Original size 1140x1600

Российская иллюстрация XXI века. «Московские художники книги — детям»

PROTECT STATUS: not protected
49

В 2021 году впервые в России состоялся Всемирный конгресс Международного совета по детской книге (IBBY), проходящий в разных странах с 1953-го. К этому событию была приурочена выставка «Московские художники книги — детям», ставшая настоящим исследованием современной истории российской иллюстрации — от больших издательских проектов до дипломных работ. Рассказываем о нескольких ключевых работах, представленных на выставке.

В экспозиции выставки «Московские художники книги — детям» было собрано более 400 работ, каждая из которых заслуживает большой аннотации и отдельного разговора. Благодаря этому проекту появилась возможность увидеть в оригинале многие из тех иллюстраций, о которых шла речь на выступлениях и круглых столах конгресса, и которые были отмечены жюри IBBY.

Так, большой удачей было включение в экспозицию иллюстраций Ольги Мониной к книге Самуила Маршака «Легенды старой Англии» (2019, бумага, гуашь, тушь), за которую художник был удостоен чести быть награжденным дипломом и был включен от России в Почетный список Международного совета по детской книге (объявленный на Болонской книжной ярмарке детской литературы). Озорные шмутцтитулы, полосные и разворотные иллюстрации, исполненные гротеска и искрометного юмора, представляют не только в деталях продуманный книжный ансамбль, но и увлекательную страноведческую игру в добрый и старый мир, где среди виньеток, свитков, дам и рыцарей, монахов и бестиарных персонажей происходят истинные чудеса.

big
Original size 930x621

Фрагмент авторской книги Виктории Фоминой «Пушинка» (2020, бумага, смешанная техника)

Тема добрых волшебников, невероятных приключений и визионерских встреч прослеживается и во многих инициативных циклах иллюстраций, которых на выставке было представлено довольно много. Обращение художников к авторским книгам или графическим романам, сочиненным самими иллюстраторами, само по себе знаковое явление. Такие разработки восполняют недостаток отечественно контента по производству не адаптированной, не кириллизованной, а оригинальной и самостоятельной российской книги, способной живо и увлекательно представить как детскую, так и самую серьезную русскую и зарубежную литературу. Художники своими силами и независимыми проектами пытаются преодолеть эту пугающую издательскую тенденцию — работать только с апробированным материалом.

Original size 930x598

Иллюстрация Марии Пчелинцевой к книге «Колыбельные» в обработке Андрея Мороза (2020, бумага, гуашь, карандаш)

Подобными смелыми разработками они пытаются убедить издательский мир в том, что оригинальные, «не калькированные» книги, не заимствованные из зарубежных издательских портфелей, а «здесь и сейчас» придуманные русскими художниками и разработанные во всех деталях — от выбора макета и шрифтовых сочетаний или рукописного леттеринга — до всех нюансов иллюстрирования, могут быть еще интереснее и убедительнее, нежели уже привычные и хорошо знакомые на языке оригинала западные образцы. Здесь речь вновь может идти о реальных, а не просто декларированных мерах со стороны государства по поддержке и продвижению чтения и развитию отечественного книгоиздания, об издательских грантах и налоговых льготах, но пока хочется просто поблагодарить художников за то, что они делают что могут и не сдаются во всех этих сложных, порою трагичных и не содействующих свободному творчеству обстоятельствах.

Российская иллюстрация XXI века. «Московские художники книги — детям»
49
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more