


Birth — Signe Baumane, 2009
Истории, рассказанные женщинами в жанре анимации, это яркое отображение того, как женщины себя ощущают в современном обществе, двигающиеся картинки помогают более наглядно показать опыт и переживания, трансформации физического и психологического в процессе жизни. Это новый, открытый взгляд на себя и взаимоотношения внутри общества. Наиболее ярким аспектом, выражающим женскую идентичность в этих произведениях является изображение женского тела, его метаморфоз, его физики. Это исследование посвящено анализу того, как тело представляется в современной женской анимации, какие метафоры, приемы, инструменты используются для описания опыта переживания тела, его изменений и его психологического осмысления в сознании героини анимационного фильма.

Sixteen— Violet Shin, 2022
Анимация как медиум предоставляет возможность для визуальной и символической игры с телесными формами, акцент на телесность женских персонажей поможет понять как на уровне физических ощущений отражаются социальные, гендерные конструкты. Для анализа того, как героини осознают своё «я» и свою идентичность, используется теоретическая рамка, основанная на концепции Джудит Батлер о перформативности идентичности, её изменчивости и социальной детерминированности процесса самосознания. Также в качестве текстовых источников для исследования выступают материалы о месте женщин их влиянии в анимационной индустрии.

A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021
Тело — это то, с помощью чего мы познаем мир вокруг себя, то с помощью чего мы познаем самих себя, мы не отрешены от тела, мы и оно само. То как мы будем воспринимать себя познавая свое собственное тело и тела того, что вокруг, зависит от уже устоявшихся паттернов поведения который, принятых в обществе. Другими словами, то есть словами Джудит Батлер от перформативности гендера, от «цитированных практик, благодаря которым дискурс производит эффекты, которые он называет». «То, как мы действуем, ходим и говорим консолидируется в общее впечатление о том, являемся ли мы женщиной или мужчиной», чтобы понять, что перед нами женщина не обязательно видеть типичные феминные внешние черты. Таким образом можно определить характер анализа тела в данном исследовании: анализ социальной и индивидуальной идентичности героинь через призму визуальной трансформации тела в его перформативности. Анимация, с ее метафоричностью и разнообразием языка, как нельзя подходящий медиум чтобы понять переживания, которые связаны с ролью тела женщины в обществе.
Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015
Рубрикация исследования строится на анализе переживания тела женщинами в четырех позициях, наиболее ярких и репрезентативных с точки зрения опыта: осознание собственного тела, тело героини и ее связь с другими персонажами, беременность, старение. Если упростить данную схему получится путь усредненный физиологический жизненный путь женщины: детство, взросление, материнство и старость. Так или и иначе в каждой главе главным фокусом является женское тело, физика формы, стилистические приемы и материалы которые были использованы для изображения тела или метафоры телесных переживаний.
Принцип отбора материала в данном исследовании предполагает анализ опыта телесности в работах современных женщин-режиссеров короткометражной авторской анимации, так как именно эта форма анимации может раскрыть самые сокровенные и непривычные для массового зрителя темы и образы. Для этой цели были выбраны короткометражные анимационные фильмы, преимущественно созданные в странах Европы и Северной Америки, в которых раскрывается та или иная сторона жизни женщины, приведенная в принципе рубрикации исследования.


Woman — Signe Baumane, 2002
Путь к собственному телу
Body Echo — Ali Aschman, 2018
В данном разделе будут рассмотрены примеры, где героиня — единственное живое действующее лицо в анимационном фильме. Что происходит с женщиной наедине с собой, какие мысли и чувства представлены в виде изменения телесной оболочки персонажа.
Али Ашман в своих Анимационных работах отражает очень сложные чувства с помощью распада личности на две, три части. В «Эхо тела» героиня переживает свое существование своего тела запертой в комнате, разделение на два экрана и на две части героини помогает одновременно показать два состояния: физическое в пространстве комнаты и психологическое в пространстве тела как запертой комнаты. Фарфор, распадаясь на части, показывает замкнутые очертания частей тела, даже в состоянии распада героиня не может покинуть тело, собираясь и распадаясь по ходу мультфильма. В другой работе художница применяет механику распада по другому. Главная героиня распадается на три личности, разные по масштабу, они оказывают поддержку и заботу самой маленькой версии героини, изначальной. Так Али Ашман показывая поддержку и любовь к себе не смотря на трудности.
Shadow Passage — Ali Aschman, 2019
В коротком метре Кристины Алексеенко «Over it» героиня переживает расставание. Бестелесность, невидимость образа героини метафорически отражает чувство пустоты внутри от грубых слов партнера. В данном примере, как и в анимации Али Ашман, перформативность тела тесно связана с метафорическим пространством: фон, предметы интерьера более материальны, реальны чем сама главная героиня в кадре.
Почему наши тела должны заканчиваться кожей или включать в лучшем случае других существ, обтянутых кожей?
— Донна Харауэй, Манифест киборгов
Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015
Мартина Скарпелли в фильме «Cosmoetico» так же работает с пространством тела внутри и снаружи, с его границами: где заканчивается мое «Я» и что будет если его уничтожить? Такими непростыми вопросами задается главная героиня «стягивая с себя» свое «Я» или «стирая» как косметику.
What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018


Breast Friends — Caitlin Young, 2020
В работах «Breast Friends» Кейтлин Янг и «What is Beauty?» Анны Гинзбург рассматривается тема отношения к физическому облику женщины.
Кейтлин Янг делает груди своей героини персонажами, которые говорят о теле главной героини: одна говорит об операциях которые нужно бы сделать, другая противостоит. Образ женщины с обложек журналов и в социальных сетях, идеальное тело заставляет сомневаться в себе, отказаться от встреч.
Анна Гинзбург собирает визуальный ряд из множества женских образов от венер палеолита до Ким Кардашьян, исследуя таким образом границы красоты, и изменчивость идеального образа. Переходя от одного образа к другому с помощью инструмента морфинга Анна Гинзбург показывает также социальные роли: женщина-мать и женщина-подруга.


Breast Friends — Caitlin Young, 2020
What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018


What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018
Женщина и другие
Eating In The Dark — Inari Sirola, 2022
Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018; A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021
В этом разделе приведены примеры положения тела женщины в социуме, в отношениях с «другими». Тема изнасилования, страха за свое тело, непрошенного вторжения рассматривается в работах Марго Боуман и Анны Гинзбург.
Марго Боуман в «Common Misconceptions» вычленяет слова-предвестники непрошенного вторжения в тело мужчиной, соединяя их с образом глаз «пожирающих» женнское тело взглядом. Тело становится точкой в пространстве других людей-точек как на карте, показывая близость опасности.
Чужие руки, типично мужественные, большие трогают скованное женское тело в «Common Misconceptions» и работе «Love/Hate Relationship» Анны Гинзбург, анимации про разнообразие женской груди, втором фильме художницы о разнообразии женского тела и его принятии.
Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018


