Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

Агата Кристи известна своими запутанными историями и яркими персонажами, поэтому неудивительно, что многие кинорежиссеры из десятилетия в десятилетие продолжают использовать ее сюжеты для основы несчетного количества фильмов. Поэтому очень интересно наблюдать, как различны ее произведения переосмысляются в разных эрах, культурах и визуальных стилях.

Несмотря на то что казалось бы все локации и персонажи очень отточены и не оставляют места под интерпретацию, но все же каждый новый фильм находит свой уникальный подход к тому или иному явлению и изменяет этот образ под нужды и тенденции своего времени. Ведь несмотря на то, что истории были написаны уже давно, зрители продолжают смотреть новые экранизации, поэтому интересно узнать, какое влияние на поддержку интереса имеют именно костюмы персонажей. Вызывают ли они интерес, поскольку переносят зрителя в далекое прошлое своим непривычным, свойственным определенному времени колоритом, или же они цепляют интерес своими более современными деталями. Также важно помнить, что при создании повторных экранных адаптаций, костюмерам важно учитывать не только описание в самом тексте, но и все предыдущие экранизации и какой образ, они выбрали для того или иного персонажа.

Костюмы всегда являются важной частью любого фильма, ведь с помощью них зрителю показывают социальный статус персонажа и его персональный стиль, благодаря которому можно понять и характер самого персонажа. Особенно в детективном жанре одежда персонажа часто используется, для того чтобы обмануть ожидания зрителя, ввести его в заблуждение или же обеспечить подсказки для самых внимательных. Костюмеры часто играют со стереотипными ассоциациями, то следуя им, то намеренно разрушая все ожидания. Поэтому можно утверждать, что для детективных историй Агаты Кристи, костюмы играют не чисто декоративную роль, а являются неотъемлемой частью, для понимания истории в целом. Костюм в фильмах по Кристи выполняет сложную многослойную функцию, выходящую далеко за рамки простой исторической реконструкции. В детективном жанре костюмы — это ключ для раскрытия мотивов, характера и тайн главных героев.

В данном визуальном исследовании проводится сравнительный анализ костюмов из экранизаций разных лет, произведений Агаты Кристи о детективе Эркюле Пуаро.

Данная тема вызывает интерес, поскольку в этих фильмах присутствует как один общий образ детектива, так и повторяющиеся стереотипы персонажей со схожим стилем, а следовательно при их сравнении можно отследить какое влияние культурный контекст и модные тенденции определенного периода оказывали на их костюмы. Однако эта работа не делает акцент на оценке точности воспроизведения оригинала, а стремится отметить художественную выразительность и раскрыть смысловую нагрузку костюмов.

Разделы этого исследования разбиты по конкретным героям или по типажам персонажей, что позволяет отследить повторяющиеся визуальные мотивы в разных эпохах и стилях кинематографа. Для работы взяты фильмы из нескольких десятилетий (от 1960-х и до нашего времени).

Образ Эркюля Пуаро

Исходный размер 3189x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

В фильме «Убийства по алфавиту» присутствуют комедийные моменты, а сам Пуаро представляется хоть и строгим, но смешным персонажем. Это и подчеркивают его костюмы: он разгуливает со своей тростью и носит весело закрученные усы.

Исходный размер 2260x1271

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Его гардероб в данном фильме много рассказывает о персонаже. Так в одной из сцен Пуаро примеряет новый костюм. Детектив утверждает, что пиджак жмет ему в торсе, продавец отвечает, что это из-за того, что он набрал вес — это одна из характерных и известных черт персонажа. Другой отсылкой к популяризированному образу становится сцена, в которой детективу случайно предлагают надеть котелок вместо его обычной шляпы.

Исходный размер 4020x1234

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Исходный размер 3830x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Но фильм не только следует устоявшемуся образу персонажа, но и добавляет в его гардероб предметы, присущие моде 1960-х годов. Так в сцене, где он играет в боулинг, Пуаро одет в черную водолазку. Этот элемент одежды приобрел большую популярность в данном десятилетии, ее носили многие интеллектуалы и художники. Или же на официальном приеме он надевает смокинг с жабо, который также являлся аксессуаром 60-х годов.

Исходный размер 4095x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Исходный размер 3586x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

В фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) Пуаро имеет более отполированный образ. Его волосы и усы блестят от лака и ни один волосок не выбивается из отточенной формы. В фильме даже показан процесс защиты его прически и усов перед сном: детектив надевает тонкую шапочку из сетки и повязку на усы — это говорит зрителю, что герой тщательно следит за своим внешним видом.

Исходный размер 3980x1256

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

Исходный размер 5100x1141

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

Помимо этого, главный герой часто носит теплые, насыщенные цвета, особенно оттенки коричневого. В некоторых его костюмах можно увидеть влияние моды 70-х. Так, например, его пижама сделана из ткани с очень броским животным паттерном, который характерен для этой эпохи.

Исходный размер 2342x1256

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

В фильме «Зло под солнцем» немного угрюмая и более серьезная эстетика персонажа Эркюля Пуаро изменена достаточно существенно. Поскольку действие происходит на пляже, то главный герой не носит шляп и темных цветов, а предпочитает светлые костюмы с бабочкой. По его костюму можно сказать, что действие происходит в 1940-х, поскольку на нем однобортные пиджаки и широкие штаны.

Исходный размер 3526x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Исходный размер 3523x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Статусность детектива ему добавляет и то, что он один из немногих персонажей, которые в течении всего фильма носят полный костюм. Комедийность образу персонажа придает его появление на пляже в цветастом халате и необычной плавательной шапочке.

Исходный размер 4995x1169

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Исходный размер 3523x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

В «Убийстве в Восточном экспрессе» (2017) Пуаро показан строгим. Данный фильм можно назвать более темным и реалистичным. Здесь редко наблюдаются яркие краски — их место заменяют приглушенные темные тона.

Исходный размер 5055x1065

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Костюмы Пуаро не сильно выражают его индивидуальность, а скорее подчеркивают его сдержанность. Так он одевается в элегантные темные костюмы хорошего кроя с простой белой рубашкой и галстуком. Здесь комедийность убрана из его образа, теперь он более драматичный персонаж.

Исходный размер 4012x1240

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Интересна также и эволюция его образа в картине: ближе к концу фильма персонаж выглядит потрепанным и усталым, что добавляет реализма происходящему.

Исходный размер 4117x1240

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Женщина-злодей

В книгах Агаты Кристи существует множество образов сильных женщин, поэтому неудивительно, что некоторые из них встречаются и на экране. Так героиню из фильма «Убийства по алфавиту» можно даже назвать роковой женщиной: она привлекает главного героя, он гонится за ней, но никак не может поймать. Уже при первой встрече она выражает свою опасность и хищную натуру, надев костюм с животным принтом.

Исходный размер 3088x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

В последующие сцены она часто появляется в белоснежном костюме. Так она пытается ввести героя в заблуждение своей показной наивностью и чистотой. Более того, в один момент, герой находит ее стоящей в парке с воздушными шариками.

Исходный размер 4872x1146

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Героиня здесь ведет себя как ребенок, гуляет с шариками и смеется над каждым словом. Однако здесь также можно заметить и выбивающиеся из невинного образа детали: черные кожаные перчатки и темные очки, скрывающие эмоции героини.

Исходный размер 4104x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

В более опасные моменты она появляется в черных нарядах — так она легко скрывается в ночи. В одной из сцен на ней надет черный плащ из блестящего материала, но внутренние его части, которые прилегают к ней, отделаны белым. Этим она словно хочет убедить других, что несмотря на свою темную маскировку, внутри она все также невинна и беспомощна. В финальной сцене она появляется сначала как темный силуэт, затем выходит на свет и буквально снимает перед детективом свою вуаль: теперь она раскрыла свою истинную сущность.

Исходный размер 5035x1166

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

Исходный размер 3440x1241

«Убийства по алфавиту», Фрэнк Тэшлин, 1965

А героиня из фильма «Зло под солнцем» не стремится никого обманывать и не прячет свою истинную личность. Она смело привлекает к себе внимание, одеваясь в шикарные вечерние наряды, украшенные всевозможными кристаллами и бисером. Она выбирает контрастные образы, с черными, белыми и алыми цветами. Поэтому не удивительно, что в одном из ее нарядов также встречается броский зебровый принт.

Исходный размер 5029x868

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Исходный размер 3985x1257

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Многие элементы ее костюмов соответствуют времени происходящих событий, а именно 1940-х: она носит тюрбаны и сандалии на платформе. Но все же заметно и влияние эпохи 80-х (времени создания фильма): ее шляпы преувеличены до предела, а массивные украшения изготовлены из пластика.

Исходный размер 4173x1257

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Одежда рабочего класса

Пусть фильмы чаще и происходят в местах, где собираются преимущественно богатые и высокопоставленные люди, тем не менее всегда встречаются несколько героев, чей стиль более скромен и практичен. Так в обеих экранизациях «Убийства в Восточном экспрессе» присутствую персонажи одетые в менее броскую одежду, они не носят вечерние наряды и платья расшитые блестками. Интересно, что в их нарядах присутствует больше элементов мужского стиля, а также темные и теплые цвета.

Исходный размер 4053x1256

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

Исходный размер 1996x1331

«Убийство в „Убийство в Восточном экспрессе“, Кеннет Брана, 2017Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Но нельзя не отметить, что присутствуют и различия. В основном это связано с разницей во времени выпуска фильмов. Так в варианте из 70-х можно заметить, что многие персонажи носят смесь красочных и избыточных узоров.

Исходный размер 5152x1015

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

В версии 2017 года для гардероба одной из героинь было выбрано много вещей из мужского гардероба. Возможно, так показана ее практичность и прогрессивность: она носит костюм с пиджаком или же куртку авиатор. Но она не забывает и про свою женственную сторону, поэтому носит шляпки и платья.

Исходный размер 5114x1112

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Также можно заметить, что внедрение мужских элементов одежды в женский гардероб характерно и для фильма «Зло под солнцем». Хозяйка отеля весьма обеспечена, но все же выбирает более деловые костюмы даже на пляжном курорте. Так она чаще других носит штаны и пиджаки — это указывает на то, что она деловая женщина, которая самостоятельно контролирует свою жизнь и свой бизнес.

Исходный размер 2713x1395

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Костюмы высшего общества

Исходный размер 4530x1256

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

Персонажи в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) одеты в костюмы 30-х годов. Это заметно по их прическам, длине юбок и фасонам платьев. Более обеспеченные героини носят блестящие платья, пальто с пышным мехом и дорогие украшения. Но все же во многих деталях фильма можно уловить, что произвели его в 70-х. Так многие персонажи ходят в костюмах с цветастыми узорами, также часть героинь носит приталенные платья в пол с элементами асимметрии.

Больше всего это заметно в образе одной из героинь. Она одета в накидку, расшитую узором из цветного бисера, носит множество тяжелых украшений и широкий ремень, подчеркивающий талию. Все это относит образ к стилю 1970-х годов.

Исходный размер 5092x1095

«Убийство в Восточном экспрессе», Сидни Люмет, 1974

Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» 2017 года довольно точно передает эстетику 1930-х. Многие героини носят сочетание кардигана и юбки чуть ниже колена в качестве дневного образа. В вечерних образах встречаются длинные платья, есть пальто с огромным меховым воротником, что было популярно.

Исходный размер 3171x1331

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Исходный размер 5076x1113

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

У мужчин можно заметить сочетание жилетки и пиджака, полосатые рубашки и твидовые костюмы-тройки. Но все же заметно, что фильм предназначен для современного зрителя: костюмы часто отличаются простотой, минималистичностью и чистотой пошива.

Исходный размер 5066x1091

«Убийство в Восточном экспрессе», Кеннет Брана, 2017

Персонажи в фильме «Зло под солнцем» носят костюмы, в которых стили 40-х и 80-х годов спутаны довольно сильно. Так большинство нарядов имеют правильный для 40-х фасон, но ткань или рисунок на ней сильно выбиваются из традиций тех лет. Женщины носят пиджаки с сильно выделенными плечами и широкие штаны с высокой талией, тюрбаны или сандалии на платформе, что соответствует моде времени. Однако раскрашены они ярчайшими пятнами, покрыты узором в горошек, полоской и другими броскими паттернами.

Исходный размер 4463x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Исходный размер 5057x737

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Большинство пропорций в костюмах намеренно увеличены, плечи становятся еще пышнее, а банты, цветы и пряжки еще больше. Также создатели костюмов не забывают про обильное количество блесток, пайеток и бисера, а массивные аксессуары изготовляют из разноцветного пластика.

Исходный размер 3783x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Исходный размер 5183x1248

«Зло под солнцем», Гай Хэмилтон, 1982

Заключение

Образ главного героя — детектива Эркюля Пуаро сильно менялся из года в год и прошел долгий путь от забавного до драматического. Изменения в облике определялись не только тенденциями моды разных периодов, но различным режиссерским видением. Разные вариации акцентировали внимание на разных причудах персонажа. Некоторые стремились к более популярному образу с тростью и в котелке, а другие совсем отходили от оригинала и интерпретировали героя по своему. Каждый пример доказал, что возможно менять визуальное воплощение героя, добавлять к нему новые слои смысла, при этом сохраняя узнаваемые черты и не теряя главной сущности.

Наблюдая за особенностями других типажей, можно утверждать, что многие из них продолжают повторяться из года в год. Например, для изображения опасной женщины и в 60-е, и в 80-е годы используют контрастные цвета и животные принты, однако отличия в костюмах также весьма заметны. Большинство фильмов хоть и должны передавать атмосферу 30-х и 40-х годов, но все же попадают под влияние десятилетия экранизации. Будь то коричневые цвета и броские узоры 1970-х, или яркие краски и увеличенные пропорции 1980-х.

Библиография
Показать полностью
1.

Aldridge, M. Agatha Christie: Film and Television Adaptations // Bloomsbury Handbook to Agatha Christie Bloomsbury Publishing. 6 октября 2022. URL: https://pure.solent.ac.uk/en/publications/agatha-christie-film-and-television-adaptations (дата обращения: 25.05.2025).

2.

Brziaková, K. Reflection of Changing Times in Adaptors’ Approaches to the Integrity and Originality of Source Literary Texts // Cultural Perspectives. 2021. URL: https://cpjournal.ub.ro/wp-content/uploads/bsk-pdf-manager/2022/01/6.-BRZIAKOVA-CP-2021.pdf (дата обращения: 26.05.2025).

3.

Fatimah, A. S., Dr.Thoyibi M.Simplification in Film Adaptation of Agatha Christie’s Murder on the Orient Express (1934): A Structural Approach // Skripsi thesis, Universitas Muhammadiyah Surakarta. 2021. URL: https://eprints.ums.ac.id/88707/ (дата обращения: 25.05.2025).

4.

Hess, Carrie Y. Monsters, Menders, Mothers, and Managers: Agatha Christie, Adaptation, and Female Domestic Gender Roles // Western Michigan University. апрель 2025. URL: https://www.proquest.com/openview/710202a7b4ff19b692727e64ea991464/1?pq-origsite=gscholar&cbl=18750&diss=y (дата обращения: 24.05.2025).

5.

Ксенофонтова В. В. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗА В ДИАХРОНИИ ИНТЕРСЕМИОТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (ПО РОМАНАМ А. КРИСТИ) // ТЯиМК. 2021. № 3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-obraza-v-diahronii-intersemioticheskih-transformatsiy-po-romanam-a-kristi (дата обращения: 24.05.2025).

6.

Филиппова И. Н. НУЛЕВОЙ ПЕРЕВОД И МНОЖЕСТВЕННОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ (ПО РОМАНАМ А. КРИСТИ) // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 9 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nulevoy-perevod-i-mnozhestvennost-v-polikulturnoy-ekranizatsii-literatury-po-romanam-a-kristi (дата обращения: 26.05.2025).

Источники изображений
Показать полностью
1.

«Зло под солнцем», (Evil Under The Sun, реж. Г. Хэмилтон, 1982) URL: (https://archive.org/details/evil-under-the-sun-1982)

2.

«Убийства по алфавиту», (The Alphabet Murders, реж. Ф. Тэшлин, 1965) URL: (https://m.ok.ru/video/9663408966350)

3.

«Убийство в Восточном экспрессе», (Murder on the Orient Express, реж. С. Люмет, 1974) URL: (https://vk.com/video735831744_456241568)

4.

«Убийство в Восточном экспрессе», (Murder on the Orient Express, реж. К. Брана, 2017) URL: (https://vk.com/video-110645251_456241679)

5.

«Убийство в Восточном экспрессе», (Murder on the Orient Express, реж. К. Брана, 2017) URL: (https://www.imdb.com/title/tt3402236/?ref_=ls_t_39)

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше