
Концепция
Геометрический орнамент в исламском искусстве зародился как ответ на аниконизм — запрет на изображение живых существ в сакральном искусстве, который существовал во избежание идолопоклонничества и «создания» новых форм жизни. Однако стремление к симметрии, идеальности и точности форм в исламской культуре может иметь связь с образом Бога, символизировать сотворение мира, бесконечности. По мимо этого, существуют версии, предполагающие интерес исламского народа к геометрии как потребность в визуальном отличии от предшествующих империй. Сочетание этих аспектов привело к востребованности как геометрических узоров, так и растительных, а также к использованию каллиграфии в орнаменте.
На ранних этапах развития данного орнамента встречаются простые формы — круги, квадраты, восьмиконечные звёзды и ромбы. К XI–XIII векам мастера Персии, Средней Азии и Египта вводят сложные звёздно-правильные сетки (6-, 8-, 10-, 12- и более лучами), комбинируют их с многоугольниками и «переплетениями».
Особое место занимает система «гирих», что в переводе с персидского означает узел. Это набор стандартизованных плит пяти типов, украшенными простыми линиями, которые в последствии кладки превращались в сложные бесшовные узоры. При конструировании орнамента использовали циркуль и линейку, опирались на деление окружности, сетки равносторонних треугольников, квадратов и шестиугольников, а затем использовали наложение «ремней» и звёздных вставок. Таким образом, геометрия служит выразителем интеллектуальной традиции. Орнамент становится носителем математических и космологических представлений.
Влияние на геометрический орнамент оказывали региональные особенности: в Аравии и Северной Африке преобладали плиточные и мозаичные решения с чёткими повторяющимися модулями; в Персии и Центральной Азии — многоуровневая резьба; в мусульманской Испании (Аль-Андалусе) развивается вариация на тему звёзд и айванных розеток. Эти отличия связаны с локальными технологиями и материалами (кирпич, глазурованная плитка, резной камень, дерево) и декоративными предпочтениями.
К концу Средневековья геометрический орнамент превращается в самобытный язык исламского декоративного искусства — он украшает мечети, медресе, дворцы, керамику, текстиль и мебель.
В данном исследовании я постараюсь выявить основные геометрические формы исламского орнамента, определить их функции, техники и материалы. Ответить на вопрос, как каллиграфический текст взаимодействовал с данным орнаментом, что означают надписи на фасадах и внутри исламских построек, какую роль они играют. Также задачей является раскрыть цвета, используемые в оформлении и их символический смысл.
РУБРИКАЦИЯ Концепция Символика форм Цвет Каллиграфия Заключение Источники
Символика форм
Технически формы происходят от трёх приёмов: деление окружности, использование треугольных, квадратных, шестиугольных сеток, последующее наложение «лент» и звёздных клеток. Вариативность форм обусловлена материалами и техниками, такими как каменная резьба, плитка, мозаика, резьба по дереву, ажурные экраны.
Мечеть Купол Скалы
Круг в исламской традиции означает символ единства, целостности и божественного начала. От него «разворачиваются» остальные построения, а деление круга служит практической отправной точкой при построении узоров.
Хранилище мечети Наср-ол-Молк в Ширазе
Квадрат символизирует порядок, устойчивость и земную поверхность, часто используется как подложка для наложения звёздных мотивов.
Шахи-Зинда
Звёзды являются ключевым мотивом: они отражают идею космического устройства, гармонии и бесконечного повторения. При помощи их сложной комбинации трактуют мир как гармоничную структуру, воспроизводимую в микромасштабе.
Альгамбра
Альгамбра. Изразцы
Гробница Хафиза
Персидская мозаика
Медресе Бен Юсуфа
Шахи-Зинда
Лабиринты и узлы символизируют бесконечность, непрерывность или духовный путь. Они визуально создают непрерывное поле, где взгляд может скользить, не находя окончательной «точки».
Медресе Тилла-Кари
Альгамбра
Цвет
Выбор палитры был обусловлен доступностью пигментов и технологией глазурования, а также локальными эстетическими традициями. Цвет в орнаменте усиливает символику формы: синий и бирюзовый выступают как небесный фон для геометрии, зелёный как религиозный акцент, золото как сакральное выражение света.
Шахи-Зинда
Таким образом, синий и бирюзовый является символом неба, трансцендентного пространства и медитативности. Этот цвет широко применяется в куполах и мозаике.
