Original size 1140x1600

Тело в современной женской анимации

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Birth — Signe Baumane, 2009

Истории, рассказанные женщинами в жанре анимации, это яркое отображение того, как женщины себя ощущают в современном обществе, двигающиеся картинки помогают более наглядно показать опыт и переживания, трансформации физического и психологического в процессе жизни. Это новый, открытый взгляд на себя и взаимоотношения внутри общества. Наиболее ярким аспектом, выражающим женскую идентичность в этих произведениях является изображение женского тела, его метаморфоз, его физики. Это исследование посвящено анализу того, как тело представляется в современной женской анимации, какие метафоры, приемы, инструменты используются для описания опыта переживания тела, его изменений и его психологического осмысления в сознании героини анимационного фильма.

big
Original size 1920x1080

Sixteen— Violet Shin, 2022

Анимация как медиум предоставляет возможность для визуальной и символической игры с телесными формами, акцент на телесность женских персонажей поможет понять как на уровне физических ощущений отражаются социальные, гендерные конструкты. Для анализа того, как героини осознают своё «я» и свою идентичность, используется теоретическая рамка, основанная на концепции Джудит Батлер о перформативности идентичности, её изменчивости и социальной детерминированности процесса самосознания. Также в качестве текстовых источников для исследования выступают материалы о месте женщин их влиянии в анимационной индустрии.

big
Original size 3000x1128

A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021

Тело — это то, с помощью чего мы познаем мир вокруг себя, то с помощью чего мы познаем самих себя, мы не отрешены от тела, мы и оно само. То как мы будем воспринимать себя познавая свое собственное тело и тела того, что вокруг, зависит от уже устоявшихся паттернов поведения который, принятых в обществе. Другими словами, то есть словами Джудит Батлер от перформативности гендера, от «цитированных практик, благодаря которым дискурс производит эффекты, которые он называет». «То, как мы действуем, ходим и говорим консолидируется в общее впечатление о том, являемся ли мы женщиной или мужчиной», чтобы понять, что перед нами женщина не обязательно видеть типичные феминные внешние черты. Таким образом можно определить характер анализа тела в данном исследовании: анализ социальной и индивидуальной идентичности героинь через призму визуальной трансформации тела в его перформативности. Анимация, с ее метафоричностью и разнообразием языка, как нельзя подходящий медиум чтобы понять переживания, которые связаны с ролью тела женщины в обществе.

Original size 1280x720

Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015

Рубрикация исследования строится на анализе переживания тела женщинами в четырех позициях, наиболее ярких и репрезентативных с точки зрения опыта: осознание собственного тела, тело героини и ее связь с другими персонажами, беременность, старение. Если упростить данную схему получится путь усредненный физиологический жизненный путь женщины: детство, взросление, материнство и старость. Так или и иначе в каждой главе главным фокусом является женское тело, физика формы, стилистические приемы и материалы которые были использованы для изображения тела или метафоры телесных переживаний.

Принцип отбора материала в данном исследовании предполагает анализ опыта телесности в работах современных женщин-режиссеров короткометражной авторской анимации, так как именно эта форма анимации может раскрыть самые сокровенные и непривычные для массового зрителя темы и образы. Для этой цели были выбраны короткометражные анимационные фильмы, преимущественно созданные в странах Европы и Северной Америки, в которых раскрывается та или иная сторона жизни женщины, приведенная в принципе рубрикации исследования.

Woman — Signe Baumane, 2002

Путь к собственному телу

0

Body Echo — Ali Aschman, 2018

В данном разделе будут рассмотрены примеры, где героиня — единственное живое действующее лицо в анимационном фильме. Что происходит с женщиной наедине с собой, какие мысли и чувства представлены в виде изменения телесной оболочки персонажа.

Али Ашман в своих Анимационных работах отражает очень сложные чувства с помощью распада личности на две, три части. В «Эхо тела» героиня переживает свое существование своего тела запертой в комнате, разделение на два экрана и на две части героини помогает одновременно показать два состояния: физическое в пространстве комнаты и психологическое в пространстве тела как запертой комнаты. Фарфор, распадаясь на части, показывает замкнутые очертания частей тела, даже в состоянии распада героиня не может покинуть тело, собираясь и распадаясь по ходу мультфильма. В другой работе художница применяет механику распада по другому. Главная героиня распадается на три личности, разные по масштабу, они оказывают поддержку и заботу самой маленькой версии героини, изначальной. Так Али Ашман показывая поддержку и любовь к себе не смотря на трудности.

0

Shadow Passage — Ali Aschman, 2019

В коротком метре Кристины Алексеенко «Over it» героиня переживает расставание. Бестелесность, невидимость образа героини метафорически отражает чувство пустоты внутри от грубых слов партнера. В данном примере, как и в анимации Али Ашман, перформативность тела тесно связана с метафорическим пространством: фон, предметы интерьера более материальны, реальны чем сама главная героиня в кадре.

Почему наши тела должны заканчиваться кожей или включать в лучшем случае других существ, обтянутых кожей?

— Донна Харауэй, Манифест киборгов

0

Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015

Мартина Скарпелли в фильме «Cosmoetico» так же работает с пространством тела внутри и снаружи, с его границами: где заканчивается мое «Я» и что будет если его уничтожить? Такими непростыми вопросами задается главная героиня «стягивая с себя» свое «Я» или «стирая» как косметику.

Original size 1920x1080

What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018

Breast Friends — Caitlin Young, 2020

В работах «Breast Friends» Кейтлин Янг и «What is Beauty?» Анны Гинзбург рассматривается тема отношения к физическому облику женщины.

Кейтлин Янг делает груди своей героини персонажами, которые говорят о теле главной героини: одна говорит об операциях которые нужно бы сделать, другая противостоит. Образ женщины с обложек журналов и в социальных сетях, идеальное тело заставляет сомневаться в себе, отказаться от встреч.

Анна Гинзбург собирает визуальный ряд из множества женских образов от венер палеолита до Ким Кардашьян, исследуя таким образом границы красоты, и изменчивость идеального образа. Переходя от одного образа к другому с помощью инструмента морфинга Анна Гинзбург показывает также социальные роли: женщина-мать и женщина-подруга.

Breast Friends — Caitlin Young, 2020

Original size 2600x1104

What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018

What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018

Женщина и другие

Original size 1920x1080

Eating In The Dark — Inari Sirola, 2022

0

Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018; A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021

В этом разделе приведены примеры положения тела женщины в социуме, в отношениях с «другими». Тема изнасилования, страха за свое тело, непрошенного вторжения рассматривается в работах Марго Боуман и Анны Гинзбург.

Марго Боуман в «Common Misconceptions» вычленяет слова-предвестники непрошенного вторжения в тело мужчиной, соединяя их с образом глаз «пожирающих» женнское тело взглядом. Тело становится точкой в пространстве других людей-точек как на карте, показывая близость опасности.

Чужие руки, типично мужественные, большие трогают скованное женское тело в «Common Misconceptions» и работе «Love/Hate Relationship» Анны Гинзбург, анимации про разнообразие женской груди, втором фильме художницы о разнообразии женского тела и его принятии.

0

Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018

Pain — Nadezhda Fedotova (Goldman), 2015

Распад по частям тела в коротком метре «Боль» Надежды Федотовой (Надя Гольдман) происходит в отношениях с мужчиной. Пока он обнимает героиню, она буквально разваливается на части.

0

Love Soldiers — Chloe Feinberg, 2017

В работе Хлои Файнберг «Love Soldiers» показана доминирующая роль женщины в антиутопической сеттинге. Мы смотрим на мир женскими глазами, мужчины выстроены в ряд, объективация мужчин ярко показана образом сосуда из мужского тела с выливающейся жидкостью — мужским семенем, женский аналог которого будет рассмотрен позднее в главе о беременности и материнстве. Монумент женскому половому органу в пространстве храма подчеркивает: тело женщины в данном социальном контексте обладает физической силой, своим взглядом на мир. Тело мужчины, напротив, распадается, являясь всего лишь инструментом, сосудом.

0

舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023

Кахо Ёсида также изображает доминирующую позицию женщины над мужчиной. В короткометражной работе «舌 Tongue» героиня собирает мужские языки со свиданий, чтобы потом использовать их для своего удовлетворения.

0

Tram — Michaela Pavlatova, 2012

Фильм «Tram» Микаэлы Павлатовой раскрывает сексуальные фантазии и пульсирующее желание пассажирки трамвая. Изображая карикатурные человеческие фигуры, абстрактные понятия, образы сновидений и метаморфозы: «Павлатова иллюстрирует сложные, но в то же время забавные вещи, которые возникают, когда вы пытаетесь угодить своему телу и его потребностям».

