«Сикстинская мадонна» — одна из самых известных работ мастера Высокого Возрождения, умбрийца Рафаэля Санти. Создана она была в 1512–1514 годах. Заказчиком картины выступил папа Юлий II, он происходил из семьи делла Ровере, а Святой Сикст (изображенный по правую руку Мадонны) был небесным покровителем этого рода.

В центре полотна изображена Дева Мария с младенцем Христом, окруженная святыми, она спускается вниз по облакам и словно готовится ступить на нашу землю. Фон картины написан в светлых и мягких тонах, что создает контраст и особенно выделяет фигуры святых. Одна из самых запоминающихся деталей — два ангела в нижней части картины, которые выглядят милыми и непосредственными по сравнению с величественными фигурами святых.

А деталь, на которую реже обращают внимание: зеленый занавес, который раздвигается словно для того, что впустить Мадонну в наш мир. Откуда взялась эта искусно выполненная «обманка»? Историк Хуберт Гримме выяснил, что эта картина задумывалась для размещения в соборе Святого Петра, где был расположен гроб папы римского Сикста IV (родственника Юлия II). Именно при нем была построена Сикстинская капелла, которую расписывал Микеланджело, теперь же данью уважения памяти понтифика должен был стать шедевр Рафаэля. Захоронение Сикста было в нише, и если бы картина располагалась над этим местом, возникло бы ощущение, что занавес — часть декора самого здания, что это граница между горним и дольним мирами. Однако такое новаторское полотно не удалось расположить в главном соборе католического мира, в итоге картина была направлена в провинциальную церковь в Пьяченце.

big
Original size 678x518

Во время войны «Сикстинская Мадонна», как и другие картины из Дрезденской галереи, была спрятана немцами, и поэтому уцелела при бомбардировках. После победы союзников картина была вывезена в СССР и хранилась в архиве Пушкинского музея в Москве. Она была отреставрирована и возвращена в Дрезден в 1955-м году вместе с другими картинами из Дрезденской галереи. Перед возвращением картины «Сикстинская Мадонна» и другие шедевры Ренессанса были показаны публике, выставка открылась накануне первого юбилея Победы, 2 мая 1955 года. Для большинства советских зрителей это была последняя возможность увидеть полотно Рафаэля, они приходили проститься с Мадонной, взглянуть на это неземное видение в последний раз. За четыре месяца выставку посетили 1,2 млн. человек.

Авторы текста: Александра Першеева, Александра Пантелеева

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more