Original size 1140x1600

Музей в Горицком монастыре

130

Музей-заповедник в Переславле-Залесском был открыт в 1919 году на территории Горицкого Успенского монастыря, упраздненного еще при Екатерине Великой. Спустя столетие РПЦ инициировала процесс возврата церковной собственности, который осложнется тем, что богатейшее собрание музея в городе негде разместить.

big

В числе 80 тысяч экспонатов, выставленных в залах и хранящихся в запасниках, есть картины из собрания академика живописи Дмитрия Николаевича Кардовского, древние рукописные книги и иконы, произведения русского искусства XV–XIX веков.

В коллекции деревянной скульптуры и декоративной резьбы Переславского музея-заповедника — более ста единиц хранения. Она появилась благодаря усилиям первого директора музея, археолога и краеведа Михаила Ивановича Смирнова, после революции бросившегося спасать художественные ценности в помещичьих усадьбах.

big
Original size 5260x2609

Первой в собрание поступила резная фигура, которая украшала ворота имения Бектышево, принадлежавшего управляющему кабинета Николая II генерал-лейтенанту Евгению Николаевичу Волкову

big
Original size 5260x2537

Киотное изображение XVII века из Никольской церкви села Скоблево

В XVIII — начале XIX века в России широкое распространение получили резные деревянные скульптуры Христа с терновым венцом на голове. В музее в настоящее время хранятся девять подобных композиций. В коллекции есть также две скульптуры Николы Можайского — широко распространенного в городских и сельских приходах Переславского уезда варианта образа святого Николая Чудотворца.

Много резных скульптур было собрано Смирновым в конце 1920-х годов. Из закрытых сельских церквей и часовен уезда в музей привозили деревянные раскрашенные скульптуры ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова, праведных жён, апостолов.

Резные скульптуры являлись частью иконостасов, где размещались на выступающих колонках, карнизах, верхней части алтарной преграды. Талантливые местные резчики в работе над ними использовали разнообразные виды резьбы и росписи. Раскрашивая скульптуры, мастера предпочитали «природные» цвета: голубой, синий, изумрудно-зелёный, красный, выбирая мягкие приглушённые тона. Цветом они усиливали ощущение объёмности формы.

Original size 4026x3035

Богоматерь (слева) и Иоанн Богослов XVIII в. Резьба по дереву, роспись, позолота

Original size 4026x3035

Жена Мироносица (из группы «Положение во гроб») XVIII в. (слева) Богоматерь (справа). XVIII в. Резьба по дереву, роспись

Кроме скульптуры в музей из разных храмов поступали царские врата. Одни из них были украшены декоративной резьбой, другие — многофигурными резными композициями «Тайная вечеря», «Благовещение».

Original size 5260x1700

Замечательным образцом русской декоративной резьбы считаются царские врата XVII века из иконостаса Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм, находившейся в Рыбной слободе и разобранной в 1920-е годы.

Переславский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник известен своим собранием икон XVI–XVIII веков. В экспозиции декоративно-прикладного искусства представлены изделия золотых и серебряных дел мастеров, керамика, резьба по дереву, изделия из металла. В основу собрания русской живописи XIX века была положена коллекция картин переславца Ивана Петровича Свешникова, хранившаяся в кладовой Румянцевского музея. Смирнов вспоминал: «Прислали мне 45 картин, среди них были: Шишкина — „Ручей в лесу“, Семирадского — „Опасный урок“, Сведомского — „Фульвия с головой Цицерона“, Дубовского — „Взморье“, Соколова — „На родине“, Клевера „Закат“, Венига — „Дедушка, спаси“, Маковских и другие. Одним словом, ценные коллекции, главным образом, передвижников».

Original size 1600x801

Павел Сведомский. Фульвия с головой Цицерона

Переславль-Залесский музей-заповедник

Важную роль в пополнении художественных коллекций сыграл Дмитрий Николаевич Кардовский — мастер рисунка, иллюстратор книг, художник театра, педагог, и его жена Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. Благодаря их усилиям в 1927 году собрание живописи пополнилось работами художников «Мира искусства» и «Союза русских художников». Скончавшийся в феврале 1943-го Дмитрий Николаевич был погребен на территории Горицкого монастыря, неподалеку от входа в музей.

Важную роль в пополнении художественных коллекций сыграл Дмитрий Николаевич Кардовский — мастер рисунка, иллюстратор книг, художник театра, педагог, и его жена Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская.

Интересна музейная коллекция провинциального портрета XVIII–XIX веков, составленная из работ преимущественно малоизвестных мастеров. В XIX веке мода на написание портретов распространилась среди русских купцов и фабрикантов. Переславские купцы первой гильдии Темерины, пожалованные в 1848 году званием потомственных дворян, также решили следовать веяниям времени.

Original size 4999x2840

Павел Колендас. Портреты Николая Петровича, Александры Петровны, Петра Петровича Темериных.

1844. Холст, масло. Переславский музей-заповедник

Владельцы полотняной фабрики и дома на Семеновской улице (он сохранился по сей день и является самым старым жилым зданием в городе) заказали портреты художнику Павлу Колендасу. Тому особенно удались изображения детей — Петра, Николая и Александры, в которых художник умело передал непосредственность, простоту и гармонию.

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more