0

Teat Beat of Sex — Signe Baumane, 2008

Женский взгляд на секс и собственную сексуальность важная тема для рассмотрения тела в женской анимации. Образ гетеросексуальных сексуальных отношений с мужчиной с точки зрения восприятия женщиной рассматривается также Сигне Баумане. В «Teat Beat of Sex» она метафорически показывает сексуальные потребности героини, создавая образ женских половых органов в виде чашки, в которую окунаются разные овощи, похожие на фаллос. Сигне отделяет тело от органа наслаждения женщины, прием в данном случае используется иронично. Принятие своих физиологических нужд не отрицается и умалчивается героиней, но является главным предметом мультфильма, она обнимает чашу наслаждения, оберегая ее и заботясь. Повествование заканчивается выводом героини: «Masturbation can keep you out of trouble».

0

Haley and Joanna — Laura Jayne, 2018

Социальная роль подруги рассматривается Лорой Джейн в «Haley and Joanna». две девушки находятся в комнате и обсуждают свое тело: секс и то, как прекрасно ходить без лифчика. Свобода тем, свобода тела и защищенность пространства от мужского взгляда создают непринужденность в форме тел героинь, розовый фон как пространство кадра воспринимается не как пустота внутри девушек, как это было с работой Кристины Алексеенко «Over it», но как единство материала, единство тел двух подруг.

0

Love — Reka Bucsi, 2019

Мультфильм Реки Бучи «Love» никак не обозначает гендер персонажей, все персонажи не имеют волос и каких-то половых признаков. Это пример анимации про любовь без гендерного дискурса, но тем не менее он важен. Тело одного из персонажей прозрачное, как будто открытое для окружающего мира, чтобы впустить любовь в себя. «Бестелесное» тело имеет другое прочтение нежели в других приведенных мной примерах, указывая на разнообразие языка, интерпретации образов тела в женской анимации.

Беременность и материнство

Original size 640x472

Birth — Signe Baumane, 2009

Наиболее показательный пример социальной идентичности, ее интерпретации женщинами-режиссерами показан в этой главе. Беременность является очень сильной трансформацией не только социального статуса женщины но и ее отношения к своему телу. В примерах рассмотрим как разные авторы осмысляли эту тему языком анимации.

Birth — Signe Baumane, 2009; Egg — Martina Scarpelli, 2018

Процесс зачатия в «Birth» Сигне Баумане и «Egg» Мартины Скарпелли похож метафоре: горошина и яицо внитри женщины. Обе героини словно сосуды для плода, в «Birth» это буквальная физическая оболочка женского тела.

0

Sixteen— Violet Shin, 2022

В «Sixteen» Вайолет шин показаны переживания героини подростка в момент когда она узнала о беременности, тело героини относительно фона уменьшается, когда она понимает что с ней происходит.

Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019; The Expected — Carolina Sandvik, 2021

Стремительные перемены в теле во время беременности у героинь анимационных фильмов очень яркий образ, показывающий стремительность жизни. В «Nevada» Эмили Эн Хоффман и «The Expected"Каролины Сандвик скорее в силу медиума кукольной анимации мы не увидим изменеий всего тела, не только живота, но увидим это далее в «Birth» Сигне Баумане и «Egg» Мартины Скарпелли.

0

Birth — Signe Baumane, 2009

В «Birth» Сигне Баумане рождение происходит метафорой взрыва или разлома: ваза-женщина, нужная мужу только в качестве сосуда, который вынашивает ребенка, была разбита этим мужем, патриархальной моделью общества; главная героиня надувается и лопается со взрывом как воздушный шар.

Birth — Signe Baumane, 2009

Ребенок, как часть героини, пока он находится в ее животе, представляется неким дьяволом, а процесс отрезания пуповины — нарезкой мяса. Но отрезанная пуповина, даже после отсоединения плода и матери друг от друга все равно тянет мать к ребенку, это показывает мучительность процесса родов и неразрывную связь матери с ребенком.

0

Birth — Signe Baumane, 2009

Wave — Evie Metz, 2022

Наиболее ярко и без приукрашивания и стеснения показан процесс родов в «Wave» Иви Мец, пластилиновая фактура, выбранная как медиум придает особую материальность событию.

В работе Элли Стерн «Waste Away» о беременной бездомной женщине мы видим женщину насквозь, как аппараты узи видят ребенка внутри матери.

