Original size 1140x1600

Время как важный параметр в формировании фантастических миров

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Время — один из самых загадочных и многогранных аспектов человеческого восприятия и существования.

В жанре фантастики роль времени становится особенно важной, поскольку именно через его призму авторы создают уникальные миры, исследуют альтернативные реальности, параллельные миры, временные парадоксы, концепции будущего и прошлого.

«Для нас, верующих в физику, различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь упорно сохраняющаяся иллюзия» (Альберт Эйнштейн) [1]

big
Original size 1320x880

Изображение сгенерировано Model: Nano Banana

Концепция

В данном исследовании я хочу рассмотреть, какую роль время играет в произведениях фантастики как фактор, формирующий мир. Особое внимание будет уделено различным аспектам влияния времени на развитие мира, его структуры, общества и мировоззрения. Тому как оно влияет на развитие сюжета, формирование образов и идей, а также на представление о будущем и обществе в целом. Для иллюстрации этих идей я проанализирую примеры из известных произведений, в которых время занимает ключевую роль, а также представлю созданный мной мир, основанный на изменённом восприятии времени его народом.

План исследования:

1. О влиянии времени на формирования мировоззрений обществ на Земле. 2. Анализ произведения «Машина времени» Герберта Уэллса 3. Анализ произведения «Интерстеллар» (режиссер Кристофер Нолан, сценарист Джонатан Нолан и Кристофер Нолан) 4. Анализ произведения «Дюна» Фрэнка Герберта 5. Концепция собственного мира.

Сначала мы рассмотрим существующие у земных обществ концепции времени, чтобы исследовать на что могли опираться писатели-фантасты, создавая свои вселенные. Далее анализ произведений позволит выявить, как разные авторы используют концепцию времени для формирования миров и раскрытия разных аспектов, сюжета, философских и культурных идей. Презентация концепции собственного мира подкрепит важность параметра времени в формировании продуманных фантастических вселенных.

Восприятие времени

Для более широкого понимания того, как восприятие времени влияет на общество рассмотрим примеры обществ Земли.

Джон Мбити в своих трудах о времени на примере изучения Африканских обществ, подчеркивает, что восприятие времени — это не только психологический феномен, но и культурный конструкт, который формирует наше понимание реальности. Мбити выделяет, что разные культуры могут иметь различные «временные рамки», что влияет на их подходы к развитию, принятию решений и взаимодействию. В его работах подчеркивается, что изучение различных концепций времени помогает понять, как формируются культурные различия и как они отражаются в философии, религии и науке.

Original size 1600x896

Изображение сгенерировано при помощи ИИ. Model: Nano Banana

Циклическое восприятие времени характерно для древних цивилизаций, таких как индийская, китайская и греческая. В индийской философии, например, концепция калпы и циклов юги отражает идею вечного повторения и круговорота времени. В древней Греции философы, такие как Платон и Аристотель, рассматривали время как часть космоса, связанного с движением и порядком. В традиционных обществах время связанно с природными ритмами. Это отражается в ритуалах, календарях и социальном устройстве. Развитие воспринимается как повторение или продолжение прошлых традиций.

Original size 1400x1165

1. Цикл Юга длительностью 24 000 лет на основе календаря Саптариши. Автор: Бибху Дев Мисра

В противоположность этому, в западных цивилизациях с эпохи Просвещения и далее время стало восприниматься как линейное, прогрессивное движение от прошлого к будущему. Такое восприятие стимулировало активное развитие науки и технологий. Линейное время стало основой идеи прогресса — убеждения, что человечество движется к лучшему будущему через научные, социальные и культурные достижения. Эта идея стала фундаментом для развития демократии, образования, промышленной революции и социальных реформ. Это привело к развитию концепций прогрессивизма, утопизма и идеалов постоянного развития. Из такого восприятия времени впервые зародилась научная фантастика «отцами основателями» которой стали Жюль Верн и Герберт Уэллс.

Визуализация теории относительности Альберта Эйнштейна. Изображение сгенерировано при помощи ИИ.

Современные научные концепции о времени, такие как теория относительности Альберта Эйнштейна, кардинально изменили представление о времени как абсолютной и универсальной величине. Эйнштейн показал, что время зависит от скорости движения и гравитационных полей, что привело к пониманию времени как относительного и гибкого параметра. Это оказало влияние на развитие современной физики, а также на философские размышления о природе реальности.

Таким образом, мы доказали, что время важный комплексный базовый параметр формирующий разные по структуре и мировоззрению общества. Далее рассмотрим на примерах как писатели-фантасты использовали эти концепции в строении своих вселенных.

