
Рубрикатор
I. Концепция
II. Эмоциональная маркировка -покой и гармония -меланхолия и одиночество -фантастика и волшебство -интеллект и зрелость -невинность и верность -ужас и смерть
III. Обозначение места и времени IV. Цвет, как разграничитель V. Акцент и ассоциации
VI. Заключение VII. Библиография и источники
Концепция
С самого начала своего существования кино задумывалось предпочтительно как развлечение для общественности. Знаменитые братья Люмьер, 1895 году представившие ошарашенной публике в первую в истории короткометражку «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», возможно даже не представляли, что созданный ими «аттракцион» в последствии превратиться в мощный аппарат для воздействия на умы и чувства людей. Наравне с живописью, скульптурой и театром, кино достаточно быстро перестало восприниматься обществом исключительно, как способ весело и с пользой провести досуг. Фильмы открыли перед нами возможность прочувствовать то, что не представляется возможным ощутить в реальности, прожить чью то радость, боль, разочарование или пробирающий до костей ужас. Смотря кино, зритель переживает богатую палитру эмоций, и чаще всего, режиссеры добиваются этого, прибегая к уже известным приемам. Актерская игра влияет на нас прямым образом: герой плачет, и у нас наворачиваются слёзы, герой смеется и мы улыбаемся, вторя ему. Дополняют это воздействие на публику и создают нужное настроение грамотно продуманные сюжетные повороты и музыкальное сопровождение, сгущая краски и задавая нужный тон сцене.
Легко подобрать хорошие и выразительные цвета для фильма. Тяжело сделать так, чтобы эти цвета продвигали историю.
Роджер Ликенс
Всё это очевидные приемы, которые сможет рассмотреть каждый обыватель, но есть и ряд скрытых средств кино языка, которые мы чаще всего не замечаем, а они тем временем сильно влияют на наше восприятия картины. Фильм, это в первую очередь визуальное повествование, соответственно ряд элементов находящихся внутри кадра не менее эффективно двигают сюжет и оказывают прямое воздействие на видение зрителей. И по моему мнению, именно цвет — один из самых важных и действенных средств воздействия на сознание публики. Ещё на ранних этапах внедрения колоритов в фильм было понятно, что это даст большой толчок киноиндустрии. Попытки использовать цвет предпринимались кинематографистами еще во времена черно-белого кино, несмотря на ограниченные технические возможности. Люди пробовали различные методы тонирования плёнки, в результате представилось возможным членить цветом разные локации и временные отрезки в фильме. А в последствии в кинематографе стали раскрашивать не только отдельные сцены, но и конкретные предметы или героев, правда делалось это вручную и процесс был очень трудоёмким.
Всё изменилось в 1935 году, когда вышла первая полность цветная картина-”Бекки Шарп» американского режиссёра Рубена Мамуляна и открылись новые горизонты для развития кино языка. Современные режиссёры и художники конечно уже вышли на абсолютно новый уровень, по сравнению с первой половиной прошлого века. Цветная картинка перестала восприниматься, как просто красивое изображение. Теперь цвет, это мощный инструмент в руках создателя киноленты: им можно управлять вниманием зрителя, акцентируя на определённых деталях и проводя параллели между вещами и происходящим на экране, а также вызывать необходимые эмоции, для более глубокого погружения в картину. Так, из живописи в киноиндустрию пришла психология цвета, основываясь на которой, можно предположить, что цвета влияют на людей даже на физическом уровне, не только на ассоциативном.
В данной работе я разберу на примере синего спектра, какие многогранные эмоции может вызвать цвет и как ещё его применяют в кинолентах последних десятилетий. Рубрикация была основана на желании максимально обширно исследовать возможности одного цвета в кино. Сбор материалов осуществлялся по принципу наличия синего цвета в кадре и хорошего качества картинки.
Эмоциональная маркировка
Один и тот же цвет может трактоваться максимально по разному и иногда эволюционировать в абсолютно непредсказуемом направлении. В данном разделе я хочу исследовать неоднозначный и поэтому всеми любимый синий цвет в кино.