Waste Away — Elly Stern, 2020

0

About a Mother — Dina Velikovskaya, 2020

Дина Великовская в фильме «Про маму» изображает тело матери, а именно ее волосы, как ресурс для детей, как ее силы с помощью которых она растит детей, героиня готова пожертвовать своими волосами ради благополучия своих родных детей.

В «Birth» Сигне Баумане мы видим ту же ситуацию, героиня все сделает для своего ребенка, но отношение самой Сигне к такой позиции отражено в положении тела героини и ее размера относительно ребенка в кадре.

Birth — Signe Baumane, 2009

The Expected — Carolina Sandvik, 2021

«The Expected» Каролины Сэндвик повествует об ужасном горе — потери ребенка. Телесность героини отражена в данном случае материалом анимации: словно пакет сдувается живет героини и появляется красная краска. Она выглядит как опустошенная надувная кукла, лежа на кровати. Материальность передачи телесного опыта невероятно обогащает повествовательный нарратив такой сложной для любого медиума темы.

0

The Expected — Carolina Sandvik, 2021

0

Egg — Martina Scarpelli, 2018

«Яйцо» Мартины Скарпелли так же как и «Cosmoetico» выражает отношение к беременности не только пространством тела и его трансформации, но и пространством вокруг тела, которое сковывает, не оставляет выбора главной героине. Заключает в рамку социальной роли будущей матери. Процесс вынашивания ребенка выражается символическими метаморфозами тела и пути плода внутри тела главной героини.

Изменения тела после рождения ребенка так же затронуты женщинами в современной женской анимации: «Яйце» героиня отсчитывает пальцами складки на теле, в «Birth» Сигне Баумане, родившая женщина надевает новую грубую, бугристую кожу на свое молодое нежное тело.

Original size 640x472

Birth — Signe Baumane, 2009

Старость

0

In Her Boots — Kathrin Steinbacher, 2021

Старение — естественный процесс для человеческого организма. Переживание старости на уровне тела изображается в современной анимации по-разному, восприятие этого процесса как и других изменений тела рассмотренных выше зависит от культурных особенностей страны, так или иначе относящейся к производству мультфильма.

В «In Her Boots» Кэтрин Штайнбахер изображает тело героини-бабушки активным, полным сил и энергии, в то же время витальность этого тела может легко ускользнуть и запорошиться снегом, метафора смерти и увядания.

Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021; Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006

Наиболее ярко стареющее тело и отношение героинь к нему представлено в фильмах Джоанны Куинн «Affairs of the Art» и «Dreams and Desires: Family Ties».

Героини обоих мультфильмов изображены без стеснения, с легкой иронией к себе и окружающим. В кадре всегда много тела без приукрашивания, но героини все-таки переживают психологически процесс старения. В «Affairs of the Art» Беверли делает очень много пластических операций чтобы выглядеть молодо, ее сестра, главная героиня и рассказчик переживает по поводу своего тела, так же как и сестра делает операцию по увеличению груди, по инициативе своего мужа.

Работы Джоанны Куинн наполнены неровностями и эксцентричными выпуклостями тела, разложения и плотского наслаждения. Частично это является отсылкой к традициям английского юмора, часто локализованном в нижней области тела, но не менее важной частью «сознания тела» Куинн является именно ее аргумент: тело нужно видеть и не идеализировать.

Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006; Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021

Заключение

Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019

В заключении можно сказать что телесность в современной женской фигуративной анимации действительно отражает зачастую социальные конструкты Перформативность идентичности, детерминированности обществом процесса познания себя и границ своего тела очень явно показана в анимационных работах приведенных в исследовании. Изменчивость тела и его осознания в социуме в метафорических, символических играх, очень ярких образах показана в женской современной анимации, отражая женский взгляд на жизнь, относительно новый для 21 века.

Original size 1920x1080

舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023

Bibliography
Show
1.

SARA ÁLVAREZ SARRAT — INNOCENT AND INVISIBLE: WOMEN BEHIND BARS IN ANIMATED DOCUMENTARIES // ANIMATION STUDIES URL: https://journal.animationstudies.org/sara-alvarez-sarrat-innocent-and-invisible-women-behind-bars-in-animated-documentaries/ (дата обращения: 22.05.2024).

2.

Women’s Animation and the Creative Feminist Politics of Social Change // lareviewofbooks URL: https://lareviewofbooks.org/article/womens-animation-and-the-creative-feminist-politics-of-social-change/ (дата обращения: 20.05.2024).

3.

Butler, J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of Sex. — 1-e изд. — London: Routledge, 2011. — 256 с.