Pain — Nadezhda Fedotova (Goldman), 2015
Распад по частям тела в коротком метре «Боль» Надежды Федотовой (Надя Гольдман) происходит в отношениях с мужчиной. Пока он обнимает героиню, она буквально разваливается на части.
Love Soldiers — Chloe Feinberg, 2017
В работе Хлои Файнберг «Love Soldiers» показана доминирующая роль женщины в антиутопической сеттинге. Мы смотрим на мир женскими глазами, мужчины выстроены в ряд, объективация мужчин ярко показана образом сосуда из мужского тела с выливающейся жидкостью — мужским семенем, женский аналог которого будет рассмотрен позднее в главе о беременности и материнстве. Монумент женскому половому органу в пространстве храма подчеркивает: тело женщины в данном социальном контексте обладает физической силой, своим взглядом на мир. Тело мужчины, напротив, распадается, являясь всего лишь инструментом, сосудом.
舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023
Кахо Ёсида также изображает доминирующую позицию женщины над мужчиной. В короткометражной работе «舌 Tongue» героиня собирает мужские языки со свиданий, чтобы потом использовать их для своего удовлетворения.
Tram — Michaela Pavlatova, 2012
Фильм «Tram» Микаэлы Павлатовой раскрывает сексуальные фантазии и пульсирующее желание пассажирки трамвая. Изображая карикатурные человеческие фигуры, абстрактные понятия, образы сновидений и метаморфозы: «Павлатова иллюстрирует сложные, но в то же время забавные вещи, которые возникают, когда вы пытаетесь угодить своему телу и его потребностям».
Teat Beat of Sex — Signe Baumane, 2008
Женский взгляд на секс и собственную сексуальность важная тема для рассмотрения тела в женской анимации. Образ гетеросексуальных сексуальных отношений с мужчиной с точки зрения восприятия женщиной рассматривается также Сигне Баумане. В «Teat Beat of Sex» она метафорически показывает сексуальные потребности героини, создавая образ женских половых органов в виде чашки, в которую окунаются разные овощи, похожие на фаллос. Сигне отделяет тело от органа наслаждения женщины, прием в данном случае используется иронично. Принятие своих физиологических нужд не отрицается и умалчивается героиней, но является главным предметом мультфильма, она обнимает чашу наслаждения, оберегая ее и заботясь. Повествование заканчивается выводом героини: «Masturbation can keep you out of trouble».
Haley and Joanna — Laura Jayne, 2018
Социальная роль подруги рассматривается Лорой Джейн в «Haley and Joanna». две девушки находятся в комнате и обсуждают свое тело: секс и то, как прекрасно ходить без лифчика. Свобода тем, свобода тела и защищенность пространства от мужского взгляда создают непринужденность в форме тел героинь, розовый фон как пространство кадра воспринимается не как пустота внутри девушек, как это было с работой Кристины Алексеенко «Over it», но как единство материала, единство тел двух подруг.
Love — Reka Bucsi, 2019
Мультфильм Реки Бучи «Love» никак не обозначает гендер персонажей, все персонажи не имеют волос и каких-то половых признаков. Это пример анимации про любовь без гендерного дискурса, но тем не менее он важен. Тело одного из персонажей прозрачное, как будто открытое для окружающего мира, чтобы впустить любовь в себя. «Бестелесное» тело имеет другое прочтение нежели в других приведенных мной примерах, указывая на разнообразие языка, интерпретации образов тела в женской анимации.
Беременность и материнство
Birth — Signe Baumane, 2009
Наиболее показательный пример социальной идентичности, ее интерпретации женщинами-режиссерами показан в этой главе. Беременность является очень сильной трансформацией не только социального статуса женщины но и ее отношения к своему телу. В примерах рассмотрим как разные авторы осмысляли эту тему языком анимации.


Birth — Signe Baumane, 2009; Egg — Martina Scarpelli, 2018
Процесс зачатия в «Birth» Сигне Баумане и «Egg» Мартины Скарпелли похож метафоре: горошина и яицо внитри женщины. Обе героини словно сосуды для плода, в «Birth» это буквальная физическая оболочка женского тела.
Sixteen— Violet Shin, 2022
В «Sixteen» Вайолет шин показаны переживания героини подростка в момент когда она узнала о беременности, тело героини относительно фона уменьшается, когда она понимает что с ней происходит.


Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019; The Expected — Carolina Sandvik, 2021
Стремительные перемены в теле во время беременности у героинь анимационных фильмов очень яркий образ, показывающий стремительность жизни. В «Nevada» Эмили Эн Хоффман и «The Expected"Каролины Сандвик скорее в силу медиума кукольной анимации мы не увидим изменеий всего тела, не только живота, но увидим это далее в «Birth» Сигне Баумане и «Egg» Мартины Скарпелли.
Birth — Signe Baumane, 2009
В «Birth» Сигне Баумане рождение происходит метафорой взрыва или разлома: ваза-женщина, нужная мужу только в качестве сосуда, который вынашивает ребенка, была разбита этим мужем, патриархальной моделью общества; главная героиня надувается и лопается со взрывом как воздушный шар.


Birth — Signe Baumane, 2009
Ребенок, как часть героини, пока он находится в ее животе, представляется неким дьяволом, а процесс отрезания пуповины — нарезкой мяса. Но отрезанная пуповина, даже после отсоединения плода и матери друг от друга все равно тянет мать к ребенку, это показывает мучительность процесса родов и неразрывную связь матери с ребенком.
Birth — Signe Baumane, 2009


Wave — Evie Metz, 2022
Наиболее ярко и без приукрашивания и стеснения показан процесс родов в «Wave» Иви Мец, пластилиновая фактура, выбранная как медиум придает особую материальность событию.
В работе Элли Стерн «Waste Away» о беременной бездомной женщине мы видим женщину насквозь, как аппараты узи видят ребенка внутри матери.


