
— Концепция — Ар-нуво. Введение — Графика и образы ар-нуво в современном текстиле — Дизайнерские интерпретации: авторские подходы модельеров к воссозданию или переосмыслению эстетики модерна в своих работах — Вывод
Введение
Трансформация традиционных художественных стилей и адаптация их в современной моде — одна из главных тенденций, характерных для мировой индустрии дизайна. Ар-нуво (модерн), возникший в конце XIX — начале XX века, сформировал уникальную образную систему, построенную на органичных линиях, флористических мотивах и сложной ритмике орнамента. Последовательная интеграция стиля ар-нуво в текстиль современных дизайнеров иллюстрирует, как прошлое становится фундаментом для свежих интерпретаций в фэшн-индустрии.
Выбор темы обусловлен растущим интересом к историческим цитатам в модной графике, а также способностью стиля ар-нуво актуализироваться через современные технологические возможности текстиля.

Моррис У. Лестер. Фрагмент. 1890 г.
Обоснование выбора темы
Ар-нуво — это не только декоративное направление, но и целостная философия, основанная на принципах эстетизации быта, синтеза искусств и стремлении к гармонии между человеком и природой. Заметное возвращение интереса к ар-нуво выражается в работах таких дизайнеров, как Dries Van Noten, Gucci, Erdem, отмеченных использованием тканей с изящными природными узорами, а также внедрением инновационных техник печати и вышивки, перекликающихся с принтами Альфонса Мухи и художественными панно Вильяма Морриса. В условиях глобализации моды и всеобщей цифровизации текстильный дизайн, вдохновлённый ар-нуво, становится востребованным языком выражения индивидуальности.
Принцип отбора материала
Материал исследования будет ограничен коллекциями современных модельеров, представленных на международных подиумах с 2000 года по настоящее время. Особое внимание уделяется тем коллекциям, где использованы оригинальные принты, способы текстильной отделки и декоративные техники, прямо или опосредованно отсылающие к графике ар-нуво: витиеватым линиям, стилизованным цветочным мотивам, асимметрии и многоуровневой композиции.
Моррис У. Эскиз иллюстрации к сборнику Джефри Чосера, соавторство с Эдвардом Бёрн-Джонсом. Фрагмент. 1896 г.
Принцип рубрикации
Для систематизации аналитического материала выбраны три ключевые рубрики: 1. Ар-нуво. Введение 2. Графика и образы ар-нуво в современном текстиле (анализ мотивов и элементов языка стиля). 3. Дизайнерские интерпретации: авторские подходы модельеров к воссозданию или переосмыслению эстетики модерна в своих работах.
Принцип выбора и анализа текстовых источников
В качестве ключевых источников рассматриваются официальные пресс-релизы коллекций, профильные статьи в Vogue, а также публикации об истории и философии ар-нуво и известных художниках и дизайнерах этого направления. Анализируется сопоставление визуальных образов в коллекциях с авторскими комментариями, экспертными текстами и историческими материалами по теме стиля модерна.
Гипотеза исследования
Ар-нуво, являясь воплощением синергии природы, искусства и технологий, в XXI веке приобретает новую жизнь в текстиле, формируя особое направление в современной моде — эстетику «современного модерна». Модельеры используют ар-нуво не только как цитату или ностальгию, но как мощный инструмент смыслового наполнения одежды, актуализируя традиционные мотивы с помощью новых техник и подходов.
Моррис У. Терновник. Фрагмент. 1892 г.
Ар-нуво. Введение
Ар-нуво, или модерн, занимает особое место в истории искусства конца XIX — начала XX века. Это направление стало своеобразным эстетическим манифестом эпохи, стремившейся к синтезу искусства и жизни, отказу от академических традиций и поиску новых форм выражения красоты в меняющемся мире. Владевшее европейскими и мировыми столицами в период с 1890-х до начала Первой мировой войны, ар-нуво охватило архитектуру, живопись, графику, мебель, ювелирное искусство, моду и дизайн интерьеров, оставив неизгладимый след в истории культуры.
Муха А. Жисмонда. Фрагмент. 1894–1895 гг.
Самая узнаваемая черта ар-нуво — плавная, текучая линия, которая словно «растёт» из природы.
Она может быть тонкой, как стебель растения, или изгибающейся и многослойной, как женские волосы, водоросли, волны. Орнамент — ещё одна важная составляющая: он наполняет ткани, витражи, мебель, украшения, становясь ключевым элементом художественного высказывания.
Тематика ар-нуво тяготеет к мотивам природы: цветы, листья, стебли, насекомые (особенно бабочки, стрекозы) и плавно переплетающиеся женские фигуры. Часто художники обращаются к мифологическим сюжетам, создавая мистическую или эротическую атмосферу. Ар-нуво подчеркивает красоту естественных форм, избегая прямых линий и углов, которые считались излишне грубыми.
Бёрдслей О. Смерть Артура. 1893 г.
Материалы и техника в период подъёма стиля также начинают играть новую роль. В архитектуре активно используются стекло, металл, керамика; в ювелирном деле — эмаль, драгоценные камни, перламутр; в графике — отвязка от строгих контуров к свободе сочетаний цвета и формы. Всё это создаёт ощущение текучести, органики и жизни.
Графика и образы ар-нуво в современном текстиле
В последние десятилетия наблюдается возрождение интереса к ар-нуво как к источнику художественного вдохновения для современных дизайнеров. В данной рубрике рассматриваются основные иконографические мотивы и визуальные образы этого стиля, а также особенности их интерпретации в современном текстиле.
Dries Van Noten
Показ весна 2016 года Dries Van Noten стал воплощением эклектики, сочетающей в себе роскошь и лёгкую небрежность. Главная идея коллекции заключалась в исследовании понятий гламура и деконструкции: дизайнер свёл воедино элементы эпохи ар-деко, винтажный шик и отражение женской индивидуальности. Нарочито вечерние ткани — бархат, атлас, люрекс — были помещены в непринуждённые, расслабленные и местами пикантные силуэты. Dries Van Noten деликатно размывал границы между тем, что принято считать парадным и повседневным, создавая эклектичную, одновремённо возвышенную и земную коллекцию. Всё это позволило взглянуть на понятие элегантности под новым, экспериментальным углом, ярко отражающим ДНК бренда.
Dries Van Noten. Показ весна 2016 г.
В коллекции использовались разнообразные референсы для создания образов моделей. Ар-нуво с его отличительной орнаментальностью послужил одним из ключевых источников вдохновения. Орнаменты варьируются от частых и плотных, практически полностью закрывающих фон, до редких и изящных, формирующих выразительное негативное пространство. Мотивы, вдохновлённые растительным и животным миром, проходят сквозь всю коллекцию, сохраняя её органичность и связь с эстетикой ар-нуво.
Dries Van Noten. Показ весна 2016 г. Бёрдслей О. Туалет Саломеи. 1893 г.
Орнаментальные мотивы для текстиля черпались из различных источников: это могли быть гравюры, иллюстрации, а также работы известных дизайнеров. В частности, особое внимание уделялось творчеству таких авторов, как О. Бёрдслей и П. Бюрк, чьи авторские орнаменты стали частью визуальной составляющей коллекции.
Бюрк П. Название неизвестно. 1899 г. Dries Van Noten. Показ весна 2016 г.
Gucci
Главная идея коллекции осень-зима 2017 года от Gucci заключалась в создании уникального эклектичного мира, где сочетались мотивы разных эпох, культур и стилей. Вдохновляясь историческими отсылками, винтажными силуэтами и экспериментами с орнаментами, креативный директор Алессандро Микеле превратил подиум в своеобразный театр фантазий. Этот подход дал возможность выразить индивидуальность через смелые сочетания тканей, фактур и деталей, что сделало коллекцию символом творчества, свободы самовыражения и отказа от строгих модных догм.
Gucci. Показ осень-зима 2017 г. Муха А. Цветочный орнамент. Декоративная пластина 38. 1902 г. Gucci. Показ осень-зима 2017 г.
Коллекцию отличает использование богатых растительных узоров, а также мотивов животного мира — например, изображения птиц и насекомых на аксессуарах, маски, напоминающие морды лис. В цветовом решении заметно преобладание гаммы, близкой к природным оттенкам: выразительность достигается не с помощью неоновых цветов, а за счёт ярких и контрастных сочетаний, что создаёт ощущение естественной насыщенности и живости образов.
Gucci. Показ осень-зима 2017 г. Моррис У. Воришка клубники. 1883 г.
В исследуемой коллекции официально не указывается, что источником вдохновения стал ар-нуво. Среди референсов отмечаются мужская мода 1970-х годов, коллекция Ив Сен-Лорана «Russian Ballet and Opera», а также образ кошки Бакэнэко в исполнении Ёсифудзи Утагавы — «Ведьма-кошка». Тем не менее, для творчества Алессандро Микеле характерно активное использование вышивок, принтов и орнаментации, отсылающих к эстетике модерна: это проявляется в изогнутых линиях, растительных элементах и сложном смешении различных текстильных фактур.
