

Ровина Каи, серия иллюстраций: «Колдун», «Ведьма», «Королева», «Герой». 2023
Рубрикатор
1. Концепция 2. Становление стиля 3. Больше цвета 4. Белые объекты 5. Возведение штриха в абсолют 6. Контрформа 7. Смешение 8. Добавление текстур 9. Градиенты и глубина 10. Фон-контрформа 11. Усложнение и детализация 12. Заключение 13. Библиография 14. Источники изображений
Концепция
Ровина Каи — иллюстратор направления фэнтези из Мельбурна, Австралии. Художница соединяет в своих работах изящность, динамику, лёгкость, и одновременно мрачность, таинственность и чувство подступающей опасности. Её работы легко можно отличить по своеобразному штриховому стилю рисунка.
По словам Ровины Каи, ей нравится опираться на собственный опыт при создании иллюстраций. Когда она берётся за разработку образов, то думает об эмоциях, которые нужно показать в данной работе. Также её может вдохновить что-то изве: это может быть мелодия, поход в музей или выставку.
Такой характер иллюстрации заинтересовал многих заказчиков, включая The Folio Society, Riot Games, Tor.com, DC Comics, Hasbro. Также Ровина была признана Обществом иллюстраторов, Spectrum Fantastic Art и Советом по детской книге Австралии.
Именно оригинальный и узнаваемый стиль иллюстратора подтолкнул меня к подробному рассмотрению её работ. Завораживающие, интригующие, не дающие прямого ответа рисунки Ровины Каи с легкостью зарождают интерес к сюжету книги или рисунка. Рассматривая работы иллюстратора, у меня возникли вопросы — как иллюстратор рос в своём стиле создания работ? Это и стало отправной точкой моего анализа.
Я выбрала эту тему для визуального исследования, чтобы изучить, как варьируется и эволюционирует стиль иллюстратора, какие новые решения появляются в работах на примере рисунков Ровины Каи.
В данном исследовании я бы хотела отследить, как развивается и меняется стиль Ровины с течением времени, какие постоянные и переменные приёмы использует иллюстратор. Также я подробнее изучу возможности и смыслы штриховки в её работах и как этот приём сочетается в другими визуальными решениями.
Объектами моего анализа стали серии книжных иллюстраций и обложки книг, а также личные работы из публикаций в портфолио художницы. Важно отметить, что я отобрала и разместила работы, в которых постепенно появляются новые, ранее неиспользованные иллюстратором визуальные приёмы.
Структура данного визуального исследования сформирована исходя из поставленных целей, а значит изобразительный материал будет показан в хронологическом порядке и разделён в соответствии с появлением нового решения в циклах иллюстраций и самостоятельных работах.
В помощь анализу иллюстраций я изучила текстовые материалы, которые состоят из теоретических материалов, записей в социальных сетях иллюстратора, её интервью и статьи, публикации с ревью её работ и другие источники, которые помогли мне узнать контекст её работ и погрузиться в тему визуального исследования.
Становление стиля
Ровина Каи, серия скетчей из Исландии, 2012: 1. Тролли, 2. Ти́нгведлир, 3. Дорога кита, 4. Вороны
Рассматривая одни из первых опубликованных работ Ровины Каи — скетчи из Исландии, созданные в 2012 году — первое, что бросается в глаза — её фирменный штриховой стиль, а также мистические сюжеты её иллюстраций. «Я часто вдохновляюсь прошлым: от мифов и сказок до готических романов. Эти истории откликаются во мне, потому что они привносят немного волшебства и чуда в реальность»[1] — так Ровина комментирует свои работы.
Мы видим, как иллюстрации наполнены деталями. По содержанию иллюстрации довольно прямые — мы будто наблюдаем за происходящей картиной.
Штрихи на работах играют разную роль, например, в «Троллях» они подчеркивают текстуру и форму скалы и берега, в «Ките» — усиливают контраст работы, указывая форму и изгиб волны. А в «Воронах» мы видим, как штрихи показывают дуновения ветра, тем самым создавая легкость и динамику иллюстрации. Важно отметить этот приём и его смысл, так как он будет раскрываться в иллюстрациях к книге «Грозовой перевал».
По настроению работы можно отметить как умиротворённые и спокойные, хотя в иллюстрациях чувствуется дух загадки и мистики.
Ровина Каи, иллюстрация «Холодный ветер», 2014
В иллюстрации «Холодный ветер» штрихи уже не являются фоновым решением, а появляются исключительно в виде текстуры меха. Но, тем не менее, здесь мы можем наблюдать палитру холодных оттенков — такое цветовое решение будет частыми приёмом в работах Ровины Каи.
За счет цвета, работы формы и контрформы создаётся наибольший контраст, что добавляет иллюстрации с магическим сюжетом мрачный подтекст, а расположение и форма персонажа создают динамику. С точки зрения содержания иллюстратор выбирает такой угол отображения персонажа, благодаря которому мы можем почувствовать его силу и решительность.
Ровина Каи, иллюстрации «Язык цветов»: часть I, часть II, 2014
В работах «Языки цветов» штрихи более выражены и являются неотъемлемой частью текстур и фона, создавая ощущение левитации и динамики, которое прослеживалось в работе «Вороны».
Цветовая гамма остается малоконтрастной, однако появляются тёплые оттенки, коррелируя со смыслом иллюстраций: «Язык цветов — это практика, которую часто использовали в викторианскую эпоху. Цветы в разных сочетаниях и композициях использовались для символической передачи посланий, часто романтических, которые в ту эпоху было бы неприемлемо выражать открыто»[1].
Таким образом, художница раскрывает смысл иллюстраций, прибегая к новому приёму — символизму.
Ровина Каи, серия иллюстраций к книге «Грозовой перевал», 2014
В цикле иллюстрациях к книге «Грозовой перевал» в полную силу раскрывается изящная штриховая стилизация, холодные оттенки и загадочный символизм.
Штрихи часто играют роль не просто фоновой текстуры. Линии будто образуют нового героя — ветер — который постоянно сопровождает места действий сюжета. Извилистые линии создают хаотичную динамику, которая вселяет чувство тревоги и непредсказуемости. Также стоит отметить, что внутри статичной композиции штрихи создают легкий хаос, благодаря чему мы можем уловить, как начинает рушиться устоявшийся порядок вещей.
«Я люблю создавать иллюстрации, которые вызывают ощущение интриги; изображения, которые заставят вас присмотреться и захотеть узнать историю, которая стоит за ними»[1] — именно так можно охарактеризовать работы Ровины.
Ровина Каи, серия иллюстраций к книге «Грозовой перевал», 2014
В образной системе данного цикла иллюстраций можно уследить двоение, противопоставление объектов — так автор или подчёркивает противоположность главных героев, или показывает изменения героя со временем, или раскрывает связь между реальными миром и загробным. В центре внимания — люди и их эмоции, контекст которых часто мрачен и трагичен.
К данной серии работ подходит комментарии Ровины о подходе к созданию иллюстраций. «Мне нравится создать что-то красивое, где кроется небольшая опасность»[4], — говорит она. «Найти правильный баланс между мрачным и прекрасным непросто, но когда это работает, получается что-то неожиданное, что вызывает у зрителей желание присмотреться поближе»[4].
Больше цвета
В цикле иллюстрациях к книге «Тинтиннабула» сложно не заметить новое решение Ровины — тёплую цветовую палитру. С этого момента в её работах будут появляться эксперименты с тёплыми и холодными оттенками. Также появляются желтоватые градиенты в роли солнечного света, которые накладываются поверх изображения и золотистые штрихи на освещаемых объектах. Всё вместе задаёт живой тон повествованию.
Также можно наблюдать, как много пространства иллюстратор уделяет месту событий — в этих работах важное место занимают пейзажи и отображение природы вокруг персонажей. Это подчёркивает дух путешествий, поиск нового и разницу между маленьким странником и большим миром.
Ровина Каи, иллюстрации к книге «Тинтиннабула», 2016
Штриховка тут заметно работает на текстуре окружающего мира, добавляя детализацию, динамику. В зависимости от места, в котором пребывает героиня, Ровина подчеркивает силу и непокорность мироздания заброшенных земель или спокойствие и умиротворённость природных пейзажей волшебного мира.
