Original size 1140x1600

Геометрический орнамент в исламской архитектуре

PROTECT STATUS: not protected
The project is taking part in the competition

Концепция

Геометрический орнамент в исламском искусстве зародился как ответ на аниконизм — запрет на изображение живых существ в сакральном искусстве, который существовал во избежание идолопоклонничества и «создания» новых форм жизни. Однако стремление к симметрии, идеальности и точности форм в исламской культуре может иметь связь с образом Бога, символизировать сотворение мира, бесконечности. По мимо этого, существуют версии, предполагающие интерес исламского народа к геометрии как потребность в визуальном отличии от предшествующих империй. Сочетание этих аспектов привело к востребованности как геометрических узоров, так и растительных, а также к использованию каллиграфии в орнаменте.

На ранних этапах развития данного орнамента встречаются простые формы — круги, квадраты, восьмиконечные звёзды и ромбы. К XI–XIII векам мастера Персии, Средней Азии и Египта вводят сложные звёздно-правильные сетки (6-, 8-, 10-, 12- и более лучами), комбинируют их с многоугольниками и «переплетениями».

Особое место занимает система «гирих», что в переводе с персидского означает узел. Это набор стандартизованных плит пяти типов, украшенными простыми линиями, которые в последствии кладки превращались в сложные бесшовные узоры. При конструировании орнамента использовали циркуль и линейку, опирались на деление окружности, сетки равносторонних треугольников, квадратов и шестиугольников, а затем использовали наложение «ремней» и звёздных вставок. Таким образом, геометрия служит выразителем интеллектуальной традиции. Орнамент становится носителем математических и космологических представлений.

Влияние на геометрический орнамент оказывали региональные особенности: в Аравии и Северной Африке преобладали плиточные и мозаичные решения с чёткими повторяющимися модулями; в Персии и Центральной Азии — многоуровневая резьба; в мусульманской Испании (Аль-Андалусе) развивается вариация на тему звёзд и айванных розеток. Эти отличия связаны с локальными технологиями и материалами (кирпич, глазурованная плитка, резной камень, дерево) и декоративными предпочтениями.

К концу Средневековья геометрический орнамент превращается в самобытный язык исламского декоративного искусства — он украшает мечети, медресе, дворцы, керамику, текстиль и мебель.

В данном исследовании я постараюсь выявить основные геометрические формы исламского орнамента, определить их функции, техники и материалы. Ответить на вопрос, как каллиграфический текст взаимодействовал с данным орнаментом, что означают надписи на фасадах и внутри исламских построек, какую роль они играют. Также задачей является раскрыть цвета, используемые в оформлении и их символический смысл.

РУБРИКАЦИЯ Концепция Символика форм Цвет Каллиграфия Заключение Источники

Символика форм

Технически формы происходят от трёх приёмов: деление окружности, использование треугольных, квадратных, шестиугольных сеток, последующее наложение «лент» и звёздных клеток. Вариативность форм обусловлена материалами и техниками, такими как каменная резьба, плитка, мозаика, резьба по дереву, ажурные экраны.

Original size 2477x960

Мечеть Купол Скалы

Круг в исламской традиции означает символ единства, целостности и божественного начала. От него «разворачиваются» остальные построения, а деление круга служит практической отправной точкой при построении узоров.

Original size 1600x1200

Хранилище мечети Наср-ол-Молк в Ширазе

Квадрат символизирует порядок, устойчивость и земную поверхность, часто используется как подложка для наложения звёздных мотивов.

Original size 3091x1001

Шахи-Зинда

Звёзды являются ключевым мотивом: они отражают идею космического устройства, гармонии и бесконечного повторения. При помощи их сложной комбинации трактуют мир как гармоничную структуру, воспроизводимую в микромасштабе.

Original size 985x657

Альгамбра

Original size 3241x653

Альгамбра. Изразцы

Original size 1600x1200

Гробница Хафиза

Original size 1080x1080

Персидская мозаика

Original size 1000x1500

Медресе Бен Юсуфа

Original size 1500x1039

Шахи-Зинда

Лабиринты и узлы символизируют бесконечность, непрерывность или духовный путь. Они визуально создают непрерывное поле, где взгляд может скользить, не находя окончательной «точки».

Original size 4126x1707

Медресе Тилла-Кари

Original size 3264x2032

Альгамбра

Цвет

Выбор палитры был обусловлен доступностью пигментов и технологией глазурования, а также локальными эстетическими традициями. Цвет в орнаменте усиливает символику формы: синий и бирюзовый выступают как небесный фон для геометрии, зелёный как религиозный акцент, золото как сакральное выражение света.

Original size 1280x1637

Шахи-Зинда

Таким образом, синий и бирюзовый является символом неба, трансцендентного пространства и медитативности. Этот цвет широко применяется в куполах и мозаике.

Original size 1473x1118

Мечеть Джаме

Original size 3834x1237

Шахи-Зинда

Зелёный ассоциируется с раем, жизнью и пророческой традицией. Часто употреблялся в мечетях и религиозных предметах.

