
Курс «Искусство ХХ века и травма» был разработан для велнес-платформы Yourom и посвящен теме переосмысления коллективной травмы в современном искусстве.
В фокусе внимания произведения шести художников и художниц: Ай Вейвея, Альберто Бурри, Адриана Гени, Марины Абрамовчи, Моны Хатум и Дженни Хольцер. Каждому их них отведено две коротких лекции: первая — рассказ об авторе и его творческом пути; вторая — о конкретном произведении, посвященном травматичному событию.
Так в контексте творчества скандально известного китайского художника Ай Вэйвэя мы говорим о Сычуанском землетрясении 2008 года и проекте «Гражданское расследование», выставке « Очень жаль» и инсталляции «Прямо».

Ай Вэйвэй, «Прямо», 2008—2012
Говоря о звездном итальянском художнике прошлого столетия Альберто Бурри, мы обращаемся к его сериям «Плесень», «Мешковина» и «Трещины» и говорим о них в свете военного прошлого художника. Мы также упоминаем масштабный лендарт «Большая трещина», созданный на месте разрушенного города Джибелина.

Альберто Бурри, «Большая трещина», 1984–2015
Один из самых дорогих молодых художников наших дней Адреан Гени регулярно обращается к травматичным событиям ХХ века. В рамках курса мы говорим о живописных произведениях Гени — картине «Суд» и других работах, посвященных диктатуре Николае Чаушеску в Румыни и свержению его режима.
Адриан Гени, «Суд», 2010
«Бабушка перформанса» Марина Абрамович известна своими произведениями, практически каждому из которых свойственная жестокость по отношению к собственному телу и стремление познать границы возможности выносить боль. В контексте творчества Абрамович мы говорим о ее перформансе «Балканское барокко», посвященному распаду Югославии и Балканским войнам.
Марина Абрамовчи, «Балканское барокко», 1997
Мона Хатум — рожденная в Ливане художница палестинского происхождения. Она создает видеоарт, инсталляции и перформансы, посвященные остро социальным темам. На лекции мы говорим о ее видеоарте «Меры расстояния» — автобиографичном произведении, основанном на переписке с матерью во время вынужденной разлуки из-за Ливанской гражданской войны.
Мона Хатум, «Меры расстояния», 1988
Дженни Хольцер — одна из самых известных художниц современности. С 1970 годов она работает с текстом и надписями. В 2018 году Хольцер открыла выставку во дворце Бленхейм, посвященную изменению восприятия войны: от геройского пафоса, свойственного прошлым столетиям, до осознания ужаса и трагедии военных действий.
Джненни Хольцер, «Мягче», 2018