
Рубрикатор
1. Концепция 2. «Парк Юрского периода» 1933 г. 3. «Парк Юрского периода III» 2001 г. 4. «Мир Юрского периода» 2015 г. 6. Заключение
Концепция
Динозавры — это удивительные существа, населявшие Землю миллионы лет назад. Их недосягаемость и уникальное строение продолжают будоражить воображение не только учёных, но и кинематографистов, ставя перед ними сложный вопрос: как достоверно воссоздать их облик на экране?
Роман Майкла Крайтона «Парк Юрского периода» 1990 года стал отправной точкой для масштабного кинематографического эксперимента, вдохновив режиссёра Стивена Спилберга на создание культовой образа динозавра в кино. Так началась эпоха франшизы, включающей «Парк Юрского периода» 1993 года, «Парк Юрского периода: Затерянный мир» 1997 года, «Парка Юрского периода III» 2001 года «Мира Юрского периода» 2015 года, «Мира Юрского периода» 2018, «Мира Юрского периода» 2022. В этих фильмах динозавры представлены зрителям не просто как компьютерные модели, а как живые, дышащие существа, сочетающие в себе достижения спецэффектов разных эпох.
В своём визуальном исследовании я хочу показать, как технологии создания динозавров эволюционировали за почти три десятилетия. Для этого я сравню три ключевых фильма: «Парк Юрского периода» 1993 года -преобладание аниматроники и использование CGI, «Парк Юрского периода III» 2001 года — преобладание CGI и использование аниматроники, «Мира Юрского периода» 2015 года — CGI. Важной задачей будет являться анализ технологий и их влияние на преображение существ юрского периода. А именно, как более ранние технологии — стоп-моушен и аниматроника преобразуются или сочетаются с поздними, новаторскими — CGI
«Парк Юрского периода» 1933 г.

Режиссёр Стивен Спилберг
Фильм «Парк Юрского периода», основанный на бестселлере Майкла Крайтона, объединил научную фантастику, приключения и новаторские визуальные эффекты. Американская компания Amblin собрала команду для реализации образов динозавров, которая состояла из: Стэна Уинстона (разработал аниматронику), Денниса Мерена (возглавлял команду industrial light & magic), Фила Типпетта (создал миниатюры динозавров) и Майкла Лантьери.


Рисунки Марка МакКрири


Модель динозавра и аниматроника
Процесс создания фильма «Парк Юрского периода» развивался достаточно долго. Только девять месяцев команде специалистов понадобилось на то, чтобы понять, как именно создать семь видов динозавров, чтобы они выглядели реалистично. В 1991 году началась работа над созданием образов динозавров. Уделялось большое внимание каждым частям тела, чтобы зрители поверили, что динозавры снова ожили. Опираясь на рисунки Марка МакКрири Стэн Уинстон и его команда создали аниматроников — динозавров. Для начала была сделана тщательно проработанная скульптура из глины. С неё снимали слепки, по которым делали кожу из пенолатекса. Этот материал легко ремонтировать и красить. Затем кожу натягивали на аниматронника, которым можно было управлять с помощью гидравлики, пневматики, тросов и кабелей.
Первым аниматроником был больной Трицератопс. Его рост составлял 7,5 метров, а на создание его полноразмерной модели ушло несколько тонн глины. Формы были сделаны из эпоксидной смолы и синтаксической пены. Для лежачего Трицератопса было достаточно минимальных движений: движений глаз, небольших движений ног и имитации тяжелого дыхания. Грудная клетка функционировала на шарнирах, голова поворачивалась, а язык высовывался.


Аниматроника Стэна Уинстона и его команды
Традиционно динозавров и других существ создавали с помощью stop motion анимации (покадровой анимации). Фил Типпетт и американская студия Industrial Light & Magic разработали усовершенствованную технику — go motion (гоу моушен), которая позволила улучшить плавность движений. Однако Стивен Спилберг решил не использовать данную технологию в своём фильме, так как посчитал движение динозавров слишком резкими.
Фил Типпетт и тесты технологии go motion (гоу моушен)
CGI
Арматура с датчиками
В этот момент Деннис Мерен предложил оживить и заставить двигаться динозавров с помощью компьютерных технологий. Первым и удачным тестом был бег стада Галлимимов. Стивен Спилберг увидел в этом потенциал и определил окончательную стратегию для воплощения динозавров. Аниматоры студии Фила Типпетта разработали систему DID — Dinosaur Input Design («Устройство ввода динозавров»). Технология представляла арматуру с датчиками, которая состояла из алюминиевых стержней и шарниров. Его габариты составляли примерно 90 сантиметров от головы до хвоста. Эти датчики отслеживали движения арматуры и переносили их на её 3D модель. Отсутствие декоративных элементов позволяло напрямую работать с суставами, что дало возможность усовершенствовать микродвижения динозавров. Именно так удалось соединить знания покадровой анимации и современные навыки компьютерных технологий.
VFX супервайзер: Деннис Мерен
Также для создания компьютерного динозавров использовали программу viewpaint, которая позволяла вращать 3D объект и рисовать на нём.


Тираннозавр
При отсутствии примеров в живой природе, аниматорам пришлось потратить несколько месяцев на посещение специальных занятий, где они определённым образом двигались, снимали свои движения на камеру, чтобы прочувствовать и воспроизвести движения динозавров на экран. По моему мнению обе технологии: аниматроника и CGI в данном фильме имеют свои преимущества. Аниматроника позволяет в более статичных кадрах, снятых крупным планом, взаимодействовать актерам с динозаврами, чтобы зритель в деталях рассмотрел тело динозавра. CGI даёт возможность передать скорость и динамичность этих существ.
CGI тираннозавр
Динозавр трицератопс
Динозавр трицератопс
«Парк Юрского периода III» 2001 г.
Режиссёр Джо Джонстон
Между выходом первой части «Парка юрского периода» и «Парка юрского периода III» прошло восемь лет. В этот раз в роли режиссёра выступил Джо Джонстон. Он много лет проработал в компании Industrial Light & Magic (ILM), которая занималась созданием визуальных образов динозавров. Как и в предыдущих частях фильма, ILM снова отвечала за визуальные эффекты.


1 — велоцираптор из фильма «Парк юрского периода» 1993 2 — велоцираптор из фильма «Парк юрского периода III» 2001
Создание динозавров для фильма «Парк юрского периода III» началось с переосмысления их предыдущих образов. Команда Стэна Уинстона значительно изменила велоцирапторов. По словам Джона Розенгранта, велоцирапторы должны были эволюционировать, поэтому, например, у самцов появились гребни с перьями, что подтверждало теорию о том, что они являются предками птиц.
Рисунок Марка МаКрири
Как и в предыдущий раз, художник Марк МакКрири создал эскизы, которые впоследствии были использованы для создания модели в масштабе 1:5 длиной почти 2 метра. Было изготовлено несколько вариантов таких моделей — как неокрашенных, так и окрашенных. Их отправили на сканирование. На основе полученных данных спинозавр был вырезан из пенопласта и масштабирован командой Уинстона. Это значительно ускорило процесс, который изначально предполагал ручную лепку модели из глины. Для тщательной проработки аниматроники применялись различные материалы, включая эпоксидную смолу, стекловолокно и спандекс.


Процесс работы над аниматронной моделью
Управление аниматронной моделью
Основной задачей было создать новых персонажей, которые произвели бы впечатление на зрителей. Одним из таких существ стал спинозавр — хищник внушительного размера с головой крокодила. Аниматронная модель спинозавра оказалась самым большим и самым быстрым аниматроником в фильме «Парк юрского периода III». Его длина составляла около 14 метров, а вес — примерно 13 тонн.


Разработка аниматроника — спинозавра
Аниматроник — велоцираптор
Аниматронная модель спинозавра стала одним из самых масштабных конструкций в фильме «Парк юрского периода III». Именно поэтому вопрос управления этим механизмом стоял особенно остро. С помощью телеметрических приборов аниматоникой можно было контролировать удалённо, что делало процесс очень удобным.
Сотрудник студии Стэна Уинстона Тим Норделла отказался от электронных систем управления в пользу гидравлической системы, которая была встроена внутрь конструкции. По сравнению с тиранозавром из предыдущих фильмов, спинозавр был значительно мощнее и работал на мощности 1000 лошадиных сил.


Управление аниматроникой с помощью телеметрических приборов
Чтобы избежать проблем при погружении аниматроника в воду, было принято несколько мер. Во-первых, команда Уинстона нанесла на кожу динозавра специальный силиконовый водоотталкивающий состав. Во-вторых, голова спинозавра была изготовлена из более твёрдой и менее водопоглощающей резины. В-третьих, использование гидравлической системы позволяло безопасно погружать аниматроника под воду.


Взаимодействие аниматроники с водой
Однако аниматроника использовалась только для съёмки крупных планов или отдельных частей тела динозавров. Поэтому компьютерная графика стала основной технологией при создании их образов.
Съёмка ног динозавра
CGI
VFX супервайзер: Джим Митчелл
Процесс создания CGI-динозавров начался с тех же моделей, которые команда Уинстона использовала для масштабирования и создания аниматроников. Студия ILM отсканировала множество видов динозавров, что позволило точно воссоздать их цифровые версии.
Супервайзер визуальных эффектов Джим Митчелл и команда ILM уделили особое внимание: текстуре и цвету кожи, отражению света от поверхности тела, а также проработке мышечного каркаса. Именно детальная анимация мышц позволяла создать эффект лёгкой вибрации кожи и подчеркнуть анатомические особенности динозавров.


CGI динозавры
Проработка мышечного каркаса
«Парк юрского периода III» стал первым фильмом франшизы, в котором аниматроника и CGI-эффекты были совмещены в одном кадре. Например, в сцене внутри самолётного фюзеляжа использовалась механическая нога, созданная командой Стэна Уинстона, в сочетании с компьютерной графикой туловища, разработанной под руководством Джима Митчелла.


Сцена с использованием CGI и аниматроники
«Мир Юрского периода» 2015 г.
Режиссёр Колин Треворроу
Вдохновившись первым фильмом Стивена Спилберга «Парк юрского периода» 1993 г., Колин Треворроу в 2015 году представил продолжение этой фантастической вселенной — «Мир юрского периода». С момента выхода оригинального фильма прошло двадцать два года, и за это время компьютерная графика совершила огромный скачок вперёд. Тем не менее, традиционные технологии вроде аниматроники всё ещё нашли применение в картине.
Разработка аниматронной головы апатозавра
Наиболее ярким примером стала эмоциональная сцена гибели апатозавра, где режиссёр использовал аниматронную голову динозавра, буквально умирающего в руках актёров. Трёхметровая механическая голова, созданная студией Legacy Effects, приводилась в движение сложной системой механизмов.
Это была единственная сцена, где применили аниматронику, поскольку развитие CGI-технологий сделало механические куклы практически ненужными.


Джон Розенгрант управляет аниматроником
Умирающий апатозавр на руках актёров
CGI


Разработки студии ILM
При создании цифровых моделей динозавров специалисты Industrial Light & Magic (ILM) под руководством супервайзера Тима Александера совместно с Legacy Effects тщательно изучили предыдущие прототипы динозавров. Однако конечные цифровые модели существенно отличались от оригинальных — благодаря прогрессу в компьютерной графике удалось добиться беспрецедентной детализации облика юрских существ.


Тираннозавр 1 — «Парк Юрского периода» 1993 год (CGI) 2 — «Мир Юрского периода» 2015 год (CGI)


Птерозавр 1 — «Парк Юрского периода III» 2001 год (CGI) 2 — «Мир Юрского периода» 2015 год (CGI)


Брахиозавр 1 — «Парк Юрского периода» 1993 год (CGI) 2 — «Мир Юрского периода» 2015 год (CGI)


Вылупление велоцираптора 1 — «Парк Юрского периода» 1993 год (кукла) 2 — «Мир Юрского периода» 2015 год (CGI)
Одним из ключевых видов динозавров, присутствующих во всех фильмах франшизы, является велоцираптор. При создании анимации Глену Макинтошу и его команде было важно сохранить уникальность каждого раптора. Это оказалось сложной задачей, поскольку требовалось передать интеллект динозавров без использования речи или привычных эмоциональных проявлений.
Значительный прорыв в реалистичности удалось достичь благодаря сочетанию технологий motion capture (захват движения) и ретаргетинга. Специалисты ILM использовали данные motion capture, применив метод ретаргетинга для переноса движений на цифровые модели динозавров. Такой подход позволил существенно сократить время создания финальных анимаций.
Особую выразительность движениям велоцирапторов — включая работу мышц и кожных покровов — придала технология Imagine Engine. Главная героиня Блю получилась наиболее харизматичным именно благодаря комплексному применению всех этих инновационных решений.


