парков и национальный парк «Лосиный остров». Как я упомянула в истории района, люди приезжали сюда ради природы.
Наличие вокруг коливинга Пироговского и Хлебниковского лесопарков, парка Мира, Джамгаровского парка, Тайнинского и «Лосиного острова» несомненно делает локацию не только транспортно доступной, но и приятной для прогулок в выходные, но и для работы, например, фрилансеров, на свежем воздухе.
1. Национальный парк «Лосиный остров» 2. Тайнинский парк 3. Парк Мира
Выше изображены самые приближенные к зданию школы зеленые зоны.
Транспортная логистика объекта отличается высокой эффективностью, так как прилегающая дорога без затруднений выводит транспортный поток на крупное шоссе, обеспечивая быстрый выезд в сторону Москвы.
Что касается наличия парковок, в радиусе пешей доступности располагаются 6 разных по площади парковочных зон. Несмотря на то, что одна из крупнейших зон принадлежит заводу, наличие других пяти позволяет без затруднения организовывать процесс размещения своего автомобиля.
В ходе проводимого мною исследования наличия зданий подобной функции в окружении здания школы, выяснилось, что количество гостиниц и отелей достаточно низкое, кроме того, достаточно высокая стоимость за ночь превышает пожелания работников и студентов, которые ищут временное жилье.
В условно обозначенном мною радиусе отмечены гостиницы: «Зона комфорта», «Второй ярус», «Лекко», «Герда» и «Ghotel», а также общежитие. Все гостиницы стоят около 3-4 тысяч рублей за ночь, что делает проживание для рабочих или студентов затруднительным, более того представленные варианты не обладают современными функциями и не предполагают постоянного проживания.
Общежитий и хостелов практически нет. Это еще раз подтверждает необходимость наличия коливинга в этой локации.
Проведя анализ визуальной составляющей архитектурных объектов, расположенных вокруг моего здания, я пришла к выводу о том, что окружение объекта не наделено особой эстетической ролью, так как делится на два вида: промышленная архитектура и частная застройка.
Машиностроительный завод занимает значительную площадь, но крупные типовые корпуса спроектированы классически и лишены каких-либо декоративных и выразительных элементов. Это абсолютно логично и целесообразно, так как основной целью промышленного предприятия является достижение эффективности и слаженности в работе.
Вблизи объекта располагается крупный частный сектор, застройка которого хаотична и индивидуальна. Дачные строения выполнены из абсолютно разных материалов, относятся к множеству стилей, что говорит об архитектурной разрозненности, что так же, как и в случае рассмотрения дизайна промышленного предприятия, не является негативным аспектом.
Вышеперечисленные факты и наблюдения, дают понять, что невысокий уровень эстетической конкуренции открывает возможность представить данный проект как новый и акцентный элемент территории.
Ниже представлены планы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го этажей.
Обмерный план 1-го этажа
Обмерный план 2-го этажа
Обмерный план 3-го этажа
Обмерный план 4-го этажа
Разрез 1-1
Фасад 1-12
Текущий вид интерьеров здания
Текущий вид фасада здания
Здание имеет массивные кирпичные стены, снаружи отделанные штукатуркой, которая требует либо восстановления, либо демонтажа. Основной объем школы опирается именно на кирпичные стены, что образует коридорную систему.
Исходя из информации об актуальных перекрытиях в 1938 году, могу предположить, что здание имеет перекрытия из железобетонных плит. Наличие высоких потолков является большим преимуществом и позволяет реализовать комфортные комнаты для проживания. Скатную крышу необходимо полностью заменить, а чердак отремонтировать. Лестницы здания соответствуют атмосфере времени постройки, широкие и массивные.
Дом-коммуна в Ростокино, построенная по проекту знаменитого архитектора Моисея Гинзбурга.
Архетипом проекта коливинга стал Дом-комунна, архитекторами которого выступили М.Гинзбург и И.Милинис. Проект известен и как дом Наркомфина, построенный в 1930 году.
Как таковых коливингов раньше не было, но когда в СССР встал вопрос о массовом жилье нового формата, началось проектирование здания, напоминающего именно тот вид жилья, который меня интересует в моем предпроектном анализе. Здание строилось экспериментально, создавались отдельные небольшие комнаты для проживания и за пределы жилых границ выносились общие зоны.
План организации здания
Поперечный разрез


Первым проектом реновации, который я бы хотела рассмотреть станет работа, проделанная над заброшенной начальной школой Юаньмэнь в Чунцине. Данный китайский проект бутик-отеля отражает очень бережное отношение к окружающей среде. Архитекторы и дизайнеры деликатно внедрили новую идею в уже существующий ландшафт, не разрушая его. Такой вывод можно сделать обратив внимание на разницу в уровнях здания.


