
Концепция
Фильм «Конклав» 2024 года, режиссером которого является Эдвард Бергер, является адаптацией романа Роберта Харриса и повествует о кардинале Томасе Лоуренсе, на плечи которого возлагается серьезная ответственность провести конклав в Ватикане.
Оказывается, что далеко не все кандидаты, претендующие на пост папы римского, оказываются чисты делами и намерениями. Многие из них оказываются виновны в сексуальных скандалах, коррупции и нетерпимости. Кардинал Лоуренс, хоть и давно хочет уйти в отставку, оказывается скован долгом перед предыдущим покойным святым отцом, который запретил ему покидать пост. Потому герой идет на ряд различных уловок, чтобы удостовериться в том, что роль будущего папы займет достойный человек, который сможет обеспечить надежное будущее для всей католической церкви.

Рекламный постер фильма «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Фильм зацепил меня не только своей визуальной составляющей, но и своим нарративом. Жанр этого фильма — политический триллер, который предполагает наличие интриг и попыток перехитрить своих оппонентов. Казалось бы, набожные кардиналы обязаны быть свободны от пристрастий и жажды власти, однако все равно идут на все, чтобы занять пост папы римского. Это и делает картину более привлекательной для зрителей, заставляя их невольно отождествлять себя с героями конклава.
«Уверенность — это главный враг единства. Уверенность — смертельный враг терпимости. Там, где правит уверенность, где нет сомнения, там нет места тайне. А значит не нужна и вера.»
Томас Лоуренс, фильм «Конклав» 2024 г.
Как жанр искусства, опирающийся в основном на свою визуальную составляющую, фильм рассказывает историю благодаря своей постановке кадра, где каждая деталь имеет значение и является тем или иным способом повествования. Анализируя фильм «Конклав», мне в глаза бросился именно яркий контраст данного произведения, не только в цветовой палитре, но и в освещении, в композиции и в глубине резкости. Используя этот контраст, режиссер показывает столкновение и противоборство людей с разными позициями и разным мировоззрением, которые, в свою очередь отражают проблемы нашего общества. Это борьба с расизмом, с коррупцией, сексизмом и жесткостью.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Через главного героя кардинала Лоуренса демонстрируются и личностные переживания, такие как: умение брать на себя ответственность, утрата веры и надежды, вопросы предназначения и принятия своего я. Герои часто произносят вслух слова назидания, однако все, что творится у них в глубине души, по-настоящему раскрывает символизм окружающих их мелких деталей, которые на первый взгляд могут показаться просто красивой картинкой.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Это и стало основной причиной, по которой мне захотелось исследовать визуальную составляющую именно этого фильма. Для более тщательного анализа и многогранного восприятия, я ознакомилась со статьями различных кинокритиков, что, в свою очередь, помогло сформировать цель визуального исследования — как контраст и символизм фильма «Конклав» позволяет раскрыть его главные идеи и внутренний мир героев. И в действительности, понять многие вещи можно только в сравнении.
Мной было принято решение разделить свое исследование на несколько частей, для того чтобы выяснить, в каких аспектах фильм противопоставляет одно другому и какую роль эти вещи играют в сюжете.
Рубрикатор: 1. контраст цветовой гаммы 2. контраст освещения 3. геометричные формы 4. детали и их символизм 5. заключение
Контраст цветовой гаммы
Известно, что цветовая гамма способна передать не только атмосферу определенного кадра в фильме, но и эмоциональное состояние героев.
Фильм «Конклав» играет на контрастах преимущественно красного и темно-синего. Такое яркое отличие между холодным и теплым позволяет расставить необходимые акценты и рассказать историю без использования лишних диалогов.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Буквально с первых кадров фильм цепляет этими цветами, вводя нас в курс дела. Мы видим пожилого мужчину, что куда-то нервно спешит. Цветовая палитра ограничивается холодными синими и зелеными оттенками, задавая слегка мрачноватую атмосферу.
