Original size 2480x3500

Диалог со зрителем: сравнение творчества Эрика Булатова и Владимира Абиха

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Пройдя многовековой путь от принципов мимесиса до признания плоскости холста как основы живописного произведения, на сегодняшний день искусство обрело множество способов выстраивания диалога между зрителем и творцом. Обращаясь к российским реалиям и их советским предпосылкам, одними из наиболее видных медиаторов между аудиторией и концептуальным авторским высказыванием, нередко затрагивающем остросоциальные темы, стали Эрик Булатов — один и первых современных художников, реформировавших язык советского искусства, и Владимир Абих — современный стрит-арт художник, чьи работы выходят за рамки привычных зрителю медиумов.

И Эрик Булатов, и Владимир Абих в своём творчестве отдают предпочтение работе с пространством художественного полотна, смело включая в него текстовые и инфографические элементы. Они же, словно ведя диалог не только со зрителем, но и друг с другом, наиболее репрезентативно транслируют личное видение по социальным проблемам своих времен. Так, эти факторы обуславливают релевантность как анализа, так и сравнения творчества Эрика Булатова и Владимира Абиха, а непрестанный общественный интерес к принципам взаимодействия их работ с аудиторией в разных медиаполях, начиная городскими улицами и заканчивая международными выставками, подтверждает актуальность выбранной для исследования темы.

Но какие же отличия в построении диалога со зрителем в контексте двух переходящих друг в друга эпох можно выделить в принципах работы этих художников? Именно этот вопрос стал ключевым при определении темы моего визуального исследования.

В качестве гипотезы исследования выступает мысль о том, что в творчестве Эрика Булатова и Владимира Абиха можно выделить ряд формальных и содержательных черт, используемых художниками относительно разных временных контекстов с целью построения диалога со зрителем.

Отбор материала был осуществлен по принципу нахождения тематических и художественных параллелей между работами Эрика Булатова и Владимира Абиха. Поскольку большинство произведений относятся к разным историческим периодам, их соотнесение рассматривается с точки зрения советского и постсоветского контекстов. Важным также является анализ работ, созданных художниками в одно время.

Принцип рубрикации работы обусловлен последовательным сравнением произведений Эрика Булатова и Владимира Абиха. В каждом блоке выделяется определенный критерий сравнения, что позволяет конкретизировать ракурс анализа выбранного материала. Так, работы художников рассматриваются со стороны социокультурных тематик, медиумов и доминирующих художественных приемов, а именно композиции, цвета и текста с точки зрения того, как они влияют на выстраивание диалога со зрителем.

Цель исследования заключается в сравнении творчества Эрика Булатова и Владимира Абиха и выявлении в их работах формальных и содержательных особенностей, используемых для выстраивания диалога со зрителем в контексте советского и постсоветского периодов.

Работа с текстовыми источниками основана на отборе авторитетных искусствоведческих позиций, выраженных в научных статьях и публикациях о произведениях сравниваемых художников, в частности, и тенденциях современного искусства в целом. Большое внимание уделено анализу текстовых интервью Эрика Булатова и Владимира Абиха, размещенных на платформах журналистских издательств и творческих организаций.

Глава 1. Тематический спектр

И Эрик Булатов, и Владимир Абих в сущности своего творчества отражают тенденции современного искусства, представляющего собой «живой эксперимент, не производящий готовые стандарты, обладающий нетрадиционным, новаторским характером», а также значительным потенциалом культурной критики [5].

Оба художника находятся в непосредственной связи с социокультурным пространством, определяющем смысловые мотивы большинства их произведений.

Original size 1080x361

Эрик Булатов, «Добро пожаловать», 1973–1974 гг.

Для анализа работ Эрика Булатова были отобраны его произведения, начиная с 1970-х годов, поскольку именно в этот период в его творчестве стал формироваться узнаваемый художественный язык, объединяющий привычную зрителю социалистическую живопись и текст, словно сошедший с агитационных плакатов.

Эрик Булатов, будучи причастным к кругу нонконформистов, ощущал давление, оказываемое государственной властью как на искусство, в частности, так и на советское общество в целом. Вследствие этого одним из ведущих мотивов его живописи стала проблема свободы и несвободы, выраженная через визуальный образ [9].

Original size 1520x1200

Эрик Булатов, «Горизонт», 1971–1972 гг.