Мечеть Джаме
Шахи-Зинда
Зелёный ассоциируется с раем, жизнью и пророческой традицией. Часто употреблялся в мечетях и религиозных предметах.
Святилище Шах-Шераг
Золото — знак божественного света, царственности и роскоши. Применяется для выделения надписей, орнаментальных акцентов и позолоты в интерьерах.
Купольный потолок мечети Аль-Масджид ан-Набави
Мечеть султана Хасана
Белый создает образ белый чистоты, света. Чёрный используется для контраста, графичности, очерчивания и усиления форм. Также встречаются красные и охристые цвета в качестве декоративных акцентов.
Великая мечеть Кайруана
Каллиграфия
Каллиграфия является центральным элементом в исламском искусстве. Она интегрируется в геометрические поля и растительные орнаменты, усиливая сакральный характер поверхности архитектуры.
Мечеть Купол Скалы
В исламской архитектуре часто применяются шрифты, обладающие строгой геометрической структурой и которые легко ложатся в сетки. Вследствие этого каллиграфия на постройках визуально дополняет геометрический орнамент. Особенно куфический шрифт комбинировался с орнаментальными панелями и мозаикой.
Медресе Тилла-Кари. Вход
Надписи в орнаменте могут быть религиозными (аятами Корана, молитвами), мемориальными (имена заказчиков, даты). Также применяются для защиты, охраны помещения, для декорации (калам, хвалебные формулы). Часто текст выполняет и практическую функцию — датировку и идентификацию памятника.
Михраб Исфахан
Каллиграфия встраивается в геометрические формы, розетки, фризовые полосы. Таким образом, буквы превращаются в орнаментальный модуль и задают ритм, смысловую наполненность.
Медресе Шер-Дор
Шахи-Зинда
Шахи-Зинда
Медресе Тилла-Кари
Медресе Тилла-Кари
Медресе Улугбека
Заключение
Геометрический орнамент в исламской архитектуре многогранен и имеет не только декоративную функцию, но и является отражением религиозного сознания культуры, ее интеллектуальной традиции. Элементы получались благодаря точным математическим вычислениям, имели большую вариативность и, как в случае с цветом, несли в себе сакральный смысл. Отличительной особенностью геометрического орнамента является каллиграфия, дополняющая модули на поверхностях за счет своей структуры и пропорциям.
Geometric Design in Islamic Art // The Metropolitan Museum of Art URL: https://www.metmuseum.org/-/media/files/learn/for%20educators/publications%20for%20educators/islamic%20teacher%20resource/unit3.pdf (дата обращения: 23.11.2025).
Evolution of Islamic geometric patterns // ScienceDirect URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2095263513000216 (дата обращения: 23.11.2025).
Decagonal and Quasi-Crystalline Tilings in Medieval Islamic Architecture // peterlu URL: https://peterlu.org/pdf/publications/2007/Science_315_1106_2007.pdf (дата обращения: 23.11.2025).
Islamic Geometric Patterns by Eric Broug // academia URL: https://www.academia.edu/20716505/Islamic_Geometric_Patterns_by_Eric_Broug (дата обращения: 23.11.2025).
Introduction to Geometry // artofIslamicpattern URL: https://artofislamicpattern.com/resources/educational-posters/ (дата обращения: 24.11.2025).
Geometric Patterns in Islamic Art // metmuseum URL: https://www.metmuseum.org/essays/geometric-patterns-in-islamic-art (дата обращения: 24.11.2025).
The Art of Geometric Patterns in Islamic Design // sunaan URL: https://sunaan.com/blogs/news/geometric-patterns-in-islamic-design?srsltid=AfmBOop4ptIBv0PKSMYa9EaMownr88cJqadrxUa27u20tHztvOILm4yr (дата обращения: 24.11.2025).
The Symbolic Use of Color in Islamic Architecture // ArchDaily URL: https://www.archdaily.com/1004972/the-symbolic-use-of-color-in-islamic-architecture (дата обращения: 24.11.2025).
Traditional colours of Islamic art // sandykurt URL: https://sandykurt.com/traditional-colours-of-islamic-art/ (дата обращения: 24.11.2025).
Calligraphy in Islamic Art // metmuseum URL: https://www.metmuseum.org/essays/calligraphy-in-islamic-art (дата обращения: 24.11.2025).
СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ «ТЕКСТ–ОБРАЗ» В КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМ ОРНАМЕНТЕ // Киберленика URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-metod-issledovaniya-sistemy-tekst-obraz-v-kalligraficheskom-ornamente (дата обращения: 25.11.2025).