После перепланировки была полностью заменена крыша, что позволило создать уникальный вид пространства и наполнить место той атмосферой, которой в нем еще никогда не было. Бывшие учебные классы были переделаны в уютные номера, габариты которых в точности такие же, как были у прежних кабинетов. Здание не было глобально переделано, поэтому и общественные пространства отеля спроектированы на местах крупных школьных помещений.
Одним из самых эффектных решений стала замена окон, которая позволила открыть для гостей вид на невероятные виды. Такое действие подтверждает важность наличия света в помещении и большую роль работы дизайна с природными данными. Интерьер наполнен деревом, бамбуком, что позволяет подчеркнуть природную часть проекта, но в то же время, можно увидеть использование бетона, демонстрирующего современность.
Мне кажется, что успех этого проекта и заключается в гармоничном сочетании материалов и стремлении не разрушить, а дополнить имеющееся положение здания и среды.




Проект реконструкции еще одной школы в Китае, который тоже стоит включить в исследование мирового опыта. Здесь основной идеей было оставить каменную кладку, которая не позволяла архитекторам вносить коррективы в здание из-за невозможности ее сверлить и проводить прочие манипуляции, однако, было найдено решение. Была спроектирована деревянная платформа, позволяющая прокладывать недостающие коммуникации и экспериментировать с планировками.
Как и в проекте выше, мы можем видеть большое использование дерева, но здесь оно применено более свободно и хаотично. А в некоторых комнатах оставили даже школьные доски.


В проекте реновации школы в Нидерландах ключевым решением стало разделение здания не просто на отдельные комнаты, а на самостоятельные жилые блоки. Применение различных вариантов подъемов позволили проекту стать уникальным и современным. Двухуровневые квартиры, образованные в заброшенной школе, сконструированы таким образом, что не наносят ущерб исторической постройке, так как в проект заложена концепция самоопирающихся вставок.
Этот пример реновации интересен и тем, как дизайнеры сформировали различные виды планировок и принципов использования жилых блоков. Пространства готовы к наполнению акцентами. Интерьер выполнен в светлых тонах, но несмотря на активный минимализм внутри здания, само оно построено из темного и монументального кирпича, что является сильным и привлекающим внимание контрастом.
Следующий проект демонстрирует преобразование бывшей школы в городе Вильнёв-Сен-Жорж в 47 жилых зон. Бывшие учебные классы превращены в камерные студии и квартиры с 1-2 спальнями. Главным решением стало сохранение оригинальных высоких потолков и больших окон учебных кабинетов, что значительно отличает данные жилые пространства от стандартных квартир, в которых часто сложно добиться изобилия дневного света и такой высоты потолков.


Проект не фокусируется на внутренних общественных пространствах, но решает вопрос общественного взаимодействия через работу с прилегающей территорией. Архитекторы создали новый внутренний двор, который является точкой притяжения для всех жильцов, компенсируя отсутствие больших приватных балконов.


Использование ржавой стали для новых элементов символизирует связь прошлого и настоящего, так как данные элементы со временем темнеют, но не перестают быть заметными.


Перейдем к французскому проекту реновации, в котором воплотилась необычная идея знакомства жителей коливинга и создания дружелюбной коммуникации благодаря продуманному дизайну. Общие зоны здания расположены в приближении к центру, чтобы провоцировать и случайно организовывать спонтанные встречи.


Но личное пространство так же, как и общее, хорошо спроектировано. Для достижения полной приватности вдоль стен между комнатами расставлены шкафы, которые могут снижать уровень шума соседей, как мне кажется. И у каждого жителя есть личный санузел.
А зеленый яркий коридор организует возможность расслабиться, полюбоваться небольшим садом и пообщаться.
Показанный выше проект является реновацией заброшенного здания больницы 1920-х годов, ставшей и школой и коливингом одновременно. Главная идея Franz & Sue заключалась не в масштабной перестройке, а в аккуратном внедрении современного дизайна в аутентичную структуру здания. Архитекторы стремились сохранить исходные дух и планировку, сделав из здания многофункциональный общественный центр, где сосуществуют образование, работа и жизнь района. Максимальное сохранение оригинальной планировки здания с его длинными коридорами позволило подчеркнуть историческую структуру.
Большую часть времени здание несет в себе функцию школы, а вечером и в выходные существует как коливинг и общественный центр. Гибкость функций места активно объединяет множество людей, а двор доступен для всех желающих.