Технология motion capture (захват движения)


Велоцираптор Блю
Для точного позиционирования крупных динозавров в кадре непосредственно на съёмочной площадке была использована инновационная разработка ILM — виртуальная программа Cineview. Эта система позволяла:
- Реалистично визуализировать цифровых динозавров в режиме реального времени
- Точнее определять их расположение в сцене
- Работать со всеми параметрами камеры (фокусное расстояние, ракурс и т. д.)
- Оперативно манипулировать 3D-моделями (перемещение, вращение, масштабирование)
- Функционал программы давал режиссёру и оператору возможность сразу видеть, как будут выглядеть финальные кадры с компьютерными динозаврами, что значительно ускоряло процесс съёмки.
VFX супервайзер: Тим Александер использует Cineview
Вывод
Сравнивая фильмы франшизы — от «Парка юрского периода» (1993) до «Мира юрского периода» (2015) — можно проследить впечатляющую эволюцию технологий создания динозавров. В оригинальном фильме Стивена Спилберга основой стали аниматронные модели, а компьютерная графика только делала первые шаги — всего 63 CGI-кадра. Однако это был грандиозный прорыв в киноиндустрии, который был удостоен «Оскара» за визуальные эффекты в 1994 году. С каждой новой частью роль компьютерной графики неуклонно росла: в третьем фильме 2001 года Джо Джонстона использовалось уже около 300 CGI-кадров, а к 2015 году в работе Колина Треворроу их число достигло впечатляющих 2000.
Этот технологический прогресс стал возможен благодаря развитию VFX-индустрии и кропотливому труду специалистов. Так, например, к 2015 году CGI достиг такого уровня, что позволял создавать невероятно детализированных существ с уникальными анатомическими особенностями и поразительно естественными движениями. Особенно впечатляла проработка крупных планов — там, где раньше требовалась аниматроника, теперь полностью доверяли компьютерной графике. Каждая новая часть франшизы не просто увеличивала количество цифровых эффектов, но и поднимала планку их качества, делая образы динозавров более живыми и реалистичными.
Shay D. The Making of Jurassic Park [Электронный ресурс] / Don Shay, Jody Duncan. — Enhanced ed. — San Francisco: Chronicle Books, 1993. — URL: https://archive.org/details/makingofjurassic00shay/page/20/mode/2up?view=theater (дата обращения: 16.05.2025).
Cinefex [Электронный ресурс]. — 1993. — № 55. — URL: https://archive.org/details/CineFex_1993 (дата обращения: 16.05.2025).
Cinefex [Электронный ресурс]. — 2001. — № 87. — URL: https://archive.org/details/cinefex_2001 (дата обращения: 16.05.2025).
Cinefex [Электронный ресурс]. — 2015. — № 142 — URL: https://archive.org/details/cinefex_2015 (дата обращения: 16.05.2025).
[Видеозапись YouTube] [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/8r01mk6F_Pk (дата обращения: 16.05.2025).
[Видеозапись YouTube] [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/EutcWAJVy2s (дата обращения: 16.05.2025)
[Видеозапись YouTube] [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/qkWRgoA7f0s (дата обращения: 16.05.2025).
[Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=eOoNel6JzbA (дата обращения: 16.05.2025).
[Видеозапись YouTube] [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/qkWRgoA7f0s (дата обращения: 16.05.2025).
[Электронный ресурс] // YouTube. — URL: https://youtu.be/EutcWAJVy2s (дата обращения: 16.05.2025).
Скачанные дополнительные материалы к фильму: https://disk.yandex.ru/i/PmbmNv_PUt2uHQ https://disk.yandex.ru/i/jMj9_J3xXPml7g
Скачанные дополнительные материалы к фильму: https://disk.yandex.ru/i/PmbmNv_PUt2uHQ https://disk.yandex.ru/i/jMj9_J3xXPml7g