Original size 905x1240

Онлайн-курс «История фотографии»

120

На платформе «Открытое образование» появился новый онлайн-курс, посвященный истории фотографии. Главная задача этого курса — формирование у слушателей ясного представления о развитии фотографии как самостоятельного медиума и о наиболее важных школах, авторах, произведениях.

Связанные карточки | 1
post

Авторами курса выступили специалисты по фотографии и современному искусству: Владимир Левашов, Татьяна Фадеева и Александра Першеева.

Каждый из лекторов внес свой вклад в формирование у слушателей курса представления о многогранности фотографии, которая объединяет как технологические, так и художественные аспекты, которая за полтора столетия несколько раз менялась до неузнаваемости и по-прежнему открыта к трансформациям, которые предвещает развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Курс построен на последовательном рассмотрении трех аспектов, образно говоря, разных «путей жизни» фотографии. Все они развивались параллельно и при этом вполне автономно.

Сперва мы разберемся в том, каковы технологии создания снимков, ведь фотография — это первое искусство из числа новых медиа, она основана на технике и меняется по ходу научно-технического прогресса как и любой вид technical based art.

big
Original size 2636x1352

Автохром (одна из первых технологий цветной фотографии). 1900-е. Источник: wikipedia.org

Затем мы увидим, как фотография становится массово тиражируемым образом, как складываются жанры, которые сегодня для нас привычны: военная фотография, социальная, уличная, рекламная и модная фотография.

И после этого перейдем к самому сложному и интересному «пути жизни»: поговорим о фотографии как об искусстве.

«Универсализм фотографии, может быть, наиболее внятно определяется в рамках учения о знаках, разработанном отцом семиотики Чарльзом Пирсом. — рассказывает Владимир Левашов. — Пирс вывел три типа знаков, причем так случилось, что все они тем или иным образом относятся к фотографии. Во-первых, фото — это знак индексальный (где знак непосредственно, причинно-следственно связан со своим объектом — как вещь/действие и его отпечаток). Во-вторых, поскольку фото является изображением, то представляет собой также знак иконический (связанный, как всякое, даже механическое, изображение со своим исходником по принципу сходства, подобия). И в-третьих, фотография в некоторых случаях может выступать символическим знаком, обладать аллегорическим содержанием, как, например, в случае фотографии матери с младенцем на руках, когда иконографически акцентированной оказывается связь подобного образа с фигурой Девы Марии с младенцем-Христом».

Тематический план курса:

Фотография как технология Вводная лекция В. Левашова Первые фотографические технологии Фотография в повседневной жизни

Фотография как тиражируемый образ Военная фотография Социальная фотография Уличная фотография Модная фотография

Фотография как искусство Диалог с живописью Авангард и модернизм Современное искусство

Original size 1200x795

Уильям Эгглстон. Без названия. Ок. 1974. Источник: egglestonartfoundation.org

«Только в 1970-х чаяния фотографов-художников наконец-то сбылись. — рассказывает Татьяна Фадеева. — Фотография вступила на территорию искусства на правах с видеоартом, перформансом, другими арт-практиками, она стала восприниматься как полноправная форма искусства, которая ничем не уступает живописи или скульптуре.Но вовсе не потому что фотография стала похожей на живопись (хотя бывает и такая фотография), а потому что фотография была признана как адекватное средство исследования и репрезентации культуры, различных ее аспектов, начиная с проблемы субъективности и личной истории и заканчивая переосмыслением способности фотографии фиксировать события».

Курс «История фотографии» является частью просветительской программы Школы дизайна НИУ ВШЭ и продолжением других курсов о визуальной культуре («Введение в историю искусства», «Современное искусство», «История рекламных инструментов»). Это открытый курс, доступ ко всем лекциям и дополнительным материалам которого будет бесплатным для пользователей платформы.

Original size 1920x909

Лайза Минелл в объективе Энди Уорхола. 1977-1979. Источник: news.artnet.com

Если же у слушателей есть задача документально подтвердить успешное прохождение курса, то следует пройти тестирования (промежуточные тесты и итоговый), которые осуществляются с прокторинг-контролем и поэтому являются платными. Стоимость: 3600 р. По итогу успешного прохождения тестирования слушателям выдается официальный сертификат.

Пройти курс «История фотографии» можно здесь

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more