Original size 1140x1600

sustainability-sustainable art

PROTECT STATUS: not protected
56

Sustainable art\Sustainability — направление в современном искусстве. Это широкая практика, включающая в себя самые разные форматы и медиумы. Художники sustainable art главной своей задачей видят следование принципам устойчивого развития. Здесь не существует жестких классификаций в определении границ этого направления. Работы считаются относящимися к искусству устойчивого развития, если они состоят из переработанных материалов, найденных предметов и создаются с помощью процессов, которые не наносят ущерба ресурсам земли. К этому направлению можно отнести как искусство, затрагивающее экологические проблемы практически или тематически, как и экологически чистое искусство с повторным использованием материалов.

Термин «sustainable art» ввели кураторы и искусствоведы Майя и Рубен Фоукс. Особенность перевода на русский язык состоит в том, что в русском языке перевод термина как «устойчивое искусство» не передает динамику, а скорее будто окрашивает направление стабильным и долговечным смысловым окрасом. Поэтому правильнее было бы перевести как «искусство устойчивого развития».

Если говорить о истории зарождения, то отправной точкой для susiatinable art стало во многом концептуальное искусство (реди-мейды и концентрация на идее, а не на визуальной составляющей) и ленд-арт (работа с окружающей средой, часто использовались природные материалы — дерево, земля, песок, камни и вода).Созданию и развитию искусства устойчивого развития послужили в качестве предпосылок осознание экологического кризиса, важности разговора о проблемах и желание изменить мир к лучшему. Активисты протестовали и освещали тему с середины 19-го века, однако общая включенность в решение проблем наступила позже. Общество усваивает опыт губительный опыт Второй Мировой войны (Атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки), осознаёт их последствия для окружающего мира. В Америке в политике вводится курс на заботу о окружающей среде — Кеннеди говорит о том, что благополучие и экономическая стабильность не имеет смысл на экологически загубленном пространстве.

Так, это отражается в искусстве, с конца 60х художники начали предлагать самостоятельные решения проблем через искусство. В это же время они начинают работать в тесной связке с учеными, следуя с ними одной цели.

Если говорить о постсоветском пространстве, занятно отметить распространение ЖЭК-арта, создаваемого по всей России из повторно используемых предметов. Всем знакомы клумбы из покрышек, бутылочные пальмы. Это — унаследованная, сохранившаяся привычка повторного использования и бережного отношения к вещам, доставшаяся от советского времени с его острым дефицитом. Несмотря на самодеятельность подобных художественных инициатив, это также является проявлением внедрения в жизнь идей устойчивого развития.

Каковы же идеи и цели художников sustainable art? Прежде всего, их интерес сконцентрирован вокруг проблем экологии. С этой точки зрения их целями является стремление выйти за рамки нашего нынешнего образа жизни и найти лучшую альтернативу с меньшим количеством отходов, меньшими последствиями и большими возможностями для более экологичного будущего. Они внимательно отслеживают воздействие своих работ на окружающую среду, стараются оптимизировать ресурсы. Важна идея о том, что планета больше не бесконечный объект для изучения и использования, о ней нужно заботиться. Это — личная ответственность каждого человека за планету, за судьбу «других». Также художники направления следуют постгуманистическим принципам, стремятся к социальной справедливости. Они мечтают о перестроении мира на основе лучших принципов, о создании нового осознанного общества.

Необходимо восстановить взаимные связи, развить в себе альтруизм и сочувствие ко всем формам жизни. Важно отказаться от любых форм насилия, избегать соперничества, ущемления живых существ по принципу инаковости и непостижимости. Для искусства устойчивого развития вообще важно взаимодействие, объединение, общность и коллективное действие, создание реляционных форм.

Можно рассмотреть несколько возможных методов искусства, следующего принципам устойчивого развития. Например, один из них — использование вторичных материалов (апсайкл арт, найденные объекты реди-мейд) или же материалов, не оставляющих вредного следа в экологии (использование возобновляемых источников энергии). Также сюда можно отнести и изучение природы, взаимодействие с ней, а также самостоятельное генерирование человеком природного, биологического. Важнейшим методом являются инициативы, направленные на улучшение окружающей среды в рамках художественного проекта. Это могут быть как эко-активизм, так и непосредственная деятельность. К примеру, художники предлагают альтернативные энергетические программы и идеи экологического жилья, работают с перепрофилированием свалок или занимаются процессами регенерации воды. Такое искусство функционально и действенно, оно предлагает пути для решения проблемы, вмешивается и «действует» в реальных жизненных ситуациях.