В диалоге со зрителем передать эту концепцию художнику удалось через раскрытие потенциальных пространственных возможностей плоской поверхности, введение в нее графических и текстовых элементов-символов, однозначно считываемых публикой.

Так, на полотне «Горизонт» излюбленный соцреалистический мотив светлого будущего перекрыт орденской лентой, идиллический пейзаж на картине «Русский XX век III» подобно тюремной решетке ограждают римские цифры, а слова «Слава КПСС» на одноименной работе становятся преградой к ясному небу.

Original size 2480x1229

Эрик Булатов, «Русский XX век III», 1998–1999 гг. // Эрик Булатов, «Слава КПСС», 1975–2005 гг.

Тем не менее, обращаясь к проблемам действительности, Булатов, в отличии от современных ему художников соц-арта, рассматривал социум не как единственную реальность, которая есть у человека, а как ограниченное пространство, границу которого для достижения подлинной свободы он и стремился переступить.

По словам Булатова, «свобода — это всегда некий вектор, направленный за пределы социального пространства. Не потому, что там что-то есть, а потому что есть надежда, что там что-то есть. Если одна нога стоит за пределами, значит, ей есть куда встать» [1].

Так, тематический фокус творчества Эрика Булатова направлен не только на обличение социалистических установок, узнаваемых зрителями по характерным времени символам и лозунгам, но и на более глубокие, личные размышления о сущности свободы и социального пространства.

В свою очередь работы стрит-художника Владимира Абиха, также отличимые особой текстоцентричностью, напрямую взаимодействуют с реальным пространством, порождающем возникновение социального подтекста.

Original size 1800x1200

Владимир Абих, «Навсегда», 2022 г.

В отличие от Эрика Булатова, самостоятельно определяющего, как будет выстроен контраст между текстом и изображенным за ним миром, Абих, выйдя за рамки художественного полотна, только лишь направляет взгляд зрителя на уже существующие фрагменты действительности.

На примере работы «Навсегда» видно, как ёмкое текстовое высказывание наполняет пространство множеством трактовок, а язык становится не только читаемым, но и субъектным.

0

Владимир Абих, «Надпись на экране», 2017 г. — серия работ

Многие работы Абиха становятся следствием рефлексии на современные социокультурные явления [3]. Так, в качестве одного из предметов таких размышлений следует выделить социальные сети, не только превратившие внимание зрителя в новую волюту, но и вобравшие в себя значительную часть нашей жизни, что, в свою очередь, подобно картинам Эрика Булатова, отражает тему свободы, но не в политическом, а в информационным контексте.

Обратившись к проектам «Надпись на экране» и «You are offline», видно, как художник в стремлении выстроить диалог со зрителем в рамках конкретной тематики стилизует текст и его обрамление под интернет-страницу, что непременно вызывает диссонанс между видимым и реальным.

Original size 1160x769

Владимир Абих, «You are offline», 2017 г.

Сам же Владимир Абих в своём творчестве выделяет три основные темы: язык, внимание и время [2]. Их абстрактное значение позволяет художнику не только переосмыслять социальные тенденции, цепляя зрителя насущными образами и смыслами, но и исследовать их собственное восприятие, транслируемое через искусство.

Original size 2480x1350

Эрик Булатов, «Точка», 2003–2005 гг. // Владимир Абих, «Что-то помимо», 2018 г.

Original size 1654x745

Владимир Абих, «Что-то помимо», 2018 г. — фрагмент

Говоря о более глубоком и даже несколько абстрактном содержательном начале в творчестве обоих художников, мне показалось интересным проведение параллели между работами «Точка» Эрика Булатова и «Что-то помимо» Владимира Абиха. Несмотря на различие медиумов, эти произведения в своей лаконичности демонстрируют зрителю концептуальную сторону их творчества, подтверждая, что «искусство — это всегда что-то помимо того, что мы видим».

Таким образом, в творчестве Эрика Булатова и Владимира Абиха можно выделить определенные содержательные черты, считываемые аудиторией ввиду узнаваемых ею контекстов.

С одной стороны, оба художника транслируют чуткое видение современных им социальных проблем, с другой — через их призму они стремятся осмыслить более личные переживания. Объединяющим же фактором творчества этих авторов оказывается стремление выразить диссонанс между реальностью и её художественной плоскостностью, что и является одним из факторов, побуждающих зрителя вступить в прямой диалог с произведением.

Глава 2. Выбор медиума

Помимо вовлеченности в контекст художественной работы, не менее важным составляющим в построении диалога между зрителем и конкретным произведением является медиум.

Поскольку сегодня это понятие остается предметом множества дискуссий, выделяющих в нём как материальное, так и метафорическое начало, в своём исследовании я в большей степени опиралась на то, какую трактовку медиуму давали сами художники.

Original size 1500x721

Эрик Булатов, «Черный вечер белый снег», 1999 г. // Эрик Булатов, «Откуда я знаю куда», 2009 г. — выставка «Живу — вижу» в ЦВЗ «Манеж», 2014 г.

В интервью Третьяковской галерее Эрик Булатов, рассуждая о том, чем он располагает и каким инструментом может пользоваться, пришел к заключению, что «единственное, что у него есть — это картина» [9].

Несмотря на строгое советские цензурирование, а также личный отказ художника участвовать в квартирных, бульдозерных и общественных выставках, свою основную деятельность Булатов посвятил исследованию холста как пространства, плоскостность которого можно переступить и погрузить в него зрителя. Сегодня именно галерейные экспозиции являются основным проводником в творчество художника.

Original size 1200x675

Эрик Булатов, «Лувр. Джоконда», 1997–1998 гг. — выставка к 90-летию Эрика Булатова в зале нижегородского Пакгауза, 2023 г.

В качестве наиболее репрезентативного примера, отражающего как стремление Булатова передать глубину картины, так и исключительность её существования только в выставочном пространстве, мною было выбрано полотно «Картина и зрители».

Original size 2048x1636

Эрик Булатов, «Картина и зрители», 2011–2013 гг.

Выстраивая основу работы на цитировании картины «Явление Христа народу» А. Иванова, Булатов заполняет передний план фигурами современных посетителей выставки, тем самым формируя «галерею пространств», создающую проход из мира реального в мир художественный, открытый для настоящих зрителей [10].

Original size 2480x1350

Эрик Булатов, «Картина и зрители», 2011–2013 гг. — выставка в Третьяковской галерее, 2017 г.

Можно сказать, что медиум в творчестве Эрика Булатова является законченной формой высказывания. Такое высказывание подразумевает конкретную перспективу диалога с аудиторией, выступающей соавтором в смысловом, но не выходящем за рамки выставочного пространства контексте.

Это суждение позволяет выявить отличительную черту между Эриком Булатовым и Владимиром Абихом, в свою очередь вступающем в контакт не только со зрителем, но и с непрестанно меняющимся городским ландшафтом.

Original size 1800x1200

Владимир Абих, «Раз и навсегда», 2019 г.

«В нем [уличном искусстве] важна работа с контекстом, и город рассматривается как медиум. И стрит-арт-произведение — это не просто слой краски на стене, но и все вокруг него» — Владимир Абих [4].

Original size 1600x549

Владимир Абих, «Показалось», 2020 г.

Так, утрата зависимости от постоянства конкретного пространства позволяет отнести творчество Владимира Абиха к категории «постмедиального медиума», определяемого как нечто «неочевидное, не явленное напрямую, что зачастую только предстоит открыть […] самому художнику, теоретику или внимательному зрителю — некоторая материально-теоретическая конструкция, знаковая система» [7].

Для наглядного сравнения деятельности художников через призму медиума мною были выделены картина Булатова «Не прислоняться» и проект Абиха «Между мирами».

Original size 2480x1350

Эрик Булатов, «Не прислоняться», 1982–1987 гг. // Владимир Абих, «Между мирами», 2017 г.

На первый взгляд, произведения кажутся идентичными по своей задумке: текст проникает в реальность, визуально ограждая её от зрителя. Однако, если в случае Булатова эта реальность кажется недосягаемой за счет соединения изначально плоского полотна пейзажа и нависших над ним букв, то в работе Абиха преграда становится материальна, а само слово подобно негативному фотоснимку, все же выводит зрителя в подлинный «мир».

Интересным пересечением в работах обоих художников мне показались экспериментальные попытки смены медиума — словно смены языка, на котором они обращаются к зрителю.

Original size 2480x800

Владимир Абих, «Образ-забор», 2018 г.

