
В выпуске аналитического подкаста «Что такое кино?» проекта Cincognita Татьяна Бакина, исследователь истории костюма в кино и старший преподаватель Школы дизайна, рассказала о взаимодействии моды и кино на экране на примере фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта.
В ушедшем 2021 году практически синхронно вышли в прокат сразу два фильма Ридли Скотта. И если «Последняя дуэль» снискала одобрительные отзывы, то «Дом Гуччи» вызывал скорее непонимание. Изначальная трагедийная логика по ходу сюжета оборачивается фарсом, психологизм персонажей замещается рассказом о падении империи «Гуччи» как семейного предприятия с внушительной историей. Зрители, ожидавшие криминальную драму, натолкнулись на всеобъемлющую ироничность повествования, а те, кто пришел посмотреть в кино на люксовые вещи и узнать что-то об истории знаменитого бренда — фактически остались ни с чем, почти как и сами герои фильма.
Разочарование неминуемо настигнет, если подходить к этой истории как к очередному визуальному пиршеству моды и кино, как к фильму с роскошными костюмами, которые обращают на себя внимание и являются важной частью эстетики фильма. «Дом Гуччи» не об этом. Впрочем, и сам бренд Gucci в те годы не смог бы предложить антураж и модные концепции для такой истории. Семейное дело трех поколений было сосредоточено на производстве люксовых аксессуаров, тогда как первые коллекции Gucci появились незадолго до назначения Тома Форда креативным директором дома. Костюмы в фильме скорее являются условным отражением вкусов итальянской элиты того времени: от бархатных пиджаков и мужских шейных платков у Аль Пачино и Джареда Лето до броских образов, созданных в духе эклектичности бренда Yves Saint Laurent, которые предпочитает главная героиня фильма.


Однако кэмповая эстетика «Дома Гуччи» отнюдь не противоречит жанровой специфике фильма. Отправной точкой в беседе о фильме может стать как раз жанровое своеобразие картины. Трагикомедия сочетает в себе черты серьезного и комического, а гипертрофированность и гротеск являются ее основными маркерами. Такая амбивалентная природа жанра позволяет избежать однозначного прочтения логики действий героев, именно поэтому на первый взгляд прозаичный сюжет об убийстве обрастает разными контекстами и эмоциональными трактовками.
Как историческая картина «Дом Гуччи» также не воспринимается серьезно. С точки зрения реконструкции образа прошлого фильм едва ли может предложить что-то большее, чем фантазию о приключениях богатых итальянцев в Америке, частично основанную на реальных событиях. Здесь нет ни антуража итальянских «свинцовых семидесятых», ни противоречивого духа Нью-Йорка эпохи диско.
По иронии, в финальный монтаж картины не попала даже сцена в культовом диско-клубе «Студия 54» — ее отрывки можно увидеть лишь в рекламных материалах к фильму. О социокультурном контексте эпохи, помимо саундтрека, напоминают разве что предостережения героя Джереми Айронса относительно желания своего сына жениться на «золотоискательнице» — бракоразводные процессы в Италии 1970-х годов все еще оставались сложной, долгой и чрезвычайно дорогостоящей процедурой, хотя и были разрешены законодательно в начале десятилетия.
Костюмы, будучи одним из ключевых маркеров истории на экране, здесь также лишь относительно справляются с этой функцией. Переходы между модой десятилетий не артикулируются, стили разных эпох максимально приближены друг к другу, чтобы эти легкие изменения ускользали от внимания зрителей.
Но несмотря ни на что, фильму все равно удалось всколыхнуть интерес к бренду Gucci и его истории — возможно как раз потому, что после просмотра простому зрителю ничего не становится понятней.
Подробнее о том, каким был дом Gucci и его дизайнеры тогда и сейчас, какое место занимал бренд в истории итальянской и мировой индустрии моды и элитных аксессуаров, и, наконец, как в принципе работают модные образы и костюмы в кино, вы можете услышать в выпуске подкаста «Что такое кино» проекта Cincognita с Татьяной Бакиной: