
Симуляция выступления группы «Dvar» в парке «Сокольники»
Дисклеймер:
Задача визуального исследования: создание гипотетической ситуации выступления реального творческом исполнителя в (не)существующем месте.
Фотографии, использованные в качестве иллюстраций к парку «Сокольники», сделаны автором данного визуального исследования.
Рубрикатор
Суть проекта Почему «Dvar»? Почему парк «Сокольники»?
О «Dvar» Подход группы Музыка группы Стиль группы
О парке «Сокольники» Значение локации Симуляция мероприятия
Заключение Библиография
Суть проекта
Данная работа представляет из себя сценарий вымышленной ситуации — перформанс музыкальной группы «Dvar» на территории парка «Сокольники».
Для погружения в тему:
1. рассмотрены особенности творчества группы; 2. предоставлена информационная справка о локации и соответствующий визуальный ряд; 3. обоснован выбор музыкального исполнителя и место проведения мероприятия; 4. указаны причины сочетаемости компонентов события.
Почему «Dvar»?
1. Специфика воздействия на сознание аудитории. 2. Творческая гибкость, искусство в формате загадки. 3. «Эфемерность» группы — отсутствие реальных выступлений.
Почему парк «Сокольники»?
1. Разнообразие культурных коннотаций, уравновешиваемых древностью локации. 2. Баланс природы и цивилизации, двойственность атмосферы: «сумрачность» и «ясность». 3. Материальность и реализм места в контексте ирреальности события.
О «Dvar»

«Dvar» — экспериментальный проект (1995-н. в.) в жанре электронной музыки. За время творческой деятельности музыканты перешли от готического дарквейва к легкому эмбиенту.
Вокруг творчества группы сформировалась метафизическая мистификация, исполнители предпочитают оставаться инкогнито, редко выходят на связь и не устраивают публичных выступлений.
Творчество «Dvar» даже по андерграундным меркам считается специфическим. Диссонансное, но ритмичное звучание, лирика на несуществующем языке и интригующая легенда — все это прославило группу в СНГ сегменте и создало репутацию настоящей загадки.
Складывается впечатление, что «Dvar» не ищет известности. В первую очередь — это студийный проект, за время существования которого не было ни одного живого концерта. За 30 лет коллектив группы дал всего 2 (в открытом доступе) письменных интервью по электронной почте, лаконично рассказав о подходе к созданию музыки, идейных мотивах и природе самой DVAR — потусторонней сущности, чью волю музыканты транслируют в мир.

Цитата из интервью 2000 года с «Dvar», ведущий Антон Шеховцов (Alter.Ego):
«Однажды ночью одному из нас во сне явилось некое Существо, и в конце разговора Оно назвало свое имя. После пробуждения это имя было сразу записано на бумаге буквами латинского алфавита. Это имя — DVAR».
Подход группы
Музыка «Dvar» не является музыкой в традиционном смысле слова. Подход к ее созданию нетипичен: музыканты воспринимают песню как сакральный ритуал, а себя считают медиумами, которые лишь воплощают проявления DVAR в реальность, придерживаясь принципа минимального личного вмешательства в процесс творчества.

Цитата из интервью 2003 года с «Dvar» от coroner:
«С помощью музыкального оборудования, инструментов и ОСОБЫХ способов записи мы ВОПЛОЩАЕМ DVAR. Это определенная ПРАКТИКА. Мы стараемся донести DVAR максимально точно, и наши личные музыкальные предпочтения и знания не играют никакой роли».
Исполнители группы не указывают иных источников вдохновения, кроме DVAR: «Все, что Вы слышали — это сам DVAR». В контексте «восприимчивости» и способности погружаться «в зовущие» состояния музыканты упоминают известных творцов: «Вспомните Паганини, Врубеля, Блэйка, Данте».

Цитата из интервью 2003 года с «Dvar» от coroner:
«Мы пытаемся максимально ПЕРЕДАТЬ то, что проходит через нас. Каждый звук имеет особый смысл и находится на своем ОСОБОМ месте. Невозможно ЭТО повторить и исполнить. Это даже не музыка. Поэтому концерты невозможны».
Идейную составляющую проекта авторы описывают как «воздействие» DVAR. Признаются, что им неизвестно, на кого направлено это воздействие — на них самих, «многих людей или одного конкретного человека».
Являясь проводниками того, что сами не в силах постичь, они не знают, что на этом этапе хочет осуществить через них DVAR, но не могут не делать этого. Себя самих ощущают частью некоего «глобального единого ДЕЙСТВИЯ», протяженность которого во времени «колоссальна». Исполнители проекта видят свою миссию в донесении информации, а не в трактовке. Они чувствуют, как DVAR в корне изменил их самих и их понимание мира.

Цитата из интервью 2000 года с «Dvar», ведущий Антон Шеховцов (Alter.Ego):
«Многое ли сможет постичь провидец, заглянувший в далекое будущее? Многое ли сможет постичь простой человек, в чьи руки попала древняя книга, написанная на давно ушедшем языке? Мы не толкователи, и постигаем крупицы. Разобраться самим нам не дано. Нам дано другое».
Музыка группы
Музыка «Dvar» соткана из противоречий и намеренно дуальна. Изначально тревожное, практически хоррорное звучание ранних музыкальных экспериментов, напоминающее о мистериях и древних обрядах, со временем превратились в по-безумному веселые эмбиенты к интернет роликам.
Создатели проекта убеждены, что «каждый будет воспринимать DVAR по-своему» и «найдет в DVAR что-то близкое его музыкальным пристрастиям».

В 2021 году песня «Ko Ki Ki» (альбом «Zii», 2008 г.) завирусилась в Tik Tok (частично ограничен на территории РФ) из-за комичного восприятия вымышленного языка песни на слух. На русском текст зазвучал, как «Крабики, Котики, Кубики, Кедики», и обеспечил волну интереса после долгого затишья в карьере группы.

Некоторые песни, например, «Taai Liira» (из одноименного сингла 2000-го года) стала саундтреком для визуальной новеллы «Зайчик» («Tiny Bunny»), убедительно передав хтоническую атмосферу игры.
Стали возникать и крипипасты, повлиявшие на мистификацию творчества группы — якобы ранние версии альбома Raii (1997 г.), распространявшиеся еще на аудиокассетах, губительно воздействовали на психику. Музыканты не подтверждали эту информацию, но и не спешили опровергать, ссылаясь на то, что «даже незначительное распространение „Raii“ было ошибкой».

Пожалуй, воплощением крайностей «Dvar» является «N’aharii» — песня сингла 2021-го года (позже вошла в альбом «Metah», 2022 г.) Вдохновляющее и по-своему светлое звучание напоминает религиозное песнопение, которое ближе к окончанию становится все тревожнее и меланхоличней, отсылая к истокам творчества группы и вызывая ностальгию по иным мирам.
О подобном контрасте музыкальный коллектив рассуждает в контексте изменения самого DVAR.

Цитата из интервью 2003 года с «Dvar» от coroner:
«Но DVAR меняется. Мы замечаем. ОЧИЩАЕТСЯ. Становится светлее? Не скажем. Каждый трек — ДВЕРЬ в нездешний мир. Они ОЧЕНЬ различны. Иногда нам кажется, что каждый мир очень МАЛ. Но это вопрос восприятия. ПУТЕШЕСТВУЯ, DVAR меняется. Эмоции очень разные, и все на грани».
Стиль группы
В визуальных образах «Dvar» встречается пчелиная символика, о чем свидетельствуют обложки альбомов и аватары исполнителей.
Это может быть отсылкой к мифологическим сказаниям, в которых нередко упоминается священная роль пчел в качестве божественных посланников и пророков, существ, путешествующих между мирами.


Иллюстратор альбома «Madegirah» (2009 г.) также упоминает увиденный во снах мир DVAR и астральных существ — «Нози», по описанию похожих на «fairy» из европейского фольклора, и считает, что «приход в нашу жизнь сотовой связи и черно-желтых вещей не является случайным».

Цитата из интервью 2009 года с Hora211 (Журнала Рок Оракул № 40)
«Я уверен, что Музыка Dvar — это ритуальные гимны, камлания и псалмы в честь прихода одноименного верховного существа. Я получил письмо от компании „Monopoly Records“, которая занималась оформлением пластинок Dvar. Они спросили меня о возможности использования образов Нози в оформлении „Madegirah“».
Стоит также уделить внимание лингвистической составляющей музыки «Dvar». По словам создателей, тексты и музыка «инспирированы DVAR». В лирике песен используется фантастический язык, для удобства записанный латиницей. Исполнители «Dvar» не распространяются на тему его природы, однако считают, что «сакральный смысл несет сама фонетика», а «ОБЫЧНЫМИ словами нельзя ВЫРАЗИТЬ и ПЕРЕДАТЬ духовные понятия».
В ранних песнях «Dvar» текст звучит резко, большинство слов произносится с восклицанием, предложения раздроблены. В последующих работах заметно более мягкое произношение с хоровыми элементами. В некоторых треках слов может не быть вовсе, либо это отдельные звуки. Вокальные искажения отдаляют от привычных звучаний человеческого голоса. Классическая песенная структура не соблюдается.

В комьюнити также предполагалось, что язык, на котором поют «Dvar», может быть енохианским или «ангельским» — искусственным языком, созданным в 16 веке английскими оккультистами Джоном Ди и Эдвардом Келли.
В основе авторской мифологии «Dvar» лежат временные понятия. Подобно живому существу, как и все в мире, DVAR с течением времени претерпевает изменения, и, судя по всему, это взаимосвязанные процессы, ведь «DVAR непостижимым образом влияет на ВСЕ происходящее».
Для «Dvar» важна актуальность, но не в значении трендов, а с точки зрения уместности для восприятия. Не зря музыканты сравнивают песни DVAR с книгой, написанной на утерянном языке. Ее содержание нужно быть готовым осмыслить, и в традициях гримуаров страницы переворачиваются сами, когда приходит время.

Цитата из интервью 2003 года с «Dvar» от coroner:
«„Raii“ практически не распространялся. С тех пор наше мнение не изменилось. ВСЕ ранние ПОСЛАНИЯ не предназначались для распространения. Теперь мы понимаем это с большей ясностью. Каждый этап DVAR служит своей цели в свое определенное время. Именно поэтому „Piirrah“ долго не издавался, „Roah“ распространяется именно сейчас, а время „Rakhilim“ еще не пришло. Это зависит совсем не от нас».
О парке «Сокольники»

Парк культуры и отдыха «Сокольники» (с 1878 г.) — один из старейших парков Москвы, площадь 516 гектаров.
В 15 веке был местом царской соколиной охоты. В современном виде представляет из себя гармоничное сочетание природной естественности и комфорта цивилизации.
Значение локации
Локация пользуется спросом среди людей разных возрастов и интересов, отлично подходит как для проведения культурных мероприятий в центральной части, так и для более «дикого» отдыха в лесной зоне.
В силу возраста парк «оброс» многочисленными легендами и получил славу места с особой атмосферой. Наиболее будоражащим воображение «историческим» мифом является версия, что на территории парка скифами было спрятано «Колесо судьбы» — артефакт, способный влиять на мироздание. Примечательно, что сам парк сконструирован по радиально-кольцевой схеме, напоминающей о солярной символике.
Симуляция мероприятия
Поскольку музыка «Dvar» ранее не покидала цифрового пространства (возможно, распространялась на аудиокассетах), особый интерес представляет попытка предоставить слушателям опыт реального выступление группы. В контексте легенды группы подобное событие невозможно. Создаваемая симуляция учитывает это условие и предлагает компромиссный вариант — воспроизведение треков «Dvar» через колонки. Сейчас они расположены на дорогах центральной части парка, и через них идет радиовещание. Остается задействовать лесную часть.