«Машина времени» Герберта Уэллса

«— Но путешествие во времени противоречит здравому смыслу! — А что такое здравый смысл? — спросил Путешественник во Времени» [2]

В романе Герберта Уэллса время линейно, но есть возможность путешествия по нему. Автор использует концепцию времени как движущую силу сюжета и философской идеи. Время здесь представлено как нечто, что можно контролировать и перемещать, что позволяет герою путешествовать в будущее и прошлое. Уэллс исследует идею прогресса и его возможных последствий, показывая, как изменение времени влияет на развитие цивилизаций. Время в произведении служит метафорой для размышлений о судьбе человечества, его эволюции и возможных сценариях будущего. Этот роман подчеркивает, что восприятие времени и его управление могут кардинально изменить судьбу мира и человека.

Здесь время служит инструментом для понимания эволюции человеческого общества. Герой путешествует в будущее и обнаруживает, что развитие цивилизации связано с изменениями во времени. В будущем общество разделено на два класса: Элоев — мирных, пассивных существ, живущих в гармонии с природой, и Мелли — паразитических существ. Эта дифференциация отражает, как социальные и экономические условия формируют классовую структуру.

Уэллс показывает, что время не только движет прогрессом, но и создает социальные разделения, приводя к деградации одних и возвышению других. Время становится ключом к пониманию исторических процессов и социальных изменений, подчеркивая, что развитие общества — это результат длительных временных процессов, а не случайных событий.

Аспекты времени в произведении

Нелинейность времени: Машина времени позволяет путешествовать в будущее и прошлое, показывая, что время — не просто линейный поток, а многослойная структура.

Социальные роль времени: В будущем автор показывает, как социальные классы (Элои и Морлоки) связаны с восприятием времени и его управлением.

Время как инструмент контроля: Власть и социальные структуры используют концепцию времени для оправдания и поддержания существующего порядка.

Относительность в личном восприятии времени: Воображение память как собственная ментальная машина времени

«Вы совершаете ошибку, говоря, что нельзя двигаться во Времени. Если я, например, очень ярко вспоминаю какое-либо событие, то возвращаюсь ко времени его совершения и как бы мысленно отсутствую. Я на миг делаю прыжок в прошлое» [2]

Original size 1280x720

Кадр из фильма «Машина Времени» 2002 г

Интерстеллар

В фильме «Интерстеллар» время играет ключевую роль как физическая и психологическая категория, тесно связанная с пространством и личной судьбой героев.

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Психологически, время в «Интерстелларе» символизирует личную судьбу, память и связь с близкими. Главный герой, Купер, переживает внутренний конфликт между долгом и личной любовью, осознавая, что каждое его решение влияет на будущее его дочери и человечества. Время становится измерением не только физической реальности, но и эмоциональной глубины. Личная судьба и выборы тесно связаны с восприятием времени и его течением.

Original size 2224x1240

Кадр из фильма «Интерстеллар»

«Время относительно, ясно? Оно способно растягиваться и сжиматься, но оно не может идти вспять» Амелия Брэнд Джозефу Куперу [3]

Теория относительности: В фильме используются реальные физические концепции, такие как теория относительности Эйнштейна. Время и пространство связаны в единую структуру — пространство-время. Гравитация влияет на ход времени: в сильных гравитационных полях время течет медленнее. На планете Миллер, расположенной близко к черной дыре, гравитация настолько сильна, что время там течет значительно медленнее по сравнению с Землей. Это приводит к тому, что за несколько часов на планете прошло десятилетия на Земле. Через физику автор закладывает в историю личную драму героев. Они сталкиваются с дилеммами, связанными с потерей времени.

«Дело во времени, на этой планете время будет идти для нас медленнее чем на земле. Каждый час проведенной на этой планете, равен семи земным годам» [3]

Original size 2772x1240

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Время в «Интерстелларе» не только физический аспект, но и метафора для человеческой судьбы, поиска смысла и преодоления границ возможного. В финальной сцене, когда Купер оказывается в «параллельной реальности», он воспринимает время как пространство, где его личная судьба и судьба человечества переплелись. Его решение отправиться в космос и пожертвовать собой — это акт, в котором время становится символом личной ответственности и любви, связывающей его с дочерью через пространство и время.

«Они существуют в пяти измерениях! Ты пойми, для них время — иное физическое измерение: для них прошлое может быть каньоном, в который можно спуститься, а будущее — горой, на которую можно залезть. Но для нас это не так, ясно?» Амелия Бренд Джозефу Куперу [3]

«Дюна» Фрэнка Герберта

В «Дюне» Фрэнка Герберта концепции времени играют важную роль в формировании истории, власти и культуры. Время — это не только измерение, но и мощный ресурс, инструмент власти, предвидения и духовного развития, формирующий судьбы людей и целых цивилизаций. В произведении выделяются несколько циклов времени, которые влияют на развитие общества и политические структуры.