Покой и гармония
Самая распространенная ассоциация с синим, это ощущение гармонии и покоя. В кино этот его аспект используют в разных темах. Например, когда возникает необходимость показать слияния героя с окружающей средой и своими мыслями иди же слияния с другим человеком, достижения равновесия в момент общения и полного взаимопонимания. Поэтому часто умиротворённые сцены, в независимости от количества персонажей, окрашиваются предпочтительно в светлые оттенки синего и голубого, что бы подчеркнуть «чистоту» и искренность момента.
«Шоу Трумана"(1998), Питер Уир
«Жизнь Адель"(2013), Абделатиф Кешиш
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) Тим Бёртон, «Водная жизнь» (2004) Уэс Андерсон, «Вечное сияние чистого разума» (2004) Мишель Гондри
«Дом странных детей мисс Перегрин"(2016), Тим Бёртон
«Безумный Пьеро» (1965) Жан-Люк Годар, «Дом странных детей мисс Перегрин» (2016) Тим Бёртон, «Герой» (2002) Чжан Имоу
Меланхолия и одиночество
Ещё более популярной отсылкой синего цвета считается мотив тоски и депрессии. Часто сцены, где герои находятся в состоянии духовного упадка, под наркотическими веществами или просто дезориентированы в среде, приобретают преимущественно потухшие синие оттенки. Также такая палитра часто говорит об одиночестве героя, которое можно наблюдать буквально или ощущать его, несмотря на толпу и другое движение жизни вокруг персонажа, которое его не задевает.
«Реквием по мечте» (2000), Клинт Манселл
«Бойцовский клуб» (1999), Дэвид Финчер
«Бёрдмэн» (2014), Алехандро Гонсалес Иньярриту
«Королевство полной луны» (2012), Уэс Андерсон
«Ла-Ла-Ленд» (2016), Дэмьен Шазелл
«С широко закрытыми глазами» (1999), Стенли Кубрик
«Безумный Пьеро» (1965) Жан-Люк Годар
«Джокер» (2019), Тодд Филлипс
«Семейка Тененбаум» (2001), Уэс Андерсон
«О Шмидте» (2002), Александр Пэйн
«Бегущий по лезвию 2049» (2017), Дени Вильнёв
«Бедные-несчастные» (2023), Йоргос Лантимос
Фантастика и волшебство
Очередной ассоциацией с синим цветом, но на этот раз более позитивной, является тема мистики и чудесной неестественности. Так, синий с примесью фиолетовых и розовых оттенков часто используется в сказочных и фантастических кинолентах, пробуждая приятное детское ощущения волшебства вокруг.
«Гарри Поттер и философский камень» (2001), Крис Коламбус
«Алиса в стране чудес» (2010), Тим Бёртон
«Мрачные тени» (2012), Тим Бёртон
«Аватар» (2009), Джеймс Кэмерон
«Герой» (2002), Чжан Имоу.
Интеллект и зрелость
Синий в значении интеллекта и рациональности тоже часто возникает на экранах. Такой глубокий синий отождествляется у зрителя с взрослым, уверенным в себе человеке, часто одарённым интеллектуальными способностями. На подобной ассоциации например фирменным цветом факультета Когтевран в книге Дж. Роулинг «Гарри Поттер и…» был выбран именно синий. А современные режиссёры часто внедряют его в кадр, когда появляется герой, к которому зритель должен испытать уважение и может даже страх.
«Шоу Трумана"(1998), Питер Уир
«Годзилла» (2014), Гарет Эдвардс
«Бедные-несчастные» (2023), Йоргос Лантимос
«Матрица» (1999) Лилли и Лана Вачовски, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017) Мартин Макдонах
«Аватар» (2009), Джеймс Кэмерон
Невинность и верность
Светло синие и голубые оттенки применяются в значении непорочности и бесконечной преданности. Поэтому часто можно их наблюдать в кадре с матерью, невинной девушкой или ребёнком.
«Древо жизни» (2010) Терренс Малик, «Золушка» (2015) Кеннет Бран, «Алиса в стране чудес» (2010) Тим Бёртон
«Специальный полуночный выпуск» (2016) Джефф Николс
«Древо жизни» (2010) Терренс Малик, «Интерстеллар» (2014) Кристофер Нолан, «Годзилла» (2014) Гарет Эдвардс
«Город астероидов» (2023), Уэс Андерсон
«Сонная лощина"(1999) и «Дом странных детей мисс Перегрин"(2016), Тим Бёртон
«Сияние» (1980) Стенли Кубрик
Ужас и смерть
Мрачное, но незаменимое воздействие на сознание имеют тёмно-синие и грязные оттенки. Такие цвета часто фигурируют в ужастиках, триллерах или даже историческом кино, но везде непосредственно присутствует метафора трения и смертности.