Так, Владимир Абих в проекте «Забор — образ» разделяет работу на две составные части, одна из которых, только оказавшись в выставочном зале, приобретает новое смысловое значение. Эрик Булатов, напротив, выйдя за стены галереи, переводит текст в формат крупномасштабной скульптуры, за счет чего создается ощущение действительного проникновения в работу. Сам же художник именует этот проект «не скульптурой, а картиной, но на новом этапе» [10].

Original size 1000x667

Эрик Булатов, «Всё не так страшно», 2019 г.

В творчестве Эрика Булатова и Владимира Абиха медиум, в который осознанно интегрируется задуманная концепция, является одним из ключевых инструментов, позволяющих напрямую обратится к зрителю.

Так, если в картинах Булатова он служит ограничителем внешнего пространства, позволяющем направить зрителя вглубь полотна, то в творчестве Абиха медиум напрямую зависит от того, что окружает работу, делая соавтором художественного проекта не только смотрящего, но и весь город.

Глава 3. Композиция

Определив пространственную специфику работ обоих авторов, не менее важным является выявление и анализ художественных приемов, позволяющих связать задуманную мысль с её визуальным воплощением и донесением до аудитории.

Так, первое, на что зритель обращает внимание, будь произведение на холсте или на многоэтажном здании, — это расположение и характер его главных объектов.

Original size 2480x1231

Эрик Булатов, «Тучи растут», 2007 г. // Владимир Абих, «Хоть на стену лезь», 2019 г.

Оба художника отдают предпочтение большим форматам изображений, зачастую именно текстовыми высказываниями заполняя значительную часть пространства. Однако, если в случае Абиха такое решение обусловлено необходимостью «быстрой коммуникации»: у зрителя-прохожего нет времени погружаться в детали, его должно цеплять заметное и ясное сообщение, то в работах Булатова такой подход продиктован переработкой временного контекста — подобно советским плакатам его крупные буквы моментально обращают на себя внимание [3].

Original size 3238x1213

Эрик Булатов, «ЖИВУ — ВИЖУ II», 1999 г. // Владимир Абих, «Покой вдали», 2023 г.

Вероятно, главную роль в композиции оба художника отводят работе с перспективой, в большинстве случаев уводящей зрителя вглубь художественного пространства. Отличает же их то, что Булатовым избирается единственный ракурс на его картину, в то время как Абих, адаптируя композицию под уличное пространство, должен предугадать, будет ли работа иметь законченный вид с разных точек зрения.

«… в картине должна быть построена общепространственная конструкция, но для этого никаких инженерных расчетов не требуется. Есть размер холста, у него есть диагонали, центр, середина, этого достаточно. Тут должен глаз показать, не голова …» — Эрик Булатов [10].

Original size 3238x1213

Эрик Булатов, «Живу дальше», 2008 г. // Владимир Абих, «Россия сама по себе арт-объект», 2019 г.

Интересно также стремление обоих художников геометрически рационализировать пространство, выстроить для него сетку, четко ограждающую каждый фрагмент изображения.

Original size 2480x1350

Эрик Булатов, «Лыжник», 1971–1974 гг. // Эрик Булатов, «Небо за решёткой», 2000 гг. // Владимир Абих, «Филворд», 2021 г.

Подводя итог, можно заметить, что для вступления в диалог-отношение произведения и зрителя, композиционные приемы обоих художников схожи в своей конструктивной сущности. Отличием же является дальнейший процесс диалогического действия: если у Булатова он раскрывается в исследовании глубины на плоскости, то у Абиха рождает собой новое качество художественной коммуникации, продиктованное сменой ракурса в реальном уличном пространстве.

Глава 4. Колорит

Говоря о художественных приемах, нельзя обойти анализ цветовой палитры, к которой обращаются авторы, поскольку зачастую именно цвет придает работам особое «звучание», не только видимое, но даже слышимое зрителем.

Original size 2480x1350

Эрик Булатов, «Опасно», 1972–1973 гг.

Не раз отметив, что формирование художественного языка Эрика Булатова проходило в советский период, можно выявить, как тенденции главенствующего социалистического стиля, а также бесчисленные агитационные плакаты повлияли на колорит художника.

Так, яркий красный цвет, десятилетиями являющийся мощным средством пропаганды, активно воздействуя на зрителя, в работах Булатова оказался инструментом иронии над несостоявшимся политическим строем.

Original size 1660x1584

Эрик Булатов, «Перестройка», 1989 г.