Gucci. Показ осень-зима 2017 г.
Etro
Главная идея осенней коллекции Etro 2015 года заключалась в воплощении глубокой связи с историей, традициями и ориентальными мотивами через современную интерпретацию. В коллекции дизайнеры использовали узнаваемые этнические и богемные элементы, соединяя их с характерными для бренда сложными принтами, роскошью материалов и многослойностью образов. Такой подход позволил создать уникальное настроение, в котором гармонично сочетались прошлое и настоящее, а также выразить отношение к моде как к искусству рассказа и культурного диалога.
Etro. Показ осень 2015 г. Климт Г. Стокле фриз. Золотой рыцарь. Фрагмент. 1905 г. Etro. Показ осень 2015 г.
В данной коллекции отразились не только особенности орнамента, но и тщательно подобранная цветовая палитра. В узорах текстиля прослеживаются мотивы, вдохновлённые творчеством Климта, что заметно усиливается за счёт продуманного силуэта костюмов, подчеркивающего художественную концепцию коллекции.
Etro. Показ осень 2015 г. Климт Г. Стоклет фриз. Ожидание. Фрагмент. 1905 г. Etro. Показ осень 2015 г.
Дизайнерские интерпретации: авторские подходы модельеров к воссозданию или переосмыслению эстетики модерна в своих работах
Бельгийский дизайнер традиционно известен своей склонностью к искусному цитированию исторических стилей, причем каждая коллекция Van Noten — это не просто реконструкция эпохи, а авторское переосмысление, вбирающее в себя новые смысловые и визуальные коды.
Весна 2016 стала манифестом дизайнерского прочтения модерна через призму XXI века. В коллекции отчётливо прослеживаются характерные мотивы ар-нуво: текучие линии, чувственная пластика силуэтов и внимание к декоративным деталям. Вместо точного копирования орнаментов и узоров конца XIX века, Dries Van Noten превращает характерные элементы ар-нуво в абстрактные цветочные аппликации, деликатную вышивку и экспериментальные принты. Стилистика эпохи проявляется в асимметричных кроях, легкости тканей, мерцающих фактурах и гармоничном сочетании мягких оттенков.
Бёрдслей О. Смерть Артура. 1893 г. Dries Van Noten. Показ весна 2016 г. Бёрдслей О. Смерть Артура. 1893 г.
Особое значение приобретают материалы: шелк, органза и жаккард становятся для Van Noten не только отсылкой к ремесленной культуре модерна, но и основой для экспериментов с плотностью и прозрачностью. Он смело сочетает различные фактуры, используя современные технологические возможности текстиля для создания сложных, «живых» поверхностей, напоминающих декоративные полотна и стеклянные витражи ар-нуво.
В этой коллекции дизайнер демонстрирует необычайную свободу авторского прочтения: он не ограничивается прямыми цитатами, а трансформирует визуальный язык ар-нуво согласно актуальным тенденциям. Это проявляется в современной трактовке силуэтов: многослойность, микс структурированных и расслабленных форм, а также игре контрастов между геометрией и свободными линиями.
Dries Van Noten. Показ весна 2016 г. Моррис У. Чертополох. 1880 г.
Таким образом, Dries Van Noten воплощает традиционные мотивы модерна в новую эстетику — сложную, многомерную и глубокую по смыслу. Его коллекция весна 2016 года — пример того, как ар-нуво может быть художественно переработан и вписан в ткань современной моды. Через авторский подход модельера модерн становится не просто цитатой из прошлого, а активной частью современного модного процесса, способной вдохновлять аудиторию на поиск новых смыслов и эстетических решений.
Микеле, прославленный своей способностью превращать коллекции Gucci в своеобразные культурные палимпсесты, не просто цитирует искусство рубежа XIX–XX веков, но и переосмысляет его с присущей бренду эклектичной изощрённостью.
В коллекции чётко читается влияние ар-нуво — изящные орнаменты, декоративные элементы, обильное использование растительных и природных мотивов. Однако дизайнер не копирует эстетику модерна буквально; он интерпретирует её средствами современной моды и собственным уникальным стилем. Графические принты с флористической тематикой напоминают иллюстрации Альфонса Мухи и орнаменты Уильяма Морриса, но выводятся на новый уровень за счет контрастных сочетаний цветов и материалов, сложной комбинации фактур, ручной вышивки и необычных аппликаций.
Моррис У. Первоцвет. Фрагмент. 1876 г. Gucci. Показ осень-зима 2017 г. Моррис У. Цветочный дизайн с розовыми маками. Фрагмент. 1880 г.