Original size 800x536

Святилище Шах-Шераг

Золото — знак божественного света, царственности и роскоши. Применяется для выделения надписей, орнаментальных акцентов и позолоты в интерьерах.

Original size 1600x1200

Купольный потолок мечети Аль-Масджид ан-Набави

Original size 960x1280

Мечеть султана Хасана

Белый создает образ белый чистоты, света. Чёрный используется для контраста, графичности, очерчивания и усиления форм. Также встречаются красные и охристые цвета в качестве декоративных акцентов.

Original size 4151x1237

Великая мечеть Кайруана

Каллиграфия

Каллиграфия является центральным элементом в исламском искусстве. Она интегрируется в геометрические поля и растительные орнаменты, усиливая сакральный характер поверхности архитектуры.

Original size 1280x1707

Мечеть Купол Скалы

В исламской архитектуре часто применяются шрифты, обладающие строгой геометрической структурой и которые легко ложатся в сетки. Вследствие этого каллиграфия на постройках визуально дополняет геометрический орнамент. Особенно куфический шрифт комбинировался с орнаментальными панелями и мозаикой.

Original size 1280x1707

Медресе Тилла-Кари. Вход

Надписи в орнаменте могут быть религиозными (аятами Корана, молитвами), мемориальными (имена заказчиков, даты). Также применяются для защиты, охраны помещения, для декорации (калам, хвалебные формулы). Часто текст выполняет и практическую функцию — датировку и идентификацию памятника.

Original size 1971x2507

Михраб Исфахан

Каллиграфия встраивается в геометрические формы, розетки, фризовые полосы. Таким образом, буквы превращаются в орнаментальный модуль и задают ритм, смысловую наполненность.

Original size 4096x2731

Медресе Шер-Дор

Original size 3425x1102

Шахи-Зинда

Original size 960x1444

Шахи-Зинда

Original size 2560x1920

Медресе Тилла-Кари

Original size 2669x1532

Медресе Тилла-Кари

Original size 1500x1001

Медресе Улугбека

Заключение

Геометрический орнамент в исламской архитектуре многогранен и имеет не только декоративную функцию, но и является отражением религиозного сознания культуры, ее интеллектуальной традиции. Элементы получались благодаря точным математическим вычислениям, имели большую вариативность и, как в случае с цветом, несли в себе сакральный смысл. Отличительной особенностью геометрического орнамента является каллиграфия, дополняющая модули на поверхностях за счет своей структуры и пропорциям.

Bibliography
Show
1.

Geometric Design in Islamic Art // The Metropolitan Museum of Art URL: https://www.metmuseum.org/-/media/files/learn/for%20educators/publications%20for%20educators/islamic%20teacher%20resource/unit3.pdf (дата обращения: 23.11.2025).

2.

Evolution of Islamic geometric patterns // ScienceDirect URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2095263513000216 (дата обращения: 23.11.2025).

3.

Decagonal and Quasi-Crystalline Tilings in Medieval Islamic Architecture // peterlu URL: https://peterlu.org/pdf/publications/2007/Science_315_1106_2007.pdf (дата обращения: 23.11.2025).

4.

Islamic Geometric Patterns by Eric Broug // academia URL: https://www.academia.edu/20716505/Islamic_Geometric_Patterns_by_Eric_Broug (дата обращения: 23.11.2025).

5.

Introduction to Geometry // artofIslamicpattern URL: https://artofislamicpattern.com/resources/educational-posters/ (дата обращения: 24.11.2025).

6.

Geometric Patterns in Islamic Art // metmuseum URL: https://www.metmuseum.org/essays/geometric-patterns-in-islamic-art (дата обращения: 24.11.2025).

7.

The Art of Geometric Patterns in Islamic Design // sunaan URL: https://sunaan.com/blogs/news/geometric-patterns-in-islamic-design?srsltid=AfmBOop4ptIBv0PKSMYa9EaMownr88cJqadrxUa27u20tHztvOILm4yr (дата обращения: 24.11.2025).

8.

The Symbolic Use of Color in Islamic Architecture // ArchDaily URL: https://www.archdaily.com/1004972/the-symbolic-use-of-color-in-islamic-architecture (дата обращения: 24.11.2025).

9.

Traditional colours of Islamic art // sandykurt URL: https://sandykurt.com/traditional-colours-of-islamic-art/ (дата обращения: 24.11.2025).

10.

Calligraphy in Islamic Art // metmuseum URL: https://www.metmuseum.org/essays/calligraphy-in-islamic-art (дата обращения: 24.11.2025).

11.

СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ТЕКСТ–ОБРАЗ» В КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМ ОРНАМЕНТЕ // Киберленика URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-metod-issledovaniya-sistemy-tekst-obraz-v-kalligraficheskom-ornamente (дата обращения: 25.11.2025).

Геометрический орнамент в исламской архитектуре
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more