Исходный размер 1140x1600

Образ средневековой ведьмы в трилогии «Хеллбой: Дикая Охота»

233
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

Образ средневековой ведьмы сохраняет популярность в культуре с тех пор, как было изобретено Средневековье — уже на протяжении нескольких веков. В современной популярной культуре параллельно существуют множественные, часто противоречивые, идеи о ведьме. Однако средневековые корни этих противоречий редко рефлексируются — также как значение их эволюции (от магической убежденности до поп-культурного персонажа) для современности, как способа диалога с прошлым.

big
Исходный размер 2400x1000

Mignola M. The Storm and the Fury, 2012

В трилогии «Хеллбой: Дикая Охота» (2007–2011, сценарист Майк Миньола, художник Дункан Фегредо) основной сюжет разворачивается в Англии. Учитывая, что визитной карточкой серии комиксов о Хеллбое является постоянное обращение к фольклору, не удивительно, что ведьмы в этой сюжетной арке играют ключевую роль. И хотя Миньола использует мифологию и литературные течения прошлого «как источники вдохновения и атмосферы, а не неприкосновенные канонические тексты» (Вайнер, 2008, 216), в трех томах «Дикой Охоты» ему, совместно с художником Дунканом Фегредо, удается изобразить несколько типов средневековой ведьмы. Помещенные в один контекст, разновременные образы начинают взаимодействовать и создают новые смыслы.

big
Исходный размер 2400x1000

Теоретическая рамка

Прежде чем приступать к разбору непосредственно образов, необходимо разобраться, действительно ли неосредневековые образы могут создать безопасное пространство воображаемого прошлого, пригодное для диалога с прошлым? В ответе на этот вопрос помогут исследования, проведенные в области неомедиевализма, на пересечении дисциплин социологии, истории, культурологии и comic studies.

Исходный размер 2400x1000

Изначально следует конкретизировать концепцию неомедиевализма, позволяющую считать продукты популярной культуры и фэнтезийные образы средневековья уместными для разговора о прошлом. Существует два типа неомедиевализма, и в данном случае применяется концепция, происходящая от работы Умберто Эко, определяющего неомедиевализм как «затруднительное постмодернистское положение, с помощью которого современность можно понять как реконструкцию средневековья, охватывающую спектр от исторически точного до поп-китч-фантастического» (Эко, 1986, 76).

Исходный размер 2400x1000

Особенно важным для исследования развитием теории Эко является сборник эссе «Неомедиевализм в Медиа» Кэрол Робинсон и Памелы Клементс, где неомедиевализм определяется как постоянное переосмысление средневековья без ссылки на реальное средневековье, «представление или повторное обозначение средневековья, как оно понимается через другие тексты о средневековье» (Де Винтер, 2012, 72). Также необходимо учесть особое положение жанра фэнтези в неомедиевалистском дискурсе, отмеченное Марией Сатико Сесир. В ее понимании по мере того, как авторы привносят новое в фэнтези, этот жанр, как традиционно ностальгический, «будет продолжать развиваться, создавая новые средневековья, которые способствуют переосмыслению не только воображаемого прошлого, но и будущего» (Сесир, 2009, 405).

Исходный размер 2400x1000

Фольклорная ведьма

Согласно исследованиям историков, примерно до XIV в. понимание ведьмы не происходило в исключительно негативном, враждебном ключе. Предполагалось, что магия может быть использована и в положительном ключе — и ее происхождение не связывалось с поклонением сатане.

Исходный размер 2400x488

В трилогии «Хеллбой: Дикая Охота» большинство ведьм — назовем их «безымянные ведьмы» — считают своей королевой Гекату, которая является богиней. И даже после ее смерти с опаской встречают предложение короновать следующим героя, напрямую связанного с адом. Даже самому Хеллбою предлагают корону не из-за демонического происхождения, а по линии матери-ведьмы.

Если волшебство не считалось в тот период признаком скверны, то можно предположить, что и гнусные черты характера не приписывались ведьмам в обязательном порядке. Этот момент также отражен в комиксах: «безымянные ведьмы» испытывают страх, вину, сомнения, связанные не только с личным интересом, но и моралью.

Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x1000

Образ деревенской ведьмы завершается одеждой, выбранной для персонажей — крестьянские лохмотья.

Исходный размер 2400x488

Демоническая ведьма

Как уже было сказано выше, до определенного момента в истории охота на ведьм не была повсеместным делом. Однако в XII в. церковные и государственные власти стали активно продвигать нетерпимость к Другому. Так сформировался образ демонической ведьмы, участвующей в жутких ритуалах и поклоняющейся сатане.

Исходный размер 2400x488

Хотя Нимуэ, она же Королева Крови, не получила свою магическую силу через договор с демоном, ее образ и сюжетная арка соответствуют этому «переходному периоду».

Исходный размер 2400x1000

Нимуэ большую часть времени предстает перед читателем в красном плаще, словно служительница культа. Ее фигура часто переплетается на страницах с религиозными символами: от изображения Адама и Евы до ритуала обратного причастия, сделанного ради ее возрождения.

Исходный размер 2400x1000

Кроме того, по ходу трилогии Нимуэ постепенно трансформируется — и эту трансформацию можно сравнить с исторической эволюцией образа ведьмы в культурном сознании. Когда Короле Крови отказывается называть себя Королевой Ведьм, за ней загорается дерево — атрибут, свидетельствующий о близости с природой, свойственной фольклорным ведьмам. Затем, под влиянием потусторонних сил, изменения отражаются на ней как физически, так и морально. Второе прослеживается в снижении уровня своеобразной справедливости у героини: после возрождения она наказывает только наиболее близких ей в прошлом ведьм, после трансформации же готова затащить с собой в ад и Хеллбоя.

Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x1000

Ведьма позднего Средневековья

После XV века негативный образ ведьмы приобретает отчетливый гендерный аспект, он становится методом осуждения женщины, не соответствующей сложившимся нормам. В «Хеллбое» образ выражен с помощью Морганы ле Фэй — сводной сестры Короля Артура и матери его сына.

Исходный размер 2400x1000

Это одинокая женщина, по наследству получившая высокую социальную позицию. Она своенравна, не соответствует идеалу покорной жены и внимательной матери. В конце трилогии она ради собственной прихоти снимает заклятие Мерлина, что заставляет его кричать из гробницы.

Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000

Интересно, что следствием поиска «неправильности» в женщине стал троп используемого не по назначению предмета, например, метлы для полета. Этот образ также присутствует в комиксе.

Исходный размер 2400x1000

Романтическая ведьма

Романтическое амплуа ведьмы по большей части сформулирован произведениями французского историка Жюля Мишле «Женщина» и «Ведьма». В «Ведьме» образ показан как способ борьбы женщины с угнетающими ее порядками, из чего вытекает мотив одиночества.

Также именно отсюда родились предположения о глубокой связи волшебницы с природой, старыми и забытыми богами, животными.

Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000

Современные тренды

Необходимо отметить, что средневековые образы в графическом романе подвержены трендам современной массовой культуры. Хотя большинство ведьм здесь изображены достаточно нейтрально, Нимуэ является главной злодейкой.

Исходный размер 2400x1000
Исходный размер 2400x1000

Визуально и нарративно в противовес ей, как воплощения «добра», представлены другие героини. И хотя они не называются ведьмами, у обеих их них присутствуют типичные ведьмовские черты: связь с природой и духами, возможность соприкоснуться с магией.

Исходный размер 2400x488
Исходный размер 2400x1000

Заключение

Как можно увидеть, в трилогии «Хеллбой: Дикая Охота» совмещаются темпоральности. Восприятия ведьм в разные времена — от образа фольклорной ведьмы до современных тропов — существуют в одном контексте и смешиваются. Таким образом их сходства, различия и текучесть обращают на себя внимание. Образы вступают в диалог не только между собой, но и с прошлым.

Библиография
Показать полностью
1.

Cecire M. S. Medievalism, Popular Culture and National Identity in Children’s Fantasy Literature // Studies in Ethnicity and Nationalism. Vol. 9. № 3. 2012. P. 395-409.

2.

de Winter J. Neo-bushido: Neomedieval anime and Japanese essence // Neomedievalism in the media: essays on film, television, and electronic games. 2012. NY: Edwin Mellen Press. 2009. P. 69-88.

3.

Eco U. (1986). Travels in hyper reality: Essays. Houghton Mifflin Harcourt. CA: Harcourt Brace Jovanovich. 1986.

4.

Weiner, Stephen, Hall, Jason, and Blake, Victoria. Hellboy: The Companion. Milwaukie: Dark Horse Books, 2008.

Источники изображений
1.

Mignola M. Darkness Calls. Milwaukie: Dark Horse Books. 2008.

2.

Mignola M. The Wild Hunt. Milwaukie: Dark Horse Books. 2010.

3.

Mignola M. The Storm and the Fury Milwaukie: Dark Horse Books. 2012.

Образ средневековой ведьмы в трилогии «Хеллбой: Дикая Охота»
233
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше