Original size 1454x2000

Визуальное исследование: творчество нонконформистов

PROTECT STATUS: not protected
10

Сравнительный анализ выставок «Единицы времени. Собрание Сергея Александрова» и «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985».

Цель исследования — выявить различия в подходах к созданию выставок, которые кураторы выбрали для раскрытия темы.

Содержание обеих выставок строится на наследии советского неофициального искусства. Раскрываясь как многослойное явление, оно объединяет творческие практики и духовные искания, диалоги между поколениями и сообществами, дружбу и поиски своего места в условиях самоизоляции. Формируя внутренние круги, художники создавали новые формы самовыражения, в которых искусство могло развиваться в обход диктата официальной культуры.

«Единицы времени. Собрание Сергея Александрова» в ММОМА

Выставка под кураторством Марии Дорониной прошла в Московском музее современного искусства с августа по октябрь 2023 года. В экспозиции было представлено порядка 300 работ из коллекции Сергея Александрова, отражающих различные вехи отечественного искусства с 1930-х годов по настоящее время, с акцентом на шестидесятников.

Куратор Мария Доронина

Проект «Единицы времени» продолжил инициативу музея по популяризации частных коллекций. Выбор пространства помог в раскрытии темы — музей специализируется на изучении отечественного искусства второй половины XX века. Сменные тематические экспозиции, являющиеся частью выставочной стратегии музея, помогают исследовать различные аспекты советской культуры, в данном случае — восприятие времени путем диалога произведений.

Original size 4800x3020

Общий вид девятого зала

На выставке были представлены работы 12 ключевых представителей советского неофициального искусства: Лидии Мастерковой, Бориса Свешникова, Вячеслава Колейчука, Николая Вечтомова, Евгения Кропивницкого, Михаила Рогинского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева и Василия Ситникова.

Николай Ватагин «Зверев, Немухин, Яковлев», 2022 г.

Из художников других поколений представлены работы Андрея Гросицкого, Павла Отдельнова, Игоря Шелковского, Владимира Потапова, Ани Желудь, Олега Кулика, Кати Медведевы, группы AES+F, Платона Инфанте и других.

Андрей Гросицкий «Останки стены», 2006 г.

Экспозиция состояла из 12 залов, каждый из которых был посвящен художнику-нонконформисту. Вокруг его работ выстраивался диалог из произведений еще четырёх мастеров других поколений.

Original size 2156x837

Принцип построения залов

В качестве исключения творчеству Павла Пепперштейна был посвящен полноценный зал. Актуальность его работ заключается в том, что он «собирает воедино различные знаки и символы», например, сочетая элементы авангарда и нонконформизма. Это создает связь между различными периодами, подчеркивая основную идею выставки — единицы времени.

Павел Пепперштейн «Ангел черного квадрата», 2008 г.

Выставка была организована на втором этаже пространства и имела два входа. Просмотр сопровождался музыкальной композицией Антона Силаева в коридоре, связывающем все залы и символизирующим общую судьбу советского неофициального искусства и его ключевых фигур. По характеру выставка имела линейное повествование — из одного зала зритель плавно переходил в другой. При этом, залы были равнозначны, что позволяло следовать своему маршруту, сохраняя целостность восприятия экспозиции.

Original size 2399x1533

Общий вид третьего зала, посвященного художникам кинетического направления

В календарь собитый вошли экскурсии для незрячих, глухих и слабослышащих посетителей, облегченные экскурсии для посетителей с ментальными особенностями, мастер-классы, воркшопы, лекции с куратором, тренинги по работе с инклюзией в культуре для сотрудников музеев. Также был представлен документальный фильм о художнике Яковлеве, фотогалерея с редкими кадрами из жизни нонконформистов и тур «Сеанс совместных сновидений», на котором зрители могли послушать текст из воспоминаний художников. Помимо этого, на выставке был представлен танец-импровизация Даши Плоховой в рамках проекта музея «Свободные часы».

Дополнительным материалом стала видеоэкскурсия по выставке для людей с особыми потребностями.

Перформанс Даши Плоховой «Застой»

«Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985» в музее «Гараж»

Выставка, курируемая Каспарсом Ванагсом в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, проходила в Музее современного искусства «Гараж» с декабря 2019 по август 2020 года. Экспозиция, собранная из архива музея, представляла подпольное искусство нонконформистов. Основная идея выставки — осмысление времени, в котором секреты становятся важными элементами искусства и жизни, а порой даже необходимыми для выживания в обществе.

Выставка «Секретики: копание в советском андерграунде»

Кураторы выставки предлагают взглянуть на мир художественного подполья глазами антропологии, раскрывая скрытые аспекты и тайную жизнь художников, охватывающую не только творчество, но и их увлечение духовными и альтернативными практиками, такими как йога и эзотерика.

Название «Секретики» отсылает к детской забаве советских времен, подчеркивая инстинктивную природу тайн, стремление к их сохранению, а также границ личного в период вынужденной самоизоляции.