Waste Away — Elly Stern, 2020
About a Mother — Dina Velikovskaya, 2020
Дина Великовская в фильме «Про маму» изображает тело матери, а именно ее волосы, как ресурс для детей, как ее силы с помощью которых она растит детей, героиня готова пожертвовать своими волосами ради благополучия своих родных детей.
В «Birth» Сигне Баумане мы видим ту же ситуацию, героиня все сделает для своего ребенка, но отношение самой Сигне к такой позиции отражено в положении тела героини и ее размера относительно ребенка в кадре.


Birth — Signe Baumane, 2009


The Expected — Carolina Sandvik, 2021
«The Expected» Каролины Сэндвик повествует об ужасном горе — потери ребенка. Телесность героини отражена в данном случае материалом анимации: словно пакет сдувается живет героини и появляется красная краска. Она выглядит как опустошенная надувная кукла, лежа на кровати. Материальность передачи телесного опыта невероятно обогащает повествовательный нарратив такой сложной для любого медиума темы.
The Expected — Carolina Sandvik, 2021
Egg — Martina Scarpelli, 2018
«Яйцо» Мартины Скарпелли так же как и «Cosmoetico» выражает отношение к беременности не только пространством тела и его трансформации, но и пространством вокруг тела, которое сковывает, не оставляет выбора главной героине. Заключает в рамку социальной роли будущей матери. Процесс вынашивания ребенка выражается символическими метаморфозами тела и пути плода внутри тела главной героини.
Изменения тела после рождения ребенка так же затронуты женщинами в современной женской анимации: «Яйце» героиня отсчитывает пальцами складки на теле, в «Birth» Сигне Баумане, родившая женщина надевает новую грубую, бугристую кожу на свое молодое нежное тело.
Birth — Signe Baumane, 2009
Старость
In Her Boots — Kathrin Steinbacher, 2021
Старение — естественный процесс для человеческого организма. Переживание старости на уровне тела изображается в современной анимации по-разному, восприятие этого процесса как и других изменений тела рассмотренных выше зависит от культурных особенностей страны, так или иначе относящейся к производству мультфильма.
В «In Her Boots» Кэтрин Штайнбахер изображает тело героини-бабушки активным, полным сил и энергии, в то же время витальность этого тела может легко ускользнуть и запорошиться снегом, метафора смерти и увядания.


Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021; Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006
Наиболее ярко стареющее тело и отношение героинь к нему представлено в фильмах Джоанны Куинн «Affairs of the Art» и «Dreams and Desires: Family Ties».
Героини обоих мультфильмов изображены без стеснения, с легкой иронией к себе и окружающим. В кадре всегда много тела без приукрашивания, но героини все-таки переживают психологически процесс старения. В «Affairs of the Art» Беверли делает очень много пластических операций чтобы выглядеть молодо, ее сестра, главная героиня и рассказчик переживает по поводу своего тела, так же как и сестра делает операцию по увеличению груди, по инициативе своего мужа.
Работы Джоанны Куинн наполнены неровностями и эксцентричными выпуклостями тела, разложения и плотского наслаждения. Частично это является отсылкой к традициям английского юмора, часто локализованном в нижней области тела, но не менее важной частью «сознания тела» Куинн является именно ее аргумент: тело нужно видеть и не идеализировать.


Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006; Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021
Заключение


Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019
В заключении можно сказать что телесность в современной женской фигуративной анимации действительно отражает зачастую социальные конструкты Перформативность идентичности, детерминированности обществом процесса познания себя и границ своего тела очень явно показана в анимационных работах приведенных в исследовании. Изменчивость тела и его осознания в социуме в метафорических, символических играх, очень ярких образах показана в женской современной анимации, отражая женский взгляд на жизнь, относительно новый для 21 века.
舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023
SARA ÁLVAREZ SARRAT — INNOCENT AND INVISIBLE: WOMEN BEHIND BARS IN ANIMATED DOCUMENTARIES // ANIMATION STUDIES URL: https://journal.animationstudies.org/sara-alvarez-sarrat-innocent-and-invisible-women-behind-bars-in-animated-documentaries/ (дата обращения: 22.05.2024).
Women’s Animation and the Creative Feminist Politics of Social Change // lareviewofbooks URL: https://lareviewofbooks.org/article/womens-animation-and-the-creative-feminist-politics-of-social-change/ (дата обращения: 20.05.2024).
Butler, J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of Sex. — 1-e изд. — London: Routledge, 2011. — 256 с.
Fantasy, Femininity and Heroism: A look into Miyazaki’s female characters // Fantasy animation URL: https://www.fantasy-animation.org/current-posts/fantasy-femininity-and-heroism-a-look-into-miyazakis-female-characters (дата обращения: 219.05.2024).
Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015; https://vimeo.com/121798335 (дата обращения 22.05.2024)
What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018; https://vimeo.com/121798335 (дата обращения 20.05.2024)
Sixteen— Violet Shin, 2022; https://vimeo.com/733455909 (дата обращения 18.05.2024)
A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021 https://vimeo.com/476276562 (дата обращения 17.05.2024)
Woman — Signe Baumane, 2002; http://www.signebaumane.com/woman (дата обращения 16.05.2024)
Body Echo — Ali Aschman, 2018; https://vimeo.com/270127588 (дата обращения 18.05.2024)
Shadow Passage — Ali Aschman, 2019; https://vimeo.com/345245302 (дата обращения 18.05.2024)
Over it — Kristina Alekseenko, 2019; https://vimeo.com/341889605 (дата обращения 20.05.2024)
Breast Friends — Caitlin Young, 2020; https://vimeo.com/396392696 (дата обращения 21.05.2024)
In Her Boots — Kathrin Steinbacher, 2021; https://vimeo.com/463339293 (дата обращения 11.05.2024)
Eating In The Dark — Inari Sirola, 2022; https://vimeo.com/690182055 (дата обращения 20.05.2024)
Egg — Martina Scarpelli, 2018; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 17.05.2024)
Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018; https://vimeo.com/275627873 (дата обращения 22.05.2024)
Pain — Nadezhda Fedotova (Goldman), 2015; https://www.youtube.com/watch?v=gtalqOzzWyA&ab_channel=ВГИКим.С.А.Герасимова (дата обращения 19.05.2024)
Birth — Signe Baumane, 2009; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 21.05.2024)
Love Soldiers — Chloe Feinberg, 2017; https://vimeo.com/220147254 (дата обращения 18.05.2024)
舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023; https://vimeo.com/771846252 (дата обращения 22.05.2024)
Tram — Michaela Pavlatova, 2012; https://www.youtube.com/watch?v=C7u4af_qnbU&ab_channel=UniversCourt (дата обращения 12.05.2024)
Haley and Joanna — Laura Jayne, 2018; https://vimeo.com/268741150 (дата обращения 21.05.2024)
Love — Reka Bucsi, 2019; https://vimeo.com/316874134
Teat Beat of Sex — Signe Baumane, 2008; https://vimeo.com/268741150 (дата обращения 22.05.2024)
Birth — Signe Baumane, 2009; https://vimeo.com/24837094 (дата обращения 18.05.2024)
Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021; https://www.newyorker.com/video/watch/the-new-yorker-shorts-a-family-brought-together-by-pigeons-and-eyeball-filled-jars (дата обращения 22.05.2024)
Egg — Martina Scarpelli, 2018; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 18.05.2024)
Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019; ****https://vimeo.com/326589452 (дата обращения 22.05.2024)
The Expected — Carolina Sandvik, 2021; https://www.youtube.com/watch?v=ICcYDExSstk&ab_channel=gbgfilmfestival (дата обращения 18.05.2024)
Waste Away — Elly Stern, 2020; https://vimeo.com/430189334 (дата обращения 18.05.2024)
Wave — Evie Metz, 2022; https://www.nobudge.com/videos/wave (дата обращения 21.05.2024)
About a Mother — Dina Velikovskaya, 2020; https://vimeo.com/416460138 (дата обращения 22.05.2024)
Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006; https://vimeo.com/30801036 (дата обращения 22.05.2024)