Original size 683x1024

Современное искусство в средневековых замках: интеграция и связи

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В этом визуальном исследовании будут рассмотрены примеры средневековых замков, выступающих площадками для демонстрации предметов современного искусства.

Были выбраны пять замков, находящихся в разных странах, принадлежащих разным видам владельцев, по-разному выполняющих функцию демонстрации работ современных художников. При анализе каждого из этих объектов ставились вопросы: - Почему этот замок стал площадкой для выставок или музеем? - Как содержательно выставляемые объекты согласуются с историческим пространством (и согласуются ли вообще)? - Какие приемы используются самими художниками и кураторами, чтобы физически и визуально встроить работы в средневековое помещение?

Это визуальное исследование делается в рамках подготовки выставки-интервенции на территории Выборгского замка, поэтому в ходе него были выделены не только общие интересные особенности каждого изучаемого места, но и довольно практические пункты из работы кураторов, художников, а часто и самих владельцев замка (в случаях, когда он находится в частной собственности). Были отмечены «положительные» и «отрицательные» примеры решений. Положительными и отрицательными они названы условно, потому что наверняка все они служат целям, которые ставит руководство этих объектов. Однако свойства одних музеев (и выставочных пространств) помогают выстраивать диалог между историческим зданием и современным искусством, усиливая впечатление от них обоих, а в случае с другими — эта взаимосвязь, наоборот, нарушается.

big

Замок Риволи

Риволи — итальянский замок IX–X вв. На протяжении своей истории он неоднократно перестраивался, менял функции, то становясь отражением власти правящей династии, то, наоборот, демонстрируя упадок и разрушаясь. Далее будет коротко рассказана его «биография», приведшая в конечном итоге к превращению Риволи в музей современного искусства, и проведен его анализ, собственно, как музея.

— С XI в. замок Риволи играл значимую роль в общественной жизни Савойи: там проходили праздники и официальные мероприятия, связанные с правителями герцогства. В XV в. там демонстрировалась Плащаница.

— В XV–XVII вв. он сильно перестраивается, превращаясь в резиденцию для отдыха савойских герцогов. В это время сооружается пристройка — «Длинный рукав», служащая для размещения картин «Савойской галереи», разграбленной позже.

— В начале XVIII в. Риволи горел, после чего его ждала еще одна сильная перестройка, осуществить которую до конца не удалось

— После этого наступил период упадка замка. В 1883 г. он перешел во владение города, и там разместились казармы, что, конечно, пагубно сказалось на его состоянии.

— Во время Второй мировой войны Риволи сильно пострадал, самые серьезные увечья были исправлены в 1948 г., но этого было недостаточно, чтобы вернуть ему достойный вид.

— Во второй половине XX в. ищут, что можно сделать с замком, чтобы окупить затраты на его полную реставрацию (пока это происходит, он еще больше разрушается).

— В конце концов в Риволи располагает свою коллекцию современного искусства маркиз Панса Ди Бьюмо, музей открывается в 1984 г., а к 2000 г. восстанавливают «Длинный рукав», дополняя его стальной крышей и стеклянными лестницами.

0

Восстановленный «Длинный рукав» и двор замка Риволи

Современный замок-музей имеет несколько пространств: основное, хранящее коллекцию Панса ди Бьюмо, «Длинный рукав», предназначенный для временных выставок, построенная в 1960 г. вилла Черрути, представляющая коллекцию своего создателя Франческо Фредерико Черрути и «Цифровой космос» — виртуальную площадку.

Original size 1024x768

Вилла Черрути

Коллекция музея невероятно разнообразна, особенно разношерстной она стала с присоединением собрания Черрути. И входят в нее далеко не только произведения современных художников. В списке художников, расположенных на сайте музея можно увидеть Василия Кандинского, Маурицио Каттелана, Натальи Гончаровой, Пабло Пикассо, Янниса Кунеллиса и еще невероятного множества художников и художниц.

0

Работы В. Кандинского и Я. Кунеллиса, находящиеся в коллекции замка Риволи

Хотя такое разнообразие наверняка очень интересно для многих групп людей, интересующихся искусством, в рамках этого исследования оно заставляет отнести замок Риволи к «отрицательным» примерам взаимодействия современного искусства с историческими зданиями.