По задумке симулируемое мероприятие является не столько музыкальным выступлением, сколько перформансом. Важно показать изменчивость группы, поэтому прослушивание подобной музыки не может оставаться статичным.
Ориентируясь на звук, слушателю необходимо перемещаться по сегментам парка, в каждом из которых звучит своя музыкальная тема. Порядок прослушивания и место для прогулки слушатель может выбирать самостоятельно, однако треки будут привязаны ко времени суток.
«Светлые» композиции, характерные для поздней «Dvar», будут воспроизводится в дневное время. На лесной местности возможны тематическое украшения деревьев и инсталляции, играющие роль указателей. В рамках взаимодействия с природой раскроется мифологическая часть «Dvar».






«Темные» треки из раннего творчества группы станут доступны в вечерний период. Центральная часть парка позволяет прибегнуть к техническим приемам, которые обогатят опыт прослушивания визуально. Дополнительным поводом дождаться вечера станут световое шоу и хтонические голограммы, добавляющие фестивальный стиль мероприятию.




К ознакомлению также предлагаются «особые» записи из синглов, которые можно услышать в специально отведенных пространствах, однако сперва их потребуется отыскать. Подобное условие делает процесс прослушивания более осознанным, внедряет социальный элемент и переводит музыкальное выступление в формат квеста, участниками которого становятся сами слушатели.




Заключение
Едва ли творчество «Dvar» можно назвать массовым. Впрочем, это не помешало группе обрести «теневую» популярность, стать интернет феноменом и образцом умелого воздействия медиа на сознание. При всей скрытности исполнителей и зыбкости сведений, нерегулярности выхода контента и ограниченной коммуникации, их музыку слушают и о ней говорят. Атмосфера тайны только подогревает интерес аудитории. Музыка «Dvar» превратилась в эзотерическую головоломку, продемонстрировавшую то, как на основе искусства человеческая фантазия порождает мифологию, становящуюся частью реальности.
За время существования проекта группа не раз меняла жанровую принадлежность, создав заметно контрастирующие по настроению треки. Несмотря на эксперименты, музыканты остались верны собственной идеологии и продолжают выстраивать творчество вокруг легенды группы. «Dvar», действительно, больше похоже на коллективную галлюцинацию — порождение веры исполнителей и вовлеченности слушателей, нежели на реальную музыкальную группу.
Уникальность парка «Сокольники» заключается во взаимодействии природы и цивилизации: в парке развитая инфраструктура, при этом сохранена лесная «дикость». Как видно на фотографиях, атмосфера заметно меняется в зависимости от времени суток. В контексте выступления подобная дуальность пространства и времени способна наглядно отобразить свойственную творчеству группы контрастность. В отличие от цифрового формата, привычного для аудитории группы, «осязаемое» пространство парка может повлиять на музыкальный опыт, сделав его более материальным без потери концептуальной глубины.
Парк «Сокольники» закрепился в людских умах как «место силы». За века существования в нем прочно переплелись «история» и «легенда». Древность парка позволяет вмещать многообразие культурных смыслов, уравнивать их без потери самобытности, сохраняя собственную первозданность.
Интервью с группой «Dvar»: 2000 г. (от Антон Шеховцов/Alter.Ego) и 2003 г. (от coroner) https://dvardarkwave.narod.ru/interviews.html
Связанные с «Dvar» интервью: Интервью 2009 г. (с Hora211 от Журнал Рок Оракул № 40) https://d-v-a-r.blogspot.com/2011/12/hora211-40.html
Обложки группы «Dvar», иллюстрации Lumbricus, арты по мотивам творчества
Авторские фотографии парка культуры и отдыха «Сокольники»