Также мы можем увидеть новые белые объекты — это летящие птицы и призрак главного героя. На фоне мелкий частых штрихов сплошные белые объекты сильно выделяются, привлекая к себе особое внимание. Данная серия работ одна из первых, где Ровина применяет этот приём, который в последствии будет частым спутником её иллюстраций.
Образная система этой книги строится на основе противопоставления маленького героя и просторного мира вокруг. Также Ровина подчёркивает состояние и мысли героя за счёт белого цвета.
Белые объекты
1. Ровина Каи, иллюстрация «Вечерняя прогулка», 2017
2. Ровина Каи, иллюстрация без названия, 2018
В работах этого раздела Ровина продолжает экспериментировать с белыми объектами, наделяя их разными смыслами.
В иллюстрации «Вечерняя прогулка» белым обозначены главные герои-призраки, они играют роль визуальной доминанты за счёт контраста размеров и цвета.
В безымянной иллюстрации 2018 года белые зубы также привлекают к себе внимание, пугая наблюдателя. Также это одна из первых работ, где автор применяет другой яркий цвет — красный — в дополнение к белому. В следующих работах Ровина будет больше экспериментировать с яркими цветами.
Ровина Каи, иллюстрация «Отпечатки», 2019
В работе «Отпечатки» белым отображён кораблик, который так же притягивает к себе внимание, но не смотря на это здесь он не главный герой, а скорее важный символ в иллюстрации. В отличии от работы «Вечерняя прогулка» тут корабль визуально полностью отделяется от всей работы, подчёркивая свою чужеродность и то, что он не принадлежит к реальному миру.
Не смотря на то, что белые объекты несут разный смысл в разных иллюстрациях, мы можем выделить общую роль — белые образы не принадлежат реальному миру героев. Они выступают в роли мистических образов и видений, что отлично выходит за счёт контраста цвета и сплошной белой заливки форм. Если раньше неуловимость и загадку иллюстрациям усиливали штрихи, то в трёх иллюстрациях, показанных выше, внимание на себя забирают яркие «потусторонние» белые формы, что можно назвать новым приёмом в содержании и образности рисунков.
Возведение штриха в абсолют
1. Ровина Каи, обложка к книге «И небом нам был океан», 2018
2. Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Мы видим, как на обложке к книге «И небом нам был океан» Ровина продолжает использовать белый и красный для создания драматичности иллюстрации.
Тем не менее, в цикле иллюстраций к этой книге Ровина раскрывает возможности другого решения — она возводит штриховой стиль в абсолют, делая главным стилистическим решением.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
В сериях иллюстраций к книге «И небом нам был океан» Ровина используют штриховку как один из основных приёмов. Изящные линии отлично выделяются за счёт небольшого количества объектов и большого количества воздуха вокруг них, а также за счёт цветового решения исключительно в малоконтрастных серых и голубоватых тонах.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
За счёт длинных линий, которые тянутся на всю иллюстрацию и играют роль направляющих для взгляда, создаётся невероятное движение внутри работы. Такие линии отлично вписываются в контекст — они могут быть текстурами кита, беспощадными волнами, сбивающие с ног, стремительными манёврами в воде.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Ровина Каи, иллюстрация к книге «И небом нам был океан», 2018
Система образов выстаивается благодаря линиям, которые добавляют динамику в асимметричную композицию, усиливая дисбаланс. Также на некоторых иллюстрациях помогает сбитая линия горизонта, которая отображает напряжение и шторм.
Таким образом, в данной серии работ штриховая стилизация раскрывается в полную силу, помогая передать историю, у которой нет пути назад.
Контрформа
1. Ровина Каи, иллюстрация «Королева пепла», 2019
2. Ровина Каи, иллюстрация к книге «Как король Эльфхейма научился ненавидеть истории», 2020
После использования белых объектов Ровина Каи решила развить это решение, начав эксперименты белого цвета в роли контрформ. Об этом она пишет в социальной сети, публикуя работу «Королева пепла».
Иллюстратор начинает создавать работы, где контрформа не просто пустое пространство, но и скрытый образ. Например, в иллюстрации «Королева пепла» она делает контформу в силуэте дракона. Это усиливает контрастность работы, а штриховое наполнение придаёт динамику, отображаясь в ветре, текстурах обломках и дыме.