Проведенный предпроектный анализ обеспечил мне понимание истории проектируемого объекта, факты о его местоположении и преимущества локации: прекрасная транспортная и пешеходная доступность, наличие зеленых зон, которые будут создавать комфортные условия проживающим. Была проанализирована архитектура школы, в функциональные особенности которой вошло наличие больших окон и высоких потолков.
В результате проведенного исследования была выработана стратегия, которая акцентирует внимание на создании коливинга, являющегося новым форматом совместного жилья. Это решение обусловлено рядом факторов: во-первых, близость к крупному заводу в этом районе создает необходимость в дополнительном жилье для работников, а во-вторых, недостаток общежитий и гостиниц делает проект особенно актуальным. Важно будет сосредоточиться на создании функциональных зон, которые будут способствовать социальной активности и взаимодействию между жильцами.
Одним из ключевых аспектов проектирования станет создание гармоничного сочетания бытовых и общественных зон, что позволит создать комфортные условия для проживания и разнообразного досуга. А использование современных материалов и технологий в интерьере обеспечит удобство, долговечность, а также повысит энергетическую эффективность здания.
Выводы, сделанные в процессе анализа мирового опыта:
Важность сохранения истории. Лучшие проекты минимально вмешиваются в историческую структуру, сохраняя «память места».
Эффектное сочетание старых материалов и новых способно контрастно подчеркнуть ценность сохранения исторического подтекста проекта.
Продуманное благоустройство прилегающей территории. В ходе просмотра проектов я неоднократно обнаружила рассуждения архитекторов о важности территории вокруг здания и о том, как она влияет на взаимодействие людей и их состояние.
Роль гибкости пространств. Использование перегородок, мобильной и многофункциональной мебели влияет на интерес потенциальных жильцов, так как обеспечивает свободу передвижения, перестановок и любых действий исходя из желания жителя комнаты.
Только при соблюдении баланса общественных и личных зон может быть спроектирован качественный проект коливинга.
Коливинг (г.Мытищи, ул. Фрунзе 11)
Основные технические задачи проекта:
Планировочные и функциональные:
Сохранить коридорную систему как основу
На основе анализа существующей планировочной структуры и конструкций здания разработать рациональное функционально-планировочное решение, обеспечивающее гармоничный баланс приватных жилых зон (25% — общественных зон и 75% — жилых).
Разработать типы жилых ячеек (от компактных, предусмотренных на одного человека, до семейных). Интегрировать уникальные дизайн-решения, создав спокойную и наполняющую атмосферу.
Спроектировать общественные зоны: кухня-столовая общего пользования, лаунж-зона, спортзал/йога-зал, прачечная, небольшой магазин, технические помещения.
Продумать гибкость пространств.
Архитектурные и конструктивные:
Благоустройство и организация прилегающей территории:
Дом Наркомфина // arazamas.academy URL: https://arzamas.academy/materials/2362 (дата обращения: 04.11.2025).
Gersthof Model School Renovation and Conversion / Franz& Sue // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/1034672/gersthof-model-school-renovation-and-conversion-franz-and-sue (дата обращения: 01.10.2025).
Monumental School Renovation / BYTR Architects // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/136495/monumental-school-renovation-bytr-architects (дата обращения: 01.10.2025).
Yuanmen Primary School Renovation / JiuQiHuaXia Atelier KAI + SILOxDESIGN // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/963361/yuanmen-primary-school-renovation-jiuqihuaxia-atelier-kai-plus-siloxdesign (дата обращения: 01.10.2025).
Lostvilla Qinyong Primary School Hotel / Atelier XÜK // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/943706/lostvilla-qinyong-primary-school-hotel-atelier-xuk (дата обращения: 01.10.2025).
School Group and Student Housing / Atelier Phileas // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/463780/school-group-and-student-housing-atelier-phileas (дата обращения: 01.10.2025).
School Conversion into Housing Units / ACBS Architectes // archdaily.com URL: https://www.archdaily.com/891922/school-conversion-into-housing-units-acbs-architectes (дата обращения: 01.10.2025).
Teresa Wadzinski Why School Buildings Must Change With the Times // eua. — 2024. — С. https://eua.com/insights/why-school-buildings-must-change-with-the-times/.(дата обращения: 01.10.2025).
From Hospital to Model School // Franz& Sue URL: https://www.franzundsue.at/en/projects/renovation-and-conversion-of-the-monument-listed-hospital-in-gersthof-vienna/ (дата обращения: 01.10.2025).
Стародачная Перловка: главные достопримечательности поселка // РИАМО в Мытищах URL: https://mytischiriamo.ru/articles/turizm/starodachnaya-perlovka-glavnye-dostoprimechatelnosti-poselka/?from=inf_cards (дата обращения: 25.10.2025).
Немного об истории ПЕРЛОВКИ // LIVEJOURNAL URL: https://sergeyurich.livejournal.com/56700.html (дата обращения: 25.10.2025).