Original size 1140x1600

«Зебры очень красивые»: Степан Лысенко о несостоявшемся празднике

17
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Зебры очень красивые» Степана Лысенко.

ЦСИ «Винзавод» (Акцизный зал), 15.05.25–01.06.25 Куратор: Татьяна Осипова

0

Виды экспозиции

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В Акцизном зале ЦСИ «Винзавод» художник Степан Лысенко выстраивает персональную выставку как внутреннюю архитектуру личной мифологии — тревожной, уязвимой, нежной и печальной. «Зебры очень красивые» — не столько про зебр, сколько про обретение идентичности человека и художника; про символическую борьбу и конфликт с миром, с которым тот не желает считаться. Эскапизм и внутренняя эмиграция помогают увидеть окружение через остранение и, казалось бы, веселую игру. Тем не менее, смещение внимания в сторону фантазии не столько греет, сколько удерживает — как единственная возможность самопомощи.

0

Виды экспозиции

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Экспозиция сформирована как поле фантастических героев, невероятных атрибутов. Они застыли в метаморфозах, надеясь принять финальный облик. Здесь — текстиль, объекты, скульптуры, видео, а также обволакивающий экспонаты свет и общая декоративность; во всем этом чувствуется неуверенность, попытка спрятаться или раствориться.

Почти все в пространстве является автопортретом; Лысенко наблюдает за собой в разных состояниях. Воображение видоизменяет его первоначальную идентичность, рождает иных прототипов, новых друзей и врагов. Автопортрет для художника — акт закрепления образа в мгновении или вечности.

Original size 3444x2431

«Фламинго и я», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Художник наблюдает за собой через стадии взросления с сопутствующими физиологическими и психологическими видоизменениями: соотносит себя с фламинго, зеброй, пиньятой, фарфоровыми фигурками, облачками, другими детьми. Создавая систему образов, Лысенко формирует механизмы художественного выживания в конфликтном мире. «Праздничные» маски — средство приспособления: сегодня художник веселится у бассейна, завтра живет на полочке среди коллекционных статуэток, послезавтра — загадывает желание в костюме банана на дне рождения.

В сводчатом пространстве зала праздничные яркие декорации манят стать частью мифологии художника: гостями на условном празднике, которого никогда не было и не будет. Экспонирующиеся инсталляции создают ситуации, куда можно заглянуть и увидеть борьбу Лысенко с «Я» и «Они». Битва за самость облечена в нарядные костюмы, что усиливает конфликт с миром.

Original size 3444x2431

Посетители на выставке

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Встречает посетителя инсталляция «Пиньяты» (2025) — важная метафора невоплотимости желания через насильственный жест. Центральным образом остается фламинго («Фламинго и я», 2025) — не прелестная розовая птица, а темный навязчивый символ внутреннего искажения. Это и красивая бутафория, и образ тревоги, и эстетический капкан. Красота у Лысенко вместо удовольствия приносит тяжесть. Фламинго — личный миф, который нельзя забыть, потому что он стал клеткой.

Original size 3444x2431

Слева: «Пиньяты», 2025. Инсталляция / Справа: «Фламинго и я», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Инсталляция «Зоопарк» (2025) — еще один важный смысловой узел, расположившийся у центра выставки. Художник помещает в зале фигуры подростков, наблюдающих за гигантской розовой зеброй сквозь забор. Но зебра — недосягаемая, пустая оболочка, спроецированная фантазия, в которую нельзя войти. Художник наблюдает, но не может коснуться желаемого, совпасть с образом мечты, что вызывает внутреннюю злость.

0

«Зоопарк», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

О личном семейном опыте и вопрошании о «Я» рассказывается в инсталляции «Шкаф» (2025). Лысенко перерабатывает семейное наследие, осмысляя понятие принадлежности, через акт художественного внедрения в семейные реликвии. Тема изгнанничества и бродяжничества в поиске основ бытия отражена в расставленных по пространству объектах-мутантах: «Обловечках» (2025).

0

Изображение 1: «Шкаф», 2025. Инсталляция / Изображение 2: «Обловечки», 2025. Инсталляция

В видео «Пум-пум-пум» (2025), расположенном в центре зала, появляются герои предыдущих работ — они словно возвращаются в замедленном сне и вызывают чувство беспокойства.

0

«Пум-пум-пум», 2025. Видео

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

О необъяснимом, очень странном и даже немного страшном празднике художник говорит в инсталляции «Праздник» (2025): здесь персонаж человека-банана сидит за столом с вырванной из контекста атрибутикой: пластиковой едой, кубиками, мышеловкой, гипсовыми пальцами.

0

«Праздник», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Инсталляции «Дальнее плавание» и «Вечеринка у бассейна» (обе — 2025) привносят символику воды и метафору Одиссеи — эскапизма, который давно перестал быть утешением, и вечного путешествия. Художник продолжает имитировать игру возрастов и эмоционально-телесных режимов через дихотомию: иронии и тоски, действия и бездействия.

0

Изображение 1: «Дальнее плавание», 2025. Инсталляция / Изображения 2–3: «Вечеринка у бассейна», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В финале художник пристальнее смотрит на себя, вопрошая об отсутствии. В работе «Шкура художника» (2025) Лысенко снимает с себя «кожу» с паттерном как у зебры и натягивает на раму. Рядом — «Семейный портрет» (2025), представляющий не конкретный образ, а детурнемент родственных связей.

0

Изображение 1: «Шкура художника», 2025. Инсталляция / Изображение 2: «Семейный портрет», 2025. Инсталляция

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

На выставке «Зебры очень красивые» Лысенко постоянно задается вопросом об обретении свободы идентичности, об отстаивании ее уникальности и самобытности в контексте постоянного контроля извне. Выставка не про трагедию. Она — про попытку освоиться внутри собственной мифологии, даже если та трещит по швам, даже если внешняя и внутренняя красота стала тяжелой, даже если праздник — фикция. Это жест бережного сопротивления забвению себя и одновременно — поиск новых путей существования.


Изображения предоставлены пресс-службой ЦСИ «Винзавод».

Автор текста: Майкл Арутюнян

«Зебры очень красивые»: Степан Лысенко о несостоявшемся празднике
17
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more