Original size 2122x1294

Детская игра «Секретики»

Экспозиция состояла из 35 «секретиков», представляющих советское подпольное искусство таких художников, как Вячеслав Ахунов, Армен Бугаян, Римма и Валерий Герловины, Андрис Гринбергс, Георгий Кизевальтер, а также групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других.

Работы нонконформистов были сопоставлены с экспериментами мыслителей независимой литературы, таких как Гейдар Джемаль и Юрий Мамлеев, а также дополнены документами, которые отражали их увлечение китайской «Книгой перемен», практиками и экуменизмом. В основе «секретика» заложена идея его уничтожения — любой секрет умирает, когда о нем узнают.

Секретик № 1. Хеппенинг и физкультура в СССР

Экспозиция была организована в формате свободного перемещения, позволяя зрителям побыть в роли исследователей. Идея закрытой среды, основанной на тайне и ритуалах самозащиты, в которой создавались закрытые сообщества, прослеживалась через планирование экспозиции: «мы пытались построить выставку, как среду, которая похожа на мир или вселенную, в которой работы производились и смотрелись» — подчеркивает Каспарс Ванагс.

Для усиления атмосферы тайны были представлены выставки-квартирники с экспонатами, скрывающимися среди скучных предметов повседневной жизни, а также произведения, «посаженные» в открытом поле, как картофель, и живой художник, выкопанный из временной могилы.

0

Выставочное пространство

Хотя проект сосредоточен на эпохе застоя, тема секретов универсальна и актуальна во все времена, что подчеркивается нелинейной структурой выставки. Посетители могли начать осмотр с одного из двух входов: «Комнаты гениев» 2019 года, созданной художником Яном Гинсбургом специально для проекта, или с работы Риммы и Валерия Герловиных «Предметы с планеты РС-9Х» 1977 года.

Ян Гинзбург «Комната гениев» 2019 г. // Этикетки выставки

Публичная программа для выставки была создана с целью полного погружения зрителей в эпоху советского андеграунда. Подготовка включала исследовательскую работу Ольги Широкоступ, которая выходила за рамки обычного архивного анализа — зрители погружались в сам контекст периода застоя. Программа включала лекции, встречи с художниками, архивистами, антропологами и киноведами, а также экскурсии по знаковым местам Москвы 1960–1980-х годов и ролевую игру LARP, на которой участники могли побыть в роли героев выставки, переживая сцены, передающие атмосферу того времени.

Вячеслав Ахунов «Живи тихо», 1975 г.

Общее и разное

Кураторов обеих выставок объединяет интерес к исследованию советской неофициальной арт-сцены, изучению творческой жизни и нонконформистских объединений, существовавших в условиях ограничений. Однако их подходы к организации экспозиции и акценты различны.

В выставке в ММОМА искусство шестидесятников представлено как «неофициальное» творчество, акцент не столько на процессе создания работ и жизни художников, сколько на диалоге поколений и поиске общих черт в произведениях разных временных периодов. В «Гараже» искусство шестидесятников рассматривается как «подпольное», с подчеркнутой нелегальной природой творчества того времени.

В ММОМА подход направлен на расширение: уход в современные реалии доступности, открытая атмосфера и популяризация произведений. В «Гараже» же ощущается сужение фокуса и погружение в эпоху, где зритель словно подглядывает за прошлым. Это проявляется и в подборе работ: в ММОМА акцент сделан на живописи, которая стимулирует внутренние размышления, произведения представлены как интересное историческое наследие, тогда как в «Гараже» зритель взаимодействует с произведениями более активно, экспозиция доступна для восприятия.

Несмотря на пересечение авторов работ выставок, в ММОМА ощущается более индивидуальный подход — каждому художнику был выделен отдельный зал. В «Гараже» же работы нонконформистов представлены как единый организм, отражается неразделимость личной жизни и творчества: через искусство художники познавали себя и друг друга.

Композиционное решение также различается: в ММОМА — симметричное равновесие, тогда как в «Гараже» преобладает асимметрия. Выставка в ММОМА имеет более формальный характер, что отражено и в названии — «Единицы времени», указывающем на диалог эпох. В «Гараже» проект «Секретики» построен на метафоре детской игры, добавляя экспозиции тайны и поиска.

Вывод

В ММОМА выставка построена на коллекции частного собрания, что создает едва заметную линию повествования. Здесь работы соединены внутренними диалогами, не всегда очевидными зрителю, каждая работа существует скорее в собственном пространстве, не вступая в прямой контакт с публикой. В «Гараже», напротив, выставка основывается на архивной работе музея с привлечением художников и экспертов, что создает более насыщенную исследовательскую базу и подготовку, например, с инсталляциями, созданными специально для проекта. Линия повествования едина и более очевидна — работы объединены отсылке к секрету.

«Секретики» ограничиваются эпохой застоя, фокусируясь на периоде 1966–1985 годов. В ММОМА, хотя основной акцент сделан на шестидесятников, также представлены работы их предшественников и последователей. Здесь кураторы подчеркивают преемственность и переклички между поколениями, создавая диалоги между авторами произведений.

Визуальное исследование: творчество нонконформистов
10
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more