Original size 3521x4997

Трансформация погребальной архитектуры в Советском Союзе

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Тема визуального исследования посвящена изучению архитектуры погребальных сооружений советского периода, когда значительные изменения в общественном и экономическом устройстве страны повлекли за собой трансформацию архитектурных практик. Этот период отмечен воплощением новых идеологических установок, осмыслением понятий функциональности и рациональности в архитектуре.

Объектом исследования выступает архитектурное проектирование и реализация погребальных сооружений, что представляло собой важное направление в развитии ритуальной архитектуры того времени. Советский Союз, со своей уникальной идеологией и культурной динамикой, предоставляет богатый материал для анализа, поскольку в его архитектуре и похоронных традициях видны следы идеологических преобразований и социальных изменений.

Выбор темы визуального исследования обусловлен рядом причин, связанных с изучением исторических и социальных аспектов погребальной практики для проектирования погребального комплекса, что является темой выпускной квалификационной работы автора.

Связь между визуальным исследованием и выпускной работой может быть выявлена в нескольких аспектах:

(01) Исторический контекст: Понимание исторических трендов в погребальной архитектуре может помочь автору в разработке современного проекта, который учитывает эти изменения и их влияние на современное восприятие.

(02) Культурные особенности: Анализ архитектурных стилей и решений в разных периодах может вдохновить автора на создание уникального проекта, который уважает традиции и в то же время отвечает современным требованиям.

(03) Идеология и символизм: Визуальное исследование может выявить, как идеологические изменения отражаются в архитектурных формах и функциях, что важно для разработки концепции погребального комплекса, учитывающего современное общественное восприятие смерти и памяти.

(04) Инновации и вызовы: Выявление проблем и вызовов, с которыми сталкивалась погребальная архитектура в прошлом, может помочь автору избежать ошибок и предложить инновационные решения в своём проекте.

Таким образом, тема визуального исследования может стать основой для глубокого и многогранного подхода к проектированию погребального комплекса, соединяя прошлое и настоящее в единую концепцию, которая будет не только архитектурной, но и культурной значимостью.

Тема прокладывает мост между архитектурными стилями и культурными изменениями, отражая социальные, политические и идеологические трансформации, произошедшие в Советском Союзе. Исследование будет сосредоточено на визуализации изменений в погребальной архитектуре, начиная с десятилетий до революции 1917 года и заканчивая распадом СССР в 1991 году.

Методы исследования включают анализ исторических источников, изучение известных погребальных комплексов и анализ их архитектурных характеристик и социального контекста, а также изучение архитектурных норм и проектных решений, применяемых в проектировании архитектуры погребения.

Основные цели исследования: (01) Выявить ключевые архитектурные стили и тенденции в погребальной архитектуре с акцентом на их развитие и изменения во времени. (02) Проанализировать влияние советской идеологии на формы и функции погребальной архитектуры. (03) Изучить, как архитектура могил и похоронных комплексов отражает общественные представления о смерти и памяти.

Методология исследования: Собирательство визуальных материалов: Проведение архивных исследований, сбор фотографий, чертежей и планов существующих и исторических погребальных памятников и комплексов.

Визуальное исследование структурировано с помощью рубрикатора, который позволяет детально рассмотреть изменяющиеся виды, стили, функции и культурные значения погребальной архитектуры в разные исторические периоды:

(01) Погребальная архитектура до революции (до 1917 года). (02) Погребальная архитектура в первые годы Советской власти (1917-1930-е годы). (03) Погребальная архитектура в эпоху социалистического реализма (1930-е — 1950-е годы). (04) Погребальная архитектура в период «оттепели» (1950-е — 1960-е годы). (05) Погребальная архитектура в эпоху застоя (1970-е — 1980-е годы). (06) Погребальная архитектура в постсоветский период (1990-е годы и позже).

Проанализировав источники и визуальный материал, автор пришел к выводу, что изменения в погребальной архитектуре отражают более широкие социальные, политические и культурные трансформации в стране. В процессе исследования было выявлено, что архитектурные формы и стили, используемые в погребальных сооружениях, варьировались в зависимости от исторических эпох, идеологических влияний и общественных настроений.

(01) Погребальная архитектура до революции (до 1917 года)

До революции погребальная архитектура в России в значительной степени определялась православной традицией. Многие захоронения осуществлялись на территории церковных кладбищ и имели четко выраженные религиозные символы, такие как кресты, иконы и элементы храмового зодчества.

В архитектуре погребальных сооружений использовались классические стили: неоклассицизм, эклектика, а также элементы русской романтики и народного зодчества. Это выражалось в оформлении усыпальниц, кирьх, часовен и памятников.

Кладбища до революции часто имели четкую и упорядоченную планировку и делились на несколько категорий в зависимости от социального статуса усопших. Были закрытые могильники для элиты и открытые для простого народа. Это создавало иерархию, которая проявлялась в архитектуре и оформлении могил.

Ваганьковское кладбище, Москва (1771)

Ваганьковское кладбище является одним из самых известных и исторически значимых кладбищ в России. Основанное в 1771 году, оно стало последним местом упокоения для многих видных деятелей культуры, науки и искусства.

Original size 1183x793

Ваганьковское кладбище, Ладей А., 1987 г.

Ваганьковское кладбище сочетает в себе различные архитектурные стили, отражающие изменяющиеся вкусы и традиции погребальной архитектуры на протяжении веков.

Могила С. Есенина, 1926–1927 гг.

Памятник С. Есенину на Ваганьковском кладбище, 1985–1990 гг.

Модерн: В начале XX века наблюдается рост интереса к стилю модерн, проявляющийся в свободных формах, изогнутых линиях и декоративных деталях. Модерн на Ваганьковском кладбище представлен в виде изящных могильных плит с растительными мотивами и асимметричными композициями.

Original size 1186x781

Ваганьковское кладбище, надгробие семейного захоронения Шехтеля, Нагайцев И., 1986 г.

Классика и неоклассика: Часть захоронений выполнена в строгих канонах классической архитектуры, с использованием колонн, фронтонов и массивных надгробий.

Original size 1185x782

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, Нагайцев И., 1986 г.

Original size 1058x709

Пропилеи склепа Ваганьковского кладбища, архитектор А. Эрихсон, архив Московского наследия, 1911 г.

Новодевичье кладбище (Москва), 1904

Новодевичье кладбище — один из самых известных некрополей России, который основан при Новодевичьем монастыре, возведенном в 1524 году. Официальное открытие новой части кладбища состоялось в 1904 году, хотя первые захоронения были произведены ещё в 1898 году.

Original size 1080x810

Некрополь Новодевичьего монастыря у Трапезной палаты, 1855–1870 гг.

Original size 1396x838

Участок кладбища около монастырской стены между Сетуньской и Затрапезной башен, Лебедев А.Т., 1928Г.

Основная стилистика Новодевичьего кладбища характеризуется эклектичностью, с преобладанием элементов русского модерна — многие надгробия и склепы выполнены в этом стиле, что проявляется в плавных линиях, орнаментах и использовании натуральных материалов. Также здесь можно увидеть элементы неоклассицизма, выражающиеся в строгих формах и симметрии памятников с колоннами и портиками.

Original size 1080x810

Могила А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище, Афанасьев С., 1977 г.

Лазаревское кладбище (Санкт-Петербург), 1713

Лазаревское кладбище является одним из самых старейших в Петербурге. Оно существует с 1713 г. и во многом отражает неоклассицистские тенденции, которые доминировали в архитектуре конца XIX — начала XX века.

0

(01), (02) Могильная архитектура Лазаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

Одной из характерных черт кладбища являются выразительные памятники и надгробия, часто выполненные с использованием скульптуры. При строительстве и оформлении кладбища активно использовались гранит и мрамор.

Original size 1295x900

Московское Лазаревское кладбище, могилы позади храма Сошествия Святого Духа, Лебедев А. Т.

Original size 1200x844

Вид части Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

Никольское кладбище (Санкт-Петербург), 1863

С 1868 года это кладбище называлось Засоборным, а с 1877 года его переименовали в Никольское в связи с постройкой церкви в 1868–1871 годах. Архитектор епархии, Григорий Карпов, разработал четкий план кладбища, разделив его на секции и составив проект, а также смету для строительства центральных и северных ворот с часовнями.

Кладбище имеет упорядоченную планировку, которую оживляет тенистый пруд с округлыми берегами. Никольская дорожка начинается у главного входа и ведет к церкви, продолжаясь за мостом и образуя продольную ось.