«Когда же социалистическая эпоха ушла в небытие, то пролетарский красный цвет стал всего лишь отблеском вечернего заката» [6]. Так, красный цвет, и после распада союза продолжив фигурировать в работах Булатова, сегодня выполняет основную функцию художественного диалога — рождение нового смысла из авторской переработки прошлого и наложения на нее персонального контекста зрителями настоящего.

Original size 2444x2096

Эрик Булатов, «Прыжок», 1994 г.

В творчестве же Абиха цвет также обусловлен социокультурным контекстом, однако формируется он не под влиянием политического строя, а в силу глобальной компьютеризации общества: белый и голубой — подражают свету от экрана монитора, черный — стандартному тексту новостей или субтитров.

Original size 2480x1350

Владимир Абих, «Срочные новости», 2021 г. — фрагмент

Мною также было замечено, что Абих, по сравнению с Булатовым, обращается к более лаконичной палитре, что с одной стороны, можно трактовать как следование современному тренду на однотонные, приглушенные цвета, с другой — стремление сделать работу, тонально вписывающуюся в городское пространство.

Original size 2067x1203

Эрик Булатов, «Свобода есть свобода II», 2000–2001 гг. // Владимир Абих, «Используй силу», 2015 г.

Тем не менее в палитре художников можно заметить и сходственный мотив: в приведенном сравнении яркие белые и синие тона, контрастирующие с черными силуэтами букв, указывают зрителю на конкретные истины. Если Булатов подразумевает подлинную свободу «как прорыв сквозь фальшивые лозунги», то Абих говорит о роли настоящей силы, отрицающей использование оружия [11].

Таким образом, цвет в работах художников является не столько средством достижения конкретной эмоциональной окраски, сколько идентификатором социокультурных тенденций, характерных для определенного временного контекста.

Глава 5. Текст

Вероятно, анализируя творчество Эрика Булатова и Владимира Абиха с точки зрения диалога со зрителем, не возникает более быстрой ассоциации, чем визуальный образ конкретного текстового высказывания.

Действительно, текстоцентричность является одним из ключевых акцентов творчества художников. Более того, подход к тексту также оказывается первой фазой выстраивания художественной коммуникации, на которой диалог существует пока только между автором и работой. Но именно автор определяет, как впоследствии через текст этот диалог сложится напрямую со зрителем [8].

Original size 1020x765

Владимир Абих, «Мы — буквы, с нами текст», 2021 г.

Главное сходство текста в работах Булатова и Абиха — его выразительная субъектность. Кажется, что на полотнах Булатова слову нужно только придать необходимое направление, и оно само станет материальным объектом. Так случается и в работах Абиха, где буквы словно сами контактируют с внешним миром.

Original size 2480x1226

Эрик Булатов, «Вода текла», 2001 г. // Владимир Абих, «Будет видно», 2022 г.

Интересен также подход к выбору шрифтов. Для Булатова шрифт, как замечает сам художник, выработался под влиянием плакатов и объявлений «сам собой», выполняя лишь задачу быть лёгким и читаемым [10]. Абих же, заметив, как неаккуратные надписи и граффити перестали казаться чем-то необычным, намеренно достигает сюрреалистичного эффекта от использования выверенного компьютерного текста на реальных объектах [2].

Original size 1600x875

Владимир Абих, «Субтитры», 2021 г.

Можно сделать вывод, что оба художника в обращении с текстом большое внимание уделяют его формальным качествам. Однако это не исключает того факта, что точно продуманная форма, заключающая в себе абстрактное понятие или ёмкое выражение, моделирует многогранные смысловые значения, рождающиеся в коммуникации с полотном, городом и, в первую очередь, зрителем.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать о безусловном наличии ряда как содержательных, так и формально-художественных черт, характеризующих особый подход Эрика Булатова и Владимира Абиха к выстраиванию диалога со зрителем.

Несмотря на различие медиумов, которые избрали для себя художники (а именно подвластную единственной точке зрения картинную плоскость и непостоянное, вечно меняющееся пространство улиц), им в равной мере удается не только поддерживать, но и развивать живую коммуникацию с аудиторией.

Немалую роль в выстраивании такой коммуникации играют временные и социокультурные контексты, обрамляемые текстоцентричным художественным подходом обоих авторов. Так, для Эрика Булатова ключевой тематикой, порожденной влиянием жизни в социалистическом обществе, оказался вопрос свободы, решаемый через противостояние иллюзорной глубины и ограждающей её плоскости картинного пространства.

