Original size 2280x3223

МедИИация, или Как сидеть на бесконечном количестве стульев

22
Finalist of the competition

Попытка осуществить медииацию между художественными методами Казимира Малевича и Джозефа Кошута посредством привлечения к этому нечеловеческой агентности MidJourney

big
Original size 2304x1296

Святитель Григорий Нисский Одна усия и три ипостасти Ок. 390 года н. э.

Как сидеть на бесконечном количестве стульев

Тройная фигура Джозефа Кошута — сам стул, его фотография и словесная дефиниция — тест на прочность нашей слоистой (Харман + Барад) онтологии.

Есть вещь: деревянный стул, тяжёлый, коричневый, твёрдый, удобный (или нет).

Есть его изображение: иконический дубликат того же сущего, запечатлённый на картоне, который покрыт солями серебра.

Есть слово:

Стул — предмет мебели для сидения одного человека, с опорой для спины (в отличие от табурета), с подлокотниками или без них. Происходит от прагерм. *stolaz, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. stol и англ. stool, др.-фризск. stol, др.-сканд. stoll, др.-в.-нем. stuol, нем. Stuhl, готск. stols и др. (восходит к праиндоевр. *sta-lo- из *sta- «стоять»).

Это не модализм, где одна и та же сущность поочерёдно надевает три маски в зависимости от того, каким цветом горит «онтологический светофор». Здесь мы имеем три ипостаси, сосуществующие одновременно, но каждая хранит полноту «стульности» по‑своему (в функции, в форме, в понятии).

«Стульность» раздается трём носителям, но ни один не исчерпывает её, ни один не вмещает другую именно потому, что его сенсорный канал другой, нечеловеческий). Разница показывает не отсутствие общей сущности, а многообразие путей, по которым скрытый реальный объект может «выходить в мир» через различные чувственные фасады.

big
Original size 2304x1291

Тем временем, все три ипостаси сейчас сведены воедино четвёртой — изображением в книге; и вновь происходит наложение: фото, на котором мы видим всех троих, становится новым носителем, а деревянный, картонный и словесный слои складываются в одну стопку. Харманианская перспектива, не противоречащая барадианской, но дополняющая её, а, даёт нам три независимых объекта (вещь, изображение, слово), и ещё один объект (инсталляция Кошута), и ещё один (репродукция работы Кошута в нашей книге), и ещё один (наши размышления обо всём этом), и ещё множество (счётное, но, вероятно, бесконечное) — то, что Харман называет «фонтаном вещей».

Барад бы возразила: счётность и бесконечность — это не вопрос «сколько объектов», а скорее вопрос «какие конкретные отсечки мы делаем» — «как стул становится фотографией?» Тут можно ввести понятие «маршрутизации стульности». Каждая маршрутизация — это новый агентный рез, новый объект на сцене, новый набор сенсорных и технических посредников (серебро → RGB‑краска → зрительная кора; если добавить AR-версию, — вы наводите камеру смартфона на текст, и AI разворачивает 3D‑модель стула — то добавляется ещё один слой, алгоритмический, но и он не исчерпывает реальности). Счёт их принципиально открыт — но «стульность» каждый раз проходит через узкое горлышко конкретной процедуры. Так «слои» превращаются в процессы, и конфликт с Барад тает.

Original size 2304x1291
Original size 2912x1632
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1296
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2912x1632
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
Original size 2304x1291
МедИИация, или Как сидеть на бесконечном количестве стульев
22
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more