4.

Fantasy, Femininity and Heroism: A look into Miyazaki’s female characters // Fantasy animation URL: https://www.fantasy-animation.org/current-posts/fantasy-femininity-and-heroism-a-look-into-miyazakis-female-characters (дата обращения: 219.05.2024).

Image sources
Show
1.

Cosmoetico — Martina Scarpelli, 2015; https://vimeo.com/121798335 (дата обращения 22.05.2024)

2.

What is Beauty? — Anna Ginsburg, 2018; https://vimeo.com/121798335 (дата обращения 20.05.2024)

3.

Sixteen— Violet Shin, 2022; https://vimeo.com/733455909 (дата обращения 18.05.2024)

4.

A Love/Hate Relationship — Anna Ginsburg, 2021 https://vimeo.com/476276562 (дата обращения 17.05.2024)

5.

Woman — Signe Baumane, 2002; http://www.signebaumane.com/woman (дата обращения 16.05.2024)

6.

Body Echo — Ali Aschman, 2018; https://vimeo.com/270127588 (дата обращения 18.05.2024)

7.

Shadow Passage — Ali Aschman, 2019; https://vimeo.com/345245302 (дата обращения 18.05.2024)

8.

Over it — Kristina Alekseenko, 2019; https://vimeo.com/341889605 (дата обращения 20.05.2024)

9.

Breast Friends — Caitlin Young, 2020; https://vimeo.com/396392696 (дата обращения 21.05.2024)

10.

In Her Boots — Kathrin Steinbacher, 2021; https://vimeo.com/463339293 (дата обращения 11.05.2024)

11.

Eating In The Dark — Inari Sirola, 2022; https://vimeo.com/690182055 (дата обращения 20.05.2024)

12.

Egg — Martina Scarpelli, 2018; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 17.05.2024)

13.

Common Misconceptions — Margot Bowman, 2018; https://vimeo.com/275627873 (дата обращения 22.05.2024)

14.

Pain — Nadezhda Fedotova (Goldman), 2015; https://www.youtube.com/watch?v=gtalqOzzWyA&ab_channel=ВГИКим.С.А.Герасимова (дата обращения 19.05.2024)

15.

Birth — Signe Baumane, 2009; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 21.05.2024)

16.

Love Soldiers — Chloe Feinberg, 2017; https://vimeo.com/220147254 (дата обращения 18.05.2024)

17.

舌 Tongue — Kaho Yoshida, 2023; https://vimeo.com/771846252 (дата обращения 22.05.2024)

18.

Tram — Michaela Pavlatova, 2012; https://www.youtube.com/watch?v=C7u4af_qnbU&ab_channel=UniversCourt (дата обращения 12.05.2024)

19.

Haley and Joanna — Laura Jayne, 2018; https://vimeo.com/268741150 (дата обращения 21.05.2024)

20.

Love — Reka Bucsi, 2019; https://vimeo.com/316874134

21.

Teat Beat of Sex — Signe Baumane, 2008; https://vimeo.com/268741150 (дата обращения 22.05.2024)

22.

Birth — Signe Baumane, 2009; https://vimeo.com/24837094 (дата обращения 18.05.2024)

23.

Affairs of the Art — Joanna Quinn, 2021; https://www.newyorker.com/video/watch/the-new-yorker-shorts-a-family-brought-together-by-pigeons-and-eyeball-filled-jars (дата обращения 22.05.2024)

24.

Egg — Martina Scarpelli, 2018; https://vimeo.com/373368812 (дата обращения 18.05.2024)

25.

Nevada — Emily Ann Hoffman, 2019; ****https://vimeo.com/326589452 (дата обращения 22.05.2024)

26.

The Expected — Carolina Sandvik, 2021; https://www.youtube.com/watch?v=ICcYDExSstk&ab_channel=gbgfilmfestival (дата обращения 18.05.2024)

27.

Waste Away — Elly Stern, 2020; https://vimeo.com/430189334 (дата обращения 18.05.2024)

28.

Wave — Evie Metz, 2022; https://www.nobudge.com/videos/wave (дата обращения 21.05.2024)

29.

About a Mother — Dina Velikovskaya, 2020; https://vimeo.com/416460138 (дата обращения 22.05.2024)

30.

Dreams and Desires: Family Ties — Joanna Quinn, 2006; https://vimeo.com/30801036 (дата обращения 22.05.2024)

Тело в современной женской анимации
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more