Работы, принадлежащие замку в полном собрании представляют собой просто набор предметов (хотя и очень ценных). Они не взаимодействуют ни со средой, ни между собой. Их нахождение в замке редко усиливает эффект от восприятия или позволяет взглянуть на них с новой стороны — скорее, они со зданием часто «мешают» друг другу.

Иногда можно встретить работы, формально взаимодействующие с помещением замка, в таком случае отдельные объекты и комнаты с ними можно было бы отнести к «положительным» примерам. Но такие ситуации, очевидно, не цель создателей экспозиции, а просто еще одни ценные экспонаты.

0

М. Каттелан, Novecento, 1997 и Д. Сальседо, Бездна, 2005 в экспозиции замка Риволи

Часто же, в том числе и на временных выставках, можно увидеть, что для создания экспозиции в исторический интерьер просто встраивается обычный «белый куб», то есть связь между замком и работами игнорируется.

Original size 1000x750

Зал временной выставки в замке Риволи

Таким образом, отнеся рассмотренный замок к «отрицательным» примерам взаимодействия средневековой архитектуры с современному искусству, можно так ответить на поставленные к каждому объекту вопросы: — Причина расположения в этом замке музея исключительно практическая — для нахождения повода для реставрации здания. — Содержательный диалог между выставляемыми работами и историческим зданием отсутствует — Формально некоторые художники обыгрывают интерьеры замка, наполняя их собственными смыслами, не всегда связанными с уже заложенными. Однако в большинстве случаев формальная связь отсутствует, как и смысловая.

Шато де Монсоро

Шато де Монсоро — замок во Франции, в долине Луары, построенный в 1455 г.

— Хотя дошедшее до нас здание было построено уже в самом конце Средних веков, первая крепость на этом месте относится к 990 г.

— Еще до 1455 г. существовавшая тогда постройка неоднократно меняла владельцев. Построенный на значимой реке, Монсоро был удобен и с точки зрения обороны, и с точки зрения торговли.

 — Строительство нового здания связано с принадлежностью замка в тот момент Жану де Шамбе, бывшему советником короля Карла VII. С тех пор Шато де Монсоро стал играть значительную роль в жизни правящих династий — многие их представители останавливались там.

— В XVII в. семья де Шамбе, владевшая замком теряет расположение властей и Шато де Монсоро приходит в упадок.

— После революции во Франции его выставили на продажу, он часто меня владельцев, постепенно разрушаясь.

— С 1923 г. Шато до Монсоро постепенно реставрировался почти до конца XX в.

— В 2001 г. замок начинает функционировать как музей — там проходит свето-звуковая экскурсия «Воображаемая Луара».

— В 2015 г. Филипп Меаиль — коллекционер современного искусства — открывает там музей, связанный с его коллекцией

Original size 1280x960

Шато де Монсоро

Основа коллекции Филиппа Меаиля — произведения группы Art& Language

0

Art& Language, Зеркала, 1965 и Показ кондиционера, 1967 в Шато де Монсоро

На сейте музея дается объяснения связи выставок современного искусства и постоянной экспозиции с замком XV в. Акцент делается не на исторической древности Шато де Монсоро, а, наоборот, на его архитектурном новаторстве в отношении времени постройки.

Некоторые временные выставки, проходящие в стенах замка, тоже устремлены в будущее, а также осмысляют вопросы архитектуры. Так, например, Дидье Фьюза Фаустино на выставке «Завтрашний приют» создает постапокалиптичные архитектурные сооружения, напоминающие футуристичные крепости с глухими стенами. Так, при кажущейся несвязанности средневекового замка с темой будущего и экологии, тут находятся точки соприкосновения.

Отвечая для этого замка на поставленные исследованием вопросы, можно сказать, что причина создания музея в таком месте, скорее всего, в первую очередь экономико-географическая — замок в долине Луары очень привлекательное место для посещения; работы в коллекции музея и некоторые выставки согласуются со средневековым зданием довольно необычным путем — через взгляд в будущее; с точки зрения физического встраивания объектов в комнаты замка, выявить интересных характерных особенностей не удалось: по немногим доступным фотографиям видно, что, хотя интерьеры не прячутся за фальшивыми стенами, они и не используются как-то специфически.

