
Концепция
Тема «Влияние живописи дзэнга на современную моду» была выбрана благодаря глубокой философской и эстетической насыщенности дзэнга, уникальному художественному наследию, и его значительному влиянию на современные модные подходы. Живопись дзэнга, в которой философия, красота асимметрии и акцент на пустоте (понятие «ма») сочетаются для передачи тишины и созерцания, становится вдохновением для модельеров. В этой связи исследование дзэнга в контексте современной моды даёт возможность проследить, как принципы минимализма, простоты и гармонии с природой преобразуются в одежду, задавая тон утонченной и медитативной моде.
Материал был выбран по двум основным критериям: визуальное соответствие стилю дзэнга и акцент на философских мотивах, отражающих дзэнский подход к искусству. Для живописных источников были отобраны работы дзэнских художников, наглядно демонстрирующие особенности этой эстетики, включая образы природы и символическое использование пустоты. В модных источниках подбирались коллекции и образы, в которых явно прослеживаются дзэн-мотивы и минималистические формы, передающие дух созерцательности и баланса. Этот принцип отбора позволяет показать, как современная мода адаптировал

Таварая Сотацу «Антология с журавлями» (детали) / 1650 г.
Исследование будет структурировано вокруг нескольких ключевых направлений, чтобы создать связную и логичную картину влияния дзэнга на моду. Первая часть посвящена исследованию эстетических и философских основ дзэнга. Вторая часть рассмотрит стилистические элементы дзэн-живописи, такие как асимметрия, пустота, минимализм и естественные формы, а также их интерпретации в современном модном дизайне. Третья часть сосредоточена на сравнительном анализе модных коллекций, вдохновленных дзэнским искусством, с выделением мотивов, форм и философских идей, отраженных в современных дизайнерских решениях. Заключительная часть будет подводить итоги, представляя гипотезу о том, как дзэн-живопись не только вдохновляет на визуальном уровне, но и трансформирует философию модного дизайна.

Таварая Сотацу «Антология с журавлями» (детали) / 1650 г.
Текстовые источники включают научные статьи и книги по истории японского искусства, философии дзэн-буддизма, а также исследования минимализма в моде. Они предоставляют теоретический и культурный контекст для анализа, освещая процесс взаимовлияния между дзэн-живописью и современной модой. Отдельное внимание будет уделено текстам о принципах дзэнга и минималистских течениях, так как они помогают определить ключевые аспекты, использованные в модных коллекциях. Эти текстовые источники обеспечат более глубокое понимание того, как дзэнская эстетика проникает в концепции, формы и методы дизайна в одежде.
Ключевой вопрос исследования: каким образом эстетика и философия дзэн-живописи влияют на современные модные практики? Гипотеза исследования заключается в том, что дзэн-живопись с её минималистской философией и акцентом на внутреннюю гармонию и сдержанную красоту становится источником не только визуального, но и философского вдохновения для дизайнеров, формируя концепции медитативного минимализма и символической простоты.
Дзэнга — стиль японской живописи
Дзэнга (禅画) — стиль японской живописи, созданный дзен-монахами и мастерами, которые стремились выразить философию дзэн-буддизма в своих работах. Картины создавались, как визуальные медитации, их уникальная простота — отрывки стихов, кисть, оставлявшая небрежны, но осмысленные мазки на белом фоне — говорили о единении художника с природой, душевной гармонии и балансе.


Сузуки Киицу «Цветущие растения и ручей лета и осени» \ 19в.
Дзэн-буддизм, возникший в Китае в VI веке н. э. и распространившийся в Японии в период Камакура (1185-1333), оказал глубокое влияние на японскую культуру, формируя особый стиль и эстетику дзэнга — дзэнской живописи. Дзэн-буддизм, с его ориентацией на непосредственный опыт, внутреннюю гармонию и медитацию, проявляется в искусстве через отказ от излишних деталей, простоту и естественность. Живопись дзэнга, являясь частью дзэнской практики, часто воплощает пустоту, спокойствие и спонтанность, что достигается с помощью минималистичных изображений природы, таких как бамбук, горы, реки, птицы и рыбы.
Хасэгавы Тохаку «Птицы и цветы весны и лета», шелкография \ 1603–1868 гг.
С развитием дзэнга в Японии сформировался и уникальный стиль каллиграфии, отражающий дзэнские принципы. Дзэнская каллиграфия и живопись стали средствами самовыражения, а также формой обучения и передачи знаний. По мере укрепления дзэнской культуры в Японии, особенно в период Эдо (1603-1868), эстетика дзэнга распространилась в аранжировке садов, архитектуре, чайных церемониях и, позднее, в современной моде.
Сесшу Тойо «Пейзаж» \ 1337–1573 гг.
Дзэнга создавалась буквально за несколько минут, это обуславливалось философией дзэн-буддизма и мнением мастеров о том, что произведение должно рождаться спонтанно, как отклик на сиюминутное вдохновение. Техника была противоположна традиционной японской живописи, в которой особое внимание уделялось деталям и тщательной прорисовке.


Сакаи Хоицу «Летние и осенние цветы», на ширме \ 19в.
Дзэнские художники намеренно оставляли некоторые участки пустыми, подчеркивая значимость пустоты как творческого пространства, которое зритель наполняет своим собственным смыслом.
Таварая Сотацу «Бог ветра и бог грома» / 1650 г.
Дзэнга часто использовалась как своего рода анализ восприятия дзэн-философии. Одной из известных дзэнга-фраз была «если вы видите Будду, убейте Будду». Смысл этой провокационной фразы заключался в том, что в дзэн-буддизме считается, что путь к истине — это внутренний поиск, а не подражание образу, даже Будде. Эта мысль часто встречается в современных дизайнерских подходах, где форма создается с учетом ощущений и опыта зрителя, а не только воссоздания внешней красоты.
Таварая Сотацу «Мацусима», роспись на ширме \ 1650 г.
Принципы дзенга и аллюзии в моде
Минимализм и чистота форм
В дзэн-живописи важен минимализм, где каждый мазок тщательно выверен и несет смысловую нагрузку. Это проявляется в сдержанных, чистых формах и монохромных цветах. Например, работы художников, таких как Сэссю Тойо, вдохновляют дизайнеров на использование простых линий и нейтральных цветов.


Сэссю Тойо «Хабоку сансуи»/ ок. 1481
Японские модельеры Yohji Yamamoto и Issey Miyake воплощают этот минимализм через простые силуэты и однотонные ткани, что создает образ, в котором каждая деталь подчеркивает естественную красоту материала.


Yohji Yamamoto Весна/Лето 2009
Ямамото стремится к тому, чтобы одежда не ограничивала человека, а, наоборот, дарила ему свободу движений и комфорт. Он избегает ярких деталей и сложного декора, предпочитая простоту и акцент на индивидуальности. Такой подход помогает создать в одежде внутреннее спокойствие, гармонирующее с естественностью и непринужденностью.


Issey Miyake осень-зима 2011/12
Иссей Мияке использует элементы минимализма и сдержанности в своих коллекциях. Вдохновленный японской философией и культурой, Мияке стремится к созданию одежды, которая будет не только функциональной, но и позволять человеку выражать свою индивидуальность. Его работы часто используют простые линии и формы, но при этом уделяют внимание инновационным технологиям и материалам. Мияке известен своими экспериментами с тканями, создающими интересные текстуры и формы, что позволяет добиться свободы движений и легкости.
Принцип «Ма»
Принцип Ма (間) — ключевое понятие в японской эстетике, означающее пространство, паузу или интервал. Этот принцип часто упоминается в контексте дзэн-буддизма и японского искусства, где «Ма» представляет собой нечто большее, чем просто пустое пространство, это творческое пространство, наполненное возможностями.
Хасэгава Тохаку «Ивы в четыре сезона», бумажная ширма \ ок. 1590 г.
Ма — это момент ожидания, когда пустота или промежуток оказываются столь же значимыми, как и объекты или события, которые их окружают. В живописи Ма проявляется в том, как художники оставляют пустое пространство на холсте, позволяя зрителю почувствовать глубину и спокойствие. В работах Кано Мотонобу пустые пространства подчеркивают спокойствие и возвышенность центральных элементов.
Кано Мотонобу «Восемь видов на регион Сяосян (Шошо Хаккей)»
У Рей Кавакубо (Comme des Garçons), концепция пустоты отражается в свободном крое, который создает ощущение легкости и позволяет телу «дышать».
Рей Кавакубо для Comme des Garçons; Фотография Паоло Роверси
Кавакубо экспериментирует с пустыми пространствами в одежде, не пытаясь заполнить каждый сантиметр ткани. В её коллекциях ма проявляется в асимметричных и часто «незавершённых» силуэтах, где важность не только в самой форме, но и в промежутках, между ними, создающих ощущение движения и свободы. Одежда, которую она создает, становится не просто физическим объектом, а чем-то, что оживляется благодаря отсутствию и присутствию в одном пространстве.


Comme des Garçons весна 1993
Асимметрия и незавершенность
Ассиметрия в дзэн-живописи символизирует естественность и подчеркивает уникальность момента. В картинах художника Хасэгава Тохаку, асимметричная композиция передает дух природы.
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес, левая сторона»/ 1550 г.
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес, правая сторона»/ 1550 г.
В моде это проявляется у Comme des Garçons, где асимметричные формы и несимметричные линии добавляют нарядам дзэнский характер. Нестандартный крой и асимметрия привносят элемент непредсказуемости, как и в живописи дзэн.


Comme des Garçons весна 1995


Comme des Garçons весна 1995
Гармония с природой
Маруяма Окё «Путешествие Нарихиры на Запад» ок. 1733–1795 гг.
Природа занимает важное место в дзэнской живописи, где мотивы воды, гор и деревьев символизируют покой и единение с миром. Пейзажи Маруяма Окё демонстрируют это через детальные, но спокойные природные изображения.


The Row Fall зима 2020-2021
The Row, созданный Мэри-Кейт и Эшли Олсен, известен своей преданностью натуральным материалам и минималистичным дизайнам, часто вдохновленным гармонией природы. Их коллекции включают естественные, мягкие цветовые переходы, стремясь к аутентичной простоте и ощущению спокойствия.


Jil Sander весна/лето 2024
Джил Сандер также часто ссылается на природу как на источник вдохновения, особенно в контексте её подхода к минимализму, где важны естественные цвета и чистые линии. Она отмечала, что стремится к «сдержанности и уважению» в своих работах, что перекликается с философией дзэн. Сандер считает природу идеалом сбалансированной красоты, что также отражается в её работах и текстурах тканей.
Сдержанные цвета и внимание к мелочам
В дзэн-буддийской живописи цвета подбираются так, чтобы передать спокойствие и не отвлекать внимание от главного. Например, Сотатсу Таварая использовал ограниченную цветовую палитру в работе «Пахота», что создает атмосферу сосредоточенности и покоя.
Таварая Сотацу «Пахота» / 1630 г.


Hermès весна/лето 2024
Дизайнеры Hermès часто обращаются к природе за вдохновением. Они используют минимализм как способ сохранить ощущение спокойствия в одежде, которая «приближает нас к гармонии через простоту». Натуральные оттенки и высококачественные материалы, которые они используют, — это, по словам команды, символы «спокойствия и неразрывной связи с природой».


JUNYA WATANABE зима 2018
Подход Ватанабе к дизайну проявляется в использовании текстур, напоминающих природные элементы, это придаёт его работам глубину и спокойствие.
Практическое влияние дзенга на моду: устойчивая мода и капсульный гардероб
Капсульный гардероб — минималистичный подход, предполагающий создание ограниченного, но универсального гардероба из небольшого количества предметов одежды — сильно перекликается с принципами живописи дзенга. Вдохновленный минимализмом, капсульный гардероб позволяет сосредоточиться на качестве, а не на количестве, что способствует осознанному потреблению и гармонии с окружающей средой.
Uniqlo воплощают дзэн-принципы в своих коллекциях, предлагая простую и качественную одежду без лишних деталей. А Patagonia делают акцент на устойчивости и натуральных материалах, а также часто используют приглушенные оттенки и природные текстуры, создавая гармоничную связь с природой.
Uniqlo
Дзэнга вдохновляет дизайнеров к более осознанному подходу, отказу от избыточных элементов и акценту на экологичность. Многие современные дизайнеры стремятся использовать натуральные материалы и создавать коллекции, которые будут долговечными и удобными. Это отражает дзэнскую концепцию «достаточности» — обладания ровно тем, что необходимо.
Вывод
Влияние дзэнги на современную моду отражает глубокую связь между философией дзэн-буддизма и эстетикой минимализма и простоты, которая востребована в современной моде. Дзэнга — японская дзэн-буддистская живопись — воплощает идеи трансцендентности, пустоты и гармонии, выраженные через лаконичные, но эмоционально насыщенные изображения. Этот стиль передает дзэнскую концепцию «ма» — идею значимости пустоты, которая находит отклик в минималистическом дизайне одежды.
Современные дизайнеры, вдохновленные искусством дзенга, часто избегают лишних украшений и предпочитают строгие, аскетичные линии, простые формы и естественные цвета, чтобы создать образы, передающие внутреннюю гармонию и баланс. Они используют элементы асимметрии, неровные силуэты и многослойность, что напоминает образы, встречающиеся в дзэн-произведениях, где гармония достигается через баланс света и тени, формы и пустоты.
Влияние дзэнга на модный дизайн прослеживается в стремлении к «тишине» и «простоте», где акцент делается на материал и текстуру, а не на сложные орнаменты и броские детали. Одежда, вдохновленная дзэн-живописью, часто выполнена в однотонных палитрах, а ткани подчеркивают натуральную текстуру и мягкость, что позволяет создать эффект «пустоты» — одного из ключевых аспектов дзэн-эстетики.
В итоге, влияние дзэнга на современную моду подчеркивает не просто внешние формы, но и внутреннюю философию, которая ставит на первый план баланс, гармонию с природой и эстетическую строгость. Эта связь между философией и модой подчеркивает стремление современных дизайнеров выйти за пределы материального и использовать одежду как способ выражения глубокой внутренней гармонии, вдохновленной многовековой дзэнской мудростью.
Маруяма Окё «Павлинья пара» \ 1781 г.
Искусство Дзен. Дзен-минимализм в японском дизайне и искусстве. — URL: https://theartofzen.org/zen-inspired-minimalism-japanese-design-art/ (дата обращения: 14.11.2024).
Кавакубо, Р. О дзен-эстетике в современной моде // Elle Japan. — 2019.
Кано Мотонобу // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кано_Мотонобу (дата обращения: 14.11.2024).
Кендам. Фотографии с подиума // Кендам. — URL: https://kendam.com/photos/runway/ (дата обращения: 14.11.2024).
Маруяма Окё // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маруяма_Окё (дата обращения: 14.11.2024).
Пейн, Р. Т. Искусство дзен. — Токио: Чарльз Е. Таттл Компания, 1959.
Таварая Сотацу // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Таварая_Сотацу# (дата обращения: 14.11.2024).
Хасэгава Тохаку // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хасэгава_Тохаку (дата обращения: 14.11.2024).
Шедевр японской культуры. Шедевр японской культуры. — URL: https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/ (дата обращения: 14.11.2024).
Sesshū Tōyō // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sesshū_Tōyō (дата обращения: 14.11.2024).
Vogue. Показы мод. — URL: https://www.vogue.com/fashion-shows (дата обращения: 14.11.2024).
Yamamoto, Y. Природа минимализма в современной моде // Vogue Japan. — 2020.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Таварая_Сотацу#/media/Файл: Anthology_with_Cranes_I.png (дата обращения 24.10.24)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Таварая_Сотацу#/media/Файл: Anthology_with_Cranes_IV.png (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2019/07/lossless-page1-1024px-Kiitsu_Mountainstream_Summer.tif.png (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2019/07/lossless-page1-1024px-Kiitsu_Mountainstream_Autumn.tif.png (дата обращения 24.10.24)
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/58fd82dbbf629ab224f81b68/1521447418014-FLLC0XFR0YWAXCP9KDQG/Birds-and-Flowers-Hasegawa-Tohaku.jpg?format=1500w (дата обращения 24.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Landscape_by_Sesshu_%28Idemitsu_Museum_of_Arts%29.png (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2020/04/Summer_and_Autumn_Flower_Plants_left.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2020/04/Summer_and_Autumn_Flower_Plants_right.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Wind-God-Fujin-and-Thunder-God-Raijin-by-Tawaraya-Sotatsu.png/1920px-Wind-God-Fujin-and-Thunder-God-Raijin-by-Tawaraya-Sotatsu.png (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2020/04/SOTATSU-Matsushima-L.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/wp-content/uploads/2020/04/SOTATSU-Matsushima-R.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Sesshu_-Haboku-Sansui.jpg/800px-Sesshu-_Haboku-Sansui.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://www.yohjiyamamoto.co.jp/wp/wp-content/uploads/2021/03/026_MON0506.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://www.yohjiyamamoto.co.jp/wp/wp-content/uploads/2021/03/003_MON0034.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://n1s2.hsmedia.ru/a6/af/f1/a6aff1e96912a0ee98325ef7835b7ae6/683x1024_0xac120003_16355434871660049542.webp (дата обращения 24.10.24)
https://n1s2.hsmedia.ru/b8/bb/3a/b8bb3a2faa0c04d5830b55bfbc7c6fa7/683x1024_0xac120003_1311313901660049545.webp (дата обращения 24.10.24)
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/58fd82dbbf629ab224f81b68/1521447498223-NL0DQQDHTMI55USK7Z9H/Willow-Trees-of-the-Four-Seasons-Hasegawa-Tohaku.jpg?format=1500w (дата обращения 24.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Kano_Motonobu_-Eight_Views_of_the_Xiao-Xiang_Region%28Shosho_Hakkei%29_-2001.56.1-_Yale_University_Art_Gallery.jpg (дата обращения 24.10.24)
https://fashionmagazine.mblycdn.com/fm/resized/2017/08/w1200/01.ReiKawakuboforCommedesGarE7ons.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://assets.vogue.com/photos/58de5764a12a053d1727f348/master/w_1920,c_limit/COMME-DES-GARCONS-SPRING-1993-RTW-44-CN10044092.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://i.pinimg.com/564x/58/c3/49/58c349d14a03097916e30d62c3762765.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/58fd82dbbf629ab224f81b68/1521525185424-D15P1N1C8AOW0XBH89A4/Pine-Trees-Left-Hasegawa-Tohaku.jpg?format=1500w (дата обращения 26.10.24)
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/58fd82dbbf629ab224f81b68/1521447482096-LL7DCYSF3X29G5EGDAMZ/Pine-Trees-Hasegawa-Tohaku.jpg?format=1500w (дата обращения 26.10.24)
https://assets.vogue.com/photos/58de8feb0de2ac230874ae2a/master/w_1920,c_limit/COMME-DES-GARCONS-SPRING-1995-RTW-58-BERI-SMITHERS-CN10043593.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://assets.vogue.com/photos/58de8fbffb32ef256418c48c/master/w_1920,c_limit/COMME-DES-GARCONS-SPRING-1995-RTW-25-CN10043545.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://i.pinimg.com/564x/de/01/ec/de01ec5f099c4333004bb88f2aa4f17a.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://i.pinimg.com/564x/6f/22/e5/6f22e5b0e15b7015f19b8989cd660a8d.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Flickr_-dalbera-Le_voyage_de_Narihira_vers_l%27Est%28musée_Guimet%29.jpg/1280px-Flickr_-dalbera-Le_voyage_de_Narihira_vers_l%27Est%28musée_Guimet%29.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_2e4cde62a1a0ac290827fe895476d857_4291.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_92fbf8cc1d51e55cd0e15edaf40e75e2_4291.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_7dfe6a673653a9285ceb519153553e59_3604.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_e5b9608b7ea5db113cbefe0550651172_3604.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/%27Plowing%27%2C_one_of_a_pair_of_screens_attributed_to_Tawaraya_Sôtatsu.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_0835921fadbc6c4b913dfb1847a4213c_3501.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://static.kendam.com/photos/300/tn300_93e20e9fec3f866fac3d6830a82e352c_3501.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://www.theskinnybeep.com/wp-content/uploads/2018/03/Junya-Watanabe-Catwalk.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://www.theskinnybeep.com/wp-content/uploads/2018/03/Junya-Watanabe-Fall-Winter-2018-Womens-Collection-Paris-Fashion-Week.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Okyo_Peacock_and_Peahen.jpg (дата обращения 26.10.24)
https://www.uniqlo.com/jp/ja/contents/feature/masterpiece/common/img/product/item_50_kv.jpg?240829 (дата обращения 15.11.24)