Ровина Каи, иллюстрация «Поместье Айвивуд», 2019
Если раньше белые объекты выступали в качестве потусторонних образов, то теперь, за счёт размера, наличия внутри штриховых элементов и однородного фона белая контрформа является неотъемлемой частью сюжета «в мире живых».
Например, в «Поместье Айвивуд» и иллюстрации к книге «Как король Эльфхейма научился ненавидеть истории», контформа прямо выступает как одеяние персонажей, контрастно подчеркивая главных героев.
В целом, если посмотреть на три работы выше, можно увидеть, как усиливается символизм и как увеличивается количество метафор в иллюстрации. Она становится более сложной по смыслу, более интересной для рассмотрения, и это происходит в том числе благодаря использованию контрформы.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Седьмой ворон», 2021
В пример к использованию контрформ также можно привести цикл иллюстраций к книге «Седьмой ворон».
В первой из серии иллюстраций контрформа показана в силуэте рук. За счёт однородного фона они кажутся частью мира, поэтому естественно встраиваются в композицию. Помимо рук, в иллюстрациях нас сопровождают мелкие глаза воронов, которые кажутся менее реальными и более относящимися к потустороннему миру. Глаза незаметно следят за нами и придают ощущение опасности и дискомфорта.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Седьмой ворон», 2021
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Седьмой ворон», 2021
В двух иллюстрациях выше сплошная контформа выглядит более инородно, так как рисунки заполнены штрихами. Здесь белые объекты выступают в роли скрытых образов, добавляя в работы загадку и мистику.
Таким образом, в зависимости от контекста, контформы могут принимать разные смыслы и роли. Тем не менее, они хорошо вписываются в общий штриховой стиль, усиливая контраст иллюстрации.
Смешение
В данном разделе я рассматриваю серию иллюстраций к книге «Ветер сквозь стену» и назвала этот раздел «Смешение», так как в этих работах автор экспериментирует с многими разными приёмами, смешивания привычные решения с новыми.
1. Ровина Каи, обложка к книге «Ветер сквозь стену», 2019
2. Ровина Каи, иллюстрация к книге «Ветер сквозь стену», 2019
Например, сразу бросаются в глаза яркие неоновые цвета. Они появляются на однородных объектах, из-за чего в контексте штрихов выглядят нестандартно и инородно. Заметно, как неоновые цвета смотрятся чужими на фоне холодных серых оттенков.
Также появляются жёлтые обрамляющие элементы, например, в обложке к книге. Кажется, что они стоят отдельно от композиции.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Ветер сквозь стену», 2019
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Ветер сквозь стену», 2019
Ровина Каи, иллюстрации к книге «Ветер сквозь стену», 2019
Все решения в целом кажутся менее системными. Если смотреть на все иллюстрации в целом, выбранная цветовая палитра кажется нестандартным и экспериментальным решением. В большинстве работ прослеживается холодная гамма с неоновыми цветами, однако в иллюстрации выше мы видим тёплые оттенки зелёного и красного. Где-то преобладает штриховой стиль, а где-то его заслоняют крупные сплошные жёлтые объекты. Некоторые иллюстрации кажутся более реалистичными за счёт света и тени, глубины, в то время как последняя иллюстрация выглядит более простой, похожей на скетч.
Добавление текстур
Ровина Каи, обложка к книге «Великан и море», 2020
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Великан и море», 2020
В цикле иллюстраций к книге «Великан и море» Ровина Каи использует традиционный штриховой стиль, а также много жёлтого свечения. Однако в этой серии работ ей удаётся добавить новые текстуры и стилизацию.
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Великан и море», 2020
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Великан и море», 2020
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Великан и море», 2020
Стилизация штрихами в некоторых иллюстрациях становится не такой заметной, как заметны однородные покрытия чёрной краской (в виде форм и контрформ), а также мазки в виде клубней дыма. Здесь новые приёмы использованы исходя из контекста и относятся к отображению завода и дыма, противопоставляя их громоздкость и чужеродность плавным штрихам природы и людей.