Замок Садли

Садли — это частный замок в Англии, принадлежащий семье Дент с 1830 г. Первая усадьба на этой территорией относится к XII в., а нынешнее здание было основано в 1443 г.

— Изначально замок строился для лорда-верховного казначея Англии, но вскоре был конфискован и в течение некоторого времени принадлежал короне.

— В нем жила жена Генриха VIII — Екатерина Парр, чье захоронение находится в часовне на территории замка.

— В XVI в. Садли снова стал частным — им завладела семья Чандос.

— Во время Английской революции (1639–1660 гг.) замок использовался в качестве военной базы и сильно пострадал.

— Он пребывал в руинированном состоянии, пока в 1837 г. его не купили братья Дент, занявшиеся реконструкцией.

0

Сад и надгробие Елизаветы Парр в замке Садли

Отдельно стоит рассказать о реставрации замка, потому что она стала важным делом нескольких поколений семьи Дент, а подход к этому делу был довольно особенным. Владельцы Садли стремились не только вернуть к жизни средневековый памятник, но и подчеркнуть всю его историю. Поэтому в отделке интерьеров они использовали разные стили, характерные для разных эпох, чтобы отметить их смену за время «жизни» замка, а руины восстанавливали не полностью, местами сохраняя их, чтобы показать в том числе ход реконструкции. Очень внимательно хозяева замка относились к реконструкции сада.

Современные функции замка в сфере искусства вытекают из этой истории реконструкции и связаны с профессией нынешней владелицы: Молли Дент-Броклхерст — кураторка, часто проводящая выставки в садах. Кроме того, на территории замка проходят выставки Sotheby’s.

0

Андреа Сальветти «Mazzolin di Fiori», 2011

0

Лора Элен Бэкон, Форма интриги, 2011 Инго Маурер, Дж. Б. Шметтерлинг, 2011

Получается, что для этого замка ответы на вопросы исследования окажутся сильно отличающимися от предыдущих случаев (но, как будет видно позже, довольно характерные для частных замков в целом): - Причины превращения замка в пространство показа современного искусства — личные (в том числе профессиональные) интересы владельцев. - В данном случае эти причины связаны со смысловой стороной интеграции объектов современного искусства в замок: Молли Дент-Броклхерст продолжает семейную традицию восстановления Садли, подчеркивающую его историю и историю самой реконструкции. Она как бы надстраивает еще одну ступень этой исторической цепочки. - При этом физически и визуально объекты тоже располагаются довольно органично: они делают отсылки к архитектурным и световым особенностям занимаемых пространств, иногда на время меняя форму стен и руин.

Замок Лисмор

Лисмор — тоже частный замок, он построен в XII в., находится в Ирландии

- Сооруженный в 1185 г. для охраны переправы, замок расположился на месте важного духовного центра — аббатства Лисмор.

- Он участвовал в Кромвельских войнах, был разграблен и поврежден, но после частично восстановлен.

- С 1812 по 1822 гг. Лисмор перестраивается, но его владелец этой перестройкой только хотел сильнее подчеркнуть древность, поэтому новое строение все равно стилизовано под средневековое

- В 2005 г. лорд Бедлингтон — владелец замка — превратил заброшенный на тот момент флигель в галерею для временных выставок современного искусства.

- Кроме того для посетителей открыты сады и конюшня Лисмора, в которых тоже выставляются произведения современных художников

В этом исследовании хотелось бы рассмотреть три выставки, проходившие в замке, потому что они как раз взаимодействуют физически, визуально и/или содержательно с пространством, в котором находятся, переосмысляют его

«Each now, is the time, the space» — выставка куратора Хабды Рашида, названная цитатой Джона Кейджа

Выставка изучает текучесть настоящего момента, его отношение с историей. В этом она уже находит отклик в здании XII в., существующее в настоящее время и обживаемое современными людьми. Кроме того, метафора текучести изображается и буквально: на выставке представлены работы, изображающие стекание, а со стороны пространства ее поддерживает река, определившая историю замка с момента его основания. Чтобы показать неуловимость, изменчивость момента, в выставке задействуются работы, выглядящие стабильными, но обладающие потенциалом к изменению со временем: например, работа, сделанная из мыла. Однако с точки зрения физической работы с пространством эта выставка не очень показательна: комнаты флигеля, где она располагается сильно адаптированы для выставления любого искусства.

0

Рея Дилон, C/leaning figures, 2023 — работа, сделанная из мыла, смолы и патоки и Рея Дилон, Взгляд из ниоткуда в пространство между мирами, 2022 — из стекла и бетона

«Свет и язык» — «выставка-диалог» работ Нэнси Холт и молодых художников, созданная под кураторством Лизы ле Февр.

Нэнси Холт много занималась ленд-артом, исследовала взаимоотношения человека и пространства, человека и природы, человека и истории, поэтому выставка, посвященная ей очень органично и тонко встроилась в комнаты и, что более характерно, парки старого замка. Многие работы построены на свете, отражениях и с помощью этих эффектов взаимодействуют со средой.

Шарлотта Мот, Синее, отражающее зелень, 2020 и Нэнси Холт, Электрическая система, 1982

«Проведение: фотопроект „Лисмор“» — часть программы по работе с локальным сообществом города Лисмор.

В рамках работы с локальном сообществом руководство музея каждый год приглашает художников, чтобы они исследовали разные аспекты жизни населения города вместе с этим населением. В данном случае приглашенной художницей стала Дервла Бейкер, попросившая жителей города присылать исторические и современные фотографии из личных и местных коллекций. Такой формат из всех рассмотренных замков встречается только в Лисморе и кажется очень тонким и интересным способом выстраивания коммуникации между пространством, историей и современным искусством.

0

Экспозиция выставки «Проведение: фотопроект „Лисмор“»

Замок Лисмор — один из самых интересных замков, работающих с современным искусством. Возможно, это связано с отсутствием фигуры влиятельного коллекционера во главе, использующего здание просто как пространство, которое всегда есть в наличии для реализации любой идеи: Лисмор взаимодействует со множеством художников и кураторов, каждый раз ищущих в нем уже заложенные смыслы и работающих с ними. Кроме того, наличие такого раздела деятельности музея, как работа с локальным сообществом, тоже положительно расширяет возможности художественного взаимодействия с местом.

Кунстраум Бухберг

Бухберг — еще один частный замок. Находится на территории Австрии, построен в XII в.

Подробной истории замка найти не удалось. Известно, что первое здание было сооружено около 1150 г., а в начале XVII в. были пристроены некоторые элементы в стиле барокко. Для функции Бухберга, связанной с демонстрацией современного искусства важна его покупка семьей Бонгер в 1965 г. Дитер и Гертруда Бонгер застали замок в разрушенном состоянии и потратили много усилий на его реконструкцию. Дитер Бонгер — историк искусства, куратор, участник совета директоров Нью-Йоркского музея современного искусства. Вдвоем супруги занимаются коллекционированием произведений современных художников.

0

Дора Мауэр, Квази-образ, 1983 и Франсуа Морелле, Геометрические формы и сквозные отверстия. Ящерица и трещина в стене, 1986

По заказу супругов Бухберг в разных комнатах и уличных пространствах замка художники создали сайт-специфичные инсталляции. Хотя здание и жилое, эти произведения можно увидеть, записавшись для посещения. В основном в этих инсталляциях присутствует только формальная трактовка элементов здания, но на их примере можно проследить методы встраивания в средневековое помещение современных объектов хотя бы только с физической точки зрения. В работах обрабатываются существующие в замке архитектурные формы, случайные детали и даже звуки (во дворе есть аудио-инсталляция «Звуковое пространство Бухберга»)

0

Дэн Грэм, Звезда Давида, 1996 и Бернхард Лейтнер, Звуковое пространство Бухберга, 1992/98

Кроме того, в 2018 г. к существовавшим ранее инсталляциям в рамках выставки «Вчера, сегодня, сегодня» добавились восемь новых. Эти новые экспонаты больше связаны с темой истории (хотя не всегда именно этого места). Например, работа Софи Торсен «Выставочные залы 1,3,5/Детали ступеней 1:1/Осколки 1:1» — это музей самого музея — контуры повторяют линию сечения комнат, осколки и ступени тоже связаны с замком, а сама эта инсталляция находится на месте бывшего архива. А вот в работе украинского художника Никиты Кадана «Частные солнца» осмысляется история постсоветских пространств: знакомая решетка в форме солнца вставляется в предельно нетипичное для нее пространство — башню европейского средневекового замка.

Софи Торсен, Выставочные залы 1,3,5/Детали ступеней 1:1/Осколки 1:1, 2018 и Никита Кадан, Частные солнца, 2018

Выводы

Замки становятся площадками для демонстрации современного искусства по разным причинам: иногда это прямые экономические задачи — необходимость привлечения средств для сохранения исторической архитектуры, иногда — профессия владельцев замка, связанная с искусством. Некоторые музеи, расположенные в замках (и чем крупнее коллекция, тем это заметнее) воспринимают эту необычную архитектуру просто как помещение со стенами и потолком, подходящее для выставления коллекции. Такой подход кажется не самым выигрышным: он не позволяет возникать диалогу между местом, насыщенным собственными смыслами, и помещаемыми внутрь работами. Часто также связь между объектами и зданиями чисто формальная, основанная на особенностях архитектуры и каких-то деталях окружения. Такие подходы могут работать достаточно выразительно.

Смысловое совмещение современного искусства со средневековыми замками чаще всего осуществляется с точки зрения вопроса истории и времени в целом. К «личной» истории строения не обращаются почти никогда, и только замок Лисмор полностью компенсирует это интересом к локальному сообществу. Вообще, использование таких старинных помещений хорошо помогает восприятию темпоральных тем, но, возможно, использование сюжетов, относящихся непосредственно к конкретному месту, еще бы расширило символический арсенал организаторов таких пространств.

Bibliography
Show
1.

A medieval castle’s dialogue with contemporary art Эл. ресурс: https://arterritory.com/en/conversations_with-collectors/conversations_with-collectors/21823-a_medieval_castles_dialogue_with_contemporary_art/ Дата обращения — 24.12.2024

2.

KUNSTRAUM BUCHBERG Эл. ресурс: https://www.kunstraumbuchberg.at/kunstraeume/ Дата обращения — 24.12.2024

3.

Magenta Walls and Punchy Art Take This Austrian Castle From the 12th Century to Happily Ever After Эл. ресурс: https://www.domino.com/design-inspiration/buchberg-castle-austria-tour/ Дата обращения — 24.12.2024

4.

Eight new artworks at Kunstraum Buchberg Эл. ресурс: https://arterritory.com/en/visual_arts/articles/22537-eight_new_artworks_at_kunstraum_buchberg/ Дата обращения — 24.12.2024

5.

John Cage’s ‘now moments’ inspire Lismore Castle Arts’ group show Эл. ресурс: https://www.wallpaper.com/art/photography/the-contemporary-photographers-making-collaboration-an-art-form Дата обращения — 25.12.2024

6.

Light and Language at Lismore Castle Arts Эл. ресурс: https://openrivers.lib.umn.edu/article/light-and-language-lismore-castle/ Дата обращения — 24.12.2024

7.

Lismore castle arts Эл. ресурс: https://lismorecastlearts.ie/ Дата обращения — 24.12.2024

8.

Lismore Castle — Wikipedia Эл. ресурс: https://en.wikipedia.org/wiki/Lismore_Castle Дата обращения — 24.12.2024

9.

Замок Садли — Википедия Эл. ресурс:https://ru.wikipedia.org/wiki/Замок_Садли Дата обращения — 24.12.2024

10.

Materials Worlds at Sudeley Castle, UK Эл.ресурс: https://www.wallpaper.com/art/materials-worlds-at-sudeley-castle-uk Дата обращения — 24.12.2024

11.

Замок Монсоро — Википедия Эл. ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Замок_Монсоро# Дата обращения — 24.12.2024

12.

Château de Montsoreau-Musée d’Art Contemporain Эл. ресурс: https://www.chateau-montsoreau.com/wordpress/fr/ Дата обращения — 24.12.2024

13.

Замок Риволи — Википедия Эл. ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Замок_Риволи Дата обращения — 24.12.2024

14.

Castello di Rivoli Эл. ресурс: https://www.castellodirivoli.org/en/ Дата обращения — 24.12.2024

15.

Замок Риволи в Турине: историческое наследие Пьемонта Эл. ресурс: https://www.newseventsturin.net/dostoprimechatelnosti/dvorets-zamok-rivoli-dostoprimechatel/?ysclid=m331xv41p115199146 Дата обращения — 24.12.2024

Современное искусство в средневековых замках: интеграция и связи
10
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more