№FL 86370002
FILIPPO LIPPI
brnd.ru

Портрет, приписываемый Филиппо Липпи  — одно из ранних свидетельств ренессансного интереса к индивидуальности и эстетике женской красоты в Италии. «Портрет девушки в профиль» сочетает черты готического идеала и новой гуманистической чувствительности: сдержанный профиль, стилизованный жест, глубина живописного «картина», присутствие архитектурного фона. Образ женщины превращен в икону добродетели, статуса и гармонии — но внутри этой застывшей тишины, в которой пребывает женщина, звучит зов времени, начинающего смотреть на личность, а личность при этом размышляет о себе.

Филиппо Липпи, флорентийский художник и монах, был учеником Мазаччо и наставником Боттичелли. Его «Портрет девушки в профиль» (возможно, изображает Лукрецию Бутти, возлюбленную художника) — один из первых примеров итальянского парадного женского портрета, отражающего переход от средневековой условности к ренессансной индивидуализации. Точная дата неизвестна, но работа, вероятно, выполнена около 1445 года, в период зрелого кватроченто.

Девушка изображена в идеализированном профильном ракурсе — в соответствии с традицией античных медалей и эстетикой придворной культуры. Высокий лоб, тонкая линия носа, благородный постав длинной шеи — все подчеркивает не реальный портрет, а воплощенный идеал добродетели, красоты и чистоты. Пастельные тона кожи, уходящие в белизну, замысловатая прическа с лентой жемчугов, полупрозрачная фата, зеленое платье с широкими рукавами и жест руки к груди создают символический образ целомудрия, скромности и тихого богатства.

Фоном становится окно с подоконником, за которым простирается почти эфемерный пейзаж с сизыми деревьями в дымке и безмятежной водной гладью. Именно пейзаж добавляет глубину и пространственность в композиции — ранние приемы перспективы. Глубина окна символизирует глубину души. Отражение архитектуры эпохи Ренессанса делает фигуру частью мироустройство и героиней исторического контекста.

Работа Липпи лежит на стыке традиций: она сохраняет иконографический профиль, но насыщена телесностью, чувственным вниманием к деталям, спокойным ритмом плавных линий. Это женский образ, еще не наделенный психологической индивидуальностью, но уже говорящий о ней. В нем присутствует предвосхищение портретного жанра будущих десятилетий.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more