Она ориентирована на апсиду Троицкого собора, благодаря чему кладбище гармонично вписывается в архитектурное пространство ансамбля лавры.

0

(01) Вынос из церкви гроба с прахом Р. И. Кондратенко на Никольском кладбище, «Нивы», 1905 г. (02) Надгробный памятник А. Г. Рубинштейна на кладбище Александро-Невской лавры, «Нивы», 1905 г.

0

(01), (02) Вид на Никольское кладбище, 1913 г. (03) Дирижабль пролетает над кладбищем Александро-Невской лавры в день похорон летчика Л. М. Мациевича, Сентябрь 1910 г.

Original size 3518x1355

Проект усыпальницы Вяльцевой, Ильин Л. А., Судьбинин С. Н., 1915 г.

Original size 1280x875

Вид на Никольское кладбище, 1990–1994 гг.

«Никольское кладбище являлось одним из наиболее дорогих и престижных некрополей столицы. Вторая половина ХIX в. — расцвет историзма в архитектуре. Примечательны на Никольском кладбище и памятники в стиле модерн, для которых характерно использование оригинальных отделочных материалов: майолики, мозаики, керамической плитки в сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков.» (Никольское кладбище Александро-Невской лавры: [сайт]. URL:https://www.citywalls.ru/house13793.html (дата обращения 14.11.24)).

Original size 1447x1024

Александро-Невская лавра, вид Никольского кладбища, Антонов Г.Г., Кобак А.В. («Историко-церковная энциклопедия в 3-х томах» (Том-1)), 1994 г.

0

(01) Никольское кладбище, Андрей Агафонов, 1995 г. (02) Никольское кладбище, 1996 г.

(02) Погребальная архитектура в начальные годы Советской власти (1917-1930-е годы)

Погребальная архитектура в первые годы Советской власти) претерпела значительные изменения, отражая новые идеологические условия и социальные изменения, происходившие в стране. Этот период оказался временем кардинального пересмотра традиционных взглядов на смерть, погребение и мемориальные практики.

Идеологические изменения: После Октябрьской революции 1917 произошла радикальная секуляризация, государство начало проводить политику материального и духовного переустройства общества, что привело к изменению отношения к погребальной архитектуре. Православные традиции и обряды утратили своё влияние, и на первый план вышли идеалы атеизма и коллективизма.

Переосмысление пространства: В отличии от дореволюционного периода, когда кладбища были в основном привилегией богатых слоев населения и имели статусные мемориалы, в советский период начали создаваться общие, массовые захоронения, сохранившие память о погибших в войнах, революциях и репрессиях.

Новые мемориальные формы: Архитектура погребений стала более утилитарной, с акцентом на функциональность и коллективный характер. Появились памятники, отражающие идеи общности и идеи построения нового общества. Разработка новых форм захоронения, таких как общие могильники и памятники жертвам репрессий, также приобретала значение. Архаичные нарративы и сложные декоративные элементы уступили место простым и лаконичным формам. Многие памятники стали символичными, а не реалистичными.

Так называемый «пролетарский стиль»: Архитектурной тенденцией того времени стало создание простых, но массивных сооружений, которые были призваны подчеркнуть демократические ценности и коллективный дух. Элементы конструктивизма пронизывали погребальную архитектуру, что проявлялось в лаконичности форм и отказе от декоративности.

Таким образом, погребальная архитектура в первые годы Советской власти стала отражением глубоких изменений в обществе, переосмыслением смерти и памяти, а также важной частью нового культурного контекста, в котором традиционные ценности и обычаи уступили место новым идеалам.

Мавзолей Ленина (Москва), 1924

Original size 1200x805

Первый деревянный мавзолей Ленина, Щусев А., 1924 г.

Мавзолей Ленина, расположенный на Красной площади в Москве — это не просто место захоронения, а знаковый объект погребальной архитектуры XX века и важный элемент советской идентичности. Построенный в 1924 году по проекту архитекторов Алексея Щусева, мавзолей сочетает в себе ряд уникальных особенностей и стилистических решений:

Original size 2694x1259

Строительство второго Мавзолея Ленина, 1924 г.

Original size 1200x698

Второй деревянный мавзолей Ленина, Щусев А., 1924 г.

Original size 1200x701

«Железо» — эскиз мавзолея Ленина В.И., В. В. Тарасов, 1926 г.

Original size 1281x923

Эскиз мавзолея Ленина В.И., Шехтель Ф., 1926 г.

Форма и композиция: Мавзолей имеет строгие геометрические формы, что подчеркивает его монументальность. Здание выполнено в виде пирамиды, отсылая к древним цивилизациям, обладавшим сильной политической идентичностью.

Original size 768x767

Мавзолей Ленина из гранита, Малышев Н., Сенцов А., 1969 г. (Построение третьего мавзолея завершилось в 1930 году).

Материалы: Использование красного гранита и черного лабрадорита придает сооружению торжественный вид и ассоциируется с прочностью и долговечностью. Эти материалы также служат метафорой борьбы и революции, важных тем для советского общества.

Памятник в духе конструктивизма: Мавзолей представляет собой исключительный пример конструктивистской архитектуры, которая акцентировала внимание на функциональности и простоте форм. Стремление абстрагироваться от излишнего художественного декора служит выражением утопических идеалов советского государства.

Донской крематорий (Москва), 1927

«В Москве имеются 32 кладбища с общей площадью 300 десятин, из коих 10 кладбищ в 61 десят. закрыты для погребения и постепенно приспособляются под сады, скверы и парки. Оставшиеся кладбища являются все переполненными в среднем не менее чем на 95%. Поэтому перед нами стоит в данное время весьма серьёзная задача, заключающаяся в организации новых кладбищ, с отводом под них соответствующих земельных площадей, или применение таких методов захоронения, при которых имелась бы возможность избежать занятия больших земельных участков под кладбища». (Ф. Лавров, «Московский крематорий и его значение», журнал «Строительство Москвы», 1926).

Крематории в СССР не были очень популярны по сравнению с традиционными похоронами. Это связывалось с глубокими религиозными и культурными традициями, которые укоренились в обществе. Однако постепенно, особенно в больших городах, кремация начала приобретать все большее распространение. Это было связано как с идеологическими изменениями, так и с практическими соображениями, такими как нехватка площадей для захоронений и необходимость рационального использования земельных ресурсов.

Архитектурные новшества: В архитектуре захоронений и крематориев начали использоваться новые, более простые формы, отражающие броские черты конструктивизма. Это было связано с революционным духом времени и выражением нового мира.

В это время в СССР проводились конкурсы на проекты крематориев, что свидетельствовало о росте интереса к проблеме организации погребальной практики на новом уровне.

Original size 955x1200

Здание церкви Серафима Саровского на новом Донском кладбище до и после перестроения, 1914 г./1929 г.

Страницы журнала «Строительство Москвы» (№ 5), 1919 г.

Original size 678x480

Крематорий в Донском монастыре, 1920-е годы

Original size 738x480

Перестройка церкви в Московский крематорий, «Безбожник № 6», 1926 г.

В Москве было принято решение о строительстве, точнее, о реконструкции крематория в здании незавершенной церкви, расположенной на территории Донского монастыря. При этом архитекторам была поставлена задача создать здание, которое не должно напоминать церковь ни внешне, ни внутренне. В результате проведенного в 1919 году конкурса на проект первого крематория победил архитектор-конструктивист Д. П. Осипов, который предложил предложил переоборудовать Серафимовский храм на новом Донском кладбище под крематорий, поскольку у него имелись просторные подвалы, подходящие для установки кремационной печи. Архитектор смог, не проводя серьезной перестройки, разместить все необходимые элементы в рамках существующих планов здания. Единственным заметным изменением стало строительство квадратной башни высотой 20 метров вместо купола. Осипову удалось кардинально изменить внешний вид церкви, так что, не обращаясь к плану, трудно было бы определить ее первоначальное назначение. Позже этот крематорий был закрыт и снова превращен в церковь, при этом колумбарий остался нетронутым.

Original size 663x900

Журнал «Искры науки» (№ 1), 1928 г.

Original size 1568x896

Донской крематорий, 1929–1931 гг.

Влияние кремации на советское общество было многогранным. С одной стороны, она символизировала новый взгляд на жизнь и смерть, соответствующий атеистической идеологии и современным взглядам на Экологию. С другой стороны, умершие и их родственники, придерживавшиеся религиозных традиций, часто противились этому новшеству. В итоге, кремация стала частью погребальной практики, развиваясь и адаптируясь к изменениям в обществе.