«Время — мера пространства, как и дальномер, но измерение привязывает нас к тому месту, которое мы измеряем» (книга «Дети Дюны», 1984) [5]

Обложки книг «Дюна»

Исторические циклы и пророчества: В мире «Дюны» существует вера в циклы судьбы и пророчества. Культура Фрименов глубоко связана с памятью предков и историческими циклами. Время здесь воспринимается как непрерывный поток, в котором прошлое и настоящее переплетаются, формируя коллективную судьбу.

Эти циклы формируют ожидания общества и служат инструментом политической манипуляции, укрепляя власть пророка и его последователей. На планете Арракис большое значение имеет предвидение будущего. Религиозные пророчества и мессианские идеи формируют общественный строй. В истории Мессия Пол становится символом судьбы, связанной с предвидением и временем.

Императоры и аристократия используют концепции времени для укрепления своей власти, создавая легенды и мифы, которые подчеркивают их божественное право и долгосрочные планы. Время становится инструментом легитимации власти и контроля над обществом.

«Он говорит нам о том, как широко видение времени, однако же когда мы проходим сквозь него, оказывается, что время — лишь узкая дверь» (книга «Дюна», 2003) [5]

Original size 2208x1242

Кадр из фильма «Дюна»

Технологии и время: Использование спайса (меланжа) расширяет восприятие времени, позволяя видеть возможные будущие сценарии, что делает его мощным инструментом в руках тех, кто умеет им управлять. Меланж, позволяет предвидеть возможные сценарии, что влияет на стратегию и принятие решений.

Время и эволюция: в биологическом и культурном смысле, развитие видов и цивилизаций происходит через долгие временные циклы, что подчеркивает важность долгосрочного мышления. Герои и общества мыслят в масштабах тысячелетий, что влияет на их решения.

«Вот уже 1000 лет мы переплетаем кровные линии, чтобы вывести… Разум, способный подчинить себе, и пространство, и время, и былое, и грядущее, и он принесёт нам лучшее будущее» Разговор Пола Атрейдеса с матерью на Каладане (родная планета дома Атейдесов) Дюна 2021 [4]

Собственный мир

Изучая разные концепции времени я создала собственную вселенную.

Original size 2560x1440

Карта мира Кристаллов

Мир Кристаллов — альтернативная ветка развития Земли, где в прошлом вместо людей развились кристаллы. На Землю повлияла странствующая планета. Из-за чего сменились магнитные полюса и произошло множество катаклизмов. Создались условия для быстрого роста кристаллов и со временем некоторые эволюционировали до человекоподобных существ.

Влияние времени на общество кристаллов

Особенность народа в том, что в силу их кристального происхождения время для них течет иначе.

Долгая эволюция: Кристаллы по своей природе растут веками. Этот принцип отражается и в внутренней эволюции этого народа.

Общественный строй: Так как важный фактор в их обществе возраст, высокие позиции занимают самые древние кристаллы

Время и Верования: В мире Кристаллов есть легенда о Тахионе — кристалле, который смог гнуть пространство и время через синхронизацию со своей кристаллической структурой. Это идеал к которому этот народ стремиться в своей многовековой эволюции.

Заключение

Таким образом в ходе этой работы была исследована важность времени как одного из ключевых параметров в формировании фантастических миров. Время выступает не только как средство организации сюжета, но и как ключевой элемент, определяющий развитие общества, его ценностей и структуры. Понимание роли времени в фантастике помогает глубже осмыслить механизмы формирования культурных и философских концепций и использовать их для создания собственных миров.

Исследования роли времени в знаменитых произведений фантастики, показало как комплексно можно использовать этот параметр при создании фантастических вселенных.

В романе Герберта Уэллса время линейно, но есть возможность путешествия по нему. В фильме «Интерстеллар» исследуются современные понятие об относительности времени, а в «Дюне» Фрэнка Герберта общества живут по временным циклам. Таким образом через 3 произведения мы рассмотрели как фантасты создали свои вселенные при помощи различных концепций времени.

Bibliography
Show
1.

«Квантовая концепция времени. Структура Мультивёрса: эмерджентные истории и потоки информации»/ — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://habr.com/ru/articles/823754/

2.

Уэллс, Герберт Джордж. «Машина времени: Роман» / Г. Уэллс. — Москва: Изд-во Всерос. центр. испол. ком. сов. р. с. к. и к. д., 1919.

3.

«Интерстеллар» / реж. Кристофер Нолан. — 2014. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://rutube.ru/video/17465fc541700b94ebd5648423675100/?ysclid=mi4ozjgxe437515843

4.

«Дюна: часть первая» / реж. Дени Вильнев. — 2021. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://yandex.ru/video/touch/preview/15874899938649775048

5.

«Дети Дюны»/ Фрэнк Герберт; [перевод с английского А. Анваера]. — Москва: АСТ, 2016. — (Серия «Хроники Дюны»)

Время как важный параметр в формировании фантастических миров
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more