Для Абиха же мотивами творчества стали, с одной стороны, попытки осмысления диссонанса компьютеризованного и реального мира, с другой — размышления на темы языка, внимания и времени, концептуально преображенные в художественные образы или в большинстве случаев ёмкие слова и выражения.

Для обоих художников сходными оказались как акцент на текстовую субъектность, так и многие композиционные приемы, в частности, ярко выраженная перспектива, уводящая зрителя вглубь работы. Отличием же стала цветовая палитра, обусловленная не столько настроенческим, сколько культурным контекстом произведений.

Таким образом, Эрик Булатов и Владимир Абих, несмотря на принадлежность к взаимосвязанным, но все же разным временным эпохам, через своё творчество становятся медиаторами между концептуальным, социокультурным высказыванием и зрителем, открывающем в нём новые смыслы.

Bibliography
Show
1.

Булатов Э. В. Главная задача искусства — это свобода // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. № 4. С. 180–193.

2.

Владимир Абих — Интеллектуальный стрит-артист // Сайт YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Mlw93QdgxIM&t=31s (дата обращения: 05.05.2025).

3.

Владимир Абих // Сайт ST.ART [Электронный ресурс]. URL: https://saint-art.net/vladimir-abih/ (дата обращения: 11.05.2025).

4.

Владимир Абих развенчивает мифы об уличном искусстве // Сайт Журнал Правила жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravilamag.ru/entertainment/728453-vladimir-abih-razvenchivaet-mify-ob-ulichnom-iskusstve/ (дата обращения: 25.04.2025).

5.

Жевак А. И. Социокультурные тенденции развития современного искусства // Теория и практика общественного развития, 2013. № 1. С. 40–43.

6.

Красные люди, голубое небо // Сайт Стенгазета [Электронный ресурс]. URL: https://stengazeta.net/?p=10002059 (дата обращения: 11.05.2025).

7.

Медиум как метафора // Сайт HSE University Art and Design [Электронный ресурс]. URL: https://design.hse.ru/news/3770 (дата обращения: 29.04.2025).

8.

Тарасова М. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства. — Litres, 2022.

9.

ЭРИК БУЛАТОВ / Документальный сериал «Художник говорит» // Сайт Культура.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/live/movies/8446/erik-bulatov-dokumentalnyi-serial-khudozhnik-govorit (дата обращения: 11.05.2025).

10.

Эрик Булатов: «Дверь в будущее открыта для всех» // Сайт Forbes [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/390519-erik-bulatov-dver-v-budushchee-otkryta-dlya-vseh (дата обращения: 02.05.2025).

11.

Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать» // Сайт НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/communication/167545930.html (дата обращения: 17.05.2025).

Image sources
Show
1.

Пакгауз почета // Сайт Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6365309 (дата обращения: 07.05.2025).

2.

Проекты // Сайт Abikh.art [Электронный ресурс]. URL: https://abikh.art/projects (дата обращения: 01.05.2025).

3.

Феномен Булатова. Как делать живопись при помощи слов // Сайт Aroundart [Электронный ресурс]. URL: https://aroundart.org/2014/10/07/fenomen-bulatova/ (дата обращения: 07.05.2025).

4.

Художник: Булатов Эрик Владимирович // Сайт ARTinvestment.RU [Электронный ресурс]. URL: https://ftp.artinvestment.ru/auctions/7995/records.html?work_id=1093160 (дата обращения: 17.05.2025).

5.

Художник: Булатов Эрик Владимирович // Сайт ARTinvestment.RU [Электронный ресурс]. URL: https://artinvestment.ru/auctions/7995/records.html?work_id=267530 (дата обращения: 17.05.2025).

6.

Эрик Булатов // Сайт Pop/off/art gallery [Электронный ресурс]. URL: https://www.popoffart.com/artists/erik-bulatov (дата обращения: 10.05.2025).

7.

Эрик Булатов: свобода в жизни и искусстве // Сайт Interior+design [Электронный ресурс]. URL: https://www.interior.ru/art/16581-erik-bulatov-svoboda-v-zhizni-i-iskusstve.html (дата обращения: 06.05.2025).

Диалог со зрителем: сравнение творчества Эрика Булатова и Владимира Абиха
15
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more