Особое место занимают силуэты и декор. Микеле умело использует асимметрию, разнообразие длины, многослойность, что перекликается с поисками свободы и экспрессии в одежде начала XX века. При этом дизайнер дополняет модернистские формы элементами поп-культуры, винтажа и традиционных ремесел, подчеркивая тем самым дух актуального времени — многомерного, ироничного и самоироничного.
Цветовая палитра коллекции напоминает приглушённые, «дымчатые» оттенки ар-нуво, но вместе с тем наполнена неожиданными вспышками ярких красок, модернизирующих историческую гамму. Микеле словно собирает эстетику прошлого и настоящего в единый, визуально насыщенный ансамбль, где каждый лук становится самостоятельным художественным высказыванием.
Gucci. Показ осень-зима 2017 г. Моррис У. Жимолость. 1873 г.
Как итог, в показе Gucci осень-зима 2017 года ар-нуво предстает не как стилистическая цитата, а как вдохновение для создания сложной модной мозаики, где исторические мотивы переплетаются с современной культурой и идеями личной свободы. Микеле демонстрирует, что эстетика модерна может не только органично сосуществовать с актуальными трендами, но и заново наполняться смыслом, становясь полноценной частью живого креативного процесса и выразительным воплощением индивидуальности в моде XXI века.
Для авторского стиля Etro всегда были характерны сложные принты, вдохновение восточными и европейскими декоративно-прикладными традициями, а в этой коллекции отчетливо прослеживаются отсылки именно к эстетике модерна — как в деталях, так и в общем визуальном строе.
Ар-нуво в коллекции Etro проявился через плавные, органичные линии, узоры, вдохновленные природой, и тщательно продуманную цветовую палитру. В характерных для бренда длинных платьях и свободных накидках можно рассмотреть ритмические мотивы извивающихся растений, цветов, сложные стилизованные завитки, свойственные работам мастеров конца XIX — начала ХХ веков. Принты и вышивка словно воспроизводят формы и орнаменты, которые можно встретить на ар-нувошных стеклах, мебели и керамике.
Etro. Показ осень 2015 г. Климт Г. Поцелуй. Фрагменты. 1908 г. Etro. Показ осень 2015 г.
Однако подход бренда не сводится к стилизации или исторической реплике. Вероника Этиро внедряет элементы модерна в современные формы, делая эстетику ар-нуво актуальной. Например, в крое одежды нежные, растекающиеся силуэты сочетаются с современными материалами, деталями спортивного стиля и многослойностью. Это создает уникальный гибрид, в котором читается уважение к декоративному прошлому, но присутствует узнаваемый дух современной свободы и эклектики.
Контраст между изысканными, порой почти ювелирными деталями и расслабленными, комфортными формами подчеркивает важнейшее качество ар-нуво — стремление сделать красоту частью повседневной жизни. А использование глубоких приглушённых тонов с редкими яркими акцентами напоминает о художественных техниках начала прошлого века, но не лишено чёткого модного звучания.
Etro. Показ осень 2015 г. Крейн У. Какаду. 1891 г. Etro. Показ осень 2015 г.
Так, осенняя коллекция Etro 2015 демонстрирует авторское прочтение модерна, где вдохновение классикой становится трамплином для поиска свежих смыслов и визуальных решений. Вероника Этиро доказывает, что ар-нуво не только может быть переосмыслен сквозь призму сегодняшнего дня, но и способен органично интегрироваться в современные fashion-образы, открывая новые пути для развития моды как искусства и личного высказывания.
Etro. Показ осень 2015 г.
Вывод
Проведённое исследование убедительно показывает, что ар-нуво в современных текстильных решениях стал не просто отсылкой к прошлому, а активно развивающимся вектором современной моды. Эстетика ар-нуво проникает в дизайн одежды как органичный синтез классики, инновационных технологий и новых художественных выразительных средств. Анализ работы ведущих дизайнеров подтверждает, что они используют элементы ар-нуво для создания не только визуально привлекательных образов, но и глубокого смыслового наполнения, актуального для современного общества.
Таким образом, прошлое становится уникальным инструментом для постоянного обновления модного языка: ар-нуво служит основой для свежих авторских интерпретаций, формируя новую эстетику — «современный модерн». Благодаря этому гармонично сочетаются традиционные мотивы, флористические формы и ритмичные орнаменты с цифровыми технологиями, новыми текстильными материалами и техниками печати.
Трансформация ар-нуво в XXI веке демонстрирует не столько воспроизведение исторического стиля, сколько его глубокую адаптацию и актуализацию.
Это обеспечивает саморазвитие модной индустрии, где искусство и технология, прошлое и настоящее сплетаются, вдохновляя новые поколения дизайнеров и потребителей. В результате ар-нуво находит вторую жизнь, становясь неотъемлемым элементом мировой модной парадигмы и ярким примером того, как традиционные направления способны эволюционировать в условиях современных культурных и технологических вызовов.
Искусственный интеллект
— Midjourney, интегрированный в Telegram — обложка. Промт.
Харди У. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М., 1999. С. 15.
Gucci, осень-зима 2017. Древний Восток и рококо // BURO 24/7 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.buro247.ru/fashion/things/22-feb-gucci-aw-2017.html?gallery=gallery-175115_682bb87c93d3f&slide=2 (дата обращения: 10.05.2025).
Dries Van Noten Весна 2016 | Неделя моды в Париже // Fashion Gone Rogue [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fashiongonerogue.com/dries-van-noten-spring-summer-2016/ (дата обращения: 15.05.2025).
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения // Артхив [Электронный ресурс]. — URL: https://artchive.ru/publications/3722~Dizajn_zhizni_Uil'jama_Morrisa_iskusstva_remesla_i_uvlechenija (дата обращения: 17.05.2025).
https://artchive.ru/williammorris/works/549885~Lester (дата обращения 11.05.2025)
https://artchive.ru/williammorris/works/549565~Illjustratsija_k_sborniku_Dzhefri_Chosera_avtorskoj_knigopechatnoj_masterskoj_Kelmskottpress (дата обращения 11.05.2025)
https://artchive.ru/williammorris/works/549558~Ternovnik (дата обращения 11.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жисмонда_(литография_Мухи)#/media/Файл: Alfons_Mucha_-1894-_Gismonda.jpg (дата обращения 11.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/186617978299857016/ (дата обращения 11.05.2025)
https://www.fashiongonerogue.com/dries-van-noten-spring-summer-2016/ (дата обращения 11.05.2025)
https://artchive.ru/aubreybeardsley/works/195683~Tualet_Salomei_Illjustratsija_k_tragedii_Salomeja (дата обращения 11.05.2025)
https://www.theviennasecession.com/paul-burck/dkd1899_page_068/ (дата обращения 11.05.2025)
https://artchive.ru/alphonsemucha/works/362887~Tsvetochnyj_ornament_Dekorativnaja_plastina_38 (дата обращения 11.05.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Земляничный_вор#/media/Файл: Textile, _Strawberry_Thief, _designed_1883, printed_ca.1934(CH_18340065)(sq_cropped).jpg (дата обращения 11.05.2025)
https://www.gucci.com/us/en/st/stories/article/fall-winter-fashion-show-2017-18-details-w (дата обращения 15.05.2025)
https://artchive.ru/gustavklimt/works/283735~Stokle_friz_Zolotoj_rytsar'_fragment? ysclid=mawzuqs5or580364983 (дата обращения 15.05.2025)
https://artchive.ru/gustavklimt/works/283703~Stoklet_friz_Ozhidanie_fragment (дата обращения 15.05.2025)
https://www.buro247.ru/fashion/things/22-feb-gucci-aw-2017.html (дата обращения 15.05.2025)
https://www.crossfashion.ru/index.php/kollektsii/2541-gucci-kollektsiya-zhenskoj-i-muzhskoj-odezhdy-osen-zima-2017-2018?ysclid=majvcwzcsy143886945 (дата обращения 15.05.2025)
https://www.elle.com.au/fashion/fashion-news/etro-aw15-16-11714/ (дата обращения 17.05.2025)
https://www.catwalkyourself.com/fashion-shows/etro-women-autumn-winter-2015/ (дата обращения 17.05.2025)
https://arthive.com/ru/williammorris/works/549433~Chertopolokh (дата обращения 17.05.2025)
https://arthive.com/ru/williammorris/works/549943~Tsvetochnyj_dizajn_s_rozovymi_makami (дата обращения 17.05.2025)
https://artchive.ru/aubreybeardsley/works/195710~Smert'_Artura (дата обращения 17.05.2025)
https://artchive.ru/aubreybeardsley/works/549088~Smert'_Artura#show-work://549088 (дата обращения 17.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/72690981471192067/ (дата обращения 17.05.2025)
https://artchive.ru/williammorris/works/549528~Zhimolost'? ysclid=mawzyrd8va677495471 (дата обращения 17.05.2025)
https://artchive.ru/gustavklimt/works/3360~Potseluj (дата обращения 19.05.2025)
https://collections.vam.ac.uk/item/O224522/cockatoo-wallpaper-crane-walter/ (дата обращения 19.05.2025)