Градиенты и глубина
С течением времени работы Ровины Каи усложняются. Например, в работах ниже начинают появляться сложные градиенты. Они в совокупности с цветовым контрастном и проработанной глубиной придают иллюстрациям новое звучание.
Ровина Каи, иллюстрация «Угасающая надежда», 2021
1. Ровина Каи, иллюстрация к обложке книги «Четвёртый остров», 2020
2. Ровина Каи, иллюстрация к обложке книги «Ведьмы прошлого и будущего», 2021
Заметно, как иллюстрации за счёт новых решений приобретают более реалистичный вид. Вместе с белыми объектами, контрформой, символизмом и детализацией работы становятся сложнее, хочется всматриваться в них и изучать детали.
Где-то фирменная штриховка как приём остается еле заметной (в иллюстрации к обложке книги «Ведьмы прошлого и будущего»), где-то, наоборот, принимает активное участие в содержании иллюстрации (например, в иллюстрации к обложке книги «Четвёртый остров»). Теперь особенно заметно, как частые линии в некоторых работах перестают играть главную роль. Изображение становится всё более «реалистичнее», в то время как ранние работы за счёт явных штрихов непосредственно воспринимались как рисунки.
Фон-контрформа
В работах выше мы могли наблюдать, как мелкие белые детали превращаются в полноценные белые формы, затем белый цвет начинает фигурировать в контрформе. Теперь мы можем увидеть, как белая контрформа увеличивается в размерах, переходя в формат фона.
Ровина Каи, иллюстрация «Обряд гармонии», 2021
Ровина Каи, иллюстрация к книге «Коралина», 2022
Белый фон-контформа может поддержать многослойность в сочетании с серыми формами, придать работе загадочности в совокупности с белым градиентом. Это видно на иллюстрациях к книге «Коралина».
Ровина Каи, серия иллюстраций к книге «Копьё», 2022
В серии иллюстраций к книге «Копьё» Ровина активно использует фон-контрформу. И тут особенно видно, как фон-контрформа уводит нас от реалистичности, переводя в измерение «искусственности» и рисунка.
Усложнение и детализация
Ровина Каи, иллюстрация «Гениально», 2022
В некоторых последних работах иллюстратора легко заметить, насколько реалистичными они становятся. Это происходит благодаря детализации, сложным градиентам, светотени и работе над глубиной картинки.
Ровина Каи, иллюстрация «Момент истины», 2023
Ровина Каи, иллюстрация «Теневое пророчество», 2022
Таким образом, в иллюстрациях выше мы видим, как штриховая стилизация играет совсем небольшое значение, уступая другим приёмам. Ровина Каи отступает от привычных линий, позволяя себе экспериментировать и ставить на первые планы новые решения. Например, это могут быть сложные градиенты, применение разных текстур, добавление свечения.
Заключение
Исследовав работы Ровина Каи в хронологическом порядке и рассмотрев серию новых приёмы, которые использовал иллюстратор, я ответила на вопросы, поставленные для визуального исследования.
Ровина Каи мастерски использует штриховку как постоянный стилистический приём. С течением времени штриховка перестаёт быть на первом плане, уступая другим стилистическим приёмам. Более того, в зависимости от иллюстрируемого сюжета в штрихи могут закладываться разные смыслы и функции. Например, линии — главные проводники динамики и тревоги в иллюстрациях к книге «И небом был нам океан». Штрихи выстраиваются в ветер и потусторонние силуэты в работах для «Грозового перевала». Ещё линии заполняют образы людей, природы и противопоставляются другим текстурам, которые заполняют вредоносный завод в рисунках книги «Великан и море».
К постоянным решениям Ровины также можно отнести использование палитр холодных оттенков, динамику, символизм, и, конечно же, пугающий или загадочный характер иллюстраций.
Иллюстратор ситуативно использует белые объекты и контрформу, иногда добавляет новые текстуры, детали, усложняет работу со светотенью, добавляет сложные градиенты. Стиль иллюстратора медленно меняется, работы наполняются деталями, новыми смыслами и символами, становятся реалистичнее.
Говоря об особенностях образных систем иллюстратора, Ровина детализирует скорее не героев, а то, что происходит вокруг них. Эмоции персонажей отражаются не на их лицах, а в окружающем их мире. Там же и находится место мистике и магии, которые отображаются контрастно — цветом, текстурой, формой.
В заключении, хочется отметить то, что также сопровождает работы Ровины Каи. «Иллюстрация рассказывала историю, она заставляла меня открыть книгу. Это то, что я пытаюсь добиться в своих работах: передать историю, эмоции, создать что-то, из-за чего люди захотят узнать больше»[3] — поделилась Ровина в одной статье. Думаю, в своих работах Ровина правда добивается ощущения интриги и эмоций зрителя, постепенно развивая свой стиль и находя в нем новые грани.
Inprnt profile for Rovina Cai // Сайт Inprnt URL: https://www.inprnt.com/profile/rovinacai (Дата обращения: 16.10.2023).
Rovina Cai personal website URL: https://www.rovinacai.com (Дата обращения: 16.10.2023).
Как нарисовать фантазию. Иллюстратор из Австралии Ровина Кай и ее поэтичные образы // Сайт Дзен URL: https://dzen.ru/a/Y3NUkoGF10QNkBBf (Дата обращения: 16.10.2023).
18 artists changing the face of horror // Сайт Creative Bloq URL: https://www.creativebloq.com/digital-art/artists-changing-face-horror-101517417/2 (Дата обращения: 16.10.2023).
Rovina Cai: on style // Сайт Muddy Colors URL: https://www.muddycolors.com/2018/09/rovina-cai-on-style/ (Дата обращения: 16.10.2023).
Dark and Philosophical: Read a Q& A with And the Ocean Was Our Sky Illustrator Rovina Cai // Сайт Better Reading URL: https://www.betterreading.com.au/kids-ya/dark-and-philosophical-read-a-qa-with-and-the-ocean-was-our-sky-illustrator-rovina-cai/ (Дата обращения: 16.10.2023).
Zandbergen J. The Alluring Fantasy Worlds of Rovina Cai // Сайт Beautiful Bizarre, URL: https://beautifulbizarre.net/2017/09/18/alluring-fantasy-worlds-rovina-cai/ (Дата обращения: 16.10.2023).
Review: The Wind In The Wall by Sally Gardner. Illustrated by Rovina Cai // Сайт Book Murmuration URL:https://bookmurmuration.wordpress.com/2019/11/01/the-wind-in-the-walls/ (Дата обращения: 16.10.2023).
Castillo L. 3 Illustrated Novels With Animal Magnetism // Сайт The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2020/09/27/books/review/skunk-and-badger-amy-timberlake-jon-klassen.html (Дата обращения: 16.10.2023).
Avid Reader Bookshop (2020) Trent Jamieson and Rovina Cai — The Giant and the Sea [интервью Трента Джеймисона и Ровины Каи] // YouTube. URL: http://www.youtube.com/watch?v=dGw3D82cewU (Дата обращения: 16.10.2023).
Павлова А. А. Функции условности в книжной иллюстрации // М.: Манускрипт. 2016. № 8. С. 70. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-uslovnosti-v-knizhnoy-illyustratsii) Дата обращения: 16.10.2023.
Абдрашитова И. В. Язык, текст, дискурс и книжная иллюстрация // Пермь: Технологос. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-tekst-diskurs-i-knizhnaya-illyustratsiya (Дата обращения: 16.10.2023).
Мироедова С. (2018) Композиция в иллюстрации [видео-лекция] // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=jfWZ_wPgjJw (Дата обращения: 16.10.2023).
Горелышев Д. (2020) Изображение человека в иллюстрации [видео-лекция] // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=SG9pyWovBDo&t=30s (Дата обращения: 16.10.2023).
Лескинен А. (2020) Композиция в иллюстрации [видео-лекция] // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=fdjglEFM6BQ&t=6248s (Дата обращения: 16.10.2023).
https://www.rovinacai.com/portfolio/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.inprnt.com/gallery/rovinacai/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://beautifulbizarre.net/2017/09/18/alluring-fantasy-worlds-rovina-cai/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.muddycolors.com/2022/04/illustrating-spear/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://ru.pinterest.com/pin/99290366773679590/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.artofmtg.com/art/rite-of-harmony/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.instagram.com/rovinacai/ (Дата обращения: 15.11.2023) (Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.)