Кроме того, Анна Марковска выделяет еще один возможный вариант следования идеям устойчивого развития в искусстве. Она пишет о эфемерных действиях, «обычном», непродуктивном присутствии, ничего не создающем и не оставляющем следа. Это может быть также простое действие, которое изучает реальность, пристально наблюдая за ней и находя «визуальные сокровища», придавая им статус искусства силой взгляда и выбора. Важно понимать, что чаще всего в искусстве устойчивого развития важна не уникальная визуальная форма произведения, а практический результат и концептуальная составляющая. Для определения специфики sustainable art Сью Спэид вводит термин «ecovention» сочетающий в себе одновременно подходы: «я знаю», «я могу» и «я буду». Это отличает его от иных направлений близких к работе с окружающей средой, которые обычно ограничиваются одним подходом.

Чаще всего, услышав термин «sustainable art» люди думают исключительно о upcycle-art, в котором художники повторно используют материалы. Однако к sustainability относится и эко-арт, и ленд-арт, и био-арт, в зависимости от концептуального наполнения. Паблик арт и стрит арт тоже может быть sustainable, даже цифровой арт иногда относят к искусству устойчивого развития, так как позволяет экономить ресурсы и материалы.

В качестве примеров работ искусства, затрагивающих экологические проблемы тематически и привлекающих к ним внимание, можно рассмотреть работу Олафур Элиассона «Ледяные часы». В стремлении привлечь внимание к проблеме изменения климата и таяния ледников, художник помещает огромные куски льда, отколовшиеся от ледяного покрова Гренландии, в публичное городское пространство. Работы были выставлены в Лондоне, Париже и Копенгагене.

0

Если говорить о работах, предлагающих непосредственное решение той или иной проблемы, то ярким примером становится работа Бастера Симпсона «Очистка реки Гудзон». В течение 8 лет художник помещал крупные известняковые таблетки в реку, что привело к понижению ее кислотности.

Original size 1200x712

Всё больше художников думают о том, какой след оставляет в окружающей среде их работа, обращаются к использованию вторичных материалов. Марина ДеБри использует в своих работах мусор, засоряющий пляжи и море. Она создает одежду, украшения, предметы для дома из найденных, выброшенных предметов.

Художники направления sustainable art подвергают критике создание товара-искусства, превращение его в прибыльный продукт. Они сопротивляются неразумному использованию ресурсов и игнорированию экологических проблем в арт-практике. Они избегают капиталистическую гонку за эффективностью и продуктивностью. Презирается green washing — маркетинговый ход, когда компания (не следующая в действительности идеям устойчивого развития, часто вредная для окружающего мира) убеждает покупателя в экологичности продукции. Художники также отвергают безапелляционные разделительные линии наследия модернизма и разоблачают культ личности, гениальности. Критикуется установившаяся легитимизация уничтожения всего непрактичного, несовершенного, чуждого.

Существует важная проблема изолированности искусства устойчивого развития от арт-сообщества. Об этом подробно пишет куратор и философ Сью Спэид. Художников, которые занимаются sustainable art, очень мало, это узкое сообщество. За сорок лет было организовано всего несколько выставок, посвященных их усилиям. Их работ практически нет в музеях и, тем более, в частных коллекциях. Деятели искусства не поддерживают художников, работающих с окружающей средой, их достижения игнорируются арт-сообществом, воспринимаются не серьезно. Экологические практические решения, идеи и предложения не воспринимаются как искусство.

К тому же, зачастую эта неприязнь взаимна. художники-энвайронменталисты глубоко погружены в решение проблем реального мира, что не желают тратить время, внимание и силы на создание экспонируемых работ, не говоря уже о предметах коллекционирования. Они изначально специфически относятся к арт-среде с ее иерархиями и системой. Однако, признание искусства устойчивого развития очень важно. Во-первых, лишенные поддержки от арт-сообщества (а значит, интереса к проектам широкой аудитории и финансирования), художники часто остаются ограниченными в своих возможностях. Во-вторых, за счет невидимости художников направления, о них не пишут арт-историки, теряется историческая фиксация их работы, институциональная память. В подобной ситуации, люди не осведомлены о sustainable art, и работы художников не смогут вдохновить людей на продолжение развития направления. Так, оно рискует вовсе исчезнуть.

Рассматривая sustainability, мы видим, что сейчас сформировалась потребность в принципиально новом философском восприятии реальности. Раньше все в наших жизнях и в искусстве было направлено на производство все новых и новых объектов, на продуктивность и эффективность, сейчас же мы оказываемся в ситуации, когда это перестает быть нужным, скорее наоборот. Политика устойчивого развития предлагает разумное использование ресурсов, бережное ненасильственные взаимоотношения, фокус деятельности меняется на созидательный, медитативный, поддерживающий уже имеющиеся блага.

Список использованной литературы

Anna Markowska, Can a definition of art limit itself to the wish to reconstruct the world based on better principles? SUSTAINABLE ART: FACING THE NEED FOR REGENERATION, RESPONSIBILITY AND RELATIONS

Sue Spaid, The future of environmental art or reimagining a sustainable art practice? Real-world problems. SUSTAINABLE ART: FACING THE NEED FOR REGENERATION, RESPONSIBILITY AND RELATIONS

sustainability-sustainable art
56
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more