
Концепция исследования:
Древнеегипетская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового искусства и архитектуры. Известные монументальные строения: пирамиды, храмы, гробницы, не только служили культовым и погребальным целям, но и отражали глубокие религиозные и социальные идеи древнего общества. Пирамиды, в частности, стали символом могущества фараонов и их стремления к бессмертию.
Она отличается строгостью форм, симметрией и гармонией. А храмы древнего Египта не только отражают культурные и духовные ценности своего времени, но и обогащают мировую архитектурную традицию. Они служили образцом для многих культур в течение веков и продолжает вдохновлять современных архитекторов, исследователей и художников.

Иероглифы на храме Ком Омбо
Жаннере Шарль Эдуард известный под псевдонимом Ле Корбюзье — архитектор, чьи труды также оказали значительное влияние на развитие европейской культуры 20-го века и продолжают играть свою роль в формировании тенденций настоящего времени. Он одним из первых стал использовать в работах простые геометрические формы, бетон, стекло и пастельные цвета.
Акцент Ле Корбюзье делает на приобретении максимальной функциональности и поиске новых решений для связи интерьера и экстерьера, формулируя эти идеи через совокупность пяти основных принципов, впервые опубликованных в французском журнале «L’Esprit Nouveau» в статье под названием «Пять отправных точек архитектуры».


Обложка журнала L’Esprit Nouveau\
Я обратила внимание отражение некоторых принципов и стилистических решений Ле Корбюзье в архитектуре древнеегипетских храмов и проанализировала корреляцию. Исследование позволяет выявить влияние различных исторических и культурных контекстов в архитектуре и предположить, как прошлое может формировать современные архитектурные практики
При подборе фотографий, прежде всего, я учитывала историческое значение изображений, представляя ключевые работы обеих архитектурных традиций. Для анализа были подобраны изображения, позволяющие провести визуальные параллели между двумя стилями.
Подбирая текстовые источники я обращала внимание на их актуальность и современность. Важную роль в установлении научной базы исследования играют статьи. Представляя собой наиболее формализованный и систематизированный жанр, статьи часто содержат результаты оригинальных исследований и глубокий анализ с опорой на теоретические концепции, а также строгую методологию, релевантные для исследовательского проекта
Для удобства чтения визуальное исследование разделено на несколько частей, в зависимости от рассматриваемых архитектурных принципов.
Простые геометричные формы в основе
Большинство Древнеегипетских храмов, имеют в плане прямоугольную форму. Они величественны и незыблемы в своей устойчивости.
В творчестве Ле Корбюзье, появляется очень похожая, основательная, почти монолитная простота формы


Храмовый комплекс Амона-Ра в Карнаке и вилла Жаннере-Перре, Ла Шо-де-Фон в Швейцарии


Пирамида Хефрена и «забытый» стадион в Багдаде, Ирак


Храм Тутмоса III в Луксоре и вилла Савой во Франции
Плоские крыши, крыши-террасы
Один из архитектурных принципов Ле Корбюзье — крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
Терраса на крыше дома в поселке Фрюже во Франции
Древнеегипетские храмы часто имели плоские каменные крыши. На таких крышах устраивались специальные площадки-платформы для храмовых представлений, получивших распространение в эллинистическую эпоху. На крышах в храме Дендере и в храме Эдфу, например, разыгрывались мистерии в масках
Фотографии с крыши храма Богини Хатхор в Дендере


Вилла Савой и вид на крышу центрального здания храма Богини Хатхор в Дендере
Прямые линии
Линии граней Египетских храмов строгие и устремленные ввысь, а квадратное основание колонн состоит из прямых, четко выверенных линий.
Начиная с проекта водонапорной башни в Podensac, во Франции в стиле Ле Корбюзье появляется очень похожая строгость и направленность прямых линий.


Водонапорная башня во Франции и храм Тутмоса III


Ворота Птолемея III, вход в Храм Хонсу в Карнаке и дом Армии Спасения в Париже
Синтез искусств
Древний Египет — одна из первых цивилизаций в истории человечества, продемонстрировавших феномен синтеза искусств во всех его возможностях. Самые лучшие, показательные памятники древнеегипетского искусства — результат продуманного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Большие изобразительные циклы, украшавшие стены храмов, гробниц, дворцов. Их целью было не создание самостоятельного художественного образа, а раскрытие, дополнение и конкретизация образа произведения архитектуры.
Поминальный храм Аменхотепа III


Деталь стены Аменхотепа III после консервации и руины с рельефом
Храм Эдфу и в Дендере
Ле Корбюзье в своих архитектурных проектах признаёт автономность других направлений искусства, но также обращается к художественным и даже музыкальным образам в качестве основы для некоторых концептов
Дом культуры Фирмини во Франции


Колледж искусств и Архитектурный колледж в Чандигархе в Индии
Дворец Ассамблей в Индии
Колонны
Всю тяжесть каменных крыш Древнеегипетских храмов держали колонны и перекинутые через них каменные балки-архитравы.
Храм Хатшепсут
Свободно стоящие колонны с армированными балками каркаса в архитектуре Ле Корбюзье также принимали на себя основную нагрузку, позволяя при необходимости, избавиться от несущих стен, максимально расширяя внутреннее пространство




Дом доктора Куручет, La Plata в Аргентине


Храм Ком Омбо и дворец Ассамблей


Дом Центросоюза в Москве и храм Хатхор в Дендере


Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт и поминальный храм Сети I
Заключение:
Связь между архитектурой Ле Корбюзье и древнеегипетскими храмовыми комплексами позволяет увидеть, как элементы прошлого могут быть переосмыслены в контексте современности. Эта связь также подчеркивает, что архитектура — это не только последовательность форм, но и отражение культурного контекста, традиций и ценностей.
«О социальной структуре общества древнего Египта» — Эрлих В. А.
«Древнеегипетский храм» — Х. А. Кинк
«О некоторых идеологических особенностях древнеегипетской дворцовой архитектуры» — Р. А. Орехов
«Человек, животный мир, их взаимосвязь и эволюция в теоретическом творчестве Ле Корбюзье» — М. И. Троицкая
«О некоторых закономерностях пропорционально-размерной структуры пирамиды Хефрена» — Шаталов А.А.
«Образ линии „порядка“ в архитектуре древнего Египта» — Г. Ю. Османкина
«Фактор памяти в творчестве архитекторов: Ле Корбюзье и Луис Кан» — Д. В. Бакшутова
«Архитектура древнего Египта. (конспект лекций по курсу „Всеобщая история искусств“ для специальности: „Музейное дело и охрана историко-культурного наследия“)» — Томашева И. Г.
«Модулор-1» — Ле Корбюзье