«Мрачные тени» (2012), «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007) и «Сонная лощина"(1999) Тим Бёртон
«Гарри Поттер и философский камень» (2001), Крис Коламбус
«Кошмар на улице Вязов» (1984), Уэс Крэйвен
«Дом странных детей мисс Перегрин"(2016), Тим Бёртон
«Звонок» (2002), Гор Вербински
«Бёрдмэн» (2014), Алехандро Гонсалес Иньярриту
«Неоновый демон» (2016), Николас Виндинг Рефн
«Аватар» (2009), Джеймс Кэмерон
Обозначение места и времени
Синим цветом также принято выделять конкретные локации или временные отрезки, что бы вызвать яркую эмоциональную реакцию у зрителя. Так, серо-голубые и синие оттенки используются в сценах в больницах, офисах, и других местах, ассоциирующихся у общества с гниением и просиживанием на одном месте. Также синие цвета часто появляются в пустынных кадрах, где не бушует жизнь, как ночной город, океан или заброшенное здание. Кроме того, неоновый синий часто используется режиссёрами в фильмах про будущее. Это цвет ассоциируется у публики с технологиями, стерильностью и развитием.
«Реквием по мечте» (2000), Клинт Манселл
«Бойцовский клуб» (1999), Дэвид Финчер
«Бойцовский клуб» (1999), Дэвид Финчер
«Французский вестник» (2021), Уэс Андерсон
«Аватар» (2009) Джеймс Кэмерон, «Бегущий по лезвию 2049» (2017) Дени Вильнёв
Цвет, как разграничитель
Синий на контрасте с тёплыми оттенками часто «разрезает пространство». Таким образом можно показать, что реальность героев изменилась со временем и некоторыми обстоятельствами, а также подчеркнуть конфликт героев, находящихся в одном кадре.
«Джокер» (2019), Тодд Филлипс
«Отель „Гранд Будапешт“» (2014), Уэс Андерсон
«Казино рояль» (2006), Режиссер Мартин Кэмпбелл
«Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004) Альфонсо Куарон, «Гарри Поттер и философский камень» (2001) Крис Коламбус
«Доктор КАлигари» (1989), Стивен Саядьян
«Побег из Шоушенка» (1994), Фрэнк Дарабонт
«Траффик» (2008), Стивен Содерберг
«Титаник» (1997), Джеймс Кэмерон
Акцент и ассоциации
За счёт своей быстрой считываемости, синий часто эксплуатируется режиссёрами, для построения неких мостиков в повествовании и создании ряда ассоциаций у зрителей. Так например, синий цвет закрепился за возлюбленной героя в фильме «500 дней лета» и впоследствии, он был счастлив, этот оттенок окружал его повсюду.
«Матрица» (1999) Лилли и Лана Вачовски
«500 дней лета» (2009), Марк Уэбб
«500 дней лета» (2009), Марк Уэбб
«Звёздные воины: Эпизод 9-Скайуокер. Восход» (2019), Дж. Дж. Абрамс
Заключение
Подводя итог проведённому исследованию, хочется с уверенность утверждать, что возможности колористики бесконечны, и в будущем эта часть киноиндустрии будет обязательно развиваться. Я пришла к выводу, что один цвет не обязан трактоваться однозначно, каждый режиссёр использует один и тот же оттенок в своих интересах и подстраивает под свой замысел.
Всеволод Коршунов. Цвет в кино: От волшебного сумрака «Гарри Поттера» до смертельной яркости «Солнцестояния». / Портал: www.kinopoisk.ru / URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4001051/
Гаяне Сарксян. Цвет в кино: как кинематографисты управляют нашим настроением. / Портал: www.movavi.io / URL: https://www.movavi.io/ru/color-in-film-ru/
Kino Kit. Цвет в кино: значение цвета в культовых фильмах. / Портал: dzen.ru / URL: https://dzen.ru/a/Yic7BlH8bDMgAgs2
Источник всех кадров из фильмов: https://ru.kinorium.com/ (дата обращения 15.05.2004)