(03) Погребальная архитектура в эпоху социалистического реализма (1930-е — 1950-е годы)

В 1930-е годы и позже, с ростом культа личности и возвратом к более монументальным формам, погребальная архитектура снова изменилась, став более эпической и идеологически нагруженной.

Монументальность и масштабность: Архитектура характеризуется массивными формами, появились возвышенные памятники, более ярко выражающие связь с государственными и партийными символами.

Мемориальный ансамбль «Малая земля», Новороссийск (1942)

Мемориальный ансамбль, посвященный памяти участников обороны Новороссийска во время Великой Отечественной войны, стал символом не только местного исторического прошлого, но и важной составляющей советской мемориальной традиции.

Original size 1024x504

Мемориальный комплекс «Малая земля», 1943 г.

Ансамбль «Малая земля» был создан в 1960-х годах, однако его оформление и концепция тесно связаны с традициями социалистического реализма. Архитектура ансамбля отличается монументальными формами, строгостью линий и выразительностью, что соответствует идеалам этой эпохи. Пространственные композиции мемориала направлены на создание атмосферу величия и торжественности, подчеркивающую значимость героического подвига защитников.

Original size 973x648

Мемориальный комплекс «Малая земля» в Новороссийске, Шулепов Е., 1983 г.

Социальный контекст: В эпоху социалистического реализма погребальная архитектура была направлена на формирование новой идеологии, основанной на ценностях коллективизма и героизма. «Малая земля», как и другие мемориалы того времени, служила для укрепления патриотических чувств и воспитания граждан на примере подвигов многих советских людей.

0

(01) Ансамбль-мемориал «Малая земля» — стела, Женовачев А.Н., 2014 г. (02) Ансамбль-мемориал «Малая земля», Grrom, 2011 г. (03) Капсула «Сердце» в музее комплекса «Малая земля», Difoxy, 2015 г.

0

(01) Вид на правую сторону, Wikifotogallery, 2021 г. (02) Арка мемориала, Rost.galis, 2018 г. (03) Вид на левую сторону, Женовачев А. Н., 2014 г. (04) Скульптурная группа, Kublitskaya, 2015 г.

(04) Погребальная архитектура в период «оттепели» (1950-е — 1960-е годы)

Особенности периода: Возвращение к традициям: Архитектура этого времени часто опиралась на традиционные формы и элементы, отказываясь от строгости и утилитаризма предшествующих эпох, свойственных сталинскому стилю. В применении материалов и архитектурных решений наблюдается стремление к большему разнообразию и гуманизации облика.

Модернизм: Погребальная архитектура периода «оттепели» во многом принимала стилистические черты модернизма, что связано с интернациональным влиянием в архитектуре. Простой, функциональный и эстетически чистый подход стал характерным для многих проектов.

Минимализм: В некоторых погребальных композициях прослеживаются элементы минимализма, где акцент делается на чистоту форм и экономию деталей.

Психология человека: Период «оттепели» был отмечен попытками обратиться к человеческим чувствам и переживаниям. Уход от монументальных и угнетающих форм стал заметным. Погребальные памятники и захоронения разрабатывались с акцентом на их связь с природой, что позволяло создавать более «мирные» и гармоничные образы.

Таким образом, архитектура погребальных сооружений 1950-60-х годов в Советском Союзе продемонстрировала относительные изменения в подходах к дизайну и функциональности, отражая более глубокое понимание человеческой сущности и ее связи с окружающим миром.

Николо-Архангельское кладбище, Москва (1960)

Original size 1186x597

Захоронение человека на Николо-Архангельском кладбище, Свиридова Н., Воздвиженский Д., 1965–1975 гг. ,

Архитектурные формы: Николо-Архангельское кладбище, расположенное в Подмосковье, впитало в себя реалии этого времени, сочетая элементы традиционной русской кладбищенской архитектуры с достижениями современного дизайна.

Original size 1200x900

Покрова Пресвятой Богородицы на Никольско-Архангельском кладбище, Ермаков Е., 2023 г.

Разнообразие стилей: В архитектуре Николо-Архангельского кладбища можно выделить определенные стилистические направления. Например, памятники в стиле сталинского неоклассицизма соседствуют с современными скульптурными решениями, которые акцентируют внимание на личной истории ушедшего. Отмечается движение к более простым и лаконичным формам, что также является отражением темы индивидуализма, характерной для «оттепели».

Original size 911x696

Николо-Архангельское кладбище, Церковь Уара Мученика

Original size 1200x675

Аллея героев на Николо-архангельском кладбище

Символика и мозаика разнообразия: Николо-Архангельское кладбище стало местом захоронения многих выдающихся культурных, научных и общественных деятелей. Это создает своего рода «пантеон» личностей, которых чествовали не только обществом, но и через архитектурные формы памятников. Социальное значение захоронений в это время также обрело новые оттенки, с акцентом на достижения и личные качества ушедших.

Original size 1200x900

Церковь на Николо-Архангельском кладбище

Original size 1280x1023

Могила старца Сампсона на Николо-Архангельском кладбище

(05) Погребальная архитектура в эпоху застоя (1970-е — 1980-е годы)

Эпоха застоя проявила себя в консервативных подходах и их влиянии на проектирование, социальные изменения и их отражение в архитектуре.

Упрощение форм: В это время наблюдается уход от сложных и торжественных форм предыдущих периодов. Архитектура становится более утилитарной, с акцентом на функциональность.

Однородность стилей: Архитекторы часто обращались к одинаковым типовым проектам, что создавало однообразие в облике могильных комплексов и крематориев.

Использование дешевых материалов: В условиях экономической нестабильности и нехватки ресурсов наблюдается склонность к использованию бюджетных и менее качественных материалов, таких как бетон и металл.

Минимализм и практичность: Простые формы и линии становятся характерными для архитектурного оформления мест захоронений. Снижается значимость декоративных элементов.

Социальная функция: Погребальная архитектура начинает всё больше включать элементы, направленные на социальное взаимодействие, такие как публичные памятники и мемориалы, отражающие коллективную память общества.

Таким образом, погребальная архитектура в эпоху застоя представляет собой значимый переходный этап, который не только отражает социальные и культурные изменения, но и ставит новые задачи перед архитекторами и обществом, подчеркивая важность памяти о прошлом.

Николо-Архангельский крематорий, Москва (1973)

Original size 1024x512

Николо-Архангельский крематорий

«С 70-х годов XX века начинается интенсификация в проектировании и строительстве зданий кремационной архитектуры. В эти годы в Москве открывается второй крематорий выполненный по проекту А. С. Алимова и П. П. Павлова, имеющий в своем составе шесть траурных залов. Начинается строительство кремационных сооружений и в других советских городах. Строятся крематории в Ленинграде, Харькове и ряде других городов СССР. После открытия второго крематория в Москве также строятся и новые. Они открываются на Митинском и Хованском кладбищах.» (Сафронич А. И., «Молодой ученный: Кремационная архитектура в советский период», 2019, с. 162)

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория, Киев (1975)

Original size 1200x799

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория, открытый в 1972 году, стал важной вехой в развитии погребальной архитектуры в эпоху застоя в Советском Союзе. Этот период характеризуется своеобразной поляризацией в архитектуре: с одной стороны, существовали строгие каноны и традиции, с другой — стремление к новым формам и функциям, что особенно видно в области общественных зданий и сооружений.

Original size 1200x799

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Original size 1200x800

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Архитектурное оформление комплекса выполнено в строгом модернистском стиле, что было характерно для периода, когда основное внимание уделялось рационализму, утилитарности и отказу от лишних украшений. Внешний облик здания прост и лаконичен, что соответствовало духу времени, когда акцент на функциональность часто вытеснял эстетические идеи.

Original size 1200x800

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Original size 1200x800

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Интерьеры крематория также выполнены в сдержанных тонах, что способствует созданию атмосферы спокойствия и сосредоточенности. Простые, но выразительные формы обеспечивают благоприятное восприятие пространства, позволяя людям сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях.

Original size 1200x800

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Кроме того, Мемориально-погребальный комплекс стал не только местом для прощания с усопшими, но и культурным пространством, где проводятся ритуалы памяти, что в значительной степени отвечает потребностям общества в данной исторической ситуации.

Original size 1200x800

Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория

Original size 1200x785

Склеп на Байковом кладбище в Киеве

≪Комплекс был создан по проекту авторского коллектива архитектора А. М. Милецкого и художников А.Рыбачук и Н.Мельниченко. Комплекс должен был состоять из крематория с несколькими залами прощания и земляными террасами колумбария, а также завершающей частью комплекса по задумке авторов должна была стать скульптурная композиция ≪Стена Памяти≫. (Сафронич А. И., «Молодой ученный: Кремационная архитектура в советский период», 2019, с. 162-163).

≪Однако, комплекс не был завершен в своей первоначальной задумке. Задуманное авторами считывание комплекса должно было предстать так: ≪Крематорий, встроенный в существующий рельеф местности исключался из поля зрения. Здание залов прощания, находящихся на вершине холма, предстают как скульптура, вылепленная из железобетонных оболочек. Криволинейные очертания сводов высоких залов придают постройке космичность, некую загадочность, возвышенность. ≫ (Сафронич А. И., «Молодой ученный: Кремационная архитектура в советский период», 2019, с. 162-163).

Концентрические кривые террас, трассы движения — все это поддерживает ту загадочность, ту космическую идею постройки, предстает перед нами чем-то неестественным, не принадлежащим этому миру.≫ (Сафронич А. И., «Молодой ученный: Кремационная архитектура в советский период», 2019, с. 162-163).

(06) Погребальная архитектура в постсоветский период (1990-е годы и позже)

Погребальная архитектура в постсоветский период, начиная с 1990-х годов, претерпела заметные изменения, отражающие социальные, экономические и культурные трансформации, которые происходили в России и других постсоветских странах.

Упрощение форм и функций: В 1990-е годы из-за экономического кризиса и дефицита ресурсов наблюдалось упрощение форм погребальной архитектуры. Множество традиционных, внушительных памятников и мавзолеев заменилось более простыми и функциональными решениями. Это касалось как новых кладбищ, так и реконструкции существующих.

Новый подход к дизайну: С переходом к рыночным отношениям возникло разнообразие в дизайне погребальных конструкций. В отличие от стандартизированных решений советского времени, появились уникальные, индивидуализированные надгробия, с применением различных материалов и стилей. Это позволило сохранить память о покойных с учетом их личных предпочтений и социального статуса.

Возвращение традиций и модернизация: Растущее внимание к духовным и культурным корням привело к возрождению традиционных русских погребальных обычаев. Это сочеталось с современными архитектурными элементами. Например, возрождались элементы православной архитектуры, такие как кресты, купола, а также использование природных материалов.

Воздействие социальной тематики: Погребальная архитектура этого периода также стала отражать социальные изменения и катастрофы, произошедшие в стране. Образцы архитектуры, посвященные жертвам войн, катастроф и других трагедий, часто содержали памятники с мощной символикой и выразительными формами.

Рост коммерческого подхода: Появление частных похоронных агентств и коммерческих кладбищ также оказало свое влияние. Архитектура понятийно изменилась, акцент сместился на удобства для клиентов (например, благоустроенные дорожки, освещение, озеленение), что также отразилось на архитектурных решениях.

Таким образом, погребальная архитектура постсоветского периода адаптировалась к новым условиям жизни, сочетая традиции с современными тенденциями и продолжая отразить социальные реалии своего времени.

Заключение

Визуальное исследование на тему «Трансформация погребальной архитектуры в Советском Союзе» выявило несколько ключевых тенденций и особенностей, формировавших облик финальных пространств в контексте социальной, культурной и политической истории данного периода. Основная цель исследования заключалась в анализе воздействия идеологии на архитектурные формы захоронений, что позволило выявить сложные отношения между обществом и архитектурным наследием.

Во-первых, автор отметил значительную эволюцию стилей и форм, начиная с традиционных погребальных практик, пользовавшихся популярностью до революции, и заканчивая модернистскими концепциями, развившимися в середине XX века. Это свидетельствует о том, что архитектура погребений стала своеобразным зеркалом общественных изменений, отражая новые ценности и приоритеты советского мира.

Во-вторых, исследование показало, что эклектичные формы, которые возникли в ответ на требования идеологической власти, часто превышали утилитарные функции, приобретаючи символический и памятный характер. Сравнение различных типов захоронений, таких как кладбища, памятники, мавзолеи, крематории и колумбарии, дало возможность увидеть, насколько они были связаны с процессами коллективной памяти и идентичности.

В-третьих, взаимодействие между архитектурой и художественными практиками также играло важную роль в формировании погребальной среды. Множественные элементы оформления, начиная от скульптур и заканчивая композицией ландшафта, служили не только для увековечения памяти, но и для выражения идеологических посланий, что необходимо учитывать при исследовании погребальной архитектуры.

Наконец, визуальная составляющая исследования, примененная с использованием архивных фотографий, эскизов и современных визуализаций, позволила создать многослойное представление об изменениях в погребальной архитектуре, что сделало анализ более наглядным и доступным для восприятия.

Таким образом, трансформация погребальной архитектуры в Советском Союзе — это не только вопрос изменения форм, но и важный аспект понимания культурных и социальных динамик, способствующих формированию уникальной эстетики и идентичности. Исследование данной темы открывает новые горизонты для последующих научных изысканий и позволяет глубже понять сложные особенности советского периода и сложности, связанные с памятью и ее архитектурным выражением.

Image sources
Show
1.

1https://pastvu.com/p/1263813 (Дата обращения: 08.11.2024 г.)

2.

https://pastvu.com/p/49285 (Дата обращения: 08.11.2024 г.)

3.

https://pastvu.com/p/1104027 (Дата обращения: 08.11.2024 г.)

4.

https://pastvu.com/p/212266?share=1 (Дата обращения: 08.11.2024 г.)

5.

https://pastvu.com/p/202124 (Дата обращения: 08.11.2024 г.)

6.7.

https://dzen.ru/a/Ykvpbih0hmHmLzFt (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

8.

Новодевичье… (Сара Рубинштейн) / Стихи.ру (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

9.

Новодевичье кладбище в Москве 💥: история, где находится, как посетить, схема некрополя Новодевичьего монастыря — Tripster.ru (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

10.

https://mitropost.ru/lazarevskoe-kladbishhe/ (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

11.

https://yugnash.ru/blog/lazarevskoe-kladbische (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

12.

https://yavarda.ru/lazarevskoekladbishche.html (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

13.

https://humus.livejournal.com/3939862.html (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

14.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

15.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

16.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

17.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

18.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

19.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

20.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

21.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

22.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

23.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

24.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

25.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

26.

https://dzen.ru/a/YPuqY8qpNgm2z0jU (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

27.

Мавзолей — в кратчайшие сроки (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

28.

https://dzen.ru/a/YPuqY8qpNgm2z0jU (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

29.

https://dzen.ru/a/YPuqY8qpNgm2z0jU (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

30.

https://www.rbth.com/history/332782-lenin-mausoleum-contest (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

31.

https://www.rbth.com/history/332782-lenin-mausoleum-contest (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

32.

32.https://realty.rbc.ru/news/5f5f552f9a7947d5d9b040c5 (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

33.

https://dzen.ru/a/XxLD2EmbRzv0T11K (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

34.

https://www.citywalls.ru/house13793.html?s=rikb7ppg96ini7bqe640f9phkv (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

35.

https://dzen.ru/a/XxLD2EmbRzv0T11K (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

36.

https://dzen.ru/a/XxLD2EmbRzv0T11K (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

37.

https://kapuchin.livejournal.com/673790.html (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

38.

https://kapuchin.livejournal.com/673790.html (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

39.

https://kapuchin.livejournal.com/673790.html (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

40.

https://experience.tripster.ru/sights/donskoj-monastyr/ (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

41.

https://dzen.ru/a/ZjuvueMczhLKDnU5 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

42.

https://pastvu.com/p/1110765 (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

43.

Ансамбль-мемориал «Малая земля» — стела — Малая земля (мемориальный ансамбль) — Википедия (Дата обращения: 10.11.2024 г.)

44.45.46.47.48.49.50.

https://pastvu.com/p/145990?share=1 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

51.

https://sobory.ru/photo/508769 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

52.53.54.55.56.57.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

58.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

59.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

60.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

61.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

62.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

63.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

64.

https://vk.com/wall-24946565_1783114 (Дата обращения: 12.11.2024 г.)

Трансформация погребальной архитектуры в Советском Союзе
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more