И только после того, как мужчина надевает кардинальскую красную шапку, которую он до этого сжимал в руке и выходит из лифта в коридор, нам все становится понятно. Красный выделяется ярким пятном и показывает, как герой быстро берет себя в руки и идет исполнять свой священный долг. Красный, словно символ ответственности, цели, за которую стоит бороться.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Цвет используется и для того, чтобы показать эмоциональное состояние героев, подчеркнуть их черты характера. Например, когда режиссер вводит в повествование Гоффредо Тедеско — убежденного традиционалиста, он облачает его в красные одеяния. По сравнению с нашим главным героем Томасом Лоуренсом, демонстрирующим скромность и собранность своим синим, Тедеско выступает как агрессивный и самовлюбленный.
Герои фильма высказываются о нем крайне негативно, утверждая, что именно он приведет церковь к упадку, а наши подозрения подтверждаются, когда Тедеско в грубой форме отказывает носильщику помочь ему с багажом.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
С течением времени красный буквально заполняет собой кадры фильма. И теперь он служит символом кровопролития, битвы, ведь судьба церкви стоит на кону.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Еще один из контрастов, присутствующий в фильме, это контраст двух комплементарных цветов: синего и желтого. Синий — это цвет спокойствия и печали, а желтый — ясности ума. Более того, золотисто-желтый играет ключевую роль в религиозной символике и иконописи.
Фильм использует эти цвета, чтобы показать героев, погруженных в собственные мысли, ведущих внутренний монолог с самими собой.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Велика роль синего цвета и в образе монахинь. В начале фильма женщин можно увидеть только мельком. Они предстают перед нами как что-то незначительное: они не разговаривают, только готовят еду, накрывают на стол, заправляют постели для кардиналов. Монахини все облачены в синие одеяния, в их цветовой палитре полностью отсутствует красный, что указывает, насколько для мужской части церкви они незаметны.
Лишь новоприбывший кардинал Винсент Бенитес благодарит сестер за их тяжелый труд, что вызывает улыбку у главной монахини Агнес.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Роль персонажа Агнес вообще трудно недооценить. Именно в решающий момент она помогает главному герою кардиналу Лоуренсу раскрыть пороки кардинала Трамбле, лидирующего в голосовании конклава.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Тут контрастная одежда монахини играет ключевую роль. Она ярко выделяется на фоне красных одеяний кардиналов, словно погрязших в их кровавой битве. Агнес с железным спокойствием заявляет, что «у монахинь есть уши и глаза» и они тоже имеют право голоса. Она обвиняет Трамбле в манипуляции и удаляется.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
В конце фильма, когда главный герой выглядывает в окно, монахини уже полностью облачены в белые одеяния. Значит они свободны, ведь место нового папы занял достойный человек, уважающий их и признающий их труд.
Контраст синего и белого символизирует их скованность в начале повествования и свободу, которую они наконец-то обретают.
Финальный разговор между Лоуренсом и Бенитесом также полностью основан на контрасте синего и красного.
И в этот раз это наш главный герой полностью облачен в красное, в отличие от мягкого и рассудительного Бенитеса.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Контраст света
Оператор Стефан Фонтен использует свет и тени, чтобы передать скрытость и интригу Ватикана. Это создает ощущение театральной постановки, где каждая сцена наполнена смыслом, а световые акценты обращают внимание зрителей на важные детали.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
В большинстве сцен этого фильма герои располагаются против источника освещения в небольшом полумраке.
Это создает ощущение секретности. Диалоги между персонажами часто не предназначены для чужих ушей и мы, как зрители, будто украдкой подглядываем за ними.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Испытывая огромные эмоциональные потрясения, герои фильма часто находятся в тусклом освещении. Это контраст между бушующими эмоциями в их душе и обязанностью скрывать эти самые эмоции от чужих глаз.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Градация мрака с течением фильма возрастает, поскольку ситуация накаляется. И на предпоследнем дне конклава напряжение доходит до предела и окна Сикстинской Капеллы взрываются из-за проходящих на улице Ватикана терактов, позволяя лучу света озарить главный зал, где проходят выборы.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
И после этого свет возвращается в жизнь Лоуренса, ведь он больше не заперт в стенах церкви, ибо конклав окончен. Эта сцена напрямую контрастирует с началом фильма, когда окна наоборот закрывались, вынуждая главного героя погрузиться в неопределенность и темноту.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Важной деталью является персонаж Винсент Бенитес, диалоги с которым практически всегда проходят в полумраке. Однако отсутствие большого количества света наоборот делает сцены с ним более умиротворенными, расслабленными. Очередной контраст в отношении остальных мрачных сцен фильма.
Когда Лоуренс подходит к Бенитесу, над его головой горит небольшая лампа. Это символ прозрения, ведь в его словах кроится правда. Словно, главный герой пришел к нему исповедаться.
Геометричные формы
Геометрические фигуры часто воспринимаются нашим мозгом, как что-то имеющее настроение. Их форма имеет для нас значение, потому в фильме «Конклав» очень много прямоугольников и квадратов, символизирующих стабильность и надежность.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Кардиналов часто можно заметить на фоне высоких колонн и окон. Это один из способов показать их серьезные намерения на конклаве, где голос каждого определяет судьбу всей католической церкви.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
К тому же, геометричные формы позволяют создать интересную композицию, благодаря которой, режиссер фокусирует наше внимание на самых важных деталях.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Однако эти прямоугольники быстро превращаются в клетку, не выпуская героев до самого конца. Люди не просто заперты в клетке во время конклава, они скованы своими обязанностями. Особенно это прослеживается в кардинале Лоуренсе, который давно хочет освободиться от своих полномочий.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Много в фильме и ромбов с окружностями, что создают закольцованную симметричную композицию, символизируя долгий конклав. Каждый день похож на предыдущий, а кардиналы только больше и больше утопают в собственной гордыне и жажде власти.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Детали и их символизм
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Режиссер намеренно показывает кардиналов, как совершенно обычных людей. Они пьют, курят, пользуются мобильными телефонами. Казалось бы, это простые мелочи, но именно они позволяют зрителям отождествлять себя с ними.
В конце концов, нам никогда не узнать, что на самом деле происходит на конклаве, но такие детали делают ситуацию более обыденной, помогают нам окунуться в повседневность католической церкви.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Ключевой деталью, наполненной символизмом, является, на мой взгляд, подсюжет с черепашками. Встречая Бенитеса, который с интересом наблюдает за ними, Лоуренс только отшучивается, говоря, что «они постоянно убегают и их сбивают».
Эта прямая параллель между ним и его желанием покинуть церковь. Покойный святой отец запретил Лоуренсу покидать свой пост, когда тот переживал кризис веры. Так и в течение сюжета главный герой пытается покинуть церковь, но все его попытки пресекают, возвращая его на место.


фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Контрастом этого подсюжета выступает концовка, где Лоуренс после долгого и тяжелого конклава примиряется со своей судьбой и сам возвращает сбежавшую черепашку в пруд.
После этого он встает и улыбается, чувствуя, как тяжелая ноша ответственности наконец-то упала с его плеч. А калитка, ведущая на выход, приоткрывается, как бы демонстрируя, что герой может уйти в любое время, если сам того пожелает. Он больше не заперт, однако останется на своем посту, продолжая служить церкви и своей вере.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутри данного фильма, именно благодаря противопоставлению композиций различных сцен, цветовой палитры, геометрии, а также одних персонажей с другими, мы не просто считываем настроение какой-либо ситуации, а погружаемся в историю. За счет своего контраста и символизма «Конклав» демонстрирует нам различия в мировоззрениях кардиналов, различия в положении женщин и мужчин в католической церкви, различия между свободой и неволей, различия между утратой веры и ее обретением.
Слегка зажатая композиция кадров и тусклое освещение созданы режиссером специально, чтобы зрители ощущали себя невольными наблюдателями за действиями кардиналов. Мы не участники этих событий, мы не можем узнать, о чем думают и какие тайны хранят церковные служители, но при помощи антитезы мы в состоянии противопоставить их действия, желания и мотивы друг с другом.
фильм «Конклав» (реж. Эдвард Бергер, 2024 г.)
Несмотря на отсутствие в «Конклаве» полноценных экшен-сцен, фильм вводит нас в напряженность и усиливает градацию смятения и беспорядка на протяжении всего своего действия.
Фильм не пытается преподать нам кардиналов, как тех, кто полностью свободен от пороков или как тех, кто полностью с ними совладал. Он преподносит их, в первую очередь, как обыкновенных людей, которые поступают тем или иным образом в соответствии со своими убеждениями. И, порой, им также, как и другим людям, необходимо выйти за рамки своего мировосприятия, изменить его, чтобы двигаться в будущее.
Конклав (2024) Эдвард Бергер.