Original size 1140x1600

«В шкафу» в ММОМА: личное пространство как зеркало эпохи

14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «В шкафу».

Московский музей современного искусства, 14.05.25–29.06.25 Куратор: Ольга Турчина

0

На стене: Ирина Лаврова. «Красная кухня», 1966. Холст, масло В витрине: Роман «Два капитана» Вениамина Каверина. Издание 1945 года

Выставка «В шкафу» в ММОМА на Ермолаевском, 17 — продолжение исследовательского проекта о феномене московского концептуализма. В рамках программы «Коллекция. Точка обзора» ранее уже были показаны проекты «Воспоминание об АПТАРТ» и «Механизм отчуждения». Теперь фокус смещен к личному пространству, как физическому, так и ментальному. А точнее — к тому, как пространства проживания и обитания становятся частью художественного высказывания о границах свободы и рождении искусства.

big
Original size 3444x2431

Слева: Георгий Кизевальтер. Лист из графического альбома «Окно», 1977/2012. Акварельная бумага, цветные карандаши, тушь / Справа: Илья Кабаков. «Капля жизни», 1985. Бумага, литография

В основе исследования — концепция и образ комнаты: шкафа, узкой квартиры, замкнутого мира, спрятанного от всевозможных ветров внешней среды. Комната символизирует ограниченность советского быта, скупой арсенал рутинных действий, устанавливает строгие границы дозволенного; формирует внутреннюю вселенную героя, артикулирует травму, но в то же время дает возможность для ее преодоления силами фантазии и искусства.

Original size 3444x2431

Тамара Осипова. «Перед выходом», 1960–80-е. Бумага, карандаш / Юрий Жданов. «Дождь. Б. Дорогомиловская улица», 1962. Картон, масло / Илья Кабаков. «Без названия», 1972. Бумага, тушь, цв. карандаши

Логика от тесноты к пустоте задает композицию выставки. В первом зале начало экспозиции создает ощущение сжатой и заставленной всевозможной мебелью и вещами условной комнаты. Здесь размещены графические серии, тексты, живопись, инсталляции и объекты, а также фотографии и архивные материалы. Так, например, Примакову противопоставляется Александр Григорьев, главный герой повести Вениамина Каверина «Два капитана». Если Примаков вырывается в пустоту без голоса, беспомощный, то Григорьев берет волю в кулак, совершает жизненно важные выборы и влияет деятельно на свою судьбу. Советское издание книги располагается в зале, где зритель погружается в ощущение физической и концептуальной тесноты.

0

Вид экспозиции. Входная точка: теснота

К середине экспозиции первого зала происходит переход: пространство становится более разреженным. Здесь важный жест — символическое освобождение. Зритель оказывается перед баннером с надписью «Пустота» авторства Алины Глазун (2019). Это, конечно, ироническая пустота. Она здесь скорее конструкция, высказывание о невозможности полного выхода и напоминает о специфике советского и постсоветского сознания: выйти из шкафа не значит достичь полной свободы.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции. Путь к «Пустоте» Алины Глазун (2019, полиэстер, цветная печать)

На втором этаже выставки помещен проект Георгия Кизевальтера «Комнаты художников» 1985 года, посвященный документации и типологизации жилых пространств художников, связанных с кругом МАНИ. Работа начиналась как частная практика, но со временем стала ценным пластом эпохи — социологическим архивом о том, как выглядели квартиры московских художников-концептуалистов конца XX века. Ценнейшие материалы Кизевальтера открываются как визуальные хроники: чертежи, фотографии, схемы.

0

Вид экспозиции второго этажа

Документация с экспликациями расположена «рамкой» по стенам, тогда как в центре пространства выставлены тематически созвучные работы художников о пустоте (Леонид Борисов, «Пустота», 1998), о попытке выхода через препятствия и зазоры (Евгений Гороховский, «За пределами грубого и тонкого», 2004; Георгий Кизевальтер, «Щель», 1980), а также схемы квартир, альбомы и сборники МАНИ разных лет.

Original size 3444x2431

Слева: Комната Сергея Ануфриева. Документация Георгия Кизевальтера / Справа: Деталь комнаты Льва Рубинштейна. Документация Георгия Кизевальтера

Действительно, тема личного пространства — одна из самых устойчивых в московском концептуализме. Она проявляется в большинстве видов искусства и визуальных структурах. В эпоху застоя, когда общественное пространство было несвободным, комната (а ещё точнее — шкаф, кладовка, узкий закуток) становилась местом внутренней свободы и одновременно пространством вынужденной изоляции.

Original size 3444x2431

Леонид Борисов. «Пустота», 1998. Жесть, эмаль, бумага

«В шкафу» — размышление о советском и постсоветском опыте через философию бытовых пространств. О вненаходимости и двойной жизни, которую вели художники: между стенами и за их пределами, между страхом и надеждой, между шкафом и пустотой. Сегодня, когда проблематика безопасного места снова становится актуальной, этот проект напомнил: комната — и шкаф — являют собой не только физическое пространство, но и психологическую и культурную установку, которую приходится осмыслять снова и снова.


Автор текста: Майкл Арутюнян

«В шкафу» в ММОМА: личное пространство как зеркало эпохи
14
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more