Original size 745x1183

Влияние традиционной японской живописи дзэнга на современную моду

47
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Тема «Влияние живописи дзэнга на современную моду» была выбрана благодаря глубокой философской и эстетической насыщенности дзэнга, уникальному художественному наследию, и его значительному влиянию на современные модные подходы. Живопись дзэнга, в которой философия, красота асимметрии и акцент на пустоте (понятие «ма») сочетаются для передачи тишины и созерцания, становится вдохновением для модельеров. В этой связи исследование дзэнга в контексте современной моды даёт возможность проследить, как принципы минимализма, простоты и гармонии с природой преобразуются в одежду, задавая тон утонченной и медитативной моде.

Материал был выбран по двум основным критериям: визуальное соответствие стилю дзэнга и акцент на философских мотивах, отражающих дзэнский подход к искусству. Для живописных источников были отобраны работы дзэнских художников, наглядно демонстрирующие особенности этой эстетики, включая образы природы и символическое использование пустоты. В модных источниках подбирались коллекции и образы, в которых явно прослеживаются дзэн-мотивы и минималистические формы, передающие дух созерцательности и баланса. Этот принцип отбора позволяет показать, как современная мода адаптировал

big
Original size 1821x263

Таварая Сотацу «Антология с журавлями» (детали) / 1650 г.

Исследование будет структурировано вокруг нескольких ключевых направлений, чтобы создать связную и логичную картину влияния дзэнга на моду. Первая часть посвящена исследованию эстетических и философских основ дзэнга. Вторая часть рассмотрит стилистические элементы дзэн-живописи, такие как асимметрия, пустота, минимализм и естественные формы, а также их интерпретации в современном модном дизайне. Третья часть сосредоточена на сравнительном анализе модных коллекций, вдохновленных дзэнским искусством, с выделением мотивов, форм и философских идей, отраженных в современных дизайнерских решениях. Заключительная часть будет подводить итоги, представляя гипотезу о том, как дзэн-живопись не только вдохновляет на визуальном уровне, но и трансформирует философию модного дизайна.

big
Original size 2232x323

Таварая Сотацу «Антология с журавлями» (детали) / 1650 г.

Текстовые источники включают научные статьи и книги по истории японского искусства, философии дзэн-буддизма, а также исследования минимализма в моде. Они предоставляют теоретический и культурный контекст для анализа, освещая процесс взаимовлияния между дзэн-живописью и современной модой. Отдельное внимание будет уделено текстам о принципах дзэнга и минималистских течениях, так как они помогают определить ключевые аспекты, использованные в модных коллекциях. Эти текстовые источники обеспечат более глубокое понимание того, как дзэнская эстетика проникает в концепции, формы и методы дизайна в одежде.

Ключевой вопрос исследования: каким образом эстетика и философия дзэн-живописи влияют на современные модные практики? Гипотеза исследования заключается в том, что дзэн-живопись с её минималистской философией и акцентом на внутреннюю гармонию и сдержанную красоту становится источником не только визуального, но и философского вдохновения для дизайнеров, формируя концепции медитативного минимализма и символической простоты.

Дзэнга — стиль японской живописи

Дзэнга (禅画) — стиль японской живописи, созданный дзен-монахами и мастерами, которые стремились выразить философию дзэн-буддизма в своих работах. Картины создавались, как визуальные медитации, их уникальная простота — отрывки стихов, кисть, оставлявшая небрежны, но осмысленные мазки на белом фоне — говорили о единении художника с природой, душевной гармонии и балансе.

Сузуки Киицу «Цветущие растения и ручей лета и осени» \ 19в.

Дзэн-буддизм, возникший в Китае в VI веке н. э. и распространившийся в Японии в период Камакура (1185-1333), оказал глубокое влияние на японскую культуру, формируя особый стиль и эстетику дзэнга — дзэнской живописи. Дзэн-буддизм, с его ориентацией на непосредственный опыт, внутреннюю гармонию и медитацию, проявляется в искусстве через отказ от излишних деталей, простоту и естественность. Живопись дзэнга, являясь частью дзэнской практики, часто воплощает пустоту, спокойствие и спонтанность, что достигается с помощью минималистичных изображений природы, таких как бамбук, горы, реки, птицы и рыбы.

Original size 1300x635

Хасэгавы Тохаку «Птицы и цветы весны и лета», шелкография \ 1603–1868 гг.

С развитием дзэнга в Японии сформировался и уникальный стиль каллиграфии, отражающий дзэнские принципы. Дзэнская каллиграфия и живопись стали средствами самовыражения, а также формой обучения и передачи знаний. По мере укрепления дзэнской культуры в Японии, особенно в период Эдо (1603-1868), эстетика дзэнга распространилась в аранжировке садов, архитектуре, чайных церемониях и, позднее, в современной моде.

Original size 1600x1040

Сесшу Тойо «Пейзаж» \ 1337–1573 гг.

Дзэнга создавалась буквально за несколько минут, это обуславливалось философией дзэн-буддизма и мнением мастеров о том, что произведение должно рождаться спонтанно, как отклик на сиюминутное вдохновение. Техника была противоположна традиционной японской живописи, в которой особое внимание уделялось деталям и тщательной прорисовке.

Сакаи Хоицу «Летние и осенние цветы», на ширме \ 19в.

Дзэнские художники намеренно оставляли некоторые участки пустыми, подчеркивая значимость пустоты как творческого пространства, которое зритель наполняет своим собственным смыслом.

Original size 1920x864

Таварая Сотацу «Бог ветра и бог грома» / 1650 г.

Дзэнга часто использовалась как своего рода анализ восприятия дзэн-философии. Одной из известных дзэнга-фраз была «если вы видите Будду, убейте Будду». Смысл этой провокационной фразы заключался в том, что в дзэн-буддизме считается, что путь к истине — это внутренний поиск, а не подражание образу, даже Будде. Эта мысль часто встречается в современных дизайнерских подходах, где форма создается с учетом ощущений и опыта зрителя, а не только воссоздания внешней красоты.

Original size 1920x421

Таварая Сотацу «Мацусима», роспись на ширме \ 1650 г.

Принципы дзенга и аллюзии в моде

Минимализм и чистота форм

В дзэн-живописи важен минимализм, где каждый мазок тщательно выверен и несет смысловую нагрузку. Это проявляется в сдержанных, чистых формах и монохромных цветах. Например, работы художников, таких как Сэссю Тойо, вдохновляют дизайнеров на использование простых линий и нейтральных цветов.

Сэссю Тойо «Хабоку сансуи»/ ок. 1481

Японские модельеры Yohji Yamamoto и Issey Miyake воплощают этот минимализм через простые силуэты и однотонные ткани, что создает образ, в котором каждая деталь подчеркивает естественную красоту материала.

Yohji Yamamoto Весна/Лето 2009

Ямамото стремится к тому, чтобы одежда не ограничивала человека, а, наоборот, дарила ему свободу движений и комфорт. Он избегает ярких деталей и сложного декора, предпочитая простоту и акцент на индивидуальности. Такой подход помогает создать в одежде внутреннее спокойствие, гармонирующее с естественностью и непринужденностью.

Issey Miyake осень-зима 2011/12

Иссей Мияке использует элементы минимализма и сдержанности в своих коллекциях. Вдохновленный японской философией и культурой, Мияке стремится к созданию одежды, которая будет не только функциональной, но и позволять человеку выражать свою индивидуальность. Его работы часто используют простые линии и формы, но при этом уделяют внимание инновационным технологиям и материалам. Мияке известен своими экспериментами с тканями, создающими интересные текстуры и формы, что позволяет добиться свободы движений и легкости.

Принцип «Ма»

Принцип Ма (間) — ключевое понятие в японской эстетике, означающее пространство, паузу или интервал. Этот принцип часто упоминается в контексте дзэн-буддизма и японского искусства, где «Ма» представляет собой нечто большее, чем просто пустое пространство, это творческое пространство, наполненное возможностями.

Original size 1300x648

Хасэгава Тохаку «Ивы в четыре сезона», бумажная ширма \ ок. 1590 г.

Ма — это момент ожидания, когда пустота или промежуток оказываются столь же значимыми, как и объекты или события, которые их окружают. В живописи Ма проявляется в том, как художники оставляют пустое пространство на холсте, позволяя зрителю почувствовать глубину и спокойствие. В работах Кано Мотонобу пустые пространства подчеркивают спокойствие и возвышенность центральных элементов.

Original size 1920x1183

Кано Мотонобу «Восемь видов на регион Сяосян (Шошо Хаккей)»

У Рей Кавакубо (Comme des Garçons), концепция пустоты отражается в свободном крое, который создает ощущение легкости и позволяет телу «дышать».

Original size 1600x1035

Рей Кавакубо для Comme des Garçons; Фотография Паоло Роверси

Кавакубо экспериментирует с пустыми пространствами в одежде, не пытаясь заполнить каждый сантиметр ткани. В её коллекциях ма проявляется в асимметричных и часто «незавершённых» силуэтах, где важность не только в самой форме, но и в промежутках, между ними, создающих ощущение движения и свободы. Одежда, которую она создает, становится не просто физическим объектом, а чем-то, что оживляется благодаря отсутствию и присутствию в одном пространстве.

Comme des Garçons весна 1993

Асимметрия и незавершенность

Ассиметрия в дзэн-живописи символизирует естественность и подчеркивает уникальность момента. В картинах художника Хасэгава Тохаку, асимметричная композиция передает дух природы.

Original size 3840x1794

Хасэгава Тохаку «Сосновый лес, левая сторона»/ 1550 г.

Original size 3840x1797

Хасэгава Тохаку «Сосновый лес, правая сторона»/ 1550 г.

В моде это проявляется у Comme des Garçons, где асимметричные формы и несимметричные линии добавляют нарядам дзэнский характер. Нестандартный крой и асимметрия привносят элемент непредсказуемости, как и в живописи дзэн.

Comme des Garçons весна 1995

Comme des Garçons весна 1995

Гармония с природой

Original size 1600x1200

Маруяма Окё «Путешествие Нарихиры на Запад» ок. 1733–1795 гг.

Природа занимает важное место в дзэнской живописи, где мотивы воды, гор и деревьев символизируют покой и единение с миром. Пейзажи Маруяма Окё демонстрируют это через детальные, но спокойные природные изображения.

The Row Fall зима 2020-2021

The Row, созданный Мэри-Кейт и Эшли Олсен, известен своей преданностью натуральным материалам и минималистичным дизайнам, часто вдохновленным гармонией природы. Их коллекции включают естественные, мягкие цветовые переходы, стремясь к аутентичной простоте и ощущению спокойствия.

Jil Sander весна/лето 2024

Джил Сандер также часто ссылается на природу как на источник вдохновения, особенно в контексте её подхода к минимализму, где важны естественные цвета и чистые линии. Она отмечала, что стремится к «сдержанности и уважению» в своих работах, что перекликается с философией дзэн. Сандер считает природу идеалом сбалансированной красоты, что также отражается в её работах и текстурах тканей.

Сдержанные цвета и внимание к мелочам

В дзэн-буддийской живописи цвета подбираются так, чтобы передать спокойствие и не отвлекать внимание от главного. Например, Сотатсу Таварая использовал ограниченную цветовую палитру в работе «Пахота», что создает атмосферу сосредоточенности и покоя.

Original size 1600x605

Таварая Сотацу «Пахота» / 1630 г.

Hermès весна/лето 2024

Дизайнеры Hermès часто обращаются к природе за вдохновением. Они используют минимализм как способ сохранить ощущение спокойствия в одежде, которая «приближает нас к гармонии через простоту». Натуральные оттенки и высококачественные материалы, которые они используют, — это, по словам команды, символы «спокойствия и неразрывной связи с природой».

JUNYA WATANABE зима 2018

Подход Ватанабе к дизайну проявляется в использовании текстур, напоминающих природные элементы, это придаёт его работам глубину и спокойствие.

Практическое влияние дзенга на моду: устойчивая мода и капсульный гардероб

Капсульный гардероб — минималистичный подход, предполагающий создание ограниченного, но универсального гардероба из небольшого количества предметов одежды — сильно перекликается с принципами живописи дзенга. Вдохновленный минимализмом, капсульный гардероб позволяет сосредоточиться на качестве, а не на количестве, что способствует осознанному потреблению и гармонии с окружающей средой.

Uniqlo воплощают дзэн-принципы в своих коллекциях, предлагая простую и качественную одежду без лишних деталей. А Patagonia делают акцент на устойчивости и натуральных материалах, а также часто используют приглушенные оттенки и природные текстуры, создавая гармоничную связь с природой.

Original size 750x750

Uniqlo

Дзэнга вдохновляет дизайнеров к более осознанному подходу, отказу от избыточных элементов и акценту на экологичность. Многие современные дизайнеры стремятся использовать натуральные материалы и создавать коллекции, которые будут долговечными и удобными. Это отражает дзэнскую концепцию «достаточности» — обладания ровно тем, что необходимо.

Вывод

Влияние дзэнги на современную моду отражает глубокую связь между философией дзэн-буддизма и эстетикой минимализма и простоты, которая востребована в современной моде. Дзэнга — японская дзэн-буддистская живопись — воплощает идеи трансцендентности, пустоты и гармонии, выраженные через лаконичные, но эмоционально насыщенные изображения. Этот стиль передает дзэнскую концепцию «ма» — идею значимости пустоты, которая находит отклик в минималистическом дизайне одежды.

Современные дизайнеры, вдохновленные искусством дзенга, часто избегают лишних украшений и предпочитают строгие, аскетичные линии, простые формы и естественные цвета, чтобы создать образы, передающие внутреннюю гармонию и баланс. Они используют элементы асимметрии, неровные силуэты и многослойность, что напоминает образы, встречающиеся в дзэн-произведениях, где гармония достигается через баланс света и тени, формы и пустоты.

Влияние дзэнга на модный дизайн прослеживается в стремлении к «тишине» и «простоте», где акцент делается на материал и текстуру, а не на сложные орнаменты и броские детали. Одежда, вдохновленная дзэн-живописью, часто выполнена в однотонных палитрах, а ткани подчеркивают натуральную текстуру и мягкость, что позволяет создать эффект «пустоты» — одного из ключевых аспектов дзэн-эстетики.

В итоге, влияние дзэнга на современную моду подчеркивает не просто внешние формы, но и внутреннюю философию, которая ставит на первый план баланс, гармонию с природой и эстетическую строгость. Эта связь между философией и модой подчеркивает стремление современных дизайнеров выйти за пределы материального и использовать одежду как способ выражения глубокой внутренней гармонии, вдохновленной многовековой дзэнской мудростью.

Original size 800x517

Маруяма Окё «Павлинья пара» \ 1781 г.

Bibliography
Show
1.

Искусство Дзен. Дзен-минимализм в японском дизайне и искусстве. — URL: https://theartofzen.org/zen-inspired-minimalism-japanese-design-art/ (дата обращения: 14.11.2024).

2.

Кавакубо, Р. О дзен-эстетике в современной моде // Elle Japan. — 2019.

3.

Кано Мотонобу // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кано_Мотонобу (дата обращения: 14.11.2024).

4.

Кендам. Фотографии с подиума // Кендам. — URL: https://kendam.com/photos/runway/ (дата обращения: 14.11.2024).

5.

Маруяма Окё // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маруяма_Окё (дата обращения: 14.11.2024).

6.

Пейн, Р. Т. Искусство дзен. — Токио: Чарльз Е. Таттл Компания, 1959.

7.

Таварая Сотацу // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Таварая_Сотацу# (дата обращения: 14.11.2024).

8.

Хасэгава Тохаку // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хасэгава_Тохаку (дата обращения: 14.11.2024).

9.

Шедевр японской культуры. Шедевр японской культуры. — URL: https://www.masterpiece-of-japanese-culture.com/ (дата обращения: 14.11.2024).

10.

Sesshū Tōyō // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sesshū_Tōyō (дата обращения: 14.11.2024).

11.

Vogue. Показы мод. — URL: https://www.vogue.com/fashion-shows (дата обращения: 14.11.2024).

12.

Yamamoto, Y. Природа минимализма в современной моде // Vogue Japan. — 2020.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.
Влияние традиционной японской живописи